Введение
1 часть
I. Карильон: слово, понятие, термин
II. Карильон и куранты. История возникновения инструмента.
III. История карильонной традиции в России
IV. Новая история карильонов в России
2 часть - Школа игры на карильоне
I. Европейские карильонные школы
II. Методики игры на карильоне в Европе и Америке.
А. Данжевиль «Recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq cloches»
Анджело Балладори «I Sacri Bronzi»
Фердинанд Фарнье «Nouveau Recueil de Carillons pour deux, trous, quatre et cinq cloches»
Виллем Креман «Elementary exercises for the art of carillon playing»
Леэн т’ Харт «Campanology. A Handbook for the Carillonneurs»
Джон Гоувенс «Playing the Carillon – An introductory Method»
Кун ван Эссель «Method of Carillon Playing with “contact-technique”»
III. Метод и карильонная школа Й. В. Хаазена
Заключение
Список литературы на русском языке
Список зарубежной литературы
Актуальность данной работы заключается в том, что русской карильонной школе необходимо создавать теоретическую базу для исполнительской и педагогической деятельности. На данный момент не существует литературы на русском языке, которая бы подробно освещала методику обучения игре на инструменте и историю исполнительского искусства в России. Работа прослеживает взаимосвязь между карильонной историей мира и формированием собственной исполнительской традиции в России. Необходимость изучения данного вопроса исходит из потребности исполнителей и педагогов в системном методе обучения искусству игры на карильоне и обусловлена отсутствием методики обучения карильонному искусству (включающей в равном соотношении теоретические знания и практические рекомендации).
Работа очерчивает ряд вопросов и проблем, актуальных для русской карильонной школы. Автор не ставит перед собой задачу однозначно ответить на вопросы и найти решение всех обозначенных проблем. Но при этом данная работа позволяет наметить траекторию дальнейшего развития карильонного искусства в России.
Объектом исследования является методология карильонного искусства, а предметом исследования — становление самостоятельной карильонной школы в России.
Цель работы: определить основные направления изучения методологии карильона в России. Задачи: структурировать и обобщить опыт европейских и американских карильонных школ, определить круг литературы, необходимой для изучения, оценить существующие на данный момент наработки.
Методология данного исследования включает в себя анализ литературы и источников и обобщение полученных знаний, сравнительную характеристику и классификацию европейских и американских методических пособий, синтез педагогических методов европейских и американской карильонных школ, дедуктивный анализ педагогических принципов, лежащих в основе русской карильонной школы.
Научная новизна работы заключается в ракурсе постановки вопроса, а именно - в создании первого на русском языке исследования, посвященного методологии искусства игры на карильоне. Впервые студенты смогут ознакомиться с европейскими пособиями и методиками, разработанными ведущими карильонистами Европы и Америки в разные исторические периоды, с XIХ века — до нашего времени. В данном исследовании эти методики впервые описаны и систематизированы, также они позволяют проследить формирование педагогических принципов, лежащих в основе педагогического метода Й.В. Хаазена, основателя современной русской карильонной школы. Знание методики обучения инструменту необходимо для хорошего уровня профессионализма карильонистов-учащихся Санкт-Петербургского государственного университета — единственного в России высшего учебного заведения, выпускающего специалистов по данному профилю.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается расширении, углублении и систематизации знаний по методологии карильонного искусства в России, а также в том, что материалы данной работы могут быть использованы для подготовки учебных пособий, программ и лекционных курсов по методологии карильонного искусства, по предмету карильон.
Приступая к обзору литературы и источников следует отметить, что большая часть материалов, используемых в данном исследовании, написана на иностранных языках. Это обусловлено обширной географией распространения карильонов. В связи с этим возникают определённые трудности, поскольку необходимо знание английского, немецкого, французского, итальянского и фламандского языков. Более того, часть материалов написана на языках XVIII и XIX века, которые значительно отличаются от современных языков. Материалы, на которые опирается данная работа, можно разделить на два типа: методические пособия по игре на карильоне и работы по истории карильонного искусства и кампанологии.
