Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты особенностей психоэмоционального состояния личности: стрессоустойчивость и тревожность 11
1.1 Проблема стрессоустойчивости в работах отечественных и зарубежных психологов 11
1.2 Теоретические подходы к изучению проблемы тревожности в психологии 18
1.3 Влияние субъективной значимости ситуаций на особенности психоэмоционального состояния личности 29
Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей психоэмоционального 42
состояния личности
2.1 Организации и методы исследования 42
2.2 Выявление у респондентов проявлений особенностей психоэмоционального состояния личности 48
2.3 Анализ полученных результатов и рекомендации по 62 саморегуляции психоэмоционального состояния
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Актуальность исследования. В современном обществе присутствует тенденция к росту обращений за психологической помощью. Под воздействием внешних и внутренних раздражителей формируется сложное психическое состояние личности. Данный процесс имеет взаимосвязь с индивидуально - психологическими особенностями индивида. Личностные характеристики, восприятие и оценка происходящих ситуаций, взаимодействие с окружающей средой определяют характер обращения к психологу. Разнообразие индивидуальных особенностей человека предполагает дифференциацию запросов, обращающихся лиц за психологической помощью. Знания данных характеристик позволяют выбрать стратегию поведения, в конкретном случае, в целях улучшения качества оказания психологических услуг. Для изучения темы рассмотрим особенности личности, выраженные в тревожности и стрессоустойчивости.
В настоящее время, существует достаточное количество работ по исследованию проблем, связанных со стрессом, стрессоустойчивостью, тревожностью. Понятия «стресс» и «тревожность» имеют большой интерес среди исследователей в связи с тем, что частые запросы современного населения характеризуются симптоматикой тревожного характера. Обобщая изучение социальных запросов современного населения, нас заинтересовал вопрос рассмотрения особенностей психоэмоционального состояния лиц, обращающихся к психологу. Данная проблема недостаточно освещена среди исследователей, рассматривающих психоэмоциональное состояние личности, как самостоятельный феномен. Нас интересует рассмотрение особенностей индивидов, выражающихся в степени тревожности и стрессоустойчивости, с учетом оказываемого влияния на них ситуаций и индивидуальных характеристик. Проявления психоэмоционального состояния, нарушающие привычный образ жизни, способствуют формированию дискомфортных ощущений и вследствие запросов для обращения за психологической помощью. При этом важна степень субъективной оценки психотравмирующих ситуаций на формирование особенностей личности, обратившейся за психологической помощью.
За последние годы услуги, связанные с оказанием психологической помощи людьми с жалобами на состояние тревожности, остаются востребованными. Частыми симптомами в обращениях являются напряжение в теле, дрожь в конечностях, постоянное беспокойство, не имеющее оснований и другие признаки. При этом, часто, в первую очередь, люди обращаются к врачам разных профилей, беспокоясь за свое здоровье. При необходимости, специалисты узких специальностей направляют, в целях консультирования, к психологу. В связи с этим, имеет значение, понимание отличий особенностей психоэмоционального состояния лиц, обратившихся по личностному запросу к психологу, и направленных врачами разного профиля.
Психоэмоциональное состояние определяется, в научной литературе, как некое психическое состояние, формирующееся под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним стимулам, в данной работе, можно отнести психотравмирующие ситуации, и их субъективная оценка. Нас интересуют основные сравнительные показатели психологических особенностей личности, как тревожность и стрессоустойчивость. Для получения дополнительной информации нами учитывались степень оказываемого влияния ситуаций и индивидуальных характеристик на индивида.
Вопросами изучения понятий стресса, в рамках адаптации к нему, стрессоустойчивости по отношению к трудным жизненным ситуациям, занимались в своих работах: Г. Селье, Н.В. Тарабрина, С.А. Ошаев, B. А. Бодров, Н.Е. Водопьянова, Л.Л. Панченко, В.В. Знаков, В. Абабков, М. Перре, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, Р.С. Лазарус, Ф.Е. Василюк, C. Хобфолл и другие.
В исследовательских работах, стресс определяется как совокупность неспецифических реакций приспособления организма на воздействие различных неблагоприятных факторов, нарушающих баланс в состоянии человека, подводящий к соответствующему состоянию нервной системы организма, или организма в целом.....
В рамках целей исследования был проведен теоретический анализ проблемы психологических особенностей личности по важным составляющим параметрам индивида, таких как стрессоустойчивость и тревожность личности, с учетом субъективной оценки ситуаций и индивидуальных свойств. Нами были рассмотрены, в рамках теоретического обзора, факторы, оказывающие влияние на изменения психоэмоционального состояния личности, следствия их проявления, обусловленные в симптоматики людей, и их дальнейшем обращении к специалистам разного профиля.
