Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Правовое обеспечение национальной безопасности в механизме государства 6
1.1 Историко-правовой опыт обеспечения национальной безопасности 6
1.2 Характеристика системы и методы обеспечения национальной безопасности 11
Глава 2 Система органов государственной власти в обеспечении национальной безопасности 32
2.1 Государственные органы обеспечивающие государственную безопасность: их место и роль в государственном механизме 32
2.2 Иные органы публичной власти как субъекты обеспечения национальной безопасности 53
Глава 3 Проблемы и перспективы совершенствования государственной политики в области обеспечения национальной безопасности 57
3.1 Проблемы реализации государственной политики в области
обеспечения национальной безопасности 57
3.2 Совершенствование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности 61
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Наиболее важной государственной проблемой обеспечения национальной безопасности является проблема определения надлежащих административно-правовых методов регулирования национальной безопасности и определение компетентности органов, обеспечивающих национальную безопасность.
Административное регулирование в данном случае может рассматриваться как наиболее оперативный и гибкий способ обеспечения национальной безопасности, в связи с чем изучение его потенциала и возможностей представляет собой актуальную и важную тему для написания выпускной квалификационной работы.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ административно-правовых методов обеспечения национальной
безопасности, определение органов и их компетенций и актуальных проблем их реализации в правоприменительной деятельности.
Для достижения цели данного исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить историко-правовой опыт выстраивания системы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации;
- проанализировать общее понятие национальной безопасности;
- изучить сложившуюся в Российской Федерации систему обеспечения национальной безопасности, ознакомиться с зарубежным опытом в плане выстраивания системы обеспечения национальной безопасности;
- проанализировать и систематизировать виды субъектов, участвующих в деятельности по обеспечению национальной безопасности;
- проанализировать перспективы и сформулировать предложения по укреплению национальной безопасности в Российской Федерации посредством юридических средств.
Большую роль в процессе написания работы имело использование парных методов анализа и синтеза, индукции и дедукции. Активное применение получили методы сравнительного правоведения, которые позволили выявить как достижения, так и недостатки соответствующих юридических механизмов, действующих в Российской Федерации. Посредством формально-юридического метода происходило формулирование понятий, необходимых для правильного и всестороннего рассмотрения в рамках настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в процессе обеспечения национальной безопасности посредством норм и механизмов административного права.
Предметом исследования являются нормы отечественного административного законодательства, имеющего отношение к регулированию вопросов обеспечения национальной безопасности.
Структура исследования. Полному и системному исследованию, требованию последовательного изложения материала соответствует структура работы, включающая в свой состав введение, три главы, девять параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Механизмы обеспечения национальной безопасности в настоящее время применяются очень широко. В качестве важнейших направлений применения соответствующих механизмов можно выделить противодействие правонарушениям, информационную, экологическую безопасность, безопасность в области обороны страны и безопасности граждан и другие.
Следует, однако, говорить и о том, что существующий в нашем государстве опыт обеспечения национальной безопасности носит несколько двойственный характер. Несмотря на то, что государство исторически уделяло довольно большое внимание вопросам обеспечения своей безопасности, безопасность личности и общества зачастую обеспечивалась в меньшей степени. При этом, с точки зрения современного понимания национальной безопасности, которое является легальным в нашей стране, в данное понятие должны включаться все виды безопасности, которые только были включены в отечественное законодательство. Соответствующий подход, безусловно, имеет относительно новый характер, он не столь привычен как отечественному законодателю, так и отечественному правоприменителю.
Использование зарубежного опыта в плане обеспечения национальной безопасности в данном случае может быть обусловлено желанием как сэкономить время, потребное для разработки соответствующих механизмов и норм в плане обеспечения национальной безопасности, так и избежать проблем и неудач, вполне возможных при выборе того или иного пути реформирования отечественной системы обеспечения национальной безопасности. Сравнительный метод в данном случае может рассматриваться в качестве классического юридического подхода, позволяющего с большей вероятностью успеха определить наиболее удачные или рискованные направления государственного реформирования, выделить как те возможные юридические предписания, которые показали свою применимость и эффективность в зарубежных государствах, так и нормы, применение которых в иностранных государствах было затруднено или невозможно.
