Роль Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы
|
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Общие аспекты организации Арктической транспортной системы 5
1.1. Специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы 5
1.2. История освоения Северного морского пути и этапы его развития 10
1.3. Значение Северного морского пути для экономики РФ 13
1.4. Международные аспекты освоения СМП 18
Глава 2. Анализ текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы 22
2.1. Оценка развития Северного морского пути, его логистические и технические характеристики 22
2.2. Основные положения Плана развития Севморпути до 2035 года – Арктика-2035 27
2.3. Проблемы повышения конкурентоспособности СМП как международного транзитного пути 29
Глава 3. Стратегия и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы 34
3.1. Основные направления модернизации Северного морского пути 34
3.2. Институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП 39
3.3. Оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути 44
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложения 58
Введение 3
Глава 1. Общие аспекты организации Арктической транспортной системы 5
1.1. Специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы 5
1.2. История освоения Северного морского пути и этапы его развития 10
1.3. Значение Северного морского пути для экономики РФ 13
1.4. Международные аспекты освоения СМП 18
Глава 2. Анализ текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы 22
2.1. Оценка развития Северного морского пути, его логистические и технические характеристики 22
2.2. Основные положения Плана развития Севморпути до 2035 года – Арктика-2035 27
2.3. Проблемы повышения конкурентоспособности СМП как международного транзитного пути 29
Глава 3. Стратегия и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы 34
3.1. Основные направления модернизации Северного морского пути 34
3.2. Институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП 39
3.3. Оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути 44
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложения 58
Актуальность исследования. В настоящее время международная экономическая обстановка претерпевает значительные изменения под воздействием санкций и других факторов. Наблюдается значительное изменение геополитической обстановки и перераспределение геополитических сил в мировой экономике, что оказывает влияние на грузовые перевозки. Российская Федерация уже давно предлагает альтернативный транспортный маршрут - Северный морской путь, как ключевой элемент своей экономики. Данный маршрут является важным как для регионов Сибири и Дальнего Востока, так и для экспортеров, в силу своей финансовой и временной эффективности, которые делают его более привлекательным, чем Южный морской путь. Перспективы этого маршрута не ограничиваются только этим. Участие компаний, расположенных вдоль Северного морского пути, в международной торговле, по всей видимости, способствует экономическому росту страны, увеличению ее потенциала и улучшению благосостояния населения этих территорий. Развитие инфраструктуры вдоль Северного морского пути не только стимулирует создание новых рабочих мест, но и представляется нам наилучшим стратегическим решением.
Национальное значение Северного морского пути обусловлено тем фактом, что он является единственным судоходным маршрутом в России, который соединяет арктические и субарктические регионы. Одним из основных преимуществ этого морского пути является его меньшее воздействие на окружающую среду, что важно в современном мире.
Объект исследования: Северный морской путь.
Предмет исследования: роль Северного морского пути в совершенствовании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России.
Цель исследования: выявить эффективность и значимость Северного морского пути для глобального развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
−определить физико-географического положение СМП;
− рассмотреть историческое развитие СМП как маршрута морских перевозок;
− провести сравнительный анализ эффективности СМП и традиционных морских маршрутов;
- определить роль СМП в формировании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России;
− выявить значимость СМП для России в экономическом и геополитическом аспектах.
Гипотеза исследования: Северный морской путь является более эффективным по сравнению с традиционными морскими маршрутами.
Методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов и правовые документы, касающиеся функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта. При написании ВКР автор использовал научные статьи и монографии таких российских авторов, как А.В., Абрамов, В.Л. Александров А. Е. Архипов, Е.С. Балашова, Е. А. Григорьев, М. Н. Григорьев, Л. А. Каримова, К. Б. Костин, Л.В. Ларченко, К.С. Майорова К.С. , С. Н. Масленников, И. П. Ситов, А.В.,и многих других, а также труды зарубежных ученых - Bennett М., StephensonS., Yang K., Bravo M., DeJong B., Keupp M. , Ma X., Zhou Q., Liu Y., Liu Y., Qiao W.
