Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ

Работа №13700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1424
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках 8
1.1. Теоретический аспект проблемы развития творческих способностей
младших школьников 8
1.2. Использование нетрадиционных уроков в начальной школе как
педагогическая проблема 17
1.3. Педагогические условия развития творческих способностей
младших школьников на нетрадиционных уроках 31
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках 44
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших
школьников 44
2.2 Содержание работы по развитию творческих способностей
младших школьников на нетрадиционных уроках 54
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках 58
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение 74


Проблема развития творческих способностей всегда была в центре внимания педагогов и психологов. Эта проблема является одной из актуальных. Педагогической наукой доказана крайняя необходимость
теоретической разработки этой проблемы и осуществление её на практике обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на достижение этой цели должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в ходе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
Использование нетрадиционных уроков подробно рассматривается в таких областях знания как частные методики преподавания. В педагогике и методике преподавания в начальной школе также большое внимание уделяется нетрадиционным формам урока (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес, Ф.К. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М. Конышева, М.Т. Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают их как важный метод обучения детей именно младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований осуществили такие выдающиеся педагоги как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.В. Арутюнян, О.С. Газман, В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И. Фрадкина, Г.П. Щедровицкий и многие другие.
К активизации познавательной деятельности путем развития творческих способностей учащихся призывали такие ученые и педагоги как Б.Г. Есипов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. Они внесли заметный вклад в теорию и практику развивающего обучения и активизации познавательной деятельности учащихся.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом и в активных формах обучения в частности. Нетрадиционные уроки являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению тех или иных учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
Другой положительной стороной является то, что проведение таких уроков способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность нетрадиционных уроков в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объем информации. Важной задачей школы становится развитие у учащихся умения самостоятельно оценивать и отбирать получаемую информацию. Именно нетрадиционные уроки развивают подобные умения, которые способствуют практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы выпускной квалификационной работы: «Развитие творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках.
Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание творческой обстановки, стимулирование детей к творческой деятельности;
- создание ситуации успеха, постоянное поощрение и поддержка обучающихся;
- наличие сильных эмоций и удовлетворения собственной творческой деятельностью.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть теоретический аспект проблемы развития творческих способностей младших школьников;
- определить критерии и показатели уровня развития творческих способностей младших школьников;
- разработать методические и практические рекомендации по развитию творческих способностей на нетрадиционных уроках.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и классификация;
- эмпирические: метод педагогического эксперимента, анкетирование, интервьюирование, тестирование, включенное наблюдение.
База исследования: МОУ «Краснооктябрьская СОШ имени А.Ф. Пономарева» 3 класс, учитель Ольга Николаевна П.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются понятие, сущность и особенности развития творческих способностей младших школьников, проблемы использования нетрадиционных уроков в начальной школе, а также педагогические условия развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы: диагностика исследования уровня развития творческих способностей младших школьников, содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Библиографический список содержит 85 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тема нашей работы актуальна, т.к. современному обществу все больше требуются люди, имеющее творческое мышление, умеющие находить творческие решения в различных ситуациях. К тому же уроки окружающего мира обладают большим потенциалом для развития личности детей и их способностей.
Мы выяснили, что проблему творческих способностей изучали психологи Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.П. Торренс, И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. Проблема развития творческих способностей детей освещается в работах Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна.
Изучив психологическую литературу по проблеме, мы узнали, что творческие способности - это индивидуальные особенности, которые помогают достичь высоких результатов в какой-либо специальной области, направленные на созидание. Мы выяснили, что существуют особенности развития творческих способностей младших школьников - это особенности памяти, внимания, творческого мышления, восприятия, наличие интереса к творческим видам деятельности, наличие тех или иных склонностей и задатков детей.
В процессе экспериментальной работы нам удалось подтвердить выдвинутую гипотезу исследования, что процесс развития творческих способностей младших школьников на нетрадиционных уроках будет максимально эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- создание творческой обстановки, стимулирование детей к творческой деятельности;
- создание ситуации успеха, постоянное поощрение и поддержка обучающихся;
- наличие сильных эмоций и удовлетворения собственной творческой деятельностью.
Наша работа получила не только теоретическое, но и практическое обоснование на базе Муниципального образовательного учреждения «Краснооктябрьская СОШ имени А.Ф. Пономарева» в 3 классе, учитель Ольга Николаевна П.
