Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств

Работа №123602

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Арктическое пространство: проблемы определения понятия, правового статуса, внутренней структуры 6
§ 1. Проблема определения понятия Арктического пространства 6
§ 2. История становления Арктического пространства как зоны с особым правовым статусом 10
§ 3. Секторальное деление Арктического пространства 14
§ 4. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года и ее применимость к определению статуса Арктического пространства 19
ГЛАВА ВТОРАЯ
Делимитация Арктических пространств 26
§ 1. Морские границы 26
§ 2. Континентальный шельф 34
§ 3. Арктические проливы: Северный морской путь и Северо-Западныйпроход..42
§ 4. Позиции неарктических государств и международных организаций по вопросу правового статуса Арктики 51
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Международные обязательства приарктических государств. Перспективы международного сотрудничества 55
§ 1. Направления международного сотрудничества приарктических государств
§ 2. Регулирование Арктического пространства во внутригосударственном праве России 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность темы исследования. Арктика как северная полярная область Земного шара всегда привлекала внимание народов, населяющих примыкающие к Северному Ледовитому океану материковые части Европы, Азии, Америки и находящиеся в океане островные образования. Но правовое регулирование исследования и использования Арктического пространства началось лишь в XIX веке и носило региональный характер: было установлено секторальное деление Арктического пространства между приарктическими государствами – Россией, Канадой, Норвегией, Данией, США, которое длительный период времени не встречало каких-либо возражений со стороны иных государств.
Однако с наступлением XXI века Арктика стала предметом пристального внимания и интереса со стороны мировых держав, прежде всего ввиду того, что доступ к Арктическому региону предоставляет государствам существенные стратегические преимущества: Арктика содержит богатейшие природные ресурсы, потенциальные запасы нефти в Арктике составляют 90 млрд. баррелей, газа - 43,7 трлн. кв. м, газового конденсата - 44 млрд. баррелей ; наличие транс-портных коммуникаций (Северный морской путь, Северо-Западный морской проход). Принимаются во внимание и существенные климатические изменения: прогнозируется, что к 2040 году ожидается полное таяние льдов Северного Ле-довитого океана в летний период . Указанные климатические изменения открывают совершенно новые возможности исследования, освоения и использования Арктического пространства.
Указанные перспективы побудили государства, не являющиеся приарктическими, заявить претензии на пересмотр устоявшегося правового режима Арктики и возможность участия в освоении указанных территорий и неарктических держав. Таким образом, наблюдается стремление к глобализации Арктического региона.
В последние годы Арктика превратилась в объект повышенного внимания мирового сообщества и стала центральной темой на многочисленных международных и национальных форумах. Так, 29-30 марта 2017 года в Архангельске проводился международный Арктической форум «Арктика – территория диалога», который стал крупнейшей площадкой для обсуждения представителями разных государств и международных организаций актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Представляется, что международное обсуждение вопросов развития и сотрудничества в Арктическом регионе будет лишь возрастать.
В связи с этим перед Российской Федерацией как приарктическим государством встала задача аргументировано и обоснованно с точки зрения и национальных интересов, и международного права сформировать позицию в от-ношении уточнения и закрепления правового статуса Арктического пространства, особенно в части юрисдикции на континентальном шельфе. Если в предыдущий период СССР, а затем и Россия придерживались концепции секторального деления Арктики, правовой статус которой основывался на внутреннем праве приарктических государств, то в 2001 году Россия направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа первое представление о расширении внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, что свидетельствует о пересмотре позиции России в отношении правового статуса Арктического пространства и признании применимости уже и международной Конвенции к Арктическому региону.
