Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление и развитие отечественного законодательства об организации и компетенции военных следственных органов

Работа №137476

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы74
Год сдачи2023
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Общая характеристика военных следственных органов СК РФ…………5
§ 1 История становления и развития военных следственных органов……………5
§ 2 Нормативно-правовое регулирование деятельности военных следственных органов СК РФ..14
§ 3 Особенности деятельности военных следственных органов СК РФ условиях вооружённого конфликта…………16
Глава 2 Правовое положение сотрудников военных следственных органов……30
§ 1 Процессуальное положения сотрудников ВСО в уголовном судопроизводстве…30
§ 2 Специфика правового статуса сотрудников военных следственных органов47
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованных источников………………71

В настоящее время российский законодатель в ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепил принцип приоритета прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, которые выступают в качестве наивысшей ценности, вверенной государству, и оно, с помощью собственных функций в обязательном порядке должно обеспечивать защиту прав и свобод граждан, безопасное существование социума. В российском правовом государстве учрежден надежный механизм охраны права, который способствует тому, что бы право исполнялось, а нарушения его исправлялись. Данная задача разрешается определенными государственными способами и средствами и, в первую очередь, с помощью осуществления правоохранительной функции правового государства, в т.ч. в лице военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
На сегодняшний день в Российской Федерации вопросы организации и компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации регламентируются посредством целостного комплекса нормативных правовых актов. Системный и критический анализ норм последних свидетельствует о том, что в них имеются отдельные пробелы и коллизии, которые, во – первых, способствуют формированию неоднозначной правоприменительной практики, во – вторых, создают предпосылки для ущемления прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в – третьих, нарушают требования нормотворческой техники (требование точности, краткости, логичности нормативных правовых предписаний и иные).
Стоит отметить и то, что в настоящее временя в правовой доктрине отсутствует полная и всесторонняя оценка положений современного (обновленного) законодательства, регулирующих вопросы организации и компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, что существенным образом сдерживает их последующее развитие. Также данное обстоятельство формирует проблемы в применении соответствующих норм законодательства.
Таким образом, на основе вышесказанного, можно сделать утверждение о том, что тема исследования является актуальной на сегодняшний день, а значит, требует как теоретического, так и практического изучения.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в области деятельности военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Предмет исследования - совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также учебная и специальная литература по теме исследования и правоприменительная практика.
Цель работы – исследование вопросов вопросы организации и компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, и выработка на данной основе направлений совершенствования законодательства.
Для достижения цели работы, необходимо разрешить следующие задачи:
1. Раскрыть общую характеристику военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
2. Изучить правовое положение сотрудников военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
3. Выявить проблемы правового положения сотрудников военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и предложить, обосновать пути их решения.
Методологическую основу работы составляют системный подход, методы структурно-функционального анализа, толкования, формально-юридический, специально-юридический и другие методы научного познания, способствующие реализации познавательного процесса и достижению поставленной цели. В ходе исследования широко использовались логические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, обобщение и др.
Теоретическую базу исследования составили учебные пособия, труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов по проблематике организации и компетенции военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, законодательные акты, статьи, опубликованные в периодической литературе, электронные ресурсы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале исследования перед нами поставлены задачи, которые решены следующим образом:
1. Условно процесс становления и развития правового статуса военного следователя можно разделить на 4 этапа: период Петровских преобразований (конец XVII века – начало XVIII века), реформы Александра II (1860-1880 года), советский этап развития и современность. В рамках каждого этапа осуществлялась трансформация как действующего законодательства, регламентирующего правовой статус военного следователя, так и структура военных следственных органов на территории России.
В настоящее время деятельность военных следственных органов СК РФ регламентируется посредством целостного комплекса нормативных правовых актов. Наравне с этим, в качестве основополагающих нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность военных следственных органов СК РФ выступает Конституция Российской Федерации, УПК РФ, Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации и иные нормативные правовые акты. Указанный нами перечень нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность военных следственных органов СК РФ, не является исчерпывающим, однако, является основополагающим. Все иные нормативные правовые акты в обозначенной области, как правило, принимаются с целью развития положений указанных нормативных правовых актов.
Боевая обстановка предопределяет ряд специфических особенностей организации и методики расследования преступлений, совершаемых военнослужащими: она оказывает непосредственное воздействие на организацию и методику проведения расследования, а также придает им особый характер в силу действующего правового режима в государстве.
2. Процессуальное положение сотрудников военных следственных органов СК РФ регламентируется, первостепенно, посредством ст. 38 УПК РФ. В частности, исходя из анализа последней, можно выделить следующие процессуальные правомочия следователя: возбуждать уголовное дело в порядке, который определяется УПК РФ; принимать уголовное дело к собственному производству либо передавать его руководителю следственного органа с целью направления по подследственности; самостоятельно устанавливать ход расследования, принимать решения относительно производства следственных и других процессуальных действий, кроме ситуаций, когда в силу УПК РФ требуется получение судебного решения либо согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания в порядке и ситуациях, которые определены УПК РФ, обязательные для выполнения письменные поручения о производстве оперативно – розыскных мероприятий, производстве определенных следственных действий, о выполнении постановления о задержании, приводе, аресте, производстве других процессуальных действий, а так же получать содействие в процессе их реализации; давать следователю, дознавателю либо органу дознания в порядке, который предусматривается ст. 189.1 УПК РФ, обязательное для выполнения письменное поручение относительно организации участия в следственном действии лица, участие которого в этом следственном действии признается необходимым; реализовывать другие правомочия, которые представляются УПК РФ.
Обобщенно, в уголовном судопроизводстве предназначение следователя военных следственных органов СК РФ, как представителя функции уголовного преследования, состоит в раскрытии преступления уголовно – процессуальными способами и средствами, привлечении в качестве обвиняемого лица, которое в действительности совершило преступление, и обосновании его виновности собранными уголовно – процессуальными доказательствами. Разрешая данные задачи, следователь военных следственных органов СК РФ совершает предусмотренные и урегулированные в УПК РФ действия, принимает соответствующие решения.
Следователь в уголовном судопроизводстве реализует процессуальную функцию, которая выражается в: реализации уголовного преследования от имени государства по уголовным делам, которые отнесены к их подследственности. Уголовное преследование выражается, в силу ст. 5 УПК РФ в процессуальной деятельности, которая осуществляется стороной обвинения для изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления; реализации предварительного расследования, т.е. реализация в определенном УПК порядке процессуальной деятельности по установлению подлежащих доказыванию и других имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, реализации уголовного преследования лица, которое совершило преступление, а так же принятию мер к обеспечению производства по делу и прав его участников, к возмещению причиненного преступлением ущерба.
Специфика правового статуса сотрудников военных следственных органов СК РФ, во-первых, заключается в подследственности им особой категории уголовных дел, во – вторых, в их процессуальной самостоятельности. Подчеркнем, что вопросы подследственности уголовных дел военным следственным органам СК РФ регламентируются в п. 4.3 Приказа СК РФ от 13 августа 2021 года № 131 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».