На констатирующем этапе эксперимента вначале нами было проведено диагностическое исследование, которое должно было выявить частоту использования учителями начальных классов базовой школы нетрадиционных уроков. Исследование показало, что учителя используют нетрадиционные уроки, но не особенно стараясь разнообразить их формы. Самыми устоявшимися и часто используемыми формами нетрадиционных уроков оказались: урок-соревнование; урок-КВН; урок-обобщения; урок- концерт; урок-экскурсия; урок-игра; урок-путешествие; урок-праздник и интегрированые уроки.
Также на констатирующем этапе эксперимента нами был исследован уровень развития творческих способностей обучающихся в экспериментальном классе. Для этого мы использовали диагностику Э. Торренса. Исследование показало, что средний уровень имеют 10% учеников, уровень ниже среднего имеют 55%, а низкий уровень у 35% учеников.
Следующим этапом нашей работы был формирующий эксперимент. Мы провели нетрадиционные уроки по различным дисциплинам: урок- экскурсия по окружающему миру, урок-соревнование по математике, интегрированные уроки по русскому языку, окружающему миру, изобразительному искусству и музыке.
В ходе проведения уроков учащимся были преложены разнообразные творческие задания, которые выполнялись с удовольствием и большим интересом, что позволило нам сделать следующий вывод: включение в нетрадиционные уроки разнообразных творческих заданий способствует повышению уровня развития творческих способностей учащихся, поскольку они учат младших школьников преодолевать трудности, находить творческие решения самых обычных задач.
В ходе нетрадиционных уроков мы старались создавать доброжелательную обстановку, постоянно поощрять обучающихся, тем самым создавая ситуацию успеха, благодаря чему на уроках был постоянно повышенный градус положительного эмоционального настроя.
Контрольный этап исследования показал, что уровень творческих способностей детей повысился: уровень выше среднего стал наблюдаться у 20% обучающихся, средний уровень - у 65% детей, а низкий уровень исчез совсем. Данные результаты позволяют говорить о том, что выдвинутая гипотеза верна.



1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии./Г.С. Абрамова, - М., 1998.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов./ Г.С. Абрамова - М.: Академия, 1997. - 704 с.
3. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать./Ю.Л. Азаров - М., 1985.
4. Акимова М.К. Природные особенности ребенка и трудности учения. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония./Ш.А. Амонашвили - Екатеринбург, 1993.
6. Асеев В.Г. Возрастная психология./В.Г. Асеев - Иркутск, 1989.
7. Асмолов А.Г. Знаем ли мы себя? /А.Г. Асмолов - М., 1989.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе./Ю.К. Бабанский - М., 1985.
9. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики./А.С. Белкин - Екатеринбург, 1992.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. /В.П. Беспалько - М., 1995.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989.
12. Богословский В.В. Общая психология. /В.В. Богословский - М.: «Просвещение», 1981.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович - М., 1968.
14. Большая советская энциклопедия - Режим доступа: http://bse.slovaronline.com (дата обращения: 08.11.2016 19:10).
15. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. /В.М. Букатов- М., 1997
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. /Л.С. Выготский - М., 1991.
17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1966. № 6.
18. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - Собр. соч. Т. 2. - М., 1982.
19. Выготский Л. С. Педагогическая психология. /Л.С. Выготский - М., - 1991 - С. 31-42.
20. Выготский Л. С. Психология искусства. /Л.С. Выготский - М., 1996.
21. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова - М.,2000 - 72 c.
22. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. /Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова М., 2001 - 98 c.
23. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках О.В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. - 1997, - № 6 - 98 c.
24. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов./ М.П. Гурьянова - Минск: Амалфея, 2000 - 448 с.
25. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. / Давыдов В.В. - М., 1972.
26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. /Давыдов В.В. - М., 1986.
27. Дёмина Е.В. Творческие способности младших школьников /Е.В. Дёмина
- Ресурс доступа: http://nsportal.ru (дата обращения 05.10.2013)
28. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе./А.П. Ершова - М., 1992.
29. Журавлева Д.А. Творческое мышление детей /Д.А. Журавлева - Ресурс доступа: http://nsportal.ru (дата обращения 09.11.2013)
30.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников./А.З. Зак - М: Просвещение 1994 - 77 c.
31. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий /З.А. Клепинина // Начальная школа 2012. № 1. - С. 26-29.
