Введение 3
Глава 1. Общие аспекты организации Арктической транспортной системы 5
1.1. Специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы 5
1.2. История освоения Северного морского пути и этапы его развития 10
1.3. Значение Северного морского пути для экономики РФ 13
1.4. Международные аспекты освоения СМП 18
Глава 2. Анализ текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы 22
2.1. Оценка развития Северного морского пути, его логистические и технические характеристики 22
2.2. Основные положения Плана развития Севморпути до 2035 года – Арктика-2035 27
2.3. Проблемы повышения конкурентоспособности СМП как международного транзитного пути 29
Глава 3. Стратегия и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы 34
3.1. Основные направления модернизации Северного морского пути 34
3.2. Институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП 39
3.3. Оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути 44
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложения 58
Актуальность исследования. В настоящее время международная экономическая обстановка претерпевает значительные изменения под воздействием санкций и других факторов. Наблюдается значительное изменение геополитической обстановки и перераспределение геополитических сил в мировой экономике, что оказывает влияние на грузовые перевозки. Российская Федерация уже давно предлагает альтернативный транспортный маршрут - Северный морской путь, как ключевой элемент своей экономики. Данный маршрут является важным как для регионов Сибири и Дальнего Востока, так и для экспортеров, в силу своей финансовой и временной эффективности, которые делают его более привлекательным, чем Южный морской путь. Перспективы этого маршрута не ограничиваются только этим. Участие компаний, расположенных вдоль Северного морского пути, в международной торговле, по всей видимости, способствует экономическому росту страны, увеличению ее потенциала и улучшению благосостояния населения этих территорий. Развитие инфраструктуры вдоль Северного морского пути не только стимулирует создание новых рабочих мест, но и представляется нам наилучшим стратегическим решением.
Национальное значение Северного морского пути обусловлено тем фактом, что он является единственным судоходным маршрутом в России, который соединяет арктические и субарктические регионы. Одним из основных преимуществ этого морского пути является его меньшее воздействие на окружающую среду, что важно в современном мире.
Объект исследования: Северный морской путь.
Предмет исследования: роль Северного морского пути в совершенствовании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России.
Цель исследования: выявить эффективность и значимость Северного морского пути для глобального развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
−определить физико-географического положение СМП;
− рассмотреть историческое развитие СМП как маршрута морских перевозок;
− провести сравнительный анализ эффективности СМП и традиционных морских маршрутов;
- определить роль СМП в формировании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России;
− выявить значимость СМП для России в экономическом и геополитическом аспектах.
Гипотеза исследования: Северный морской путь является более эффективным по сравнению с традиционными морскими маршрутами.
Методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов и правовые документы, касающиеся функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта. При написании ВКР автор использовал научные статьи и монографии таких российских авторов, как А.В., Абрамов, В.Л. Александров А. Е. Архипов, Е.С. Балашова, Е. А. Григорьев, М. Н. Григорьев, Л. А. Каримова, К. Б. Костин, Л.В. Ларченко, К.С. Майорова К.С. , С. Н. Масленников, И. П. Ситов, А.В.,и многих других, а также труды зарубежных ученых - Bennett М., StephensonS., Yang K., Bravo M., DeJong B., Keupp M. , Ma X., Zhou Q., Liu Y., Liu Y., Qiao W.
В качестве сведений для проведения исследования использовались макроэкономические и социальные показатели развития Российской Федерации, представленные на официальных сайтах Службы статистики и Центрального банка России, данные о функционировании Северных морских портов, полученные с сайтов администрации СМП и Росатомфлота.
В работе использовались такие научные методы исследования, как анализ и синтез, систематизация и обобщение данных, графический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены понятийные аппарата и теоретические вопросы, касающиеся общих аспектов функционирования транспортной системы в Арктике. Вторая глава посвящена анализу текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы. В третьей главе автор рассмотрел стратегию и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы. В заключении сделаны общие выводы по работе и приведены результаты исследования.
В результате проведенного исследования решены поставленные в работе задачи.
В первой главе дана специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы, представлена история освоения Северного морского пути и этапы его развития, представлено значение Северного морского пути для экономики РФ и определены международные аспекты освоения СМП.