В качестве сведений для проведения исследования использовались макроэкономические и социальные показатели развития Российской Федерации, представленные на официальных сайтах Службы статистики и Центрального банка России, данные о функционировании Северных морских портов, полученные с сайтов администрации СМП и Росатомфлота.
В работе использовались такие научные методы исследования, как анализ и синтез, систематизация и обобщение данных, графический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены понятийные аппарата и теоретические вопросы, касающиеся общих аспектов функционирования транспортной системы в Арктике. Вторая глава посвящена анализу текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы. В третьей главе автор рассмотрел стратегию и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы. В заключении сделаны общие выводы по работе и приведены результаты исследования.
Национальное значение Северного морского пути обусловлено тем фактом, что он является единственным судоходным маршрутом в России, который соединяет арктические и субарктические регионы. Одним из основных преимуществ этого морского пути является его меньшее воздействие на окружающую среду, что важно в современном мире.
Объект исследования: Северный морской путь.
Предмет исследования: роль Северного морского пути в совершенствовании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России.
Цель исследования: выявить эффективность и значимость Северного морского пути для глобального развития России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
−определить физико-географического положение СМП;
− рассмотреть историческое развитие СМП как маршрута морских перевозок;
− провести сравнительный анализ эффективности СМП и традиционных морских маршрутов;
- определить роль СМП в формировании транспортной инфраструктуры Арктической зоны России;
− выявить значимость СМП для России в экономическом и геополитическом аспектах.
Гипотеза исследования: Северный морской путь является более эффективным по сравнению с традиционными морскими маршрутами.
Методологической базой исследования послужили труды российских и зарубежных авторов и правовые документы, касающиеся функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта. При написании ВКР автор использовал научные статьи и монографии таких российских авторов, как А.В., Абрамов, В.Л. Александров А. Е. Архипов, Е.С. Балашова, Е. А. Григорьев, М. Н. Григорьев, Л. А. Каримова, К. Б. Костин, Л.В. Ларченко, К.С. Майорова К.С. , С. Н. Масленников, И. П. Ситов, А.В.,и многих других, а также труды зарубежных ученых - Bennett М., StephensonS., Yang K., Bravo M., DeJong B., Keupp M. , Ma X., Zhou Q., Liu Y., Liu Y., Qiao W.
В качестве сведений для проведения исследования использовались макроэкономические и социальные показатели развития Российской Федерации, представленные на официальных сайтах Службы статистики и Центрального банка России, данные о функционировании Северных морских портов, полученные с сайтов администрации СМП и Росатомфлота.
В работе использовались такие научные методы исследования, как анализ и синтез, систематизация и обобщение данных, графический метод.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассмотрены понятийные аппарата и теоретические вопросы, касающиеся общих аспектов функционирования транспортной системы в Арктике. Вторая глава посвящена анализу текущего состояния и роли Северного морского пути в формировании Арктической транспортной системы. В третьей главе автор рассмотрел стратегию и факторы развития Северного морского пути при формировании Арктической транспортной системы. В заключении сделаны общие выводы по работе и приведены результаты исследования.
В результате проведенного исследования решены поставленные в работе задачи.
В первой главе дана специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы, представлена история освоения Северного морского пути и этапы его развития, представлено значение Северного морского пути для экономики РФ и определены международные аспекты освоения СМП.
Было установлено, что в течение последних 10 000 лет климат Арктики не испытывал столь высоких температур, и в настоящее время он нагревается с беспокойной скоростью, что увеличивает вероятность формирования жизнеспособных арктических морских маршрутов. Северный морской путь, один из трех основных маршрутов через арктические воды, простирается вдоль северного побережья России от Мурманска на западе до Берингова пролива на востоке. Обычно он является первым и иногда единственным ледовым маршрутом каждое лето, становясь последним, который замерзает каждую осень.
Исторические исследования Арктики всегда привлекали Россию, как страну с северными территориями. Кроме того, в определенные исторические периоды Северный морской путь был для страны настоящим спасением. Этот маршрут позволяет сократить расстояние между Европой и Азией примерно на 3000 миль и на 11 дней по сравнению с южным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал.
