Взаимодействие органов власти и управления с некоммерческими организациями (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Нижегородский институт управления))
Работа сделана на примере ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж».
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа взаимодействия органов власти и управления региона с некоммерческими организациями 7
1.1 Нормативно-правовая основа взаимодействия органов власти и управления региона с некоммерческими организациями 7
1.2 Формы взаимодействия органов власти и управления региона с некоммерческими организациями 16
ГЛАВА 2. Исследование взаимодействия органов власти и управления региона с некоммерческими организациями 23
2.1 Общая характеристика органов власти и управления Нижегородского региона 23
2.2 Характеристика некоммерческой организации Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж» 28
2.3 Анализ взаимодействия органов власти и управления региона с Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж» 32
ГЛАВА 3. Основные направления совершенствования системы взаимодействия органов власти и управления Нижегородской области с некоммерческой организацией Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж» 43
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и управления Нижегородской области с ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж» 43
3.2 Оценка экономической и социальной эффективности предлагаемых рекомендаций 49
Заключение 56
Библиографический список 59
В динамичном ландшафте управления и общественного развития взаимодействие между региональными властями и некоммерческими организациями (НКО) играет ключевую роль в содействии общественному благополучию и прогрессу. В основе этого взаимодействия лежит признание взаимодополняющих ролей, которые региональные власти и НКО выполняют в структуре общества: в то время как государственные органы обладают полномочиями и ресурсами, НКО привносят идеи на низовом уровне, специализированный опыт и глубокое понимание местных потребностей.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими причинами:
1.Эффективное сотрудничество между региональными властями, менеджментом и общественными организациями может значительно повысить качество образования, предоставляемого такими учреждениями, как Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж». Используя опыт и ресурсы некоммерческих организаций, образовательные учреждения могут дополнять свою работу, обогащая опыт обучения студентов.
2. Партнерство между государством и НКО предоставляет возможность для вовлечения и развития сообщества: посредством совместных инициатив и программ эти организации могут решать местные проблемы, способствовать социальной сплоченности и вносить вклад в общее благосостояние общества.
3. Исследование взаимодействия между государством и НКО выявляет более широкий политический ландшафт и структуры управления. Понимание того, как региональные власти взаимодействуют с образовательными учреждениями и НКО, может служить основой для принятия политических решений, что приведет к более эффективным структурам управления и стратегиям распределения ресурсов.
В сложной системе современного управления взаимодействие между региональными органами власти, управленческими структурами и НКО представляет собой основную составляющую совместных усилий, направленных на содействие общественному развитию и прогрессу. Эти симбиотические отношения, характеризующиеся общими целями, взаимной поддержкой и синергетическими усилиями, служат катализатором для удовлетворения насущных социальных потребностей, содействия благосостоянию сообщества и стимулирования инклюзивного роста и чтобы проиллюстрировать динамику этого взаимодействия, можно обратить внимание на Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский индустриальный колледж», являющееся эталоном качества образования и вовлеченности общественности в Нижегородской области.
Объектом исследования является взаимодействие региональных органов власти, субъектов управления и некоммерческих организаций (НКО).
Объектом исследования являются региональные органы власти и управления региона и некоммерческие организации (НКО).
Предметом исследования является характер и эффективность совместных взаимодействий между региональными органами власти, субъектами управления и некоммерческими организациями на примере Государственного бюджетного профессиональное образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж».
Предметом исследования является взаимодействие региональных органов власти и управления региона и некоммерческих организаций (НКО) на примере Государственного бюджетного профессиональное образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж».
Целью данной работы является анализ процесса взаимодействия органов власти и управления региона с некоммерческими организациями на примере Государственного бюджетного профессиональное образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж» и разработка рекомендаций по его совершенствованию
Задачи исследования - выявить основные проблемы процесса взаимодействия органов власти и управления с некоммерческими организациями, предложить пути их решения, а также дать оценку экономической и социальной эффективности предложенных мероприятий.
В процессе проведения исследования за основу брался общенаучный диалектический метод познания, в частности системный анализ, который использовался при исследовании понятия взаимодействия и при анализе практических примеров. Анализ и синтез были использованы с целью установления роли государства при осуществлении взаимодействия органов власти и НКО. Принимая во внимание сложность рассматриваемой проблематики, в работе были применены как частно-научные, так и специальные методы познания, в их числе формально-юридический (с целью разработки и аргументации понятийного аппарата), сравнительно-правовой, структурно-функциональный, лингвистический и др.
Особенности экономических взаимоотношений государства и некоммерческих организаций представлены в работах Ю.С. Поповой, К.Г. Сагидова, Н.В. Семеновой, А.Ю. Сунгурова.