В отечественной научной литературе превалирует позиция, что в отношении Арктики в силу её климатических и природных особенностей сложился особый правовой, секторальный, режим, ставший международной обычной нормой (П.А. Гудев, Г.М. Гуслицер, И.С. Жудро, А.Н. Николаев, И.С. Пещуров и др.). Однако в силу вышеизложенного представляется, что данная позиция нуждается в переосмыслении с учетом того, что характерные отличия данного пространства от иных морских пространств, позволявшие ранее говорить об особом статусе Арктики, постепенно «стираются»; это также является сильным аргументом для сторонников идеи пересмотра структуры и статуса Арктического пространства.
Цель настоящего исследования– анализ состояния и перспектив правового регулирования исследования и использования Арктического пространства.
Задачами исследования являются:
- изучение имеющихся подходов к определению понятия Арктического пространства, включая исторические аспекты;
- анализ норм международного права, регулирующих статус Арктики, за-крепленных в международных обычаях и международных договорах, включая Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года;
- анализ проблем делимитации арктических пространств между приарктическими государствами;
- изучение подходов арктических и неарктических государств по вопросу определения правового статуса Арктического пространства;
- оценка направлений международного сотрудничества приарктических государств в отношении Арктического пространства;
- оценка внутренних актов Российской Федерации в отношении регулирования Арктической зоны Российской Федерации.
Представляется, что анализ вышеуказанных аспектов позволит оценить действия России, связанные с расширением её континентального шельфа в соответствии с Конвенцией по морскому праву 1982 года, а также ответить на вопрос: является ли подача Россией заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа стратегически и юридически обоснованным шагом, и свидетельствует ли это о том, что теория секторального деления Арктики требует пересмотра, т.к. уже не отражает текущую геополитическую ситуацию в международном сообществе?
Апробация материалов исследования. Настоящая выпускная квалификационная работа прошла научную апробацию в рамках научно-практической конференции «Природное и культурное наследие Арктики»10-13 ноября 2016 года в РГПУ им. А.И. Герценав форме выступления с докладом на тему «Актуальные проблемы правового регулирования Арктического пространства» и публикации материалов конференции и статьи в сборнике статей конференции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В настоящее время отсутствует единодушие в юридической доктрине и практике по вопросу понимания правового статуса Арктического пространства. Подходы к определению понятия и правового статуса Арктического пространства радикально противоположны: одни рассматривают Арктику на основе принципа секторальной принадлежности её частей приарктическим государствам, другие - как регион, обладающий особым статусом ввиду совокупности географических, геоморфологических и климатических особенностей; согласно третьему подходу, Арктика понимается как морское пространство со статусом «общечеловеческого достояния», на которое распространяется нормы между-народного права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Исторически сложившийся и устоявшийся принцип секторального деления Арктики в настоящее время подвергается пересмотру со стороны ряда государств и международных союзов, что уже не позволяет рассматривать секторальный режим Арктики в качестве нормы международного обычного права.
Вследствие указанных обстоятельств существует опасность установления нового глобального режима управления Арктическим пространством, согласно которому Арктика будет рассматриваться в качестве общего наследия человечества. Такой подход не только противоречит стратегическим и экономическим интересам Российской Федерации, но и угрожает национальной безопасности России и всех иных приарктических государств.
2. Для Российской Федерации отказ от секторального разделения Арктики влечет утрату суверенных прав на 1,7 млн км2 своего арктического сектора, и в этом смысле, по мнению ряда ученых, подача представления в Комиссию ООН об определении внешней границы континентального шельфа не выгодна для России. Кроме того, направление такого представления не решает вопроса делимитации континентального шельфа между приарктическими государствами, а лишь отграничивает континентальный шельф России от международного района морского дна, которое признается общим наследием человечества, что, по мнению многих правоведов, противоречит национальным интересам России.
Однако, несмотря на наличие во многом конструктивной критики, тем не менее, направление Россией в Комиссию по границам континентального шельфа представления об определении внешней границы континентального шельфа является юридически и политически взвешенным и продуманным решением, направленным на установление устойчивой реализации её суверенных прав в Арктическом пространстве.
