Аннотация 2
Введение 8
1 Анализ объекта разработки дипломного проектирования 11
1.1 Анализ конструкции коробок передач легкового автомобиля 11
1.2 Анализ конструкции автоматической коробки передач 19
1.3 Выбор компоновочной схемы проектируемой автоматической
коробки передач 22
2 Расчет эксплуатационных характеристик транспортного средства 25
2.1 Анализ характеристик транспортных средств малого класса 25
2.2 Расчет полной массы автомобиля 27
2.3 Определение колесной формулы автомобиля и расчет распределения
массы автомобиля 27
2.4 Расчет нагрузки на колесо и выбор шин автомобиля 29
2.5 Расчет площади лобового сопротивления и коэффициента
сопротивления воздуха 30
2.6 Определение мощности двигателя автомобиля 31
2.7 Расчет внешней скоростной характеристики 32
2.8 Определение передаточных чисел трансмиссии 34
2.9 Расчет динамической характеристики 35
2.10 Расчет времени и пути разгона 38
2.11 Построение топливно-экономической характеристики автомобиля . 42
3 Разработка и расчет конструкции автоматической коробки передач 45
3.1 Выбор рабочей жидкости автоматической коробки передач 45
3.2 Расчет фрикционных дисковых элементов управления 46
3.3 Расчет шлицевых соединений 50
3.4 Расчет осей сателлитов планетарных рядов 52
4 Технологический раздел дипломного проекта 56
4.1 Обоснование выбора объекта технологической разработки 56
4.2 Оценка технологичности объекта технологической разработки 57
4.3 Оценка наличия баз и установочных поверхностей 57
4.4 Расчет технической нормы времени 58
5 Охрана труда и безопасность жизнедеятельности на участке сборки
объекта дипломного проектирования 65
5.1 Характеристика участка сборки 65
5.2 Профессиональные риски, характерные для участка 67
5.3 Разработка мероприятий по снижению воздействия
профессиональных рисков на работающих 71
5.4 Пожарная безопасность и противопожарные мероприятия на участке 75
5.5 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности участка 78
6 Расчет показателей экономической эффективности дипломного проекта . 80
6.1 Характеристика объекта анализа экономической эффективности 80
6.2 Расчет себестоимости нормо-часа работ сборочного участка 81
Заключение 90
Список используемой литературы и используемых источников 95
Приложение А Графики тягового расчета 98
Автоматическая коробка передач является одним из основных компонентов современного легкового автомобиля, обеспечивающим комфорт и удобство во время вождения. Она позволяет автоматически выбирать оптимальную передачу в зависимости от скорости движения, оборотов двигателя и нагрузки на автомобиль. Разработка автоматической коробки передач является актуальной и востребованной темой в автомобильной индустрии, так как позволяет улучшить эксплуатационные характеристики автомобиля и повысить комфорт вождения.
Автоматические коробки передач (АКПП) представляют собой трансмиссию, которая позволяет автомобилю автоматически переключать передачи без вмешательства водителя. Они отличаются от механических коробок передач тем, что не требуют сцепления и ручного переключения передач.
АКПП состоит из нескольких основных компонентов, включая гидравлическую систему управления, гидротрансформатор, блоки переключения передач и систему контроля и диагностики. Гидравлическая система управления отвечает за передачу гидравлического давления, которое управляет переключением передач и сцеплением. Гидротрансформатор преобразует механическую мощность от двигателя в гидравлическую и позволяет плавно и плавно переключать передачи.
Одним из основных преимуществ автоматических коробок передач является повышенный комфорт вождения. Водитель больше не обязан сами переключать передачи, что позволяет сосредоточиться на управлении автомобилем и безопасности на дороге. Это особенно важно в условиях городского движения, где постоянное переключение передач может быть утомительным и отвлекающим. Другим преимуществом АКПП является повышенная эффективность и экономичность. Благодаря точному управлению гидравлической системой и оптимальному выбору передач, АКПП может работать в наиболее эффективном режиме и обеспечивать оптимальное использование мощности двигателя. Это позволяет снизить расход топлива и выбросы вредных веществ.