Было установлено, что в течение последних 10 000 лет климат Арктики не испытывал столь высоких температур, и в настоящее время он нагревается с беспокойной скоростью, что увеличивает вероятность формирования жизнеспособных арктических морских маршрутов. Северный морской путь, один из трех основных маршрутов через арктические воды, простирается вдоль северного побережья России от Мурманска на западе до Берингова пролива на востоке. Обычно он является первым и иногда единственным ледовым маршрутом каждое лето, становясь последним, который замерзает каждую осень.
Исторические исследования Арктики всегда привлекали Россию, как страну с северными территориями. Кроме того, в определенные исторические периоды Северный морской путь был для страны настоящим спасением. Этот маршрут позволяет сократить расстояние между Европой и Азией примерно на 3000 миль и на 11 дней по сравнению с южным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал.
Во второй главе е работы оцениваются характеристики и развитие Северного морского пути, выделяются ключевые моменты Плана развития Севморпути до 2035 года - Арктика-2035, и рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности этого пути в качестве международного транзитного маршрута.
Северный морской путь представляет собой перспективный проект в области транспорта, который требует применения современных инновационных технологий для успешного развития. Данное исследование направлено на оценку важности стратегии развития этого маршрута до 2035 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2022 года, как средства инновационной политики государства. Проведенный анализ содержания плана позволяет заключить, что несмотря на определенные недочеты, такие как включение уже запланированных мероприятий, планы относительно железнодорожной инфраструктуры и арифметические ошибки, которые обычно не свойственны документам такого уровня, практическая реализация предложений по развитию атомного ледокольного флота, созданию арктической спутниковой группировки и формированию системы экологического мониторинга, представленных в плане, невозможна без активного внедрения инноваций и проведения исследований в различных научных областях. Это свидетельствует о том, что план может рассматриваться как важный инструмент инновационной политики федеральных органов исполнительной власти для долгосрочного развития экономики страны.
В третьей главе выделены основные направления модернизации Северного морского пути, представлено институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП и дана оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути .
Северный морской путь является более коротким - на 30-40%, по сравнению с маршрутами через Суэцкий канал, что приводит к экономии топлива и снижению воздействия на окружающую среду. Кроме того, данный маршрут обходит политически нестабильный Ближний Восток и не подвержен нападениям пиратов. Однако его использование связано с дополнительными издержками, такими как необходимость ледоколов и построение судов со специальными характеристиками. Необходимо также развивать береговые порты для обеспечения безопасного плавания судов.
Благодаря данному транспортному коридору экономика нашей страны укрепит свои позиции на международной арене путем повышения конкурентоспособности и получения дохода от пропуска иностранных коммерческих судов, а также Россия сможет контролировать на своей территории проходящие по Севморпути суда других государств.
Вложенные средства будут возвращены через создание более 2000 новых рабочих мест и улучшение экономики соседних регионов, через которые проходит Северный морской путь. Повышение объемов транспортировки грузов способствует развитию производства, что имеет ключевое значение для повышения качества жизни в этих регионах. Северный морской путь обслуживает большое количество арктических портов, проходя через крупные реки Сибири. По этому маршруту осуществляется ввоз топлива, оборудования и продовольствия, а также экспорт леса и природных ресурсов. Развитие Северного морского пути играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, создании комфортных условий для жизни в Арктике, освоении новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшем экспорте.
На данный момент модернизация СМП направлена на освоение территории Арктики. Грузооборот в 80 млн тонн будет достигнут и реализован, так как Севморпуть – самый перспективный транспортный коридор из всех существующих, проходящих по территории Российской Федерации, так как имеет разветвленную систему речных притоков, обеспечивая доступ к самым труднодоступным пунктам. Использование такого вида транспортировки грузов не навредит окружающей среде и является менее затратным, чем использование другого вида транспорта.
Можно сказать, что сформулированная в работе гипотеза подтвердилась частично.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.22 №2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.» [интернет]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6w- bOKSyxNzw.pdf (дата обращения: 08.02.2024).
