Введение 4
Глава 1 Исторический обзор 8
1.1 Мобильное приложение 8
1.2 Гибридное мобильное приложение и прогрессивное
веб-приложение 10
1.3 Сравнение приложений 12
Глава 2 Теоретические основы классификации, разработки
и использования CRM-систем 16
2.1 Определение CRM-системы 16
2.2 Классификация CRM-систем по назначению 19
2.2.1 Взаимодействие с покупателями 19
2.2.2 Продажи 20
2.2.3 Маркетинг 21
2.3 Классификация CRM-систем по уровню обработки данных 23
2.4 Обзор типов решений 26
2.4.1 Коробочное решение 26
2.4.2 Индивидуальное программное решение 27
2.4.3 Облачное решение 28
2.5 Этапы внедрения CRM-систем 32
2.6 Особенности разработки программного обеспечения
на базе мобильных интерфейсов 34
2.6.1 Постановка проблемы 34
2.6.2 Время запуска 37
2.6.3 Отзыв устройства 38
2.6.4 Фокусировка внимания на отдельных задачах 39
2.6.5 Настройка взаимодействия с внешними источниками 40
2.6.6 Единообразие стиля интерфейса 41
2.6.7 Различия в архитектуре компьютеров 42
Глава 3 Анализ деятельности предприятия Службы крови 45
3.1 Определение предприятия 45
3.2 Оценка информатизации анализируемого предприятия 46
3.3 Анализ предметной области с целью
выявления объекта автоматизации 49
3.4 Разработка контекстной модели подсистемы коммуникации
с донорами и сотрудниками и ее декомпозиции с использованием CASE-средств 50
3.5 Разработка контекстной модели подсистемы обмена данными
с ЛПУ и ее декомпозиции с использованием Case-средств 56
Глава 4 Цифровая трансформация обработки запросов на донацию
службы крови Калининградской области 58
4.1 База данных АИСТ 58
4.2 Статистическая обработка БД АИСТ 61
4.3 Алгоритм планирования заготовки продукта 62
4.4 Алгоритм выдачи продукта по заявке 66
4.5 Алгоритм планирования приглашения доноров на донацию 69
4.6 Алгоритм срочного приглашения доноров на донацию 70
4.7 CRM-система Битрикс24 74
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложение А Описательный алгоритмический материал, собранный на Станции переливания крови Калининградской области 85
Приложение Б Аннотация БД АИСТ 99
Приложение В Пример создания таблиц «Заявка», «Донации заявки»
и «Сотрудник» БД «Заявки на продукты» на языке СУБД SQL 101
Актуальность исследования. Отсутствие в действующем российском законодательстве требований к разделам информационной системе, дающим возможность проводить эффективное взаимодействие между подразделений и сотрудников учреждений Службы крови, т.е. полное отсутствие даже зачатков системы управления взаимоотношения с клиентами.
В последние годы наблюдается значительный прогресс в сфере портативной электроники, который увеличил доступность аппаратных и программных решений для обычных пользователей. Распространение смартфонов и планшетов сопровождается значительными изменениями в интернет-коммерции, поскольку они позволяют пользователям получать необходимую информацию и пользоваться услугами компаний независимо от внешних условий.
Установленные на смартфонах пользователей мобильные приложения поддерживают прямые контакты с клиентами, отслеживают их поведение и изучают их предпочтения, что в дальнейшем используется для достижения маркетинговых целей. Однако создание мобильного приложения в традиционной форме является процессом трудоемким и дорогостоящим. Учитывая вышесказанное, объективной необходимостью является поиск возможных направлений удешевления и упрощения процесса разработки.
Актуальны вопросы оценки и сравнения возможных расходов при использовании различных инструментов. Дальнейшее исследование позволит определить преимущества и недостатки различных подходов к разработке мобильных приложений с экономической точки зрения [2].
Изучение методов и инструментариев разработки систем управления взаимоотношения с клиентами может удовлетворить потребность создания удобного и современного способа коммуникации для подразделений и сотрудников Службы крови - CRM-системы, которая повысит эффективность, безопасность и качество работы учреждения.
Целью исследования является анализ преимуществ и недостатков гибридных мобильных приложений и прогрессивных веб-приложений и сравнение различных технологий разработки мобильных приложений с целью выявления наиболее экономически оправданных и технически совершенных решений среди них [2].
А также разработка методических и практических рекомендаций и последовательности действий для внедрения системы CRM на базе мобильного приложения как новой формы внутрифирменной координации и взаимодействия с клиентами.
