«Мысль семейная» в женской прозе XXI века
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Тема семьи в русской литературе XIX века 9
1.1 «Мысль семейная» в творчестве Л.Н. Толстого 9
1.2 Тема семьи в романах И.А. Гончарова 16
1.3 Тема дома и семьи в произведениях И.С. Тургенева 20
Глава 2 Реализация «мысли семейной» в женской прозе XXI века 27
2.1 Женская проза 27
2.2 «Мысль семейная» в творчестве М. Трауб 32
2.3 Значение темы семьи для творчества Г. Щербаковой 39
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Внеклассное мероприятие «Семья.. .Как много в этом слове!» 61
Введение 5
Глава 1 Тема семьи в русской литературе XIX века 9
1.1 «Мысль семейная» в творчестве Л.Н. Толстого 9
1.2 Тема семьи в романах И.А. Гончарова 16
1.3 Тема дома и семьи в произведениях И.С. Тургенева 20
Глава 2 Реализация «мысли семейной» в женской прозе XXI века 27
2.1 Женская проза 27
2.2 «Мысль семейная» в творчестве М. Трауб 32
2.3 Значение темы семьи для творчества Г. Щербаковой 39
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Внеклассное мероприятие «Семья.. .Как много в этом слове!» 61
Проблема семьи, сохранения и укрепления основ ее существования и функционирования - одна из самых важных из всех социальных проблем современного общества. Кроме того, в XXI веке наметилась тенденция к разрушению семьи и внутрисемейных отношений, а также к возникновению большого количества деструктивных во многих отношениях семей.
Семью и семейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества практически любого писателя. В классической русской литературе нет прозаика, который не отразил бы темы отцов и детей, семейных отношений и поиска своего места в этом мире. А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека через призму социальной и бытовой сфер жизни, ведь семья - это самый близкий для каждого человека микромир, который символизирует собирательный образ Родины.
Серьезные жизненные проблемы, печали и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами семьи. Этот социальный институт буквально пронизывает частную жизнь людей, и каждый осознается как неотъемлемая часть рода, семьи.
«Мысль семейная» - одна из главных тем и в современной женской прозе. Многие произведения автобиографичны, и почти во всех случаях речь идет о матерях и отцах (фигура отца изображается с особым напряжением), дедушках и бабушках (с одной или обеих сторон), а также о первых страхах детей (нестрашных с точки зрения взрослого, но сильно влияющих на развитие личности ребенка), первой подростковой любви.
Писатели смотрят на современную семью с тревогой и состраданием, пытаясь найти истоки неразрешимых противоречий в ближайшем прошлом. Маша Трауб и Галина Щербакова, чьи произведения были избраны для исследования, так или иначе обращаются к теме семьи.
Дефицит в магазинах, маленькая зарплата, развод родителей, нехватка внимания и любви со стороны матери, бесконечные конфликты - все это показано в творчестве современных авторов. Бесконечные взаимные упреки взрослых или простое нежелание сострадать друг другу сильно угнетают ребенка.
Следует отметить, что в современном обществе традиционное понятие семьи, характеризующееся сильной родительской позицией, открытыми и теплыми отношениями между членами семьи, претерпело значительные изменения. Сегодня семья все чаще рассматривается как группа людей, которая живет вместе в одном доме и связана, в лучшем случае, формальными юридическими и экономическими отношениями. Именно поэтому исследование темы семьи в современной женской прозе представляется достаточно актуальным.
Объект исследования - мысль семейная в женской прозе XXI века.
Предметом работы является специфика изображения семьи в женской прозе XXI века.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей изображения семьи и семейных отношений в женской прозе XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть историю развития темы семьи и семейных отношений в русской литературе XIX века;
• Выявить особенности изображения семьи и семейных отношений в современной отечественной литературе на материале женской прозы;
• Определить основные тенденции в изображении семьи и семейных отношений в женской прозе XXI века.
...
Семью и семейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества практически любого писателя. В классической русской литературе нет прозаика, который не отразил бы темы отцов и детей, семейных отношений и поиска своего места в этом мире. А.С. Пушкин, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека через призму социальной и бытовой сфер жизни, ведь семья - это самый близкий для каждого человека микромир, который символизирует собирательный образ Родины.
Серьезные жизненные проблемы, печали и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами семьи. Этот социальный институт буквально пронизывает частную жизнь людей, и каждый осознается как неотъемлемая часть рода, семьи.
«Мысль семейная» - одна из главных тем и в современной женской прозе. Многие произведения автобиографичны, и почти во всех случаях речь идет о матерях и отцах (фигура отца изображается с особым напряжением), дедушках и бабушках (с одной или обеих сторон), а также о первых страхах детей (нестрашных с точки зрения взрослого, но сильно влияющих на развитие личности ребенка), первой подростковой любви.
