РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий
1.1. Сущность познавательной активности младших школьников 8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников 15
1.3. Информационные компьютерные технологии как средство развития
познавательной активности младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий 35
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся
экспериментального класса 35
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий (на примере уроков технологии) 40
Библиографический список
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий
1.1. Сущность познавательной активности младших школьников 8
1.2. Особенности развития познавательной активности младших школьников 15
1.3. Информационные компьютерные технологии как средство развития
познавательной активности младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий 35
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности учащихся
экспериментального класса 35
2.2. Содержание экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий (на примере уроков технологии) 40
Библиографический список
Развитие познавательной активности младших школьников - одна из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической науки, поскольку в процессе обучения решаются главные задачи, поставленные перед школой, а именно - подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном развитии нашего общества.
В настоящее время развитие познавательной активности младших школьников с опорой на ФГОС ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология про-ведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Это усиливает мотивацию учащихся к учебе.
Но задачи всестороннего воспитания и обучения успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы познавательной активности в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что с развитием познавательной активности связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Источники информации и инструменты освоения учебного материала являются средствами и инструментами развития познавательной активности.
Особое место в формировании познавательной активности младших принадлежит информационным компьютерным технологиям.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В теории и практике использования компьютера в процессе обучения учащихся всё более обнаруживаются противоречия между: потребностью общества в развитии познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий и отсутствии целостного теоретического и практического обоснования использования компьютера в процессе обучения учащихся.
Психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном и другими. В работах ученых представлена структура познавательной деятельности школьников, ее функции, методы и приемы ее активации, критерии и уровни познавательной активности.
Дидактические условия формирования познавательной активности, влияние информационных технологий на содержание и метод обучения в школе, возможности использования компьютеров в начальной школе исследованы Н.В. Апатовой, А.А. Мурановым, Л.Н. Остапчук, Л. М. Фуксон и др.
В работах В.В. Гузеева, Е.Г. Коберник, О.В. Красновой, Е.Д. Маргулиса, П.И. Пидкасистого и др. теоретически обосновываются и экспериментально проверяются дидактические условия использования новых информационных компьютерных технологий, а также создание инновационной среды «нового типа», где: во-первых, сочетаются традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания; во-вторых, развивается познавательная активность младших школьников в процессе решения проблемных заданий и умения самостоятельно добывать знания.
Все это свидетельствует о наличии проблемы, которая заключается в отсутствии обоснования процесса использования информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.
Все вышеуказанное и определило тему нашего исследования «Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий будет эффективным, если:
- в средства информационных компьютерных технологий используются на различных этапах урока;
- осуществляется подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала (программные задания).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность познавательной активности и особенности ее развития у младших школьников.
2. Изучить особенности использования информационных компьютерных технологий как средств развития познавательной активности младших школьников.
3. Провести диагностику уровня познавательной активности младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по развитию познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса, метод математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации педагогических условий эффективного развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
База исследования: МБОУ «СОШ № 4 города Шебекино Белгород¬ской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикации статьи по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (29-30 марта 2017, г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определен методологический аппарат исследования.
В первой главе выполнен обзор отечественной педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников, представлена роль информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников, а также рассмотрены методы и формы использования информационных компьютерных технологий в начальной школе.
Во второй главе представлено содержание экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий и результаты диагностики познавательной активности младших школьников на разных этапах экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги результатов исследования, отмечается, что проведенная работа позволила решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
Библиографический список представлен 46 источниками.
Приложение содержит диагностический инструментарий и планы- конспекты уроков по теме исследования.
В настоящее время развитие познавательной активности младших школьников с опорой на ФГОС ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология про-ведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Это усиливает мотивацию учащихся к учебе.
Но задачи всестороннего воспитания и обучения успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы познавательной активности в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что с развитием познавательной активности связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной сфере, что является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
Источники информации и инструменты освоения учебного материала являются средствами и инструментами развития познавательной активности.
Особое место в формировании познавательной активности младших принадлежит информационным компьютерным технологиям.
Применение информационных компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В теории и практике использования компьютера в процессе обучения учащихся всё более обнаруживаются противоречия между: потребностью общества в развитии познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий и отсутствии целостного теоретического и практического обоснования использования компьютера в процессе обучения учащихся.
Психолого-педагогические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, Л.С. Рубинштейном и другими. В работах ученых представлена структура познавательной деятельности школьников, ее функции, методы и приемы ее активации, критерии и уровни познавательной активности.
Дидактические условия формирования познавательной активности, влияние информационных технологий на содержание и метод обучения в школе, возможности использования компьютеров в начальной школе исследованы Н.В. Апатовой, А.А. Мурановым, Л.Н. Остапчук, Л. М. Фуксон и др.
В работах В.В. Гузеева, Е.Г. Коберник, О.В. Красновой, Е.Д. Маргулиса, П.И. Пидкасистого и др. теоретически обосновываются и экспериментально проверяются дидактические условия использования новых информационных компьютерных технологий, а также создание инновационной среды «нового типа», где: во-первых, сочетаются традиционные и нетрадиционные формы обучения и воспитания; во-вторых, развивается познавательная активность младших школьников в процессе решения проблемных заданий и умения самостоятельно добывать знания.
Все это свидетельствует о наличии проблемы, которая заключается в отсутствии обоснования процесса использования информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников.
Все вышеуказанное и определило тему нашего исследования «Развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий будет эффективным, если:
- в средства информационных компьютерных технологий используются на различных этапах урока;
- осуществляется подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала (программные задания).
Задачи исследования:
1. Выявить сущность познавательной активности и особенности ее развития у младших школьников.
2. Изучить особенности использования информационных компьютерных технологий как средств развития познавательной активности младших школьников.
3. Провести диагностику уровня познавательной активности младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по развитию познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, тестирование, изучение продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса, метод математической обработки результатов исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации педагогических условий эффективного развития познавательной активности младших школьников на основе использования информационных компьютерных технологий.
База исследования: МБОУ «СОШ № 4 города Шебекино Белгород¬ской области», 3 «Б» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2017 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (11 апреля 2017 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикации статьи по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (29-30 марта 2017, г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определен методологический аппарат исследования.
В первой главе выполнен обзор отечественной педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности младших школьников, представлена роль информационных компьютерных технологий в развитии познавательной активности младших школьников, а также рассмотрены методы и формы использования информационных компьютерных технологий в начальной школе.
Во второй главе представлено содержание экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников с использованием информационных компьютерных технологий и результаты диагностики познавательной активности младших школьников на разных этапах экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги результатов исследования, отмечается, что проведенная работа позволила решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.
Библиографический список представлен 46 источниками.
Приложение содержит диагностический инструментарий и планы- конспекты уроков по теме исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Использование социальных сервисов для развития познавательной активности младших школьников (на примере группы «ВКонтакте» и блога «Дзюдо для детей»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Использование предметно-развивающей среды Лего для развития познавательной активности младших школьников (на примере программы ДО «Основы робототехники»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