Во второй главе е работы оцениваются характеристики и развитие Северного морского пути, выделяются ключевые моменты Плана развития Севморпути до 2035 года - Арктика-2035, и рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности этого пути в качестве международного транзитного маршрута.
Северный морской путь представляет собой перспективный проект в области транспорта, который требует применения современных инновационных технологий для успешного развития. Данное исследование направлено на оценку важности стратегии развития этого маршрута до 2035 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2022 года, как средства инновационной политики государства. Проведенный анализ содержания плана позволяет заключить, что несмотря на определенные недочеты, такие как включение уже запланированных мероприятий, планы относительно железнодорожной инфраструктуры и арифметические ошибки, которые обычно не свойственны документам такого уровня, практическая реализация предложений по развитию атомного ледокольного флота, созданию арктической спутниковой группировки и формированию системы экологического мониторинга, представленных в плане, невозможна без активного внедрения инноваций и проведения исследований в различных научных областях. Это свидетельствует о том, что план может рассматриваться как важный инструмент инновационной политики федеральных органов исполнительной власти для долгосрочного развития экономики страны.
В третьей главе выделены основные направления модернизации Северного морского пути, представлено институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП и дана оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути .
Северный морской путь является более коротким - на 30-40%, по сравнению с маршрутами через Суэцкий канал, что приводит к экономии топлива и снижению воздействия на окружающую среду. Кроме того, данный маршрут обходит политически нестабильный Ближний Восток и не подвержен нападениям пиратов. Однако его использование связано с дополнительными издержками, такими как необходимость ледоколов и построение судов со специальными характеристиками. Необходимо также развивать береговые порты для обеспечения безопасного плавания судов.
Благодаря данному транспортному коридору экономика нашей страны укрепит свои позиции на международной арене путем повышения конкурентоспособности и получения дохода от пропуска иностранных коммерческих судов, а также Россия сможет контролировать на своей территории проходящие по Севморпути суда других государств.
Вложенные средства будут возвращены через создание более 2000 новых рабочих мест и улучшение экономики соседних регионов, через которые проходит Северный морской путь. Повышение объемов транспортировки грузов способствует развитию производства, что имеет ключевое значение для повышения качества жизни в этих регионах. Северный морской путь обслуживает большое количество арктических портов, проходя через крупные реки Сибири. По этому маршруту осуществляется ввоз топлива, оборудования и продовольствия, а также экспорт леса и природных ресурсов. Развитие Северного морского пути играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, создании комфортных условий для жизни в Арктике, освоении новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшем экспорте.
На данный момент модернизация СМП направлена на освоение территории Арктики. Грузооборот в 80 млн тонн будет достигнут и реализован, так как Севморпуть – самый перспективный транспортный коридор из всех существующих, проходящих по территории Российской Федерации, так как имеет разветвленную систему речных притоков, обеспечивая доступ к самым труднодоступным пунктам. Использование такого вида транспортировки грузов не навредит окружающей среде и является менее затратным, чем использование другого вида транспорта.
Можно сказать, что сформулированная в работе гипотеза подтвердилась частично.
В первой главе дана специфика функционирования транспорта в Арктике. Понятие и структура Арктической транспортной системы, представлена история освоения Северного морского пути и этапы его развития, представлено значение Северного морского пути для экономики РФ и определены международные аспекты освоения СМП.
Было установлено, что в течение последних 10 000 лет климат Арктики не испытывал столь высоких температур, и в настоящее время он нагревается с беспокойной скоростью, что увеличивает вероятность формирования жизнеспособных арктических морских маршрутов. Северный морской путь, один из трех основных маршрутов через арктические воды, простирается вдоль северного побережья России от Мурманска на западе до Берингова пролива на востоке. Обычно он является первым и иногда единственным ледовым маршрутом каждое лето, становясь последним, который замерзает каждую осень.
Исторические исследования Арктики всегда привлекали Россию, как страну с северными территориями. Кроме того, в определенные исторические периоды Северный морской путь был для страны настоящим спасением. Этот маршрут позволяет сократить расстояние между Европой и Азией примерно на 3000 миль и на 11 дней по сравнению с южным путем через Малаккский пролив и Суэцкий канал.