2. Российская Федерация. Постановлением Правительства России от 20.12.17 №1596. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы»«. https://base.garant.ru/71843998/#friends (дата обращения: 10.04.2024).
3. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 22.03.2024).
4. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 22.03.2024).
5. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 №164 «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347129/ (дата обращения: 22.03.2024).
6. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 №645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/ (дата обращения: 22.03.2024).
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/57425 (дата обращения: 11.03.2024).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.22 №2115-р «Об утверждении плана развития Северного морского пути на период до 2035 г.». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405010751/ (дата обращения: 10.04.2024).
9. Абрамов А.В., Александров В.Л., Горелик Б.А. и др. Конкурентоспособность и инновационный потенциал судостроительной промышленности. Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. - №5(67). – С. 14–22.
10. Ананьев Д.А. История освоения Российской Арктики и Северного морского пути в XX веке в освещении отечественной и зарубежной (англоязычной) историографии: основная проблематика исследований // Исторический курьер. - 2022. - № 3 (23). - С. 226
11. Архипов, А. Е. Северный морской путь как стратегический элемент пространственно-экономического развития территорий РФ / А. Е. Архипов, С. Н. Масленников, Е. А. Григорьев // Инновационный потенциал современной науки как драйвер устойчивого развития : Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 октября 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 128-130.
12. Балашова Е.С., Майорова К.С. Цифровая трансформация сектора энергетики. Международный опыт. Российская перспектива. Инновации. 2020. - №1(255). – С.66–75.
13. Балеева В.А. Проект М.В. Ломоносова об изыскании высокоширотного варианта Северного морского пути. B: Экология северных территорий России. Проблемы, прогноз ситуации, пути развития, решения. Материалы международной конференции. Архангельск: Институт экологических проблем Севера УрО РАН; 2020. - С. 262–266.
14. Балобаев В.Т., Скачков Ю.Б., Шендер Н.И. Прогноз изменения климата и мощности мерзлых пород Центральной Якутии до 2200 года. География и природные ресурсы. 2009. - №2. – С.50–56.
15. Беляев Д. П История открытия и освоения Арктики. - М: Paulsen, 2019. - 270 с.
16. Васильева Е.Ю., Бакрунов Ю.О., Олейник А.В. Управление компанией на основе ESG-принципов в условиях санкционного давления. Вестник университета. 2022. - №10. – С. 5–12.
17. Воробьев В.М. Создание ледокола-лидера – важнейший этап в коммерческом развитии регионов Арктики. Арктические ведомости, 2017. - №1. - C. 160-163.
18. Григорьев, М. Н. Задачи развития Северного морского пути как составной части комплексной транспортной системы Арктической зоны России //Научные труды Вольного экономического общества России. – 2022. – Т. 233. – №. 1. – С. 109-132.
19. Григорьев, М. Н. Инвестиционные проекты и транспортная инфраструктура Арктической зоны Российской Федерации //Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – Т. 228. – №. 2. – С. 265-282.
20. Григорьев М.Н. Развитие транзитного потенциала Северного морского пути. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. - №12(5). – С. 109–129.
21. Гумелев В. Ю., Елистратов В. В., Рагозин А. Н. Северный морской путь: характеристика, история освоения, перспективы развития и необходимость защиты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8. - С. 10.
22. Гурлев И. В. Интеллектуализация транспортной системы Северного морского пути // Морские интеллектуальные технологии. – 2021. – Т. 1. – №. 3. – С. 228-235.
23. Дмитриева, С.И., Полянский М.А. Арктический регион в контексте интересов российской внешней политики. Журнал российского права, 2017. - №3. - С. 148-157
24. Елисеев, Д.О., Наумова Ю.В. Инфраструктурные проблемы и перспективы развития Северного морского пути. Modern EconomySuccess. 2021. - №5. – С. 134–141.
25. Журавель, В. П., Назаров В. П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. - 2020. - № 2 - С. 145.
26. Зайков, К.С., Кондратов Н.А., Липина С.А., Бочарова Л.К. Организационные механизмы реализации политики России в Арктике в XXI в. Арктика и Север. 2020 - №39. – С.75– 109.
