Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения старшеклассников решению олимпиадных задач по математике 11
1.1 Понятие олимпиадной задачи по математике и основные требования к ним 11
1.2 Основные цели и задачи подготовки старшеклассников к олимпиадам по математике 16
1.3 Формы, методы и средства подготовки старшеклассников к решению олимпиадных задач по математике 23
Глава 2. Методические особенности подготовки старшеклассников к решению уравнений высших степеней в олимпиадных заданиях по математике 35
2.1. Анализ олимпиадных задач по теме «Алгебраические уравнения второй и высших степеней»» 35
2.2 Элективный курс «Алгебраические уравнения второй и высших степеней» 73
2.3 Педагогический эксперимент и его результаты 86
Заключение 94
Список используемой литературы и используемых источников 95
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В школе математика является одним из базовых предметов общеобразовательной подготовки, это основополагающий инструмент для изучения других школьных предметов. Решение математических задач способствует развитию рационального и критического мышления, формирует у учащихся аналитический склад ума, воспитывает личность.
В настоящее время математика в рамках общеобразовательного школьного курса изучается с 1 по 11 классы, программа разделяется согласно ступеням обучения: начальная, средняя, старшая школа, каждая из которых ставит определенные цели и задачи с учетом преемственности каждого этапа обучения.
Говоря о задачах курса математики старшей школы, обратимся к федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования, согласно которому изучение соответствующего курса должно обеспечить наличие следующих компетенций:
- сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
- сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;
- сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;
- сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления». Итак, основными задачами изучения математики в школе является развитие математического мышления, приобретение соответствующих навыков и умений, в связи с этим решение математических задач - это наиболее эффективный способ освоения необходимых математических методов и принципов. Важное место в развитии математического мышления и навыков практического применения математических методов занимают олимпиадные задачи. Отличие олимпиадных задач заключается в их нестандартности и в необходимости применения творческих и оригинальных подходов к решению задач. Математические олимпиады направлены на выявление талантливых учеников с нестандартным складом ума, имеющих математические способности, а также на приобретение новых знаний и закрепление знаний основной школьной программы....
В рамках магистерской диссертации описана история и развитие олимпиадного движения по математике, рассмотрены различные определения понятия «олимпиадная задача» и основные требования к ней. Сформулированы цели и задачи подготовки старшеклассников к олимпиадным задачам по математике, рассмотрены разнообразные подходы к подготовке старшеклассников к решению олимпиадных задач по математике, включая формы, методы и средства обучения.
Проведен анализ олимпиадных задач по теме «Алгебраические уравнения второй и высшей степеней», изучены различные примеры олимпиадных задач по теме за последние годы. Рассмотрены различные подходы к решению таких задач. Данный анализ необходим для понимания, какие умения и навыки нужны для успешного решения подобных задач, и каким методам следует уделить особое внимание при подготовке к математическим олимпиадам. Кроме того, анализ олимпиадных задач поможет определить, какие аспекты темы являются наиболее важными и актуальными для современных математических олимпиад.
Представлена программа элективного курса «Алгебраические уравнения второй и высших степеней». Описан педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования нашла подтверждение, так как поисковый этап эксперимента показал, что содержательный компонент подготовки обучающихся к решению олимпиадных задач по математике обеспечивает преемственность между базовым и элективными курсами по математике, а организационный компонент, основанный на применении различных форм и методов, а также технологии развивающего обучения решению математических задач Т.А. Ивановой, - способствует повышению мотивации, формированию умений решать нестандартные задачи . Работа может быть продолжена в направлении дальнейшего исследования по теме.
1. Агаханов Н. Х. Научно-методическое обеспечение работы с математически одаренными детьми в многоуровневой системе предметных олимпиад и конкурсов: автореферат дис. канд. пед. наук: 5.8.2: Елец, 2022.54 с.
2. Баишева М. И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2004. 216 с.
3. Бахтина О. В. Современное состояние проблемы подготовки младших школьников к участию в математических олимпиадах и конкурсах // Известия Воронежского Государственного Педагогического Университета. - №2 (271). Воронеж: ВГПУ, 2016. С. 18-21.
4. Белянина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 2004. 191 с.
5. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.01.Москва, 1998. 22 с.
6. Богоявленская Д. Б.,Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Б. Брушлинский А.В. Дружинин, В.Н. и др. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 2003. 43 с.
7. Бочко М. А., Каверина Е.В. Методические рекомендации по подготовке обучающихся к участию в муниципальном и региональном этапах предметных олимпиад: метод. пособие. БелИРО. Белгород, 2019. 35с.
8. Будак Б.А. Олимпиада «Покори Воробьёвы горы!» // Квант, 2017. № 9. С. 55-58.
9. Васильев Н. Б., Егоров А.А. Задачи всесоюзных математических олимпиад: сборник задач / Москва: «Наука», 1988. 288 с.
10. Виленкин Н.Я. Алгебра. 9 класс: учебник для учащихся 9 классов с углубленным изучением математики/ Н.Я. Виленкин, Г.С. Сурвилло, А.С. Симонов, А.И. Кудрявцев; под ред. Н.Я Виленкина. 7-е изд. М.: Просвещение, 2006. 345 с.
11. Виленкин Н.Я. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Углубленный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. 312 с.
12. Виленкин Н.Я. Математический анализ: учебное пособие для IX— X классов средних школ с математической специализацией / Виленкин Н.Я., Шварцбурд С/n.M., Просвещение, 1969 г. 336 с.
13. Всероссийская олимпиада школьников по математике [Электронный ресурс]. URL:https://olimpiada.ru/activities
14. Всесибирская олимпиада школьников [Электронный ресурс]. URL: https ://sesc. nsu. ru/olymp-vsesib/....(85)