Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические и правовые основы военного положения 8
1.1 Понятие и содержание военного положения. Национальная безопасность Российской Федерации 8
1.2 Развитие законодательства о военном положении в России 18
1.3 Современное правовое регулирование режима военного положения в Российской Федерации 23
Глава 2 Полномочия органов публичной власти по обеспечению режима военного положения в Российской Федерации 32
2.1 Полномочия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации по ведению и обеспечению режима военного положения 32
2.2 Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по обеспечению
режима военного положения 39
2.3 Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов по обеспечению режима военного положения 44
Глава 3 Проблемы правового регулирования режима военного положения в России и пути их разрешения 51
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 64
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что ключевой целью обеспечения национальной безопасности выступает сохранение и укрепление уровня состояния защищенности интересов личности, общества, государства, которые гарантируют комфортные условия для жизни.
Национальная безопасность Российской Федерации, обеспечивающая не только безопасность личности, но и общества, имеет правовую основу в виде совокупности взаимосвязанных и взаимосогласованных нормативных правовых актов. Нормативная база национальной безопасности Российской Федерации включает правовые принципы и нормы регулирования общественных отношений в области ее обеспечения и является неотъемлемой частью реализации и обеспечения этой безопасности.
В целях обеспечения безопасности государство не только постоянно совершенствует нормативно-правовую базу, но и включается в процесс регулирования отношений в сфере безопасности, разграничивает основные направления деятельности государственных органов и управления в этой сфере, совершенствует составные части безопасности. создает органы и создает механизмы контроля и наблюдения за их деятельностью. Однако так или иначе правовое регулирование считается наиболее фундаментальной сферой деятельности в сфере защиты и укрепления национальной безопасности.
В настоящее время национальная безопасность включает в себя все виды безопасности, предусмотренные Конституцией и законодательством Российской Федерации, включая оборону государства. На данном этапе основным органом страны является государство, которое наделено правами и полномочиями, а также имеет специализированные учреждения и службы по обеспечению национальной безопасности. Эти операции осуществляют специализированные государственные органы и другие ведомства, отвечающие за национальную безопасность.
Напряженность в мире и в отдельных регионах обусловливает внимание каждого государства к обеспечению национальной безопасности, в том числе государства как социального института и безопасности людей и организаций, проживающих и функционирующих на его территории. В настоящее время необходимо заранее подготовить хорошо структурированные действия как в случае внутренней, так и внешней опасности или непосредственной опасности. Для достижения этой цели государство создало ряд режимов экстренного реагирования. К ним относятся режим чрезвычайных ситуаций, режим государственной границы, режим особо охраняемых объектов, а также режим военного положения.
Режим военного положения вводится исключительно при наличии внешних угроз, являющихся наиболее серьезными и влекущими за собой разрушительные последствия. Поэтому правовое регулирование военного положения имеет немаловажную роль для современной Российской Федерации.
Военное положение - это режим, возможность введения которого предусмотрена Конституцией РФ несмотря на то, что данный акт также указывает на приоритет и недопустимость умаления прав человека. При этом, при наличии к тому оснований и для защиты ценностей, перечисленных в ст. 2 Конституции РФ, для обеспечения национальной безопасности России, по указу Президента РФ может быть введён режим военного положения, и его объявление способно ограничить некоторые конституционные права человека, однако не все.
Для введения военного положения обнародованы нормы, имеющие юридическую силу на всех уровнях. При этом в зависимости от источника угрозы следует различать чрезвычайное положение и военное положение, исторически тождественные, но в современной правовой реальности они различаются по критериям источника, организационное внедрение и обеспечение исполнения.
...
Таким образом, в настоящее время для каждого современного государства все большую значимость приобретают различные факторы, в рамках которых реализуется обеспечение безопасности государства и которые не обладают очевидным территориальным источником, от которого исходит угроза.
Национальная безопасность любой страны состоит из нескольких составляющих элементов, которые являются независимыми областями (военные, экономические, социальные, политические, духовные и моральные). Текущая ситуация в мире взаимосвязана с возникновением различных угроз для страны и является источником новых требований к обеспечению безопасности Российской Федерации. Безопасность в основном подразумевает защиту территории страны от внешних опасностей. Национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей международной безопасности и важной ее составной частью. Более того, это служит конкретной стратегией, целью которой является обеспечение жизненно важных интересов и потребностей человека и страны.