К первой группе относятся работы карильонистов и теоретиков Европы и Америки Эрнеста Клоссона, А. Данженвилля, Анджело Балладори, Дж. П. А. Фишера, Уэнделла Уэсткота, Виллема Кремана, Леэна т’Харта, Джона Гоувенса и Куна ван Эсселя. Они относятся к разным историческим периодам и национальным школам, но все в разной степени ставят перед собой следующие цели:
— повысить уровень профессионализма исполнителей – с помощью упражнений и рекомендаций обеспечить грамотное и свободное владение инструментом;
— научить музыканта правилам аранжировки для карильона;
— расширить знания исполнителя об истории инструмента,
— дать исполнителю необходимых знания о специфике колоколов и процессе их производства;
— сформировать хороший музыкальный вкус в выборе репертуара.
Ко второй группе относятся труды Андрэ Лера, Люка Ромбоутса, Персиваля Прайса, Уильяма Горхэма Райса, Гилберта Хоубенса, выдающихся кампанологов и историков карильона. В совокупности они составляют масштабную панораму колокольного и карильонного искусства в мире с древнейших времён до наших дней. В неё входит история возникновения колоколов и появления карильонов, этапы развития карильонного искусства, карта распространения карильонов по миру и характеристика инструментов, имена карильонистов и колокололитейщиков Европы и Америки, база иллюстраций произведений искусства, связанных с колоколами и карильоном.
Литература о карильоне на русском языке существует в ограниченном объёме. Тем не менее она позволяет получить достаточно полную информацию о истории становления карильонного искусства в России, о традиции игры на карильоне в Европе и об исполнительских аспектах, важных для карильонистов.
Одним из старейших и наиболее авторитетных трудов, в которых можно найти материалы о карильонах и курантах в России является книга представителя династии колокололитейщиков из города Ярославля Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», впервые изданная в 1912 году. В 2003 году она была переиздана Русским историческим обществом в серии книг «Возвращённое наследие: памятники исторической мысли» под редакцией А.Ф. Бондаренко, автора ряда работ по вопросам кампанологии. В ней подробно описаны куранты, существовавшие в различных городах, и их история; даны сведения по истории появления карильонов с опорой на труд G. van Doorslaer «Le Carillon son origine et son developpment» [Происхождение и развитие карильона] 1911 года.
Важным историческим источником является «Книга штифтов для валика карильона», представляющая собой публикацию материалов из архива Государственного музея истории Санкт-Петербурга Петропавловская крепость, собранных и обработанных старшим научным сотрудником музея, Н.Ю. Павловой в 1994 году. Книга была издана профессором СПбГУ Й.В. Хаазеном при поддержке Факультета филологии и искусств СПбГУ в процессе работы по установке нового карильона в башне Собора святых Петра и Павла.
Архивные материалы по истории карильонов в России, по колокольной терминологии XVIII века, относящейся к карильону, а также сведения о первых русских карильонистах мы находим в фундаментальном исследовании И.А. Чудиновой «Пение, звоны, ритуал: Топография музыкальных церковно-музыкальной культуры Петербурга.», изданную в 1994 году. Концентрированно эту информацию можно найти в статье «Колокольная «игральная музыка» и «игральные мастера» в Петербурге (XVIII век)» из сборника исследований и материалов «Музыка колоколов» под редакцией А.Б. Никанорова, опубликованном в 1999 году.
В этом же сборнике опубликована статья берлинского карильониста Джеффри Боссина «Карильон сегодня. Взгляд карильонера на формы распространения этого инструмента и на его будущее в России» (в переводе Т.Л. Коростелкиной). В ней изложена краткая история инструмента, даны сведения о колокололитейных фабриках и карильонах в мире, а также предложены рекомендации по распространению инструмента в России и о возможных путях развития карильонного искусства нашей стране.