На законодательном уровне рамки процессуальной самостоятельности следователя в ходе производства предварительного следствия по уголовному делу, которое находится у него в производстве, определены в ч. 3 ст. 38 УПК РФ. Исходя из содержания последней, можно сделать утверждение о том, что процессуальная самостоятельность следователя в ходе производства предварительного следствия включает в себя два основных правомочия: самостоятельно направить ход расследования (к примеру, составить план расследования, выдвинуть следственные версии (общие, частные) и т.п.; прекратить производство по делу, приостановить производство по делу и т.п.); самостоятельно принять решение о производстве следственного и другого процессуального действия, которое необходимо для установления обстоятельств, которые имеют значение для уголовного дела, которое находится в его производстве (исключение – ситуации, когда требуется получение судебного решения (к примеру, обыск в жилище) либо согласие руководителя следственного органа (к примеру, дать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения по отношению обвиняемого)).
Комплексно можно сделать вывод о том, что процессуальная самостоятельность следователя – это сложно-конструктивная процессуальная категория. Ее сложность состоит в том, что она имеет несколько процессуальных значений, а именно: во – первых, она является правом следователя, в рамках которые определены нормами УПК РФ, отстаивать собственное мнение; во – вторых, она является правом следователя по самостоятельной реализации предварительного следствия по уголовному делу, которое находится у него в производстве. Данная самостоятельность ограничивается исключительно нормами УПК РФ, и не может ограничиваться иными участниками уголовного судопроизводства. В случае, если процессуальная самостоятельность следователя при производстве предварительного следствия ограничивается со стороны иных участников уголовного судопроизводства, то они могут быть привлечены к ответственности, которая определена в действующем законодательстве; в – третьих, она является обязанностью следователя, в рамках которые определены УПК РФ, нести ответственность за соблюдение законности, качественности и своевременности предварительного следствия по делам, которые находятся в его производстве.
3. В рамках исследования нами были предложены и обоснованы следующие направления совершенствования законодательства, регулирующего особенности организации и компетенции военных следственных органов СК РФ:
 добавить в военных следственных отделах по объединениям, соединениям, гарнизонам военных следственных органов СК РФ должности старшего инспектора и инспектора.
 закрепить в Уголовном кодексе Российской Федерации нормы военного времени, определяющие уголовную ответственность за совершение преступлений в боевой обстановке, а также существенно изменить процедуры производства ряда следственных действий применительно к боевой обстановке в уголовно-процессуальном законодательстве.
 представляется целесообразным ч. 1 ст. 38 УПК РФ и п. 4 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» исключить.
 п. 41 ст. 4 УПК РФ изложить в следующей редакции: «следователь – военнослужащий или федеральный государственный служащий, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом»;
 изложить наименование главы 6 УПК РФ в следующей редакции: «государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование».
 п. 55 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «уголовное преследование – это процессуальная деятельность определенных настоящим Кодексом государственных органов и должностных лиц, осуществляемая для установления факта, обстоятельств совершения общественно опасного деяния, которое предусмотрено нормами уголовного закона, и лица, его совершившего».
 ст. 141 УПК РФ дополнить ч. 8 и указать в ней аналоговое положение, что и в ч. 2 ст. 179 Уголовно – процессуального кодекса Республики Казахстан.
 ст. 141 УПК РФ дополнить ч. 9 и указать в ней аналоговое положение, что и ч. 6 ст. 168 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
 ч. 4 ст. 146 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела направляется прокурору не позднее 24 часов с момента его вынесения…».
 ст. 110 УПК РФ дополнить ч. 5 следующего содержания: «При признании судом, прокурором, руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела незаконным обвиняемый либо подозреваемый, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, незамедлительно освобождается, мера пресечения в отношении указанных лиц незамедлительно отменяется».
 ст. 82 УПК РФ дополнить ч. 6 следующего содержания: «При признании судом, прокурором, руководителем следственного органа постановления о возбуждении уголовного дела незаконным все изъятое по уголовному делу, не запрещенное в гражданском обороте, подлежит возвращению лицу, у которого было изъято, если это не приносит непоправимый ущерб процессу доказывания по уголовному делу и может быть возвращено без ущерба для процесса доказывания. При этом могут быть сделаны копии документов, которые в последующем могут быть использованы в качестве доказательств даже в случае утраты. О возвращении ранее изъятого должно выноситься соответствующее постановление».



