Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Женский вопрос в 50-60-х гг. XIX века 7
1.1 История женского вопроса 7
1.2 Взгляд Л.Н. Толстого на женщин и женский вопрос 20
1.3 И.С. Тургенев и женский вопрос 28
Глава 2 Женские образы в романах Л.Н. Толстого и И.С Тургенева 30
2.1 Взгляд писателей на женский характер 31
2.2 Женские типы в произведениях писателей 33
2.3 Идеал Тургенева и Толстого — тип женщины-матери 47
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 55
Приложение А Разработка внеклассного мероприятия по теме «Женские образы в романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстого» 60
Женский вопрос - явление шестидесятых годов XIX века. Русское общество того времени горячо обсуждало вопросы роли женщины в общественной жизни, об ее эмансипации и уравнении в правах с мужчиной.
Мемуарная литература о 60-х годах далеко не обширна. Из людей, находящихся в самой гуще освободительной борьбы, оставили свои воспоминания лишь очень немногие. К их числу относились: Н.В. Шелгунов, М.Л. Михайлов, Л.П. Шелгунова, Е.Н. Водовозова. Поэт, переводчик М.Л. Михайлов разрабатывает женский вопрос в статье: «Женщины. Их воспитание и значение в семье и обществе» [16]. Эта статья создала ему имя пионера в России.
Публицист, революционный деятель Н.В. Шелгунов писал: «Не смею утверждать, что именно статья Михайлова создала в России женский вопрос, но верно то, что она его очень двинула вперед» [51].
Е.Н. Водовозова в книге «На заре жизни» касалась женского вопроса. 60-м годам отвела она особую часть мемуаров - ими и заканчиваются воспоминания Водовозовой. Мемуаристка выдвигает вопросы, волновавшие современное общество того времени: споры о значении для общества искусства и естественных наук, дискуссии о любви и браке, о женской эмансипации и воспитании детей.
Актуальность темы, избранной для дипломной работы, объясняется тем, что в наше время культивируется тип деловой, независимой женщины, стираются различия между женским и мужским поведением. Но мы не должны забывать тип женщины-матери в русской классике с вечными ценностями: преданность семье, мужу, любовь к детям. Произведения Толстого и Тургенева тому свидетельство.
Объектом исследования в работе являются женские образы в художественных произведениях Толстого и Тургенева.
Предмет исследования - женский вопрос.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать женский идеал в представлении Толстого и Тургенева. Пересмотреть существующие исследования, касающиеся идеала, на основе эпистолярного наследия и художественных текстов писателей.
В соответствии с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи:
• рассмотреть отношение Толстого и Тургенева к женскому вопросу;
• исследовать различные женские типы в романах Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева.
В ходе работы применялся комплекс исследовательских методов: метод изучения, анализа и обобщения научной литературы; метод сопоставления употреблялся в ходе сравнения женских образов в произведениях Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева.
Материалом исследования послужили романы И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», «Накануне», роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир», роман «Семейное счастье», дневниковые записи, а также эпистолярное наследие писателей (письма конца 1850-1860-х годов).
Новизна исследования заключается в том, что нами изучены и сопоставлены образы героинь Тургенева (Арины Власьевны) и Толстого (графини Ростовой), а также образы Марии Болконской и Лизы Калитиной, которые раньше в литературоведении не сопоставлялись.
Практическая значимость дипломной работы: результаты исследования могут использоваться при подготовке к лекционному и практическому курсу «История русской литературы второй половины XIX века», на уроках в школе в старших классах, а также в спецкурсе по творчеству И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
Женский вопрос в эпоху 50-60-х гг. занимал очень важное место в обществе того времени.
60-е годы - это эпоха бурного обсуждения проблемы женской эмансипации, вопроса о назначении женщины, о роли в общественной жизни.
Женский вопрос нашел отражение в критической и мемуарной литературе (М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов и Е.Н. Водовозова), в русской романистике второй половины 19 века (Н.Г. Чернышевский, А.И. Гончаров, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и другие). Наше исследование посвящено его изучению в произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
Л. Толстой считал женский вопрос «удивительным недоразумением». Не удостоив пресловутый женский вопрос вниманием, Толстой был не позади, а впереди и своего, и нашего времени.
К сожалению, в научной литературе недостаточно исследований, посвященных взглядам Тургенева на женский вопрос.
Литературоведы традиционно противопоставляют Тургенева и Толстого потому, как они по-разному понимали вопрос о женской эмансипации, женском идеале. В эпистолярном общении не нашло исчерпывающего отражения все то, что вызывало споры и разногласия между Тургеневым и Толстым, в частности, враждебное отношение Толстого к некоторым либеральным воззрениям Тургенева, они представлялись ему «праздным разговором», «фразой»; столкновение из-за Жорж Санд, «ненавистником» которой объявил себя Толстой в связи с отрицанием им женской эмансипации.