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что стрессоустойчивость является важным элементом регулятивной системы человека, функция которого сохранить внутренний баланс организма. При этом влияние на уровень стрессоустойчивости оказывают такие характеристики как когнитивная оценка и восприятие угрожающей ситуации и соотношение с собственными ресурсами, при этом учитывается взаимосвязь с нейротизмом, как чертой личности, так с отдельным свойством. Отношение к ситуации и характер восприятия угрозы может определяться субъективными причинами и личностными особенностями индивида.
Одним из компонентов, взаимосвязанных с стрессоустойчивостью, является тревожность, которая определяется как некое состояние необъяснимого беспокойства. Психоэмоциональное состояние таких лиц отражается в проявлениях мышечного напряжения, психологических особенностях, в физиологических симптомах, таких как учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, повышение артериального давления, усиление общей возбудимости. Данная симптоматика часто прослеживается среди запросов клиентов психолога. Причинами возникновения, нестабильного психоэмоционального состояния, авторы отмечают длительность и интенсивность стрессовых ситуаций, в том числе возникающих в детстве, а также психологические или физиологические особенности организма. Мы придерживаемся мнения авторов, считающих важным фактором формирования тревожности когнитивной оценки восприятия ситуаций, и возникновение внутреннего конфликта в форме неудовлетворения потребностей.
Постоянными симптомами нестабильного эмоционального состояния являются напряженность, зацикленность на угрозе, замкнутость, ощущения беспомощности, бессилия, страх, состояние тревоги и другие. Чем длительней влияние и воздействие тревоги на человека, тем интенсивнее и значительней нарушения психики, приводящие к поведенческой дезадаптации и дезориентации своего психического состояния и снижении стрессоустойчивости.
Эмпирическое исследование по теме научной работы было организовано и выполнено в соответствии с целями и задачами. Для реализации исследования были отобраны психодиагностические методики и сформирована выборка испытуемых в количестве 30 человек. Исследование проводилось на добровольной основе по желанию клиента.
Критериями выборки являлись: возраст от 24 лет до 46 лет, добровольность участия в исследовании. Выборка была поделена на 2 группы. Группу один составляли лица, обратившиеся по собственному личному запросу к психологу (16 человек). В состав второй группы входили люди, направленные врачами разных профилей (14 человек) для консультации, диагностики, коррекции к психологу.
В результате эмпирического исследования было выявлено:
- люди, посещающие психолога, являются лицами, имеющими в анамнезе субъективно значимые психотравмирующие ситуации, отличающиеся высокой тревожностью, эмоциональной нестабильностью, чувствительностью, стрессоустойчивость они оценивают, как удовлетворительную;
- между лицами, обратившимися к психологу по собственному запросу и лицами направленных врачами разных профилей, существуют некоторые различия личностных характеристик, а именно в соотношениях тревожности, стрессоустойчивости, эмоциональной нестабильности, восприятии ситуаций;
- составлены рекомендации по саморегуляции психоэмоционального состояния личности......
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.: Речь, 2004. 165 с.
2. Акарачкова Е. С., Блинов Д. В., Котова О. В., Травникова Е. В., Царева Е. В. Стресс и тревожность у детей: причины и методы коррекции // Фарматека. 2018. №1.
3. Александровский Ю. А. Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике: руководство для практикующих врачей / под общ. ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова [Электронный ресурс]. Москва: Литтерра, 2014. 1080 с. (Серия "Рациональная фармакотерапия") - ISBN 978-5-4235-0134-1. // ЭБС "Консультант
студента": URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785423501341.html(дата обращения: 14.01.2024).
4. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональной системы // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5-61.
5. Багян А. Г., Стасева Е. В. Влияние психоэмоционального состояния работника на безопасность труда // Молодой исследователь Дона. 2019. №3 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihoemotsionalnogo-
sostoyaniya-rabotnika-na-bezopasnost-truda (дата обращения: 13.02.2024).
6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
7. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. 528 с.
8. Боковиков А. М. Влияние модуса контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности). Автореферат диссертации на соиск. ст. канд. психол. наук. М.: 1998 .
9. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова. М.: Знание, 1991. 191 с.
10. Бохан Т. Г. Психология стресса: системный подход. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. 140 с.
11. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
12. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М.: Наука, 1983. С. 542-543.
13. Василенко Е. А. Социальный стресс и его влияние на социально - психологическую адаптацию личности. Челябинск: Южно - Уральский центр РАО, 2019. 272 с.
14. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Издательство МГУ, 1984. 200 с.
15. Водопьянова Н. Е. В62 Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с......(70)