А.Б. Никаноровым было произведено описание старинных колоколов от карильона времён Елизаветы Петровны, но найти в печатном виде его не удалось.
Приведённые выше материалы освещают историю карильона с XVIII до ХХ века. В связи с возрождением карильонной традиции в России с 2001 года появилась необходимость в обучающих пособиях, методической литературе и хрестоматиях по карильону. В этот сегмент карильонной литературы на русском языке большой вклад внёс Й.В. Хаазен, профессор СПбГУ, выдающийся карильонист, который издал карильонную методику из 5 частей с предисловиями на русском языке. В предисловиях он объясняет основные принципы игры на инструменте, посадки за инструментом, расстановку аппликатуры и правила аранжировки для карильона. Сборники издавались с 2008 по 2014 год. Они представляют собой хрестоматии для карильона, — подборку упражнений, оригинальных произведений, аранжировок, расположенных по принципу усложнения.
Кроме методики им была изданы произведения Жефа Денейна и Якоба ван Эйка, аранжированные (адаптированные во втором случае) для карильона с небольшими предисловиями, рассказывающим об этих выдающихся карильонистах.
Была издана брошюра «От колокольной игры к обучению карильону», в которой Йозеф Виллем Хаазен сделал обзор методических пособий и важных исторических вех в истории формирования карильонного образования и свои взгляды на качество игры, формирование репертуара.
Следует отметить магистерскую диссертацию Олеси Ростовской «Исполнительское искусство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций», первой выпускницы-карильонистки кафедры органа, клавесина и карильона. В ней она сравнивает две колокольные исполнительские традиции – русскую и европейскую. Важно, что в работе не только рассказана история появления карильона, но и (по специфике работы) подробно описана техника игры на инструменте. Ценным материалом является перевод статьи Жефа Денейна. Олеся обучалась искусству карильонной игры не только в России, но и в знаменитой карильонной школе.
На основании вышеприведённого обзора литературы можно сделать следующие выводы: — круг литературы о карильоне на русском языке ограничен и до сих пор не появились переводы специализированной литературы по истории карильона, о выдающихся исполнителях и композиторах, об исторических инструментах;
— методика обучения игры на карильоне в России написана Й.В. Хаазеном и, за исключением карильонных учебников и пособий, изданных профессором, не существует альтернативных методов, включающих опыт традиционного русского звона;
— очевидна необходимость создания корпуса карильонной литературы на русском языке, а также теоретической и методической базы для преподавания и изучения карильонного мастерства с привлечением опыта русских звонарей с целью создания собственной русской школы карильона.
Карильонная традиция, заложенная Петром Великим в 1720 году, продолженная Елизаветой Петровной, продолжает жить в России и переживает очередной этап развития, начиная с 2001 года. За это время, благодаря усилиям Й.В. Хаазена появилось 3 инструмента в Петербурге и один в Белгороде. Все они звучат и привлекают внимание слушателей. Карильонные концерты и фестивали являются неотъемлемой частью культурной панорамы в Санкт-Петербурге и Белгороде.
Сформирован круг профессиональных дипломированных музыкантов-карильонистов, наследующих и развивающих высокую культуру игры, полученную от Й.В. Хаазена. Благодаря этому становится возможной мысль о профессии карильонера в России.
На карильоне звучат русские народные мелодии, русская и зарубежная классика. Появляются новые обработки для карильона, петербургские композиторы пишут сочинения специально для этого инструмента, поскольку их привлекают тембровые и выразительные возможности карильона.
Сложив воедино вышеперечисленные факты можно смело утверждать, что в России существует собственная карильонная школа. Используя опыт европейских и американских национальных карильонных школ, а также методические и педагогические наработки профессора Й.В. Хаазена, русские карильонисты получили возможность выйти на общемировой уровень.