27. Залывский Н.П. Северный морской путь: потенциал ожидания и реальные проблемы функционирования // Арктика и Север. - 2015. - № 20. - С. 50.
28. Иванова, М. В., Козьменко А. С. Пространственная организация морских коммуникаций Российской Арктики //Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – Т. 14. – №. 2. – С. 92-104.
29. Кашка, М. М. и др. Роль атомного ледокольного флота в достижении национальной задачи по увеличению объема грузопотока в акватории Северного морского пути //Арктика: экология и экономика. – 2021. – Т. 11. – №. 1. – С. 101.
30. Козлова А. Мы пойдём Северным морским путём. Сможет ли маршрут по российской Арктике заменить южную транспортную артерию через Суэцкий канал? Комсомольская правда, 02.04.2019 г.
31. Козунова О. М., Сиротова А. А. Роль развития северного морского пути в экономической деятельности Российской Федерации //Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2022. – №. 2 (41). – С. 7-14.
32. Коновалов М. А., Козинец Г.Л. Алгоритм разработки расчетной модели деревянного многоэтажного здания. Вестник МГСУ 2022. - №17(4). – С. 463֊475.
33. Конягина М.Н., Есаян С.К. Пандемия как стимул для развития цифровой экономики. Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2020. - №11(2). – С. 76–84.
34. Костин, К. Б. Исследование цифровых технологий в северных морских логистических коридорах и потенциал их применения на Северном морском пути / К. Б. Костин, И. П. Ситов, Л. А. Каримова // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Т. 14, № 1. – С. 171-190.
35. Курицын А.В., Ряписов А.Е., Проблемы и перспективы развития Северного морского пути // Colloquium-journal. - 2022. - № 6(129). - С. 30.
36. Ларченко, Л.В. Может ли Северный морской путь стать конкурентоспособным международным транзитным путём / Л.В. Ларченко, А.В., Колышкин Т.В. Яковлева, Л.В. Нелюбина // Инновации, 2018. - №10. - С. 64-67
37. Леонов С. Н., Заостровских Е. А. Влияние портов Северного морского пути на формирование очаговых зон освоения восточной Арктики //Арктика: экология и экономика. – 2021. – Т. 11. – №. 1. – С. 6.
38. Липунов Н.С. Международное измерение Северного морского пути // Российская Арктика. - 2021. - № 1(12). - С. 81.
39. Лоскин М. И. Устойчивость гидромелиоративных объектов Республики Саха (Якутия) в условиях изменения климата. В: Устойчивость природных и технических систем криолитозоны в условиях изменения климата. Материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 150-летию М.И. Сумгина. Якутск: Институт мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН; 2023. - С. 120–122
40. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика или Арктическая зона. Арктика и Север. 2016. - №23. – С. 171–185.
41. Мастепанов А.М. Нефтегазовые проекты на Арктическом шельфе в условиях высоких и низких цен на энергоресурсы. Научный журнал Российского газового общества 2016. - №4. - C. 11-18.
42. Мельников В.П., Осипов В.И., Брушков А.В., Алексеев А.Г., Бадина С.В., Бердников Н.М., [и др.]. Развитие геокриологического мониторинга природных и технических объектов в криолитозоне Российской Федерации на основе систем геотехнического мониторинга топливно-энергетического комплекса. Криосфера Земли. 2022. - №26(4). - С. 3-18.
43. Митько А.В. Развитие инфраструктуры портов Арктического бассейна Российской Федерации на ближайшую перспективу. Транспорт России: проблемы и перспективы — 2o21. Материалы Международной научно-практической конференции. Т. 1. Санкт-Петербург: Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН; 2021. - С. 38–42.
44. Мусатов Д. В., Багинова В. В., Кузьмин Д. В. Перспективы северного морского пути в глобальной транспортной системе //Фёдор Петрович Кочнев-выдающийся организатор транспортного образования и науки в России. – 2021. – С. 127-132.
45. Негреева В. В., Скоробогатько К. Е., Матершева В. В. Организационно-управленческие аспекты формирования транспортной инфраструктуры в Арктической зоне // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2023. – №. 2. – С. 91-102.
