Аннотация 2
Введение 4
1 Административно-правовое регулирование предпринимательской
деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 9
1.1 Предпринимательская деятельность как объект административно-правового регулирования 9
1.2 Регулирование административно-правовых отношений в сфере
функционирования саморегулируемых организаций 17
2 Особенности административной ответственности за правонарушения в
сфере предпринимательства и деятельности саморегулируемых организаций 25
2.1 Основания и признаки административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательства и деятельности
саморегулируемых организаций 25
2.2 Виды административных правонарушений в сфере предпринимательства и деятельности СРО 36
3 Проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и
деятельности саморегулируемых организаций 55
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Она возникает в случае совершения физическими или юридическими лицами административных правонарушений и влечет за собой наказание в виде штрафа, административного приостановления деятельности, лишения специальных прав и т.д. Указанный вид ответственности (административная ответственность) устанавливается государством путем издания специальных правовых актов - Кодекса об административных правонарушениях, законов и иных нормативных актов, содержащих положения об административной ответственности.
Назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности за совершение административного правонарушения. Административное наказание может быть наложено в форме штрафа, административного ареста, лишения специального права, приостановления деятельности и других мер, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях или другими законами. Целью административной ответственности является обеспечение исполнения государственных интересов, защита прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка и общественной безопасности.
Административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций — это вид юридической ответственности, установленный законодательством Российской Федерации за нарушение правил, установленных для предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Этот вид ответственности может применяться в случае нарушения закона о предпринимательской деятельности, правил технической регламентации, правил санитарного и эпидемиологического надзора, нарушения прав потребителей и других правил, установленных законодательством. Административная ответственность включает в себя применение штрафных санкций, а также иные меры воздействия, установленные законодательством.
Тема административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций является актуальной в современном обществе, поскольку предпринимательство и саморегулируемые организации играют важную роль в экономике и общественной жизни. Кроме того, изменения в законодательстве и усовершенствование системы административной ответственности в этой области являются важным инструментом регулирования предпринимательской деятельности и поддержки развития бизнеса в России.
Стоит выделить институт саморегулирования. Саморегулирование - это процесс, при котором отрасль или профессиональное сообщество самостоятельно определяет правила своей деятельности и контролирует их выполнение. Он основывается на принципе доверия к профессиональным сообществам и их способности регулировать свою деятельность на основе общественных интересов и профессиональных стандартов. В развитых государствах саморегулирование и государственное регулирование считаются двумя альтернативными механизмами, которые конкурируют друг с другом в решении задач экономического развития и обеспечения социальной защиты.
Регулирование предпринимательской деятельности в России выражается в установлении правовых и экономических условий, ограничениях и обязательствах для предпринимателей. Это включает в себя создание правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, а также установление налоговых ставок, нормативов и стандартов, лицензирование и сертификацию товаров и услуг, контроль за соблюдением законодательства, защиту прав потребителей, а также меры по стимулированию и поддержке малого и среднего бизнеса.
Проблемы регулирования предпринимательской деятельности в России могут быть разнообразными. Одной из основных проблем является избыточность и несовершенство законодательства в области предпринимательства, что может создавать трудности для бизнеса при его осуществлении.
Создание эффективного механизма правового регулирования предпринимательской деятельности в России является важной задачей для обеспечения стабильности экономического развития и защиты прав и интересов бизнеса. Для этого необходимо улучшить законодательство, обеспечивающее прозрачность и предсказуемость правил игры на рынке, сократить бюрократические барьеры и устранить недостатки в системе контроля и надзора.
...
В результате выполнения задач выпускной квалификационной работы, были сделаны следующие выводы.
Рассмотрены общие вопросы регулирования деятельности предпринимателей и деятельности СРО.
Существуют три основных направления в административно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. Первое направление связано с процедурами регистрации субъектов, такими как выдача лицензий, аккредитация или аттестация. Второе направление направлено на обеспечение доступа субъектов на рынок для продажи товаров и услуг, что может включать в себя выдачу документов на соответствие, таких как декларации и сертификаты. Третье направление заключается в контроле за оборотом товаров и услуг, предлагаемых субъектами на рынке. Несмотря на то, что административно-правовое регулирование предпринимательской
деятельности является важным инструментом для обеспечения эффективной работы на рынке, оно нуждается в постоянном совершенствовании и обновлении в соответствии с изменяющимися условиями в экономике и обществе.
Саморегулирование - это процесс, в котором участники отрасли сами разрабатывают правила и нормы, регулирующие деятельность в этой отрасли. Одним из преимуществ саморегулирования является более быстрое и эффективное реагирование на изменения в отрасли. Саморегулируемые организации (СРО) могут создавать свои правила и нормы, но они должны соответствовать требованиям законодательства. В случае нарушения этих правил СРО и ее члены могут нести административную ответственность.
Деятельность СРО регулируется законодательством Российской Федерации. В частности, законодательство устанавливает требования к созданию и регистрации СРО, к обязательным видам деятельности СРО, к ответственности СРО за нарушение установленных правил и т.д.
Было определено, что административная ответственность — это форма юридической ответственности, которая установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов об административных правонарушениях. Она применяется в случае совершения противоправных действий, предусмотренных соответствующими нормами. Признаками административной ответственности являются:
- Административная ответственность является формой юридической ответственности;
- Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений, которые определены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и других законах о правонарушениях;
- Административная ответственность предусматривает ответственность для виновного лица.
Основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или деятельности саморегулируемых организаций.
Квалификация административных правонарушений в сфере предпринимательства требует установления как субъективных, так и объективных элементов, чтобы определить противоправность совершенного действия. Родовым объектом являются общественные отношения. В большинстве случаев составы правонарушений в этой области имеют формальный характер, что означает, что для привлечения к ответственности не требуется наличия общественно опасных последствий. Субъектами административных правонарушений в данной области являются юридические лица или предприниматели, совершившие противоправные действия. Правонарушения могут быть совершены как умышленно, с целью незаконного обогащения, так и по неосторожности. В любом случае, нарушители подлежат административной ответственности.
...
1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Просвещение, 2016. 518 с.
2. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2017. 613 с.
3. Алехин А. П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. М.: Наука, 1968. 112 с.
4. Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права: дис. канд. юр. наук. М., 2008. 218 с.
5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2017. 748 с.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
7. Данелян Р Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность / Р.Н. Данелян // Концепт. - 2014. - № S 15. - с. 1-5.
8. Домнич К.О. Саморегулируемые организации в области строительства // Эпомен. 2018. № 11. с. 45-50.
9. Дугенец, А. С. Правоприменение по делам об административных правонарушениях: реалии и перспективы оптимизации: монография / ред. колл.: А. С. Дугенец, М. Я Масленников. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011. - 21 с. Информация о количестве зарегистрированных СРО в России
11. Информация о привлечении юридических лиц, СРО и их должностных лиц к административной ответственности в 2022 году. URL: https://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/adm/t/31/s/74 .
12. Кванина В. В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. № 8. с. 141-149.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. 28.04.2023) //Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г. , № 1 , ст. 1
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. Крючкова П. В., Обыденов А. Ю. Издержки и риски саморегулирования. М.: ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2013. 104 с.
...
Всего источников 36