Межсекторное взаимодействие государства, некоммерческих организаций и бизнеса отражены в работах А.Ф. Векслера и М.В. Евтушенко.
Теоретические и практические способы оценки деятельности некоммерческих организаций посредством различных концепций освящены в трудах A.C. Автономова, C.Н. Андреева, Е.И. Борисовой, А.Т. Зуба. Однако изучение трудов вышеперечисленных ученых показывает недостаточную разработанность региональных аспектов поддержки некоммерческих организаций.
Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О некоммерческих организациях» подробно описывает сферу деятельности таких организаций, дает определение понятию «некоммерческая организация», а также определяет основную цель деятельности этих организаций. Конституция Российской Федерации так же дает право гражданам создавать профессиональные союзы и общественные объединения, поэтому и она является нормативной основой существования некоммерческих организаций.
Таким образом, проанализировав специальную литературу, было выявлено, что взаимодействие между региональными органами власти и некоммерческими организациями (НКО) в Российской Федерации играет решающую роль в формировании государственного управления, социального обеспечения и развития сообществ. Благодаря различным формам сотрудничества, включая диалог, финансирование, партнерские отношения и информационно-пропагандистскую деятельность, региональные власти и НКО обладают потенциалом для решения сложных социальных проблем, привлечения ресурсов и стимулирования инноваций, однако эти отношения не лишены своих проблем, включая:
1. Бюрократические барьеры,
2. Политическое давление,
3. Неопределенность финансирования,
4. Ограничения возможностей.
На примере взаимодействия органов власти и управления Нижегородской области с Государственным бюджетным образовательным учреждением «Нижегородский индустриальный колледж» было выявлено, что оно обладает огромным потенциалом для стимулирования экономического роста, содействия социальной интеграции и продвижения регионального развития. Благодаря всестороннему анализу предложенных рекомендаций, направленных на усиление этого взаимодействия, становится очевидным, что совместные усилия региональных властей и НИК могут принести значительные экономические и социальные выгоды региону.
С экономической точки зрения, предлагаемые рекомендации, могут привести программы профессионального образования в соответствие с потребностями отрасли, укрепляя партнерские отношения между промышленностью и академическими кругами и наделяя студентов соответствующими навыками и компетенциями, НИК может внести свой вклад в более динамичную и конкурентоспособную местную экономику.
Более того, предлагаемые рекомендации могут привести к положительным социальным результатам за счет улучшения доступа к качественному образованию, расширения возможностей трудоустройства и содействия социальной мобильности среди студентов. Поскольку налаживая партнерские отношения с местными предприятиями, предоставляя возможности для стажировки и трудоустройства, а также развивая культуру инноваций и предпринимательства, НИК может дать возможность отдельным людям, особенно из маргинализированных сообществ, полностью реализовать свой потенциал и внести значимый вклад в жизнь общества.
Кроме того, улучшая институциональное управление, прозрачность и подотчетность в НИК, заинтересованные стороны могут укреплять доверие и вовлеченность, тем самым укрепляя потенциал колледжа по предоставлению высококачественных услуг профессионального образования и удовлетворению меняющихся потребностей студентов и отраслей промышленности.
Предлагаемые рекомендации представляют собой стратегическую дорожную карту для улучшения взаимодействия органов власти и управления Нижегородской области с НИК с конечной целью содействия устойчивому экономическому развитию, социальному прогрессу и процветанию всех жителей. Следуя этим рекомендациям и развивая культуру сотрудничества, инноваций и передового опыта, Нижний Новгород может позиционировать себя как центр передового профессионального образования, стимулирующий региональный рост и конкурентоспособность в ближайшие годы.
В конечном счете, взаимодействие между региональными властями и НКО в России обладает огромным потенциалом для продвижения социального прогресса, поощрения гражданской активности и содействия инклюзивному и устойчивому развитию. Поддерживая диалог, сотрудничество и партнерство, региональные власти и неправительственные организации могут работать сообща для удовлетворения потребностей сообществ, содействия демократическому управлению и построения более процветающего и справедливого общества для всех.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. от 24.07.2023 № 366-ФЗ) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. от 31.07.2023 № 409-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
4. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изм. от 14.07.2022 № 303-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.
5. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Нижегородской области» от 07.05.2009 № 52-З // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/944939455?ysclid=ltj2nf8ve4569193634 (дата обращения: 20.03.2024).
6. Постановление Правительства Нижегородской области «Об утверждении государственной программы «Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области» от 10.11.2017 № 797 // Pravo. Gov. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=152073315&backlink=1&&nd=152133356 (дата обращения: 21.03.2024).
7. Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж // Официальный сайт НИК. URL: https://niknn.ru/uploads/files/889e/2a97592753c76b.pdf (дата обращения: 22.02.2024).
8. Горный М.Б. Взаимодействие НКО и власти: общие тенденции и опыт СПБ // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения: 14.03.2024).
9. Гудеменко А.В. Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями. Государство и НКО: поддержка, контроль и партнерство / А. В. Гудеменко // Молодежь как социальный двигатель развития Алтая: социальные лифты и практики поддержки органами власти: материалы региональной научно-практической конференции. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2020. – 98 с.
10. Давыдов С.В. К вопросу развития институтов гражданского общества в Нижегородской области / С.В. Давыдов // Вестник Нижегородского института управления. – 2019. – № 2(52). – С. 11-16.
11. Дурандина О.А. Совершенствование правового и организационного взаимодействия некоммерческих организаций и региональных органов власти / О.А. Дурандина // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2022. – С. 168-172.
12. Здравствуй, профессионалитет! // Официальный сайт НИК. URL: https://niknn.ru/news/zdravstvuy-professionalitet/ (дата обращения: 02.03.2024).
13. История колледжа // Официальный сайт НИК. URL: https://niknn.ru/svedeniya/osnovnye-svedeniya/ (дата обращения: 22.03.2024).
14. Минюст прогнозирует рост новых НКО в России // RgRu. URL: https://rg.ru/2023/11/23/miniust-prognoziruet-rost-novyh-nko-v-rossii.html?ysclid=ltkf6qjxvz590098391 (дата обращения: 23.02.2024).
15. Нижегородский индустриальный колледж и застройщики Нижнего Новгорода подписали соглашения о сотрудничестве // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/Ysf4M0sfiVRhx_BA (дата обращения: 02.03.2024).
16. Нижегородский колледж выдал дипломы 51 несуществующему студенту // NewsRoom. URL: https://newsroom24.ru/news/criminal/2024/news_274946/?ysclid=ltk0bv87tn608844942 (дата обращения: 02.03.2024).
17. Носаненко Г.Ю. Модели взаимодействия «третьего сектора» и власти (по материалам эмпирического исследования) // АНИ: экономика и управление. – 2017. – № 1 (18). – С. 260.
18. Определение Конституционного суда РФ от 19 февраля 1996 г. №5-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы независимого территориального профсоюза работников различных форм собственности «Урал» как несоответствующей требованиям федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
19. Открытый Нижний // Socnizhniy. URL: https://socnizhniy.ru/ (дата обращения: 11.03.2024).
20. Отчет о самообследовании Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский индустриальный колледж» // Официальный сайт НИК. URL: https://inlnk.ru/NDzZ2P (дата обращения: 22.02.2024).
21. Панчихина О.Ю. Взаимодействие органов местного самоуправления и социально-ориентированных некоммерческих организаций: состояние, вызовы и потенциал развития / О.Ю. Панчихина, Р.А. Ахметьянова // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2020. – № 3(48). – С. 52-59.
22. Певная М.В. К вопросу о совершенствовании нормативно- правового регулирования деятельности некоммерческих организаций / М.В. Певная, К.М. Евменова, Т.Н. Заозерная // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 9(48). – С. 351-358.
23. Перечень общественных объединений // Официальный сайт Министерства юстиции. URL: https://minjust.gov.ru/ru/documents/7822/ (дата обращения: 10.03.2024).
24. Полицейскими проведено профилактическое мероприятие в Нижегородском индустриальном колледже // Официальный сайт МВД. URL: https://52.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/24588625 (дата обращения: 23.02.2024).
25. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005 года, Москва, Кремль / Президент России, офиц. сайт. – Москва, – 2005. – 10 л.
26. Почему Нижегородский индустриальный колледж? // Официальный сайт НИК. URL: https://niknn.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
27. Разуваев Н.В. Конституционные основы деятельности некоммерческих организаций по производству общественных благ // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2020. – №1. – С. 28-35.
28. Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития // Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/mat/20 (дата обращения: 14.03.2024).
29. Трофимова, Ю. В. Управление репутацией в региональном политическом процессе РФ (на примере Нижегородской области) / Ю.В. Трофимова // Российская школа связей с общественностью. – 2022. – № 25. – С. 140-154.
30. Фестиваль добрых дел «Добрый Нижний» // Ассоциация служение. URL: https://sluzhenye-nn.ru/proekty/festival-dobryh-del-dobryy-nizhniy/ (дата обращения: 21.03.2