В последнее время суверенитету страны уделяется широкое внимание. Суверенитет - это неотъемлемая составляющая страны, без которой невозможно осуществлять верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующей форме во внутренней и внешнеполитической деятельности страны. Устав ООН запрещает вмешательство во внутренние и внешние дела различных стран. Нарушение этого запрета требует принятия некоторых мер, таких как введение чрезвычайного и военного положения.
В сложившейся ситуации для каждого государства мира все более серьезную значимость получают различные факторы, в рамках которых реализуется обеспечение безопасности государства, которые не обладают очевидным территориальным источником, от которого исходит угроза.
Военное положение представляет собой особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации «с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной реальной угрозы агрессии.
На режим военного положения возлагаются задачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Более того, режим военного положения должен обеспечить успешное действие вооружённых сил.
Специальная правовая система военного положения предусматривает, что не только национальные органы власти и органы местного самоуправления всех уровней, но также организации и граждане должны выполнять различные сложные задачи, направленные на создание наилучших условий для устранения или предотвращения причин, которые являются основой для введения военного положения. Положения Конституции Российской Федерации, а также нормы международного гуманитарного права призваны регулировать общественные отношения в сфере военного положения.
Начиная от определения военного положения и заканчивая описанной законодателями организационной системой реализации военного положения, о высокой значимости этой системы можно судить из практики. Положения Конституции Российской Федерации, а также нормы международного гуманитарного права и права прав человека заблаговременно обеспечивают правовые нормы общественных отношений в сфере военного положения.
В целях введения военного положения обнародованы нормы, имеющие юридическую силу на всех уровнях. При этом в зависимости от источника угрозы следует различать чрезвычайное положение и военное положение, исторически тождественные, но в современной правовой реальности они различаются по критериям источника, организационное внедрение и обеспечение исполнения.
...
1. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Изд. «Сашко», 2020. 290 с.
2. Артамонов Д. Н. Институт военного положения по советскому праву. М.: ВКИ, 1953. 147 с.
3. Афиногенов Д. А. Роль мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации в повышении эффективности государственного управления // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 19-23.
4. Бартош А. А. Основы международной безопасности. Организации обеспечения международной безопасности: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 320 с.
5. Брылева В. А. Административно-правовой режим военного положения // NovaUm.Ru. 2022. № 37. С. 29-32.
6. Васильева Н. А. Эволюция понятия национальной безопасности в правовой системе России // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета, Нижневартовск, 05-06 апреля 2022 года. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. С. 45-49.
7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения:
24.10.2023) .
8. Гущин В. В. Общественная безопасность и чрезвычайные ситуации: Монография. Москва: ВНИИ МВД России, 1996. 179 с.
9. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (Принята 09.12.1994 Резолюцией 49/60 на 84-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=16029#XeO gPgSghlo WEx6C2 (дата обращения: 24.10.2023).
10. Демченко М. С. Проблемы обеспечения прав личности в условиях военного положения и «режима реагирования» // Права человека: история, теория, практика : десятая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей, Курск, 15 ноября 2022 года / Юго-Западный государственный университет. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. С. 122-125.
11. Елин В. М. Теоретические аспекты формирования понятия национальной безопасности // Инновации и инвестиции. 2022. № 9. С. 242-247.
12. Ивакин В. И. Развитие законодательства о правовом режиме военного положения // Государство и право России в современном мире: сборник докладов XII Московской юридической недели. XXII Международная научно-практическая конференция; XXIII Международная научно-практическая конференция Юридического факультета Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова: в 5 ч., Москва, 23-25 ноября 2022 года. Том Часть 5. Москва: Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2023. С. 68-72.
13. Ильина Ю. В. Современные проблемы национальной экономической безопасности России и пути их решения // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных статей участников 21-й Международной научно-практической конференции в рамках IV Московского академического экономического форума, Курск, 13 мая 2022 года / Курский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2022. С. 84-87.
14. Исполинов А. С. Нормы международного права о применении силы и специальная военная операция России // Закон. 2022. № 8. С. 30-41.
15. Кардашова И. Б. Основы теории национальной безопасности: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 332 с.
...
Всего источников 42