Объект исследования - типовой региональный сегмент Службы крови, внедряющий систему управления взаимоотношениями с клиентами для повышения эффективности работы. Служба крови представлена тремя учреждениями:
а) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения (ГБУЗ) «Станция переливания крови Калининградской области». Головное учреждение, располагается на Чкалова, 29. В его состав входит несколько хранилищ компонентов крови:
1) банк плазмы (замороженной, срок хранения 3 года);
2) банк эритроцит-содержащих компонентов (заморожены, срок хранения 10 лет);
3) оперативный запас для выдачи в лечебные учреждения (здесь хранится небольшой объем замороженной плазмы и незамороженные эритроцит-содержащие компоненты с малым сроком хранения (не более 40 суток), а также концентрат тромбоцитов со сроком хранения до 7 суток;
б) Отделение переливания крови (ОПК) при Калининградской Центральной городской клинической больнице (ЦГКБ): подобно пунктам 1) и 3);
в) ОПК при Калининградской Областной клинической больнице (ОКБ): подобно пунктам 1) и 3);
Предмет исследования: процессы информационного обмена в ходе осуществления хозяйственной деятельности предприятий, проектирования и внедрения мобильного приложения, обеспечивающего учет клиентских данных и взаимодействие между сотрудниками и клиентами, а также внутреннее взаимодействие между сотрудниками ГБУЗ и ОПК.
Гипотеза исследования: субъекты предпринимательской деятельности получают ощутимые преимущества и дополнительные выгоды при использовании ими мобильных приложений, прогрессивных веб-приложений и гибридных интеллектуальных мобильных приложений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современное состояние проблемы исследования и
существующие бизнес-процессы работы учреждения Службы крови;
- изучить и выбрать методологию и инструментарии моделирования и
разработки системы управления клиентами на базе мобильных интерфейсов. Спроектировать базу данных информационной системы, обосновать выбор модели жизненного цикла программного обеспечения, основные средства реализации системы управления клиентами на базе мобильных интерфейсов;
- разработать логическую модель системы управления клиентами для
взаимодействия подразделений и сотрудников учреждения Службы крови;
- оценить эффективность и адекватность разработанной модели
информационной системы на базе мобильных интерфейсов.
Научная новизна заключается в разработке новой модели системы взаимоотношениями с клиентами на базе мобильных интерфейсов, обеспечивающей повышение эффективности функционирования учреждений Службы крови, а также механизмов ее реализации.
Практическая значимость данного исследования заключается в предоставлении алгоритма выбора оптимальных методов и эффективных инструментов для разработки системы взаимоотношениями с клиентами в важнейшей сфере народного хозяйства, что позволит обеспечить надежную и качественную работу учреждений Службы крови.
На защиту выносятся следующие результаты, определяющие научную новизну и значимость исследования:
- выбор путем изучения учреждений Службы крови оптимальных методов и инструментария в виде CRM-системы на базе мобильных интерфейсов для учреждений Службы крови, а также доказательство их эффективности;
- разработка указанной системы в виде визуальных моделей и блок-схем алгоритмов;
- проверка адекватности указанной системы в учреждениях Службы крови;
- итоговое заключение о возможности создания корпоративного портала, содержащего систему управления взаимоотношениями с клиентами на базе российского сервиса для управления бизнесом Битрикс24.
Объем и структура диссертации: диссертационное исследование содержит 4 главы, введение, заключение, список используемой литературы и 3 приложения. Работа изложена на 101 странице, содержит 19 рисунков и 10 таблиц.
Данное исследование направлено на разработку методических и практических рекомендаций для внедрения системы CRM на базе мобильного приложения для организации внутрифирменной координации и взаимодействия с клиентами. В результате исследования было:
- проведен анализ современного состояния проблемы исследования и
описаны существующие бизнес-процессы учреждения Службы крови;
- были изучены методологические основы моделирования и выбран
инструмент для разработки системы управления клиентами с возможностью нативной поддержки мобильных интерфейсов - CRM- система Битрикс24;
- была спроектирована база данных информационной системы,
обоснован выбор модели жизненного цикла программного обеспечения и средства реализации системы управления клиентами на базе мобильных интерфейсов;
- была разработана логическая модель системы управления клиентами
для взаимодействия подразделений и сотрудников учреждения Службы крови;
- была проведена оценка эффективности и адекватности разработанной
модели информационной системы на базе мобильных интерфейсов с использованием информационного портала Битрикс24.
Разработанные методологические приемы и предложенные алгоритмы бизнес-процессов в данном исследовании:
- вносят вклад в развитие теории инженерии предприятия с нетипичным
производственным процессом и сложной архитектурой;
- помогают повысить уровень автоматизации производства, управления
производством и взаимоотношения с клиентами.