Так, в условиях нарастающей тенденции распространения на Арктику действия Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и признания вопреки секторальному принципу морских пространств Северного Ледовитого океана открытым морем, а подводных ресурсов – международным районом морского дна, России следует и дальше использовать имеющиеся договорные международно-правовые механизмы, чтобы установить расширенную внешнюю границу континентального шельфа и тем самым создать правовую определенность в отношении режима указанных пространств. При этом России необходимо достигнуть соглашения о делимитации континентального шельфа с такими странами, как Канада и Дания, поскольку возможно совпадение границ континентального шельфа между указанными государствами, которое может быть выявлено в результате рассмотрения представлений указанных государств в Комиссии по границам континентального шельфа.
Следует обратить внимание на положительную роль Соглашения между СССР и США 1990 года, а также Договора между Россией и Норвегией 2010 года. Несмотря на то, что указанные договоры являются результатом компромиссов и уступок, достижение Россией с указанными государствами соглашения относительно делимитации морских границ в Северном Ледовитом океане способствует устойчивому регулированию в области установления юрисдикции в Арктике.
3. В отношении Северного морского пути России целесообразно объединить усилия с Канадой, в интересах которой закрепление прав на Северо-Западный проход, и сформировать единую правовую позицию в противовес позиции США, считающей указанные транспортные пути международными проливами. Северный морской путь надлежит рассматривать как единую транспортную коммуникацию, в отношении которой именно за Россией в силу комплекса исторических, географических и экологических факторов должны быть закреплены исключительные права по природоохранному надзору, установлению режима прохода через Северный морской путь, а также стандартов навигации.
4. С учетом того, что многие неарктические государства, а также международные организации стремятся придать Арктическому региону статус «общечеловеческого достояния», а также установить в отношении Арктики режим, схожий с Антарктикой, приарктическим государствам необходимо действовать сообща: разрабатывать и координировать правовые позиции в отношении режима Арктического пространства, активно сотрудничать и заключать международные договоры.
Так, эффективной площадкой для сотрудничества приарктических государств явился Арктический Совет, под эгидой которого было заключено два международных договора. Вместе с тем, множество вопросов, связанных с проблемами судоходства, рыбной ловли, охраны морской среды и животного мира, обеспечения безопасности в Арктическом регионе, все еще нуждаются в регулировании со стороны приарктических государств.
5. В развитии и совершенствовании нуждается также и внутреннее законодательство Российской Федерации, так как была выявлена недостаточность правового регулирования Арктической зоны Российской Федерации, которая обладает существенными климатическими, экономическими и социально-экономическими особенностями. Принятие комплексного федерального закона об Арктической зоне Российской Федерации стало бы важным фундаментом для дальнейшей конкретизации правового регулирования проблем Арктической зоны Российской Федерации как на уровне специального законодательства, так и на уровне последующих подзаконных актов.



Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г. // Офиц. сайт Президента РФ.– Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/707.
2) Договор об Антарктике 1959 года // Офиц. сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv
/conventions/pdf/antarctic.pdf.
3) Договор о Шпицбергене от 09.02.1920 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. IX. – М., 1938. – С. 53 - 61. – СПС «КонсультантПлюс».
4) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) от 10.12.1982 // Бюл. международных договоров. – 1998. – № 1. – С. 3 – 168. – (с изм. от 23.07.1994).– СПС «КонсультантПлюс».
5) Конвенция о рыболовстве в Северо-Восточной части Атлантического океана от 18.11.1980 // Сб. международных соглашений Российской Федерации по вопросам рыболовства и рыбохозяйственных исследований.- М., 1995. – С. 86 - 98. – СПС «КонсультантПлюс».
6) Соглашение о сотрудничестве в авиации и морском поиске и спасании в Арктике (вступило в силу 19 янв. 2013 г.) // Бюлл. межд. договоров. -2013. -№ 9.- С. 21 – 32. – СПС «КонсультантПлюс».
7) Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (вступило в силу 25 марта 2016 г.) // Офиц. интернет-портал правовой информации: Режим доступа: http://publication.pravo.
gov.ru/Document/View/0001201604120009.
8) Соглашение о сохранении белых медведей от 15.11.1973 // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XXXII. – М., 1978. – С. 563 - 565. – СПС «КонсультантПлюс».
9) Agreement between the United States of America and the Union of Soviet Socialist Republics on the maritime boundary: Agreement dated 1 June 1990. // United Nations official site. – Режим доступа: http://www.un.org/Depts/los/LEGISLATIONANDTREATIES/PDFFILES/TREATIES/USA-RUS1990MB.PDF.
1.1.2. Акты международных организаций, органов и конференций
10) Заявление Председателя Комиссии по границам континентального шельфа от 21 декабря 2016 г. (CLCS/96) // Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS): Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N16/456/65/PDF/N1645665.pdf?OpenElement.
11) Правила процедуры Комиссии по границам континентального шельфа от 17 апреля 2008 г. // офиц. сайт Организации Объединенных Наций: Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/309/25/PDF/N0830925.pdf?OpenElement.
12) European Parliament resolution of 9 October 2008 on Arctic governance: Parl. Eur. Doc 9 Oct. 2008 // European Parliament: Режим доступа:http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?type=TA&reference=P6-TA-2008-0474&language=EN.
13) Summary of Recommendations on the Limits of the Continental Shelf in regard to the Partial Revised Submission Made by the Russian Federation in respect of the Sea of Okhotsk on 28 February 2013 // Commission in the Limits of the Continental Shelf : Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new
/submissions_files/rus01_rev13/2014_03_13_COM_REC_RUS_Summary.pdf.
14) A Sustainable EU Policy for the High North (2009/2214(INI): Parl. Eur. Doc 20 Jan. 2011 // European Parliament: Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=//EP//TEXT+TA+P7-TA-2011-0024+0+DOC+XML+V0//EN.
1.1.3. Иные международные официальные документы
15) Декларация Тромсё от 29 апреля 2009 [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Арктического совета : [сайт]. – Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/780.
16) Кирунская декларация от 15 мая 2013 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Арктического совета : [сайт]. – Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/778.
17) Нуукская декларация от 12 мая 2011 г. [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Арктического совета : [сайт]. – Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/779.
18) Частично пересмотренное представление РФ в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа РФ в СЛО [Электронный ресурс] // Commission on the Limits of the Continental Shelf (CLCS) : [сайт]. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2015_08_03_Exec_Summary_Russian.pdf
19) Communication of Canada dated 30 November 2015 [Electronic resource] // Commission in the Limits of the Continental Shelf : [site]. – Режимдоступа:http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2015_30_11_CAN_NV_en.pdf (дата обращения: 24.03.2017).
20) Communication of Kingdom of Denmark dated 7 October 2015 [Electronic re-source] // Commission in the Limits of the Continental Shelf : [site]. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/
2015_10_07_DNK_NV_UN_001_15-00785.pdf.
21) Communication of the USA dated 30 October 2015 [Electronic resource] // Commission in the Limits of the Continental Shelf : [site]. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/rus01_rev15/2015_11_02
US_NV_RUS_001_en.pdf.
22) Declaration on Cooperation in the Barents Euro-Arctic Conference of Foreign Ministers in Kirkenes, 11.1.1993 // Barents Euro-Artic Council: [site]. – Режим доступа: http://www.barentsinfo.fi/beac/docs/459_doc_KirkenesDeclaration.pdf.
23) Declaration on Establishment of the Arctic Council [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Арктического совета : [сайт]. – Режим доступа: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/85.
24) The Ilulissat declaration [Electronic resource] : / Arctic ocean conference Ilulissat, Greenland, 27-29 May, 2008. – Режим доступа: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/080525_arctic_ocean_conference-_outcome.pdf.
