Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровые технологии как средство физической реабилитации детей с задержкой психического развития

Работа №137332

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы72
Год сдачи2023
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ литературных источников по проблеме физической подготовленности детей младшего школьного возраста с ЗПР 6
1.1 Этиология и классификации ЗПР 6
1.2 Особенности психофизического состояния детей с ЗПР 10
1.3 Понятие о физической реабилитации. Принципы, цели, задачи и 18
средства физической реабилитации
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования 39
2.1 Задачи исследования 39
2.2 Методы исследования 39
2.3 Организация исследования 43
Г лава 3 Результаты педагогического исследования и их обсуждение 46
3.1 Результаты изучения физической подготовленности детей
младшего школьного возраста на констатирующем этапе 46 исследования
3.2 Обоснование программы исследования 48
3.3 Обоснование эффективности программы физической
реабилитации детей с ЗПР средствами игровых технологий 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67


Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается тенденция роста количества детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии. Проблема изучения и коррекции задержки психического развития младших школьников в нашей стране в последнее время попала в разряд самых актуальных. Понятие задержка психического развития является понятием психолого-педагогическим и характеризуется рядом признаков отставания развития психики в целом или ее отдельных функций, таких как моторика, сенсорные функции, речь, эмоционально-волевая сфера. Задержка психического развития (ЗПР) - асинхронный тип дизонтогенеза, проявляющийся в замедлении темпа психического развития ребенка и неравномерной сформированности психических функций.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная
координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, страдает техника движений и физические качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Наиболее страдает у детей данной категории детей моторика кистей и пальцев рук.
Недостатки двигательного развития у детей с ЗПР могут иметь разную природу, их необходимо диагностировать и осуществлять дифференцированный подход к коррекции выявленных нарушений через применение средств физической реабилитации.
Физическая реабилитация является одним из важнейших средств всестороннего развития детей и приобщения их к трудовой деятельности. Использование игровых технологий в системе физической реабилитации детей с ЗПР стимулируют становление двигательных функций, устанавливают связь между развитием мелких мышц, движением руки и речи у детей с ЗПР, а также способствуют развитию умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений.
Следовательно, становится очевидной необходимость описания особенностей организации и коррекции двигательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР средствами игровых технологий.
Цель исследования: изучение эффективности использования игровых технологий в процессе физической реабилитации младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: процесс физической реабилитации детей с ЗПР.
Предмет исследования: физическая реабилитация младших школьников с ЗПР средствами игровых технологий.
Гипотеза исследования основана на предположении, что использование игровых технологий в методике физической реабилитации будет способствовать улучшению физической подготовленности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
- выявить уровень физической подготовленности учащихся с ЗПР младших коррекционных классов;
- разработать программу физической реабилитации детей с ЗПР;
- обосновать эффективность разработанной программы физической реабилитации детей с ЗПР в условиях педагогического эксперимента.
Теоретико-методологические основы исследования составляют научно - обоснованные психолого - и коррекционно-педагогические работы, раскрывающие психофизиологические особенности детей с ЗПР (Г.А. Бутко, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.), исследования, направленные на физическую реабилитацию младших школьников с ЗПР (Ю.В. Зубова, Ю. Борякова, М. А. Касицына и др.).
Методы исследования: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №3 «Центр образования» г.о. Октябрьск Самарской области.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- обобщены взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему физической реабилитации детей с ЗПР;
- эмпирическим путем выявлены особенности физической подготовленности детей младшего школьного возраста с ЗПР;
- установлена эффективность игровых технологий в процессе физической реабилитации детей с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования определяется: вкладом в дальнейшую разработку проблемы физической реабилитации детей с ЗПР и раскрытием роди игровых технологий в процессе физической реабилитации детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут использовать в практике работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в условиях школы. Разработанная программа физической реабилитации может найти применение в работе специалистов школьных образовательных организаций.
На защиту выносится:
- организация занятий по адаптивному физическому воспитанию в системе специального образования;
- средства игровых технологий, способствующие физической
реабилитации детей с ЗПР.
Магистерская работа состоит из 72 страниц печатного текста и включает в себя: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, 10 таблиц, 21 рисунок.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
- физическая реабилитация является важной составляющей программ реабилитации детей с ЗПР, позволяющих безопасно: повысить физическую работоспособность; улучшить метаболический статус и качество жизни; вернуть ребенка к привычным нагрузкам и социальной активности. Главная задача физической реабилитации - как можно полнее восстановить функции организма и его физическую активность. Адаптированное физическое воспитание - это совокупность знаний, направленных на выявление и устранение проблем в психомоторной области у лиц, нуждающихся в помощи в общеобразовательных или специально разработанных услугах физического воспитания. Эффективность процесса физической реабилитации детей с ЗПР требует комплексной организации работы по коррекции двигательных нарушений, важным условием которой является создание адекватных условий для их физического и умственного развитии, формирования двигательной сферы;
- экспериментальной базой исследования уровня физической
подготовленности младших школьников был ГБОУ СОШ №3 «Центр образования» г.о. Октябрьск Самарской области; в процессе исследования было охвачено 20 человек: из них. 10 человек
составили экспериментальную группу (дети с ЗПР); 10 составили контрольную группу (дети с нормотипическим развитием).
Экспериментальные исследования выполнялись для определения уровня и динамики физической подготовленности и проверки эффективности предлагаемой программы физической реабилитации детей с ЗПР с использованием игровых технологий. Для исследования физической подготовленности у детей младшего школьного возраста с ЗПР целесообразно будет рассмотреть следующие контрольные тесты и пробы: бег 30 метров; наклон вперед из положения сидя; шестиминутный бег. Также физическую работоспособность проверяли с помощью пробы Руфье;
- констатирующий эксперимент показал, что большинство детей экспериментальной группы показали низкий уровень развития гибкости, скоростных способностей, выносливости, координации, ловкости, что соответствует низкому уровню физической подготовленности; большинство детей контрольной группы показали средний уровень развития гибкости, скоростных способностей, выносливости, координации, ловкости, что соответствует среднему уровню физической подготовленности;
- в структуре программы по физической реабилитации мы выделили блоки развития физических способностей младших школьников с ЗПР: игровые технологии, направленные на развитие быстроты реакции; игровые технологии, направленные на развитие быстроты реакции; игровые технологии, направленные на развитие выносливости. Игровые технологии позволяют ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей, совершенствуя физические качества и повышая общую физическую подготовленность;
- для изучения динамики физического развития был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности использования игровых технологий при физической реабилитации детей с ЗПР. Мы отметили эффективность предложенной программы физической реабилитации с элементами игровых технологий для детей младшего школьного возраста с ЗПР, у них повысился уровень развития физических способностей (быстроты, гибкости, выносливости, координации, ловкости) и общий уровень физической подготовленности.



1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Гном-Пресс, 1982. - 194с.
2. Амплеева В.В. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. - №15. - С. 713-716.
3. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры /Т.П. Бегидова. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 192 с.
4. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития /Н.Ю. Борякова. - Москва: Просвещение, 2006. - 12 с.
5. Бутко Г.А., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №3 (28). - С. 6.
6. Бутко Г.А. Физическое развитие детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко. - М.: Книголюб, 2006. - 144 с.
7. Власова Т.А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления / Т.А. Власова. - Москва: Просвещение, 1990. - 128 с.
8. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии/Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
9. Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. - 2012. - № 6. - С. 8-17.
10. Вопросы специальной психологии: учебное пособие / сост. Шипова Л.В., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Бурмистрова Е.Д., Кухарчук О.В., Акименко А.К., Польская Н.А., Лысенко Е.М., Лысогорская М.В. - Саратов, 2009. - 272 с.
11. Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис.д-ра мед. наук. — М., 1988. — 8 с.
12. Глухов В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 112 с.
13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев. - Москва: Академия, 2004. - 272 с.
14. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1973. -175с.
15. Дмитриев В.С. Адаптивная физическая реабилитация // Оздоровление населения. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //cyberleninka.ru
...
60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