46. Плахотная, А. М. Основные направления развития транспортных систем российского Севера / А. М. Плахотная, И. А. Мамедова // Тенденции развития логистики и управления цепями поставок : сборник статей IV международной научно-практической конференции, Казань, 20–22 сентября 2023 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга», 2023. – С. 161-165.
47. Погорельцев А.А., Пятикрестовский К.П. Дальнейшее развитие и совершенствование норм проектирования конструкций из древесины. Промышленное и гражданское строительство. 2019. - №3. – С. 35-41.
48. Постников И. В. Обзор текущего состояния инфраструктуры северного морского пути, прогнозы развития //Научный редактор. – 2023. – С. 59.
49. Смаль, С.В., Ильясов Р.М. Северный морской путь: проблемы стратегического развития и перспективы международного использования. Общество: политика, экономика, право. 2018. - №6. - С. 14-16.
50. Смирнов, А.Ю. План развития Северного морского пути до 2035 года как инструмент государственной инновационной политики // Вестник университета. 2023. - № 4. - С. 57–64
51. Сунь Сювэнь. Потенциал международного сотрудничества РФ и КНР в Арктике: сравнительный анализ национальных интересов. Социально-политические науки, №3, 2017 г. C. 12-17
52. Тодоров А.А. Международный транзитный потенциал Северного морского пути: экономический и правовой аспект. Проблемы национальной стратегии, №3, 2017 г. С. 149-171.
53. Турковский С. Б., Погорельцев А.А. Новая конструктивная система крупноблочного домостроения из клееной древесины. Вестник НИЦ «Строительство». 2021. - №28(1). – С. 55–62.
54. Устойчивое строительство. Труды Международного семинара. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 2021. - С. 21–31.
55. Филина В. Н. Транспортное обеспечение арктических территорий //Проблемы развития территории. – 2021. – Т. 25. – №. 2. – С. 24-43.
56. Шапкина Д. Н. Роль северного морского пути в транспортно-логистической системе России //Образование. Наука. Производство. – 2022. – С. 821-824.
57. Альтернативный маршрут. За СМП будущее мировой морской логистики и торговли. URL: http://www.eastrussia.ru/material/alternativnyy-marshrut/ дата обращения: 21.12.2018).
58. Арктическая система архивирования данных. URL: https://desktop.arcgis.eom/ru/arcmap/10.5/manage data/geodatabases/the-archive-process.htm (дата обращения: 10.04.2024).
59. Арктические судоходные маршруты вряд ли станут «северным Суэцем». URL: https://euobserver.com/ green-economy/32483. (дата обращения: 10.04.2024).
60. В России созданы правила прохода Севморпути иностранными кораблями. 06.03.2019 г. URL: http://www.arcticinfo.ru/news/bezopasnost/V_Rossii_sozdany_pravila_prokhoda_Sevmorpu ti_inostrannymi_korablyami (дата обращения: 15.03.2019).
61. Дементьев Н.М., Волкодав В.А., Волкодав И.А., Титова И.Д. Перспективы развития и нормирования модульного строительства в России с учетом зарубежного опыта. Инженерный вестник Дона. URL: http://www.ivdon.ru/ uploads/article/pdf/IVD 37 3 dementyev volkodav.pdf ad2ab095ed.pdf 1 (дата обращения: 10.04.2024).
62. Комплексное исследование регионов Арктической зоны Российской Федерации. Основные направления сотрудничества Санкт-Петербурга в Арктике // Справочно-аналитический сборник / НИУ ВШЭ. Санкт-Петербург. - URL: https://inlnk.ru/ZZo6oe (дата обращения: 02.03.2024).
63. Конвенция ООН по морскому праву (ЮНКЛОС) URL: https://www.un.org/depts/los/ convention_agreements/texts/unclos/unclos_e.pdf. (дата обращения: 10.04.2024).
64. Лавров: Россия обеспечит безопасность Северного морского пути. URL: https://uawire.org/lavrov-russia- will-ensure-safety-of-northem-sea-route. (дата обращения: 10.04.2024).
65. Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс). URL: https://www.imo.org/en/OurWork/Safety/Pages/polar-code.aspx. (дата обращения: 10.04.2024).