Во второй главе е работы оцениваются характеристики и развитие Северного морского пути, выделяются ключевые моменты Плана развития Севморпути до 2035 года - Арктика-2035, и рассматриваются проблемы повышения конкурентоспособности этого пути в качестве международного транзитного маршрута.
Северный морской путь представляет собой перспективный проект в области транспорта, который требует применения современных инновационных технологий для успешного развития. Данное исследование направлено на оценку важности стратегии развития этого маршрута до 2035 года, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2022 года, как средства инновационной политики государства. Проведенный анализ содержания плана позволяет заключить, что несмотря на определенные недочеты, такие как включение уже запланированных мероприятий, планы относительно железнодорожной инфраструктуры и арифметические ошибки, которые обычно не свойственны документам такого уровня, практическая реализация предложений по развитию атомного ледокольного флота, созданию арктической спутниковой группировки и формированию системы экологического мониторинга, представленных в плане, невозможна без активного внедрения инноваций и проведения исследований в различных научных областях. Это свидетельствует о том, что план может рассматриваться как важный инструмент инновационной политики федеральных органов исполнительной власти для долгосрочного развития экономики страны.
В третьей главе выделены основные направления модернизации Северного морского пути, представлено институциональное и ресурсное обеспечение реализации предложений по развитию СМП и дана оценка эффекта от реализации модернизации арктической морской транспортной системы с участием Северного морского пути .
Северный морской путь является более коротким - на 30-40%, по сравнению с маршрутами через Суэцкий канал, что приводит к экономии топлива и снижению воздействия на окружающую среду. Кроме того, данный маршрут обходит политически нестабильный Ближний Восток и не подвержен нападениям пиратов. Однако его использование связано с дополнительными издержками, такими как необходимость ледоколов и построение судов со специальными характеристиками. Необходимо также развивать береговые порты для обеспечения безопасного плавания судов.
Благодаря данному транспортному коридору экономика нашей страны укрепит свои позиции на международной арене путем повышения конкурентоспособности и получения дохода от пропуска иностранных коммерческих судов, а также Россия сможет контролировать на своей территории проходящие по Севморпути суда других государств.
Вложенные средства будут возвращены через создание более 2000 новых рабочих мест и улучшение экономики соседних регионов, через которые проходит Северный морской путь. Повышение объемов транспортировки грузов способствует развитию производства, что имеет ключевое значение для повышения качества жизни в этих регионах. Северный морской путь обслуживает большое количество арктических портов, проходя через крупные реки Сибири. По этому маршруту осуществляется ввоз топлива, оборудования и продовольствия, а также экспорт леса и природных ресурсов. Развитие Северного морского пути играет важную роль в обеспечении национальной безопасности, создании комфортных условий для жизни в Арктике, освоении новых месторождений полезных ископаемых и их дальнейшем экспорте.
На данный момент модернизация СМП направлена на освоение территории Арктики. Грузооборот в 80 млн тонн будет достигнут и реализован, так как Севморпуть – самый перспективный транспортный коридор из всех существующих, проходящих по территории Российской Федерации, так как имеет разветвленную систему речных притоков, обеспечивая доступ к самым труднодоступным пунктам. Использование такого вида транспортировки грузов не навредит окружающей среде и является менее затратным, чем использование другого вида транспорта.
Можно сказать, что сформулированная в работе гипотеза подтвердилась частично.
Подобные работы
- Международно-политические перспективы освоения Северного Морского пути
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Экологические риски транспортировки международных транзитных грузов Северным морским путём
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2016 - Участие КНР в развитии инфраструктуры Северных морских путей: состояние и перспективы
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Изменчивость характеристик ледовитости вдоль трассы Северного морского пути
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2019 - Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы и перспективы международного сотрудничества в рамках Северного морского пути
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5200 р. Год сдачи: 2024 - Разработка предложений по совершенствованию процесса управления затратами (на примере АО «Хатангский морской торговый порт»)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - АРКТИЧЕСКИЙ РЕГИОН В XXI ВЕКЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АРКТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ И США
THE ARCTIC REGION IN THE 21ST CENTURY: COMPARATIVE ANALYSIS
OF ARCTIC POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018