32. Козина И.А. Развитие творческой активности на уроках технологии /И.А. Козина // Начальная школа 20013. № 6. - С.71-74
33. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. /А.Ю. Козырева - Пенза, 1994.
34. Краткий психологический словарь /Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. 1985 г.
35. Крутецкий В.А., Лукин Н.С.. Воспитание дисциплинированности у подростков./В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин - М., 1960 - 183 c.
36. Крутецкий, В.А. Психология: пособие для учащихся пед. училищ.- 2-е изд. переработанное и дополн./В.А. Крутецкий - М. Просвещение. - 1986 г. - 336 с.
37. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. /И.Ю. Кулагина - М., 1996.
38. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель / С. Кульневич, Т. Лакоценина - 2004 - 245 c.
39. Лазарева С.Ю., Фатеева Е.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста /С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева - Ресурс достура: http://festival.1september.ru (дата обращения 07.12.2013)
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев - М., 1975.
41. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев - М., 1959.
42. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. /А.Н. Леонтьев - М., 1979.
43. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. /А.Н. Леонтьев - М., 1969.
44. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. /А.Н. Леонтьев - М., 1971.
45. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры /А.Н. Леонтьев // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.
46. Лернер И.Я. Творчеству можно и должно учить /И.Я. Лернер, И.К. Журавлев //Современная дидактика: теория - практике. - М., 1994. - 140¬153.
47. Лецких Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова- Репкина/Л.А. Лецких // Начальная школа. - 1997. - № 3.
48. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. /П.Линдсей, Д. Норман - М., 1974.
49. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. /Б.Т. Лихачев - М, 1992.
50. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. /А.С. Макаренко - М., 1940.
51. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя./И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.
52. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. /В.С. Мухина - М.: Академия, 1999. - 456 с.
53. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3 - 23c.
54. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ Немов Р.С. - В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994 - 12 c.
55. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. / Л.С. Николаева, Л.И. Лесных // Специалист. №2, 1992 - 221 c.
56.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. /Л.Ф. Обухова - М., 1995.
57.Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов. /В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др. /Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981 г. - 383 с.
58.Ожегов С.И. Толковый словарь /С.И. Ожегов - /Ресурс доступа: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 14.12.2016)
59.Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. /Н.Г. Осухова - М., 1997 - 53 c.
60. Панева Е.Н. Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира /Е.Н. Панева /Ресурс доступа: http://nsportal.ru (дата обращения 14.12.2016)
61. Педагогические технологии /Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002 - С. 97.
62. Пиаже Ж. Психология интеллекта Избр. труды. / Пиаже Ж. - М., 1969.
63 . Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров - М., 1996 - С.5.
64. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/ А.Б. Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,2002. Т. Вып.3 - С.44-53.
65. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб для студ. пед. Училищ и колледжей. /И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2004. - 399 с.: ил.
66. Подласый И.П. Педагогика: Учебник /И.П. Подласый - М., 2006 - 324c.
67. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока /А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 1990 - № 6.
68. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии /Под. ред. Ю.М. Забродина. - М., 1990.
69. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная /Отв. ред. А. Пономарев. М., 1990.
70. Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982.
71. Психология. Словарь под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
72. Развитие творческой активности младших школьников /Под ред. А.М. Матюшкина Научно-исследовательский ин-т общей и пед. психологии. Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика, 1991.- 160с.: ил.
73. Рогов Е.И. Психология человека./Е.И. Рогов - Ростов-на-Дону:ВЛАДОС, 1999. - 320 с.: ил. (Азбука психологии).
74. Рознев Н.Е. Методика преподавания технологии /Н.Е. Рознев - М., 1990 г.
75. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн - М., 1946.
76. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. /Г.К. Селевко - М., 1998 г. - c. 167-215.
77. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. /С.Л. Соловейчик - М., 1988 - С. 23, 44, 50, 58.
78. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. /Б.М. Теплов - М.,1961г.
79. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. - c. 143 - 215.
80. Туник Е.Е. Тест Э.П. Торренса. Диагностика креативности. СПб., 1998. - 48 с.
81. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.
82. Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., 1949.
83. Цыганкова Т.В. Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира /Т.В. Цыганкова - Ресурс доступа: http://www.uchmet.ru (дата обращения 27.11.2016)
84.Эксакусто Т.В., Справочник психолога начальной школы / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова.- Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2003.
85.Эльконин Д.Б. Возрастная психология. /Д.Б. Эльконин - М., 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