25) Submission by the Kingdom of Denmark dated 14 June 2012 [Electronic resource] // Commission in the Limits of the Continental Shelf : [site]. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_dnk_61_2012.htm
26) Submission by the Kingdom of Norway dated 20 August 2009 [Electronic resource] // Commission in the Limits of the Continental Shelf : [site]. – Режим доступа: http://www.un.org/depts/los/clcs_new/submissions_files/submission_nor.htm.
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
Российской Федерации
1.2.1. Федеральные законы
27) Кодекс торгового мореплавания РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – №18. – Ст. 2207. – (в ред. от 07 февр. 2017). – СПС «КонсультантПлюс».
1.2.2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
28) Об утверждении правил плавания в акватории Северного морского пути [Электронный ресурс] : Приказ Минтранса РФ от 17.01.2013 // Рос. газета. – № 86. – 19.04.2013. - СПС «КонсультантПлюс».
29) О подписании Соглашения между правительствами государств – членов Совета Баренцева/Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации / Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2008 г. № 1374-р // Офиц. интернет-портал правовой информа-ции:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&&nd=102124403&&
page=1&rdk=0#I0.
1.2.3. Иные акты
30) Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане: Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 // СЗ СССР. – 1926. – № 32. – ст. 203. – СПС «КонсультантПлюс».
31) Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: утв. Президентом РФ 18 сен. 2008 г. № ПР-1969 // Рос. газ. 2009. 21 марта. – СПС «КонсультантПлюс».
32) Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года : утв. Президентом РФ. – СПС «КонсультантПлюс».
1.2.4. Проекты нормативных правовых актов
33) О развитии Арктической зоны Российской Федерации: Проект закона // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов:– Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=50614.
2. Материалы международной судебной практики
34) Anglo-NorwegianFisheriesCase (U.K. vsNorway) //International Court of Justice : [site]. – Режим доступа: http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=3&k=a6&case=5&code=ukn&p3=4.
35) Corfu Channel Case (U.K. v. Albania) [Electronic resource] // International Court of Justice : [site]. – Режим доступа: http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=3&k=cd&case=1&code=cc&p3=4.
36) North Sea Continental Shelf Cases (Federal Republic of Germany – Denmark; Federal Republic of Germany – Netherlands). Judgment of 20 February 1969 // International Court of Justice:– Режим доступа: http://www.icj-cij.org/docket/index.php?p1=3&p2=3&k=cc&case=52&code=cs2&p3=4.
37) Permanent court of International Justice Fascicule No. 53 Legal Status of Eastern Greenland dated April 5, 1933 // ILSA:– Режим доступа:https://www.ilsa.org/jessup/jessup17/Batch%202/Legal%20Status%20of%2
0Eastern%20Greenland%20(PCIJ).pdf.
3. Специальная литература
3.1. Книги
38) Александров В. Г. Анализ законодательных актов по Арктике и северной территории основных арктических государств / В. Г. Александров, Н. И. Диденко // Стратегические приоритеты развития российской Арктики: сб. науч. трудов.; под науч. ред. В. В. Ивантера. – М., 2014. – С. 323 – 337.
39) Баландин Д. А. Инвестиционная деятельность в освоении Арктического региона / А.Н. Пыткин, Д.А. Баландин. – Пермь.: ФГБУН Ин-та экономики УрО РАН, 2013. – 186 с.
40) Барсегов Ю. Г. Арктика: интересы России и международные условиях их реализации / отв. ред. И.М. Могилевкин. –М.: Наука, 2002. – 356 с.
41) Вылегжанин А.Н. Введение// Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: матер. междунар. науч. симпоз. (Москва, 4 сент. 2012 г.); гл. ред. И. С. Иванов.- М. 2012. С. 4 -8.
42) Вылегжанин, А. Н. Правовое положение Арктического региона в документах// Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: в 3 т.; под общ. ред. И.С. Иванова. – М.: Аспект-пресс, 2013. – т. III. – С. 11 – 44.
43) Вылегжанин, А. Н. Правовой режим Арктики// Международное право; отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: Юрайт., 2009. С. 181 – 192.
44) Международно-правовые основы недропользования: учеб. пособие /отв. ред. А.Н. Вылегжанин. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2007. – 526 с.
45) Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. XLII. Отд. 1. 1867 г. /Режим доступа: http://www.runivers.ru/lib/book3136/9949/.
46) Эфендиев О.Ф. Арктические воды /О. Ф. Эфендиев // Современное между-народное морское право. Режим вод и дна Мирового океана; отв. ред. М.И. Лазарев. – М.: Наука, 1974. – Том. 1 – С. 184 – 190.
47) Baxter, R. R. The Law of International Waterways / R. R. Baxter. – Cambridge, MA: Harward Univ. Press,1964. – 371 p.
48) Brubaker, R. Douglas, Russian Arctic Straits / R. D. Brubaker. -Dordrecht: Mar-tinus Nijhoff, 2004. – 276 p.
49) Byers, M. International Law and the Arctic / M. Byers. – Cambridge: Cambridge University Press, 2013. – 314 p.
50) Nowlan, L. Arctic Legal Regime for Environmental Protection / L. Nowlan // IUCN ENVTL: Environmental Policy and Law Paper, 2001. – No. 44. – 70 p.
3.2. Статьи
51) АвхадеевВ. Р. Многосторонние международные соглашения, регулирующие правовой режим Арктики / В. Р. Авхадеев // Журнал российского права. – 2016. – № 2. – С. 135 – 143.
52) Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее / М. Байерз // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая поли-тика. – 2011. – № 2. – С. 92 – 128.
53) Байерс М. Кто владеет Арктикой? / М. Байерс // Вестник НГУ. Серия: Пра-во. – 2012. – Т. 8, вып. 2. – С. 208 – 223.
54) Байерс М. Почему Канада и Россия должны объединить усилия для достижения своих арктических интересов / М. Байерс // Вестник НГУ. Серия: Право. – 2012. – Т. 8, вып. 1. – С. 130 – 135.
55) Барциц И. Н. О правовом статусе российского арктического сектора / И. Н. Барциц // Право и политика. – 2000. – № 12. – С. 106 – 114.
56) Бекяшев, К. А. Правовой статус Арктического совета и роль его в охране морской среды // Евразийский юридический портал //http://www.eurasialegal.info/
index.php?option=com_content&view=article&id=4592:2015-06-22-07-23-49&catid=116:2011-09-19-12-34-31&Itemid=42.
57) Воронков Л. С. Арктический совет: форум сотрудничества или международная межправительственная организация? // Ежегодник института международных исследований МГИМО. – 2014. – № 3-4 (9). – С. 58 – 66.
58) Вылегжанин А. Н. 20 лет «временного применения» соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств / А. Н. Вылегжанин // Вестник МГИМО Университета. – 2010. – № 1. – С. 104 – 113.
59) Вылегжанин А. Н. К уточнению правового положения дна Северного Ле-довитого океана [Электронный ресурс] // Морские вести России : [сайт]. – Режим доступа: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=58758.
60) ВылегжанинА. Н. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года: разные оценки «временного применения» // МГИМО (У) / Режим доступа: http://old.mgimo.ru/news/experts/document124210.phtml.
61) Высторобец Е. А. Понятие Арктики // Аграрное и земельное право. - 2014. - № 6 (114). – С. 68 – 78.
62) Гаврилов В. В. Правовой статус Северного морского пути Российской Федерации // Журнал российского права. – 2015. – № 2. – С. 147 – 157.
63) Гудев П. А. Арктика как «GlobalCommons»? / П. А. Гудев // Пути к миру и безопасности. – 2016. – № 1 (50). – С. 53 – 69.
64) Гудев, П. А. Приоритеты США в Арктике / П. А. Гудев // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 9. – С. 49 – 60.
65) Жудро, И. С. Международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана. Проблемы разграничения / И. С. Жудро // Вестник Санкт-Петербургского Университета. – 2015. – Сер. 14. – Вып. 4. – С. 4 – 19.
66) Жудро, И. С. Обычно-правовые нормы как компонент уникального, исторически сложившегося статуса Арктики / И. С. Жудро // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и со-циальные науки. – 2014. – № 6. – С. 110 – 118.
67) Жудро, И. С. Роль международных обычаев в управлении Арктикой / И. С. Жудро // Право и управление XXI век. – 2015. – № 1(34). – С. 6 – 13.
68) Жудро, И. С. Секторальный метод как способ справедливого разграничения дна Северного Ледовитого океана // Право и политика. – 2015. – № 6. – С. 817 – 825.
69) Глубоков, А. И. Международное сотрудничество в Арктике. Доклад № 12. 2013 Электронный ресурс] / А. И. Глубоков, А. В. Загорский, Е. Н. Хмелева // Российский совет по международным делам. 2013. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/common/upload/Arctic_Report_Rus.pdf.
70) Калашников, Л. И. Россия готова подарить Норвегии сотни тысяч квадратных километров Баренцева моря / Л. И. Калашников // Арктика и Север. – 2011 – № 2 (май). – С. 30 – 38.
71) Козьменко С. Морская политика и экономическое присутствие России в Арктике: отзвуки противостояния / С. Козьменко, А. Щеголькова // Морской сборник. – 2010. – № 12, т. 1965. – С. 22 – 30.
72) Ковалев, А. А. Международно-правовой режим Арктики и интересы России // Индекс безопасности. – 2009. – Т. 15. - № 3-4. – С. 115 – 124.
73) Коновалов, А. М. Арктика: национальные интересы в условиях глобализации // Стратегия развития экономики. – 2011. – № 48 (141). – С. 20 – 28.
74) Коновалов, А. М. Система государственного стратегического планирования и управления развитием Арктической зоны Российской федерации // Стратегия развития экономики. – 2012. – № 34 (175). – С. 20 – 32.
75) Кобзева, М. А. Политика Китая в Арктике: традиции и современность / М. А. Кобзева, В. Н. Конышев // Сравнительная политика и геополитика. – 2017. – Т. 8, № 1. – С. 77 – 92.
76) Конышев, В. Н. Стратегии стран Восточной Азии в Арктике / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Проблемы Дальнего Востока. 2012. № 6. С. 35 – 48.
77) Курбанов, Р. А. Вопросы международно-правового и национально-правового регулирования в Арктике (сравнительно-правовой анализ) / Р. А. Курбанов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2016. – № 2. – С. 79 – 87.
78) Лабецкая, Е. О. «Конституция морей»: pro&contra/ Е. О. Лабецкая// Мировая экономика и международные отношения. – 2014. – № 9. – С. 121 – 128.
79) Лукин, Ю. Ф. Договор между Россией и Норвегией – шаг к мирному переделу морского пространства Арктики / Ю. Ф. Лукин // Арктика и Север. – 2011. – № 2 (май). – С. 1 – 29.
80) Лукин, Ю.Ф. Статус, состав, население Российской Арктики / Ю. Ф. Лукин // Арктика и Север. 2014. № 15. С. 57 – 94.
81) Мальцев, А. А. Международно-правовой статус и экологическая безопасность Арктики / А. А. Мальцев, Ю. В. Надточий. // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. – 2015. - № 1. – С. 150 – 165.
82) Николаев, А. Н. Правовые возможности предотвращения потери Россией высокоширотного участка арктического шельфа / А. Н. Николаев. И. С. Пещуров. // Моск. журн. междунар. права. – 2012. – № 2. – С. 5 – 29.
83) Повал, Л. М. Международно-правовые проблемы раздела экономических пространств Арктики// Арктика и Север. – 2011. – № 3. – С. 1 – 15.
84) Сиваков, Д. О. Принципиальные подходы к правовому регулированию арктической зоны / Д. О. Сиваков // Вестник Поволжского института управления. – 2010. – № 4. - С. 106 – 110.
85) Смольякова, Т. Ледовитый тронулся / Т. Смольякова // Рос. газ. – 2007. – 25 сентября.
86) Степанов, О. А. Право как средство обеспечения мирного развития международных экономико-политических отношений// Современное право. Новое в российском законодательстве. – 2011. - № 8. – С. 3 – 4.
87) Тиунов, О. И. Влияние международных договоров и международных обычаев на национальное законодательство// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 11. – С. 269 – 285.
88) Филимонов, Ю. В. Международно-правовой и национальный статус Арктики // Gaudeamus Igitur. – 2015. – № 2. – С. 39 – 42.
89) Чечурина, М. Н. Проблемы международного сотрудничества в Арктике // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2013. – № 4 (35). – С. 39 - 44.
90) Boswell R. Russia, Canada Neighbours? Seabed Territorial Push Could Bring Borders Together [Electronic resource] // PostMedia News. February 14. 2012 : [site]. – Режим доступа: http://byers.typepad.com/arctic/2012/02/russia-canada-neighbours-seabed-territorial-push-could-bring-borders-together.html.
91) Cinelli, С. The Law of the Sea and the Arctic Ocean / С. Сinelli // Arctic Review on Law and Politics. – 2011. – Vol. 2, No. 1. – P. 4 – 24.
92) Grunawalt R. J. United States Policy on International Straits / R. J. Grunawalt // Ocean Development and International Law. – 1987. – Vol. 18, № 4. – P. 445 – 454.
93) Howard R. The Northeast Passage - the next Suez Crisis? [Electronic resource] // The Week. 2009. 23 Sept. : [site]. – Режим доступа: http://www.theweek.co.uk/politics/19637/northeast-passage-next-suez-crisis.
94) Jakobson L. Preparing for an ice-free Arctic [Electronic resource] // Chinadialogue : [site]. – Режим доступа: http://www.chinadialogue.net/article/show/
single/en/3584-Preparing-for-an-ice-free-Arctic-3-.
95) Pharand, D. The Arctic Waters and the Northwest Passage: A Final Revisit// Ocean Development and International Law. – 2007. – Vol 38, № 1 – 2. – P. 3 - 69.
96) Takei, Y. Polar Complications in the Law of the Sea: a Case Study of the Regime for the Research and Survey Activities in the Arctic Ocean [Electronic resource] // International Hydrographic Organization : [site]. – Режим доступа: https://www.iho.int/mtg_docs/com_wg/ABLOS/ABLOS_Conf6/S3P2-P.pdf.
3.3. Диссертации и авторефераты диссертаций
97) Губанов, А. И. Правовые вопросы делимитации континентального шельфа в Арктике: автореф. дис. … канд. юрид. наук 12.00.10. – М., 2013. – 26 с.
98) Гуслицер, Г. М. Международно-правовой режим Арктики и Антарктики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1954. – 15 с.
4. Интернет-ресурсы
99) Арктика открывается: Коммерсант.ru : [сайт]. – Режим досту-па:http://kommersant.ru/doc/3082056.
100) Арктический совет: общая информация // Офиц. сайт Арктического совета: [сайт]. – Режим доступа:http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us.
101) Заявка России на расширение шельфа в Арктике // РиаНовости : [сайт]. – Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20160209/1371482419.html.
102) Новая большая игра [Электронный ресурс] // Иносми.ру. Россия сегодня: [сайт]. – Режим доступа: http://inosmi.ru/politic/20160316/235729094.html.
103) Arctic sea ice maximum at record low fir third straight year // Arctic Sea Ice News and Analysis : [site]. – Режим доступа: http://nsidc.org/arcticseaicenews/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