Писатели смотрят на современную семью с тревогой и состраданием, пытаясь найти истоки неразрешимых противоречий в ближайшем прошлом. Маша Трауб и Галина Щербакова, чьи произведения были избраны для исследования, так или иначе обращаются к теме семьи.
Дефицит в магазинах, маленькая зарплата, развод родителей, нехватка внимания и любви со стороны матери, бесконечные конфликты - все это показано в творчестве современных авторов. Бесконечные взаимные упреки взрослых или простое нежелание сострадать друг другу сильно угнетают ребенка.
Следует отметить, что в современном обществе традиционное понятие семьи, характеризующееся сильной родительской позицией, открытыми и теплыми отношениями между членами семьи, претерпело значительные изменения. Сегодня семья все чаще рассматривается как группа людей, которая живет вместе в одном доме и связана, в лучшем случае, формальными юридическими и экономическими отношениями. Именно поэтому исследование темы семьи в современной женской прозе представляется достаточно актуальным.
Объект исследования - мысль семейная в женской прозе XXI века.
Предметом работы является специфика изображения семьи в женской прозе XXI века.
Цель бакалаврской работы - изучение особенностей изображения семьи и семейных отношений в женской прозе XXI века.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть историю развития темы семьи и семейных отношений в русской литературе XIX века;
• Выявить особенности изображения семьи и семейных отношений в современной отечественной литературе на материале женской прозы;
• Определить основные тенденции в изображении семьи и семейных отношений в женской прозе XXI века.
...
С самого начала существования русской литературы проблеме семьи и семейных отношений уделялось большое внимание. Не исключением стал и XIX век, на протяжении которого к данной теме так или иначе обращались практически все известные прозаики. Наиболее ярко «мысль семейная» нашла свое отражение в творчестве Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова и И.С. Тургенева.
В творчестве Л.Н. Толстого вопрос о семье является одним из основополагающих в процессе формирования личности и духовного роста человека. Характерно, что взгляд писателя на семью в процессе его творческого пути заметно эволюционировал. Если в первые годы своего творческого пути писатель фактически выступал как идеолог семьи, признавая ее высшей ценностью в жизни, то позднее он приходит к почти полному отрицанию семейного счастья. Важным признаком семейного благополучия писатель считал дружбу между членами семьи, особенно между мужем и женой.
Одной из определяющих тем в творчестве И.А. Гончарова является «мысль семейная». По мнению писателя, именно семья является самым мощным фактором формирования личности вообще и представлений о семейной жизни в частности. Характеры главных героев всех романов И.А. Гончарова формируются под влиянием именно этого фактора.
В произведениях И.С. Тургенева семейные узы чаще изображаются в свете влияния на них социальных отношений, существующих в обществе. Семья для писателя выступает индикатором изменений, которые происходят в системе общественных отношений в тот или иной период ее исторического развития.
В женской прозе XXI века тема семьи занимает особое место. В произведениях многих авторов отображаются различные аспекты жизни семьи, ее проблемы и радости.
Одной из главных особенностей семьи в женской прозе является ее разнообразие. Многие авторы рассказывают о семьях с одним или несколькими детьми, другие - о семьях бездетных. В произведениях затрагиваются темы не только брака и родительства, но и воспитания, отношений между родителями и детьми, их конфликтов и обид друг на друга.
В современной «женской прозе» тема семьи и семейных отношений может рассматриваться в нескольких направлениях. К первому из них принадлежит Маша Трауб, в творчестве которой семья является одним из наиболее значимых ориентиров. В произведениях разных жанров писательница чаще всего воплощает позитивные образы семей, в которых любовь, дружба и взаимовыручка являются непременными условиями счастливой семейной жизни. Однако иногда в произведениях Маши Трауб присутствуют и примеры деструктивного начала в семейной жизни.
В отличие от Маши Трауб, Галина Щербаковав своем творчестве придерживается иного взгляда на семью. Для нее характерно, скорее, негативное отношение к семье, которое определяет основной вектор изображения, сосредоточенный в основном на изображении конфликтов, всевозможных негативных тенденций и деструктивных факторов. Многие повести и романы Галины Щербаковой, посвященные теме семьи и семейных отношений, основаны на конфликтах между родителями и детьми. В этом случае родители всегда выступают в роли деструктивной силы и оказывают крайне негативное влияние на психику ребенка и семейные отношения. Можно сказать, что в произведениях данного автора как таковых семейных отношений нет. В ее творчестве присутствует, прежде всего, та модель семьи, в которой нет единства, а есть две противоположные составляющие: отдельно родители и отдельно дети.