Можно прийти к выводу о значительном разнообразии подходов, существующих в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Отметим при этом, что вся деятельность и все направления в сфере обеспечения безопасности должны реализовываться совместно, комплексно и системно, в противном случае соответствующее направление государственного управление будет реализовано не полным и неполноценным образом.
Глава российского государства, рассматриваемый в качестве Гаранта Конституции РФ, в качестве Верховного главнокомандующего, а также во всем единстве своих иных многочисленных статусов, в числе которых выделяется его статус в качестве Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, обладает обширными и значительными полномочиями в плане обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе, и посредством использования соответствующих административно-правовых методов и подходов.
При обсуждении вопроса о роли российского парламента в сфере обеспечения национальной безопасности, на первое место необходимо поставить его законодательную функцию, но только такой функцией деятельность представительного органа в сфере обеспечения национальной безопасности не ограничивается. Большое значение имеет также деятельность парламента, как органа, непосредственно участвующего в назначении на должность ряда высших должностных лиц, участвующих, в числе прочего, в обеспечении национальной безопасности посредством использования методов административного права. Значительную роль выполняют также функции парламента, как органа, осуществляющего парламентский контроль, а также международное сотрудничество, в том числе и по вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности российского государства.
Деятельность Правительства РФ и иных органов государственной власти в сфере реализации административно-правовых методов и подходов обеспечения национальной безопасности имеет определяющий характер.
...
1. Алескеров В.И. Борьба с экстремизмом и терроризмом как один из важных элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Академическая мысль. 2022. № 3(20). С. 144-151.
2. Богмацера Э.В. Принципы формирования и деятельности советов безопасности субъектов Российской Федерации // Вестник Российской правовой академии. 2020. № 4. С. 28-32.
3. Булгакова Л.С. Национальная безопасность как предмет административно-правового регулирования // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 2. С. 95-97.
4. Денисов А.Ю. Компетенция федерального собрания Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности // Молодежь и научно-технический прогресс : Сборник докладов XI международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: В 4 томах, Губкин, 19 апреля 2018 года. Том 4. С. 60-63.
5. Еряшов Е.К. Административно-правовое регулирование безопасности гражданской авиации // Вестник Национального Авиационного Университета. 2017. Т. 2, № 71. С. 169-173.
6. Жуков В.В. Общественные экологические приемные: время пришло! // Твердые бытовые отходы. 2013. № 7(85). С. 50-51.
7. Зайкова С.Н. Административно-правовое обеспечение
транспортной безопасности в странах - участниках СНГ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5(142). С. 114-122.
8. Зайкова С.Н. Особенности административно-правового регулирования транспортной безопасности в странах - участниках СНГ // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7, № 2. С. 106-112.
9. Зайкова С.Н. Принципы национальной и транспортной безопасности: сравнительно-правовой анализ // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1(58). С. 218-223.
10. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство»
11. Иванова С.И. Деятельность органов внутренних дел (полиции) в сфере обеспечения национальной безопасности России. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - 110 с.
12. Ирошников Д.В. Некоторые вопросы правового статуса Совета безопасности как совещательного органа при Президенте Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и истории государства и права : Сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной памяти проф. А.П. Печникова, Рязань, 31 октября 2014 года. С. 27-29.
13. Ищенко С.А. Некоторые административно-правовые вопросы противодействия спортивному экстремизму в рамках государственного управления физической культурой и спортом // Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика : Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 16 июня 2022 года. С. 143-148.
14. Караичев А.В. Некоторые проблемные аспекты правового регулирования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 8(75). С. 40-44.
15. Кийко М.Ю. Эволюция российской системы национальной безопасности: историко-правовой аспект // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2(40). С. 88-94.
...
Всего источников 50