Кроме того, АК1П1 обладает более широким диапазоном передач, что позволяет достичь лучшей динамики и управляемости автомобиля. Они также обеспечивают плавное переключение передач без рывков и потери мощности, что делает езду более комфортной и позволяет получить максимальное удовольствие от вождения.
Однако, автоматические коробки передач имеют и некоторые недостатки. Они могут быть более сложными в конструкции и требовать более тщательного обслуживания и ремонта по сравнению с механическими коробками передач. Также, автоматические коробки передач могут быть дороже в производстве и замене, что может повлиять на стоимость автомобиля.
В целом, автоматические коробки передач представляют собой важный компонент современных автомобилей, обеспечивая комфорт, экономичность и эффективность вождения. Разработка новых и совершенствование существующих технологий АК11 является актуальной темой в автомобильной индустрии и вносит значительный вклад в развитие автомобильной технологии. Целью данного дипломного проекта является разработка автоматической коробки передач для легкового автомобиля, учитывая требования к надежности, эффективности и экономичности. В рамках проекта будет выполнен анализ существующих конструкций и принципов работы автоматических коробок передач, обзор современных технологических решений, а также проведен расчет и моделирование для определения оптимальных параметров и характеристик автоматической коробки передач.
Особое внимание будет уделено выбору и расчету компонентов коробки передач, таких как гидравлическая система управления, гидротрансформатор, блоки переключения передач, а также система контроля и диагностики. Будет разработана схема автоматической коробки передач, определены требования к материалам и технологиям производства, а также разработаны рекомендации по сборке и тестированию.
Значимость данного дипломного проекта заключается в его практической применимости и потенциале для улучшения автомобильной технологии. Разработка новой автоматической коробки передач позволит создать более эффективные и экономичные автомобили, способствуя снижению расхода топлива и выбросов вредных веществ. Кроме того, разработка новых технологических решений и компонентов может иметь перспективы для применения в других областях автомобильной и машиностроительной промышленности.
...
По результатам анализа, произведенного в первом разделе дипломного проекта можно сделать следующие выводы. Конструкция автоматической коробки передач является сложной и многофункциональной. Она включает в себя гидравлическую систему управления, гидротрансформатор, блоки переключения передач, систему контроля и диагностики, а также механизмы блокировки и сцепления. Важно отметить, что выбор конкретной конструкции коробки передач должен быть основан на проведении соответствующих расчетов и анализе требований и условий эксплуатации.
Расчеты, связанные с конструкцией коробки передач, могут включать определение оптимального передаточного отношения для достижения наилучшей производительности и экономии топлива, а также анализ нагрузок и динамики системы. Эти расчеты позволяют оптимизировать конструкцию коробки передач и обеспечить ее надежность и эффективность в различных условиях эксплуатации.
Выбор конструкции автоматической коробки передач также зависит от требований и предпочтений водителя. Различные типы и конструкции коробок передач, такие как трехступенчатая АКП, многоступенчатая ЛИЛ, роботизированная коробка передач или вариатор, предлагают различные преимущества в области комфорта вождения, экономии топлива и производительности. Поэтому важно учитывать конкретные потребности и условия эксплуатации автомобиля при выборе конструкции коробки передач.
Для автомобиля, принятого в качестве базового выбрана трехступенчатая автоматическая коробка передач.
Итак, анализ конструкции автоматической коробки передач требует проведения расчетов и анализа, чтобы определить оптимальные параметры и удовлетворить требования водителя и условия эксплуатации. Это позволяет выбрать конструкцию, которая обеспечивает комфорт, надежность, эффективность и производительность автомобиля.