Важным элементом писательской техники женской прозы является повышенная эмоциональность, «психологизм». Часто авторы описывают семейные отношения через призму своего опыта, исходя из личных переживаний. Это делает тексты более живыми и реалистичными, а героев - более близкими к читателю.
...
В творчестве Л.Н. Толстого вопрос о семье является одним из основополагающих в процессе формирования личности и духовного роста человека. Характерно, что взгляд писателя на семью в процессе его творческого пути заметно эволюционировал. Если в первые годы своего творческого пути писатель фактически выступал как идеолог семьи, признавая ее высшей ценностью в жизни, то позднее он приходит к почти полному отрицанию семейного счастья. Важным признаком семейного благополучия писатель считал дружбу между членами семьи, особенно между мужем и женой.
Одной из определяющих тем в творчестве И.А. Гончарова является «мысль семейная». По мнению писателя, именно семья является самым мощным фактором формирования личности вообще и представлений о семейной жизни в частности. Характеры главных героев всех романов И.А. Гончарова формируются под влиянием именно этого фактора.
В произведениях И.С. Тургенева семейные узы чаще изображаются в свете влияния на них социальных отношений, существующих в обществе. Семья для писателя выступает индикатором изменений, которые происходят в системе общественных отношений в тот или иной период ее исторического развития.
В женской прозе XXI века тема семьи занимает особое место. В произведениях многих авторов отображаются различные аспекты жизни семьи, ее проблемы и радости.
Одной из главных особенностей семьи в женской прозе является ее разнообразие. Многие авторы рассказывают о семьях с одним или несколькими детьми, другие - о семьях бездетных. В произведениях затрагиваются темы не только брака и родительства, но и воспитания, отношений между родителями и детьми, их конфликтов и обид друг на друга.
В современной «женской прозе» тема семьи и семейных отношений может рассматриваться в нескольких направлениях. К первому из них принадлежит Маша Трауб, в творчестве которой семья является одним из наиболее значимых ориентиров. В произведениях разных жанров писательница чаще всего воплощает позитивные образы семей, в которых любовь, дружба и взаимовыручка являются непременными условиями счастливой семейной жизни. Однако иногда в произведениях Маши Трауб присутствуют и примеры деструктивного начала в семейной жизни.
В отличие от Маши Трауб, Галина Щербаковав своем творчестве придерживается иного взгляда на семью. Для нее характерно, скорее, негативное отношение к семье, которое определяет основной вектор изображения, сосредоточенный в основном на изображении конфликтов, всевозможных негативных тенденций и деструктивных факторов. Многие повести и романы Галины Щербаковой, посвященные теме семьи и семейных отношений, основаны на конфликтах между родителями и детьми. В этом случае родители всегда выступают в роли деструктивной силы и оказывают крайне негативное влияние на психику ребенка и семейные отношения. Можно сказать, что в произведениях данного автора как таковых семейных отношений нет. В ее творчестве присутствует, прежде всего, та модель семьи, в которой нет единства, а есть две противоположные составляющие: отдельно родители и отдельно дети.
Важным элементом писательской техники женской прозы является повышенная эмоциональность, «психологизм». Часто авторы описывают семейные отношения через призму своего опыта, исходя из личных переживаний. Это делает тексты более живыми и реалистичными, а героев - более близкими к читателю.
...
Подобные работы
- Динамика чешско-немецких отношений в современной чешской женской прозе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ЖЕНСКОГО
САМОСОЗНАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ (НА
ПРИМЕРЕ РОМАНОВ ДЖ. ОСТЕН «ЧУВСТВО И
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ» И Л. УЛИЦКОЙ «КАЗУС КУКОЦКОГО»)
Дипломные работы, ВКР, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Типология женских образов в рассказах В.С. Токаревой
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РЕЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2017 - Массовая культура Ирана в конце 20-го – начале 21-го века (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ САТИРЫ В СОВРЕМЕННОЙ «ВЗРОСЛОЙ» АНИМАЦИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Семейная тема и образы детей в творчестве Л. Улицкой: роман «Медея и
ее дети», повесть «Веселые похороны», рассказы из цикла «Девочки»
(литературоведческий и методический аспекты)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОБРАЗЫ РУССКИХ В ДРАМАТИЧЕСКОЙ ТРИЛОГИИ Т. СТОППАРДА «БЕРЕГ УТОПИИ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПРОЗА М. ЦВЕТАЕВОЙ: ХАРАКТЕР И СПОСОБЫ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018