1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 08.11.2023.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 22 ноября 2001 г. № 177-Ф3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
3. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
4. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
5. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76 – ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.-Дата доступа: 08.12.2023.
7. Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
8. Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Дата доступа: 11.11.2023.
9. О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru/.-Дата доступа: 11.12.2023.
10. Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации: Приказа Следственного комитета Российской Федерации от 13 августа 2021 года № 131 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://consultant.ru/.-Дата доступа: 11.10.2023.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz – Дата доступа: 02.12.2023.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.

Учебники, учебные пособия, монографии, диссертации, авторефераты диссертаций, научные статьи

13. Александров, А. С. Следственный комитет России и институциональная реформа предварительного расследования / А. С. Александров, М. Л. Поздняков // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2014. – № 1. – С. 24-28.
14. Антонов, А.Н. К вопросу о частной методике расследования преступлений, совершенных в зоне международного вооруженного конфликта / А.Н. Антонов // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – № 5. – С. 59-63.
15. Архипова, Ю. Е. Историческое исследование возникновения института судебного следствия, сравнительный анализ его становления / Ю. Е. Архипова // Молодой ученый. – 2022. – № 14 (409). – С. 147-150.
16. Афроменков, А.В. Актуальные проблемы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений в районах вооруженного конфликта / А.В. Афроменков // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – № 3. – С. 59-63.
17. Баев, О.Я. Усмотрения следователя об «исключительности» ситуации / О.Я. Баев // Воронежский государственный университет. – 2010. – №2. – С.271-283.
18. Безруков, А.С. Становление и развитие правового статуса военного следователя / А.С. Безруков // Юридическая наука. – 2021. – № 1. – С. 146-151.
19. Бекетов, А. О. Отмена прокурором постановления следователя о возбуждении уголовного дела / А. О. Бекетов, С. А. Табаков // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2017. – Т. 3, № 1. – С. 161-171.
20. Берова, Д.М. К вопросу о процессуальной функции следователя в уголовном судопроизводстве / Д.М. Берова // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 151-160.
21. Вартанов, А. Р. Проблемы процессуальной самостоятельности следователя по УПК РФ: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. – 28 с.
22. Власова, Н.А. Правовая регламентация возбуждения уголовного дела: состояние, проблемы и перспективы / Н.А. Власова // Научный портал МВД России. – 2021. – № 1. – С. 65-73.
23. Гнутова, Н. В. К вопросу о функциях и полномочиях следователя в уголовном процессе / Н.В. Гнутова // Наука сегодня: вызовы и решения : материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 25 января 2017 года / Научный центр «Диспут». Вологда: ООО «Маркер», 2017. – С. 90-92
24. Григорян, Г.М. Организация расследования и сбора доказательственной информации о военных преступлениях, как часть содержания концепции расследования военных преступлений, совершаемых противоборствующими сторонами вооруженного конфликта / Г.М. Григорян // Sciences of Europe. –2016. – № 6-3. – С. 21-24.
25. Дудак, В.О. Пределы процессуальной самостоятельности следователя / В.О. Дудак // Российский следователь. – 2021. – № 1. – С. 41-44.
26. Качабеков, К. Т. Функции следователя в современном уголовном судопроизводстве / К.Т. Качабеков // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 147-149.
27. Кругликов, А.П. Единый следственный аппарат в России: понятие, проблемы образования и функционирования / А.П. Кругликов // Российская юстиция. – 2014. – № 3. – С. 45-50.
28. Лугинец, Э.Ф. Соотношение идеи «Процессуальной свободы» и усмотрения следователя / Э.Ф. Лугинец // Вестник Удмуртского университета. – 2015. – № 1. – С.91-95.
29. Маликов, С.В. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта / С.В. Маликов. – М.: Юрайт, 2002. – 398 c.
30. Маликов, С.В., Савенков, А.Н. Руководство по военно-полевой криминалистике / С.В. Маликов, А.Н. Савенков. - М.: Юрайт, 2011. – 213 с.
31. Марфицын, П.Г. Усмотрение следователя с точки зрения деятельностного подхода / П.Г. Марфицын // Вестник Нижегородской Академии МВД России. – 2012. – № 7. – С.201-204.
32. Мозговой, О. А. Использование опыта деятельности военного следователя в условиях вооруженного конфликта для оптимизации военно-уголовного законодательства и в учебном процессе / О. А. Мозговой // Военное право. – 2018. – № 3(49). – С. 177-183.
33. Мусаев Х.А. Понятие и значение боевой обстановки в уголовном праве // Общество и право. – 2014. – № 1 (47). – С. 109-111.
34. Мухиддинов, А. А. Уголовно-процессуальная самостоятельность следователя в свете требований нового УПК Республики Таджикистан / А.А. Мухиддинов // Российский следователь. – 2012. – № 4. – С. 41-44.
35. Плотников, К. С. Становление правового и исторического опыта следственной деятельности / К.С. Плотников // Научные высказывания. – 2023. – №3 (27). – С. 97-101.
36. Победкин, А.В. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. / А.В. Победкин // Государство и право. – 2008. – № 6. – С. 48-51.
37. Рытькова, В.Ю. Правовое регулирование процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве России: дисс. ... канд. юрид. наук. Калининград, 2007. – 29 с.
38. Худякова, Е.С. Усмотрение следователя в процессе осуществления деятельности по производству предварительного следствия / Е.С. Худякова // Вестник ЮУрГУ. – 2014. – № 3. – С. 46-50.
39. Цветков, Ю.А. Следователь в судебном производстве / Ю.А. Цветков // Российская юстиция. – 2013. № 3. – С. 58-61.
40. Чхиквадзе, В.М., Савицкий, М. Положение о воинских преступлениях (комментарий) / Под ред. И.Т. Голякова. – Ашхабад, 1943. – 143 с.
41. Яшин, А.В. История становления и развития Следственного комитета Российской Федерации / А.В. Яшин // Вестник Пензинского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 53-59.

Судебная практика

42. Обзор практики по уголовным делам // ЭТАЛОН. Законодательство Российской Федерации [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Рос. Фед. - Москва, 2023.
43. Официальный сайт Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.-Дата доступа: 08.12.2023.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