66. О решениях по итогам совещания по вопросам развития Арктики. URL: http://government.ru/orders/selection/401/35123/ (дата обращения: 10.04.2024).
67. Обзор судоходства и безопасности. Allianz Safety and Shipping Review 2021. URL: https:// safety4sea.com/allianz-safety-shipping-review-2021/. (дата обращения: 10.04.2024).
68. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_119442/.
69. Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://static.government.ru/media/files/StA6ySKbBceANLRA6V2sF6wbOKSyxNzw.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
70. Развитие инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы России. URL: http://council.gov.ru/ media/files/OSyfvhj7jATLDcjHeXRgdwxDMD1617jT.pdf (дата обращения: 08.02.2024). (дата обращения: 10.04.2024).
71. Пресс-служба Росатом: лдоступ: https://etpgpb.ru/posts/37415-obem_gruzoperevozok_po_smp_v_2023_g_dostig_rekordnyh_36254_mln_t (дата обращения: 10.04.2024).
72. Редкие земли. Возрождение Северного морского пути – главная забота российских полярников. URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20160601/02203.html (дата обращения: 10.04.2024).
73. Режим важнейших морских каналов. - URL: http://www.randewy.ru/prot/prot17.html (дата обращения: 10.04.2024).
74. Российский совет по международным делам: аналитическая записка. URL: https://russiancouncil.ru/upload/ (дата обращения: 10.04.2024).
75. У ледоколов «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач» срок эксплуатации. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/03/09/965711-resurs-atomnih-ledokolov-mogut-prodlit (дата обращения 10.03.2024)
76. Холодная волна: иностранцам создали правила прохода Севморпути. URL: https://iz.ru/852943/aleksei-kozachenko-bogdan-stepovoi-elnar-bainazarov/kholodnaia-volna-inostrantcam-sozdali-pravila-prokhoda-sevmorputi (дата обращения: 10.04.2024).
77. Bennett М., StephensonS., Yang K., Bravo M., DeJong B. The opening of the Transpolar Sea Route: Logistical, geopolitical, environmental, and socioeconomic impacts. Marine Policy. 2020;121. https://doi.org/10.1016/j.marpol.2020.104178 (дата обращения: 10.04.2024).
78. Chaika E. Formation of Reference Points of the Northern Latitudinal Transport Corridor. Architecture and Modern Information Technologies. URL: https://doi. 0rg/10.24411/1998-4839-2020-15215 (дата обращения: 10.04.2024).
79. Fedorov V.P. et al. The Northern Sea Route: problems and prospects of development of transport route in the Arctic // Earth and Environmental Science 434.2020. р. 2.
80. Gunnarsson B., Moe A. Ten years of international shipping on the Northern Sea Route: Trends and challenges. Arctic Review. 2021. - №12. – С. 4–30.
81. Keupp M. The Northern Sea Route: A Comprehensive Analysis. Berlin: Springer Gabler; 2015. 140 p. https://doi.org/10.1007/978- 3-658-04081-9 (дата обращения: 10.04.2024).
82. Kozinets G.L., Chernov P.V., Kolotvina N.S. Continued monitoring of timber structures.В: Устойчивое строительство. Труды Международного семинара. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; 2021. - С. 21–31.
83. Ma X., Zhou Q., Liu Y., Liu Y., Qiao W. Security of the Arctic route from the resilience perspective: the ideal state, influencing factors, and evaluation. Maritime Policy & Management. 2020. - №48(6). – С. 846–859.
84. Now is not the time for a FONOP in the Arctic. URL: https://warontherocks.com/2019/10/now-is-not-the- time-for-a-fonop-m-the-arctic/. (дата обращения: 10.04.2024).
85. Pastusiak T. Voyages on the Northern Sea Route. Berlin: Springer Gabler; 2020. 279 p. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25490-2 (дата обращения: 10.04.2024).
86. Satellite Ocean Monitoring. URL: https://www.aoml.noaa.gov/phod/data.php (дата обращения: 10.04.2024).
87. Weathernews Inc. URL: https://global.weathernews.com/. (дата обращения: 10.04.2024).