Результатом выполнения второго раздела дипломного проекта явился расчет тягово-динамических и экономических характеристик транспортного средства. Расчет эксплуатационных характеристик автомобиля малого класса является важным этапом проектирования и анализа таких транспортных средств. Он позволяет определить основные параметры, такие как мощность двигателя, передаточное отношение коробки передач, коэффициенты сопротивления движению и эффективность топлива, которые влияют на производительность и экономичность автомобиля.
Одним из ключевых расчетов является расчет мощности двигателя, который основывается на скорости движения, массе автомобиля и требуемой динамике. Правильный расчет мощности позволяет обеспечить достаточную производительность автомобиля при различных условиях эксплуатации, включая езду в городе и на трассе. Также проводится расчет передаточного отношения коробки передач, чтобы обеспечить оптимальное соотношение между мощностью двигателя и максимальной скоростью автомобиля. Правильно выбранное передаточное отношение позволяет достичь оптимальной эффективности топлива и обеспечить легкость управления автомобилем в различных ситуациях. Коэффициенты сопротивления движению также учитываются при расчете эксплуатационных характеристик автомобиля малого класса. Они включают аэродинамическое сопротивление, сопротивление качению и сопротивление подъемам. Правильный расчет и учет этих коэффициентов позволяет оптимизировать энергопотребление и обеспечить лучшую экономию топлива.
Таким образом, расчет эксплуатационных характеристик автомобиля малого класса позволяет оптимизировать его производительность, экономичность и управляемость. Он способствует созданию автомобиля, который отвечает требованиям современных водителей в различных условиях эксплуатации.
...
1. Автоматические системы транспортных средств: учебник / В.В. Беляков, Д.В. Зезюлин, B.C. Макаров, А.В. Тумасов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 352 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-571-4.
2. Базовое шасси пожарных автомобилей и спасательной техники : учебное пособие / Д. А. Едимичев, А. Н. Минкин, С. Н. Масаев [и др.]. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - 148 с. - ISBN 978-5-7638-4289-0.
3. Березина, Е. В. Автомобили: конструкция, теория и расчет : учебное пособие / Е.В. Березина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-018271-1.
4. Богатырев, А. В. Автомобили : учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. - 3-е изд., стереотип. - Москва : ИНФРА-М, 2023. - 655 с.
5. Богатырев, А. В. Электронные системы мобильных машин : учебное пособие / А.В. Богатырев. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 224 с.
6. ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» по технологической операции, видам работ, оборудованию, производственному цеху, участку»
7. Круглик, В. М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта : учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 260 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006953-1.
8. Кутьков, Г. М. Тракторы и автомобили: теория и технологические свойства : учебник / Г.М. Кутьков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 506 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/974. - ISBN 978-5-16-006053-8.
9. Лукаш, Ю. А. Экономические расчеты в бизнесе [Электронный ресурс] : большое практ. справ. пособие / Ю. А. Лукаш. - Москва : Флинта, 2012. - 210 с. - ISBN 978-5-9765-1369-3.
10. Маркина, А. А. Теория движения колесных машин : учебное пособие / А. А. Маркина, В. В. Давыдова ; М-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2021. - 216 с. - ISBN 978-57996-3263-2.
11. Набоких, В. А. Датчики автомобильных электронных систем управления и диагностического оборудования : учебное пособие / В.А. Набоких. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 239 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-014160-2.
12. Новиков, В. В. Виброзащитные свойства подвесок автотранспортных средств : монография / В. В. Новиков, И. М. Рябов, К. В. Чернышев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 384 с. - ISBN 978-5-9729-0634-5.
13.Огороднов, С.М. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / С.М. Огороднов, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец. - Москва ; Вологда : ИнфраИнженерия, 2019. - 284 с. - ISBN 978-5-9729-0364-1.
14. Песков, В. И. Конструкция автомобильных трансмиссий : учебное пособие / В.И. Песков. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 146 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-016247-8..
15. Ремонт автомобилей [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //automend. ru/
... всего 25 источников