Использованные подходы в методологии и инструменты быстрой разработки и внедрения CRM основаны на:
- основных принципах теории систем;
- инженерии бизнес-процессов;
- теории управления информацией;
- процессами и проектами.
В результате практической апробации разработанного решения было сделано заключение о возможности создания корпоративного портала, содержащего систему управления взаимоотношениями с клиентами на базе Битрикс24, который охватил производственные и организационные процессы в трех учреждениях Службы крови Калининградской области.
Разработанные алгоритмы:
- создания заявок на продукцию;
- подбора продукции;
- подбора донорских кадров;
- планирования производства и заготовки донорской крови, - показали свою работоспособность в практических условиях.
Сокращение затраченного времени на регистрацию заявок и правильный подбор продукции позволяет избежать списывания в брак дорогостоящих компонентов донорской крови. Точное планирование и вызов доноров на донацию дают возможность поддерживать состояние запасов продукции на адекватном уровне. В результате повышается удовлетворенность потребителей продукции донорской крови и нивелируется стохастический подход к планированию заготовки крови и ее компонентов.
1. Бокова А. А., Чукавин И. Ю., Матвеева И. В. Сравнительный анализ CRM-систем: Битрикс24, Мегаплан, amoCRM // Актуальные вопросы экономики и финансов. 2020. С. 8-13.
2. Борисенко С. Л. Преимущества использования гибридных мобильных приложений и прогрессивных веб-приложений для бизнеса // Студенческий.
2021. № 15 (143). С. 20-25. URL: https://sibac.info/journal/student/143/208886(дата обращения: 14.12.2022).
3. Гринберг П. CRM со скоростью света. Привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет. Санкт-Петербург-Москва: Символ-Плюс, 2007. 526 с.: ил., табл. URL: https://avidreaders.ru/book/crm-so- skorostyu-sveta-privlechenie-i.html(дата обращения: 14.12.2022).
4. Салмре И. Программирование мобильных устройств на платформе .NET Compact Framework. М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. URL: https://bookscafe.net/book/salmre_ivo-programmirovanie_mobilnyh_ ustroystv_na_platforme_net_compact_framework-174347.html (дата обращения:
14.12.2022) .
5. Самые популярные операционные системы 2021 года: iOS подвинула
Windows [Электронный ресурс] // Крипто-city - Справочно-информационный ресурс о криптовалютах/ URL: https://its-city.ru/cifrovaya-tehnika/top-
operacionnyh-sistem.html (дата обращения: 14.12.2021).
6. Служба крови АИС - Автоматизированная информационная система трансфузиологии (АИСТ). URL: https://eibd.bloodfmba.ru/aist/aist-manuals(дата обращения: 14.12.2022).
7. Сураева М. О., Русанова П. А. Использование CRM-системы «Битрикс 24» в деятельности современных предприятий в целях оптимизации бизнес- процессов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. 2020. С. 232-235.
8. Клочкова А. В., Бебякина А. А. CRM-система как инновационный инструмент повышения конкурентоспособности организации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2019. №. 4. С. 177-184.
9. Прогрессивное веб-приложение [Электронный ресурс] // Википедия.
URL: https://ru.wikipedia. огд^Ь/Прогрессивное_веб-приложение (дата
обращения: 14.12.2022).
10. Abdullah Al Alamin M. et al. Developer Discussion Topics on the Adoption and Barriers of Low Code Software Development Platforms // arXiv e prints. 2022. P. arXiv: 2209.00844.
11. Agrawal A., Fu W., Menzies T. What is wrong with topic modeling? And how to fix it using search-based software engineering // Information and Software Technology. 2018. Vol. 98. P. 74-88.
12. Akiki P. A. et al. EUD-MARS: End-user development of model-driven adaptive robotics software systems // Science of Computer Programming. 2020. Vol. 200. P. 102534.
13. Alam M. W. et al. E-CRM in E-Tail organizations—a boon foa technological infrastructure development.
14. Alssadi H. A. et al. Factors that affect the utilization of low-code development platforms: survey study // Romanian Journal of Information Technology and Automatic Control. 2021. Vol. 31. N. 3. P. 123-140.
15. Average Time Spent per Day with Mobile Internet Among US Adults, In- App vs. Mobile Web, 2015-2020 [Электронный ресурс] // eMarketer.com. URL: https://www.emarketer.com/chart/206443/average-time-spent-per-day-with- mobile-internet-among-us-adults-in-app-vs-mobile-web-2015-20120-hrsmins(дата обращения: 14.12.2022).
...
32 источника