Конституционная модель управления (на примере России, Украины и Белоруссии)
|
Доставка из РГБ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ УКРАИНЕ И БЕЛОРУССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КОНТЕКСТЕ 17
1.1. Понятие конституционных принципов, конституционной модели формы правления и института президентства в РФ 17
1.2. Характеристика приемов и форм конституционного правления в отечественной юридической науке. Теория правового государства 30
1.3. Актуальные теоретические проблемы организации верховной власти; особенности конституционных моделей, приемов и форм правления в России, Украине и Беларусь. Отечественная и зарубежная мысль 55
1.4. Особенности конституционного принципа разделения властей в России, Украине и Белоруссии 79
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 109
2.1. Историко-правовой анализ конституционного образа правления в России дореволюционного и советского периодов. Учреждение конституционализма 109
2.2. Генезис государственной власти и государственного управления России, Украины и Белоруссии в постсоветском пространстве 131
2.3. Сравнительный анализ зарубежных форм правления и формирование административно-государственного управления в России, Украине и Белоруссии в историческом контексте 148
2.4. Правовой анализ современного состояния президентских режимов, форм правления в России, Украине, Белоруссии и современном мире 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 212
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РОССИИ УКРАИНЕ И БЕЛОРУССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ КОНТЕКСТЕ 17
1.1. Понятие конституционных принципов, конституционной модели формы правления и института президентства в РФ 17
1.2. Характеристика приемов и форм конституционного правления в отечественной юридической науке. Теория правового государства 30
1.3. Актуальные теоретические проблемы организации верховной власти; особенности конституционных моделей, приемов и форм правления в России, Украине и Беларусь. Отечественная и зарубежная мысль 55
1.4. Особенности конституционного принципа разделения властей в России, Украине и Белоруссии 79
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ РОССИИ, УКРАИНЫ И БЕЛОРУССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОПЫТЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ 109
2.1. Историко-правовой анализ конституционного образа правления в России дореволюционного и советского периодов. Учреждение конституционализма 109
2.2. Генезис государственной власти и государственного управления России, Украины и Белоруссии в постсоветском пространстве 131
2.3. Сравнительный анализ зарубежных форм правления и формирование административно-государственного управления в России, Украине и Белоруссии в историческом контексте 148
2.4. Правовой анализ современного состояния президентских режимов, форм правления в России, Украине, Белоруссии и современном мире 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 212
Актуальность темы исследования. На стадии конституционного развития государство призвано не просто декларировать конституционные принципы и цели создания общества и государства, но и формировать должные условия для реализации важнейших конституционно-правовых положений. Проблематика исследования конституционных моделей правления охватывает широкий круг концептуальных вопросов, круг решение которых является актуальной задачей для конституционно-правовых исследований. Наукой конституционного права выработаны и совершенствуются подходы к оценке условий принятия действующей Конституции Российской Федерации, ее влиянию на общество и государственное управление, определению перспектив конституционного развития страны.
История конституционного управления в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д.
Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, формирует механизмы нормативной интеграции, принимающих высшее признание демократических ценностей, в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.
Форма правления современной России, а также Украины и Белоруссии является предметом оживленных дискуссий с момента создания СНГ вплоть до настоящего времени, причем дискуссии разворачиваются не только среди ученых-юристов, но и в политических кругах. Настоящая проблематика является ярким примером того, что многие положения теории государства и права не носят сугубо абстрактного, академического характера, а имеют прямой выход на политико-юридическую практику в ее самых острых и злободневных проявлениях.
Тема конституционного правления в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
Последнее десятилетие стало для государств-содружеств СНГ периодом утверждения суверенной государственности, постепенной либерализации социально-экономического и общественно-политического строя, созидания демократических институтов публичной власти. В практике стран-членов СНГ накапливается коллективный опыт конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт конституционных российских реформ. Тем не менее, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. аккумулирует в себе все лучшее, что есть в практике конституционного развития государств-членов Содружества и западных демократий.
Темпы и масштабы социально-политических преобразований в странах СНГ обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного законодательства.
Разработка и совершенствование конституционных форм правления в странах СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты государствоведения. Конституционная теория и законодательство оказывают положительное влияние на все стороны социальной жизни.
Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка.
Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета поставило вопрос по-иному. В конституционных реформах новых государств ближнего зарубежья отражаются масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ, социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения суверенитета, преобразованием экономики в рыночную, повышением эффективности регулирования прав человека и гражданина.
Конституционные реформы в государствах Содружества, как отмечается Межпарламентской Ассамблеей СНГ, отражают коренные экономические, политические и национальные преобразования, происходящие в Содружестве. Они создают прочную нормативную базу конституционных изменений и юридически обеспечивают их необходимость, стимулируют процессы реформирования в странах СНГ.
Конституционные реформы способствуют утверждению авторитета конституции и эффективности ее норм. Межпарламентская Ассамблея признала целесообразным организацию периодического обмена опытом и информацией между государствами-участниками Содружества по вопросам осуществления конституционных реформ.
Конституционные принципы не произвольные конструкции практической деятельности субъектов социально-политических отношений, это нормы, официально закрепляющие политические ценности, политические институты, механизмы государственно-правового ассемблирования общественных связей и отношений государственной власти с гражданским обществом и гражданами. Всё это актуализирует научные дискуссии по адаптации конституционных принципов к властно-институциональной модели развития России и объясняет повышенный интерес к плюрализму, корпоративизму, политическим сетям, что не всегда, с точки зрения соискателя, позитивно сказывается на итогах поиска оптимальных механизмов воздействия на политико-властные отношения и политический процесс.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы диссертационного исследования и круг решаемых в процессе его написания задач.
Объектом диссертационной работы являются динамичные, комплексные основополагающие и многоаспектные правовые и общественные отношения, складывающиеся в процессе эволюции государственности исследуемых стран, представляющие характеристику различным сторонам сферы конституционного управления и в своей основе составляющие суть устройства общества и государства.
Предметом диссертационной работы являются правовые проблемы гарантированности основ конституционного строя, проблемы становления, функционирование и нормативно-правового регулирования форм конституционного управления России, Украины и Белоруссии.
Целью исследования. Главная цель исследования состоит в выяснении природы, сущности, специфики форм конституционного правления, комплексного исследования института основ конституционного строя
..............
История конституционного управления в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д.
Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления. Именно Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и, в определенной мере, результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, формирует механизмы нормативной интеграции, принимающих высшее признание демократических ценностей, в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан.
Форма правления современной России, а также Украины и Белоруссии является предметом оживленных дискуссий с момента создания СНГ вплоть до настоящего времени, причем дискуссии разворачиваются не только среди ученых-юристов, но и в политических кругах. Настоящая проблематика является ярким примером того, что многие положения теории государства и права не носят сугубо абстрактного, академического характера, а имеют прямой выход на политико-юридическую практику в ее самых острых и злободневных проявлениях.
Тема конституционного правления в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбу миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.
Последнее десятилетие стало для государств-содружеств СНГ периодом утверждения суверенной государственности, постепенной либерализации социально-экономического и общественно-политического строя, созидания демократических институтов публичной власти. В практике стран-членов СНГ накапливается коллективный опыт конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт конституционных российских реформ. Тем не менее, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. аккумулирует в себе все лучшее, что есть в практике конституционного развития государств-членов Содружества и западных демократий.
Темпы и масштабы социально-политических преобразований в странах СНГ обусловливают возрастание роли конституционного регулирования. Об этом свидетельствует динамичный процесс обновления конституционного законодательства.
Разработка и совершенствование конституционных форм правления в странах СНГ представляет собой одну из актуальных проблем развития демократии, права и укрепления законности. В конституции фокусируются научные аспекты государствоведения. Конституционная теория и законодательство оказывают положительное влияние на все стороны социальной жизни.
Конституция выступает ядром, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка.
Если до развала Союза ССР конституции союзных республик находились в середине правовой иерархической лестницы (над ними возвышались Конституция СССР и союзное законодательство), то прекращение существования СССР, обретение бывшими союзными республиками независимости, государственного суверенитета поставило вопрос по-иному. В конституционных реформах новых государств ближнего зарубежья отражаются масштабные общественные преобразования, происходящие в странах СНГ, социальные процессы, связанные с совершенствованием государственно-политической организации общества в период утверждения суверенитета, преобразованием экономики в рыночную, повышением эффективности регулирования прав человека и гражданина.
Конституционные реформы в государствах Содружества, как отмечается Межпарламентской Ассамблеей СНГ, отражают коренные экономические, политические и национальные преобразования, происходящие в Содружестве. Они создают прочную нормативную базу конституционных изменений и юридически обеспечивают их необходимость, стимулируют процессы реформирования в странах СНГ.
Конституционные реформы способствуют утверждению авторитета конституции и эффективности ее норм. Межпарламентская Ассамблея признала целесообразным организацию периодического обмена опытом и информацией между государствами-участниками Содружества по вопросам осуществления конституционных реформ.
Конституционные принципы не произвольные конструкции практической деятельности субъектов социально-политических отношений, это нормы, официально закрепляющие политические ценности, политические институты, механизмы государственно-правового ассемблирования общественных связей и отношений государственной власти с гражданским обществом и гражданами. Всё это актуализирует научные дискуссии по адаптации конституционных принципов к властно-институциональной модели развития России и объясняет повышенный интерес к плюрализму, корпоративизму, политическим сетям, что не всегда, с точки зрения соискателя, позитивно сказывается на итогах поиска оптимальных механизмов воздействия на политико-властные отношения и политический процесс.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы диссертационного исследования и круг решаемых в процессе его написания задач.
Объектом диссертационной работы являются динамичные, комплексные основополагающие и многоаспектные правовые и общественные отношения, складывающиеся в процессе эволюции государственности исследуемых стран, представляющие характеристику различным сторонам сферы конституционного управления и в своей основе составляющие суть устройства общества и государства.
Предметом диссертационной работы являются правовые проблемы гарантированности основ конституционного строя, проблемы становления, функционирование и нормативно-правового регулирования форм конституционного управления России, Украины и Белоруссии.
Целью исследования. Главная цель исследования состоит в выяснении природы, сущности, специфики форм конституционного правления, комплексного исследования института основ конституционного строя
..............
Актуальность проведенного исследования обусловлена необходимостью создания модели на основе изученных подходов, обеспечивающих более совершенное конституционное управление в РФ.
Изложенный в первой и второй главах теоретический и историко-правовой анализ темы исследования подтвердили актуальность избранной проблемы и позволили сделать следующие выводы.
Государственная власть в России имеет многовековую историю. Древние формы государственного территориального управления опирались на традиционные институты и не носили постоянный характер, а выполнялись как отдельные поручения центральной власти.
Одним из элементов политических изменений в государствах, образовавшихся на месте распада СССР стало введение института президента. Именно институт президента стал центральным в новых системах власти большинства этих стран, и чем меньшим был демократический исторический опыт той или иной страны, чем более острой была потребность в поиске новой для страны модели управления, тем более «президентоцентричной» стала созданная в стране политическая система. И наоборот, чем более устоявшимися и древними были демократические традиции, тем более сложившаяся система власти смещена в сторону парламентарной республики.
Президентство, по мнению авторов, выступает одним из важнейших субинститутов конституционно-правового института формы правления и основывается на принципах народовластия, приоритета прав и свобод личности, государственного суверенитета, законности, а также разделения властей и единства государственной власти. На основе анализа конституционных положений России, Украины и Белоруссии автор приходят к выводу о комплексном характере полномочий и особой роли в системе органов власти президента как «политического лидера нации, арбитра и верховного координатора», что свидетельствует о невозможности отнесения главы государства ни к одной из трех традиционных ветвей власти и, более того, о тенденции формирования особой ветви власти – президентской.
Опыт развития органов государственного управления подтверждает объективный характер развития российского государства и опровергает точки зрения о неспособности российских народов к самоорганизации и развитию своей политической системы.
В конституционных реформах стран СНГ отражается коренная модификация общественного строя. В новых конституциях этих государств воплощены общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы. Им присущи черты, отражающие как историческое прошлое, так и специфические особенности современного периода развития.
Имплементация общепризнанных принципов и норм международного права и общего права СНГ в национальное законодательство выражает прогрессивные интеграционные тенденции в праве.
Конституционные реформы в странах СНГ не ограничиваются косметическим «ремонтом» действующих основных законов, а серьезно обновляют их содержание и структуру. В то же время все конституции государств-участников Содружества объединяет общий концептуальный подход. В них воплощаются общепризнанные в мировом сообществе принципы признания человека высшей ценностью, народовластия, разделения властей, правового государства, верховенства права и закона, идеологического плюрализма, множественности форм собственности. Конституции отражают светский и социальный характер государственной власти.
Новые конституции в странах СНГ поднимают на более высокий уровень демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности.
.......................
Изложенный в первой и второй главах теоретический и историко-правовой анализ темы исследования подтвердили актуальность избранной проблемы и позволили сделать следующие выводы.
Государственная власть в России имеет многовековую историю. Древние формы государственного территориального управления опирались на традиционные институты и не носили постоянный характер, а выполнялись как отдельные поручения центральной власти.
Одним из элементов политических изменений в государствах, образовавшихся на месте распада СССР стало введение института президента. Именно институт президента стал центральным в новых системах власти большинства этих стран, и чем меньшим был демократический исторический опыт той или иной страны, чем более острой была потребность в поиске новой для страны модели управления, тем более «президентоцентричной» стала созданная в стране политическая система. И наоборот, чем более устоявшимися и древними были демократические традиции, тем более сложившаяся система власти смещена в сторону парламентарной республики.
Президентство, по мнению авторов, выступает одним из важнейших субинститутов конституционно-правового института формы правления и основывается на принципах народовластия, приоритета прав и свобод личности, государственного суверенитета, законности, а также разделения властей и единства государственной власти. На основе анализа конституционных положений России, Украины и Белоруссии автор приходят к выводу о комплексном характере полномочий и особой роли в системе органов власти президента как «политического лидера нации, арбитра и верховного координатора», что свидетельствует о невозможности отнесения главы государства ни к одной из трех традиционных ветвей власти и, более того, о тенденции формирования особой ветви власти – президентской.
Опыт развития органов государственного управления подтверждает объективный характер развития российского государства и опровергает точки зрения о неспособности российских народов к самоорганизации и развитию своей политической системы.
В конституционных реформах стран СНГ отражается коренная модификация общественного строя. В новых конституциях этих государств воплощены общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы. Им присущи черты, отражающие как историческое прошлое, так и специфические особенности современного периода развития.
Имплементация общепризнанных принципов и норм международного права и общего права СНГ в национальное законодательство выражает прогрессивные интеграционные тенденции в праве.
Конституционные реформы в странах СНГ не ограничиваются косметическим «ремонтом» действующих основных законов, а серьезно обновляют их содержание и структуру. В то же время все конституции государств-участников Содружества объединяет общий концептуальный подход. В них воплощаются общепризнанные в мировом сообществе принципы признания человека высшей ценностью, народовластия, разделения властей, правового государства, верховенства права и закона, идеологического плюрализма, множественности форм собственности. Конституции отражают светский и социальный характер государственной власти.
Новые конституции в странах СНГ поднимают на более высокий уровень демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности.
.......................
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО БЕЛОРУССИЯ - РОССИЯ В НАЧ. XXI В.: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРАЗИИ.
THE PROBLEM OF IDENTITY CONSTRUCTION IN THE CONTEXT OF
INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EURASIA
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША В КОНТЕКСТЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИИ И НАТО
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
(правовые проблемы) (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРАЗИИ.
THE PROBLEM OF IDENTITY CONSTRUCTION IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROCESSES IN MODERN EURASIA
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017