Поскольку карильон в некоторой мере соприкасается с русской колокольной традицией, идет поиск путей соприкосновения с русским звоном, использования опыта русских звонарей. Шаги в этом направлении были предприняты Олесей Ростовской, защитившей в 2008 году магистерскую диссертацию по теме «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций», а также опубликовавшей цикл «Звоны русской традиции» для карильона.
На данный момент существует мало научных публикаций на русском языке, посвященных карильону. Данная работа была написана с целью обобщить накопленный опыт, доказывающий, что карильонное искусство живет в России. Этот опыт уникален как культурное явление, которое нуждается в исследовании и научном осмыслении.
1. Чудинова И. А. Пение, звоны, ритуал: Топография церковно-музыкальной культуры Санкт-Петербурга. СПб., 1994. ― 254 с.
2. Музыка колоколов: Сборник исследований и материалов (серия "Традиционная инструментальная музыка Европы и Азии"), вып. 2/ Отв. ред. и сост. А.Б. Никаноров. - СПб., Российский институт истории искусств, 1999 г. - 220 с.
3. О. В. Ростовская магистерская диссертация «Исполнительское мастерство в области колокольной музыки. Сравнительный анализ двух традиций». СПб., 2008.
4. Фламандский карильон для Санкт-Петербурга. Международный проект. 1996-2001.
5. Карильон “300 лет Петергофу”. Международный проект. 2005.
6. «Книга штифтов для валика карильона». СПб, 1994. / Йо Хаазен, Павлова Н. Ю. ― 62 с.
Список зарубежной литературы
1. [Balladori, A.] I sacri bronzi. Pratico incegnamento in tre lingue con note / Angelo Balladori, Milano: A. Bertarelli & C., Editori, 1906. — 80 p.
2. [Closson, E] Beginselen der Muzikale aesthetiek / Mechelen: St. Franciscus Drukkerij, 1947. — 88 p.
3. [Dangeville, A.] Recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq cloches: guide pratique du carillonneur / A. D. Dijon: Cathedrale de Dijon, 1897. — 41 p.
4. [Farnier, F.] Nouveau recueil de carillons pour deux, trous, quatre et cinq cloches tries de differents auteurs: guide pratique du carillonneur / Ferdinand Farnier, Robercourt, 1911. — 64 p.
5. [Gouwensi, J.] Playing the: An Introductory Method / Culver, Indiana: GCNA, 2002. — 86 p.
6. Koen van Asshe. Method of Carillon Playing with “contact-technique”. — 78 p.
7. Leen 't Hart. Campanology. A Handbook for the Carillonneur. — The Univercity of Michigan Ann Arbor: Michigan, 1972. — 257 p.
8. Willem Creman. Elementary exercises for the art of carillon playing. — Mechelen: Marchap-Paap-Strooker, 1956. — 52 p.
9. Luc Rombouts. Singing Bronze. A History of Carillon Music. — Leuven: Lipsius, 2014. — p. 269.
10. Persival Price. Bells and man — Oxford: Oxford University Press,1983. — p. 199.
11. [Rice, W. G.] Carillons of Belgium and Holland — New York: Jone Lane Company, 1915. — p. 232.
12. A Lehr. The art of the carillon in the Low Countries
13. William Gorham Rice. Carillon music and singing towers of the Old world and the New. —New York: Dodd, Mead and Company, 1925. — 397 p.
14. Beiaarden en torens in Belgie. / Red. G. Huybens. — Musea Nostra, Gemeentekrediet. ― p.167.
15. [Lehr, A., dr.] Campanology: Een lehrboek over klank en toon van klokken en beiaarden / Dr. Andre Lehr ; Koninklijke Beiaardschool «Jef Denyn», Mechelen, Belgie. – Tweede, verbeterde en uitgebreide uitgabve. – Asten, Nederland: Nationaal Beiaardmuseum, 1997. ― P. 590.