Сопоставлением Тургенева и Толстого занималась Г.Б. Курляндская. В статье «Тургенев и Толстой» она показала отношение писателей к проблеме женского идеала, что и Тургенев, и Толстой по-разному решали эту проблему. А отдельного рассмотрения романов 50-60-х годов не было.
Таким образом, Толстой создал образ женщины-матери, всецело погруженной в свое женское призвание. Это, по Толстому, идеальные женщины. Такими идеальными женщинами для писателя являются Наташа
Ростова и княжна Марья Болконская, которые поняли свое назначение, реализующееся в сфере семьи.
Главное в личности толстовских героинь - страстное жизнелюбие, исключительная сосредоточенность на интимных переживаниях, одновременно сила внутренней моральной отзывчивости. Призвание и назначение женщины Толстой видит в материнстве. В письме к В. Арсеньевой он пишет: «Кроме того, что назначение женщины быть женой, главное ее назначение быть матерью, а не маткой, нужно развитие» .
Толстой убежден, что «люди, как реки» и «вода во всех одинаковая», что в каждом человеке заложены все возможности и способности любого развития.
Такой взгляд на назначение женщин прослеживается уже в ранний период творчества писателя. В романе «Семейное счастье» (1859 г.) Толстой отражает своеобразный взгляд на назначение женщин. Героиня романа не находит свое назначение в семейной сфере: «новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни» .
Подводя итог к вышеизложенному, нужно сказать, что Толстой еще в ранний период своего творчества высказывает взгляды на назначение женщины, которые впоследствии найдут отражение в других произведениях, в частности, в романе-эпопее «Война и мир».
Идеалом для Тургенева является женщина самоотверженная и целеустремленная к общественно-полезной деятельности. Тургенев создал тип современной ему эмансипированной женщины, с жаждой служения «деятельному добру. Внимание «тургеневских девушек» сосредоточенно обычно на одном вопросе - самоутверждение женской личности. В романах Тургенева можно найти героинь, напоминающих толстовских: Лиза Калитина из «Дворянского гнезда» и Марья Болконская из романа-эпопеи «Война и мир»; Варвара Павловна Коробьина из романа «Дворянское гнездо» и Элен Курагина из «Войны и мира». Лизу Калитину и Марью Болконскую сближает вера в Бога, духовное богатство, умение показать себя в обществе. Лиза находит свое призвание, назначение в служении Богу, а княжна Марья - в материнстве. Варвару Павловну с Элен объединяет светский такт, любовь к комфорту.
1. Андреева В. Г. Героинин романов Л.Н. Толстого и «одуряющее свойство» светского существования // Два века русской классики, 2021. С. 160-209.
2. Батюто А.И. Избранные труды. Вокруг эпопеи (И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой в 1860-1870-е годы). СПб.: Нестор-История, 2004. 960 с.
3. Батюто А.И. Тургенев-романист. Л.: Наука, 1972, 396 с.
4. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетические мысли его времени // А.И. Батюто. Л.: Наука, 1990. 297 с.
5. Бельская А.А. Отцы и дети И.С. Тургенева: одоризм как средство создания женских образов романа // Ученые записки Орловского государственного университета, 2016. № 2. С. 78-87.
6. Бельская А. А. Ольфакторные коды героинь романов И.С. Тургенева 1850-1860 годов // Ученые записки Орловского государственного университета, 2015. № 6. С. 97-106.
7. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.;Л.: Сов. Писатель, 1962. 247 с.
8. Водовозова Е.Н. На заре жизни: В 2-х т. Т.1 / Вступ. Статья, подгот. Текста и коммент. Э.С. Виленской. М.: Худож. Лит., 1987. 511 с.
9. Водовозова Е.Н. На заре жизни; Мемуарные очерки и портреты. Т. 2/ подгот. Текста и коммент. Э.С. Виленской. М.: Худож. Лит., 1987. 527 с.
10. Жук А.А. Русская проза второй половины XIX века. М: Просвещение, 1981. 254 с.
11. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел, 1994. 343 с.
12. Курляндская Г.Б. И. С. Тургенев и русская литература [Электронный ресурс] // учебное пособие для студентов педагогических институтов. URL: Глава четвертая. Тургенев и Толстой [1980 Курляндская Г.Б. - И. С. Тургенев и русская литература] (i-s-turgenev.ru) (дата обращения: 08.04.2023).
13. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850х годов. Тула: Приокское книжное издательство, 1977. 270 с.
14. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». М: Просвещение, 1982. 144 с.
15. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1975, 154 с.
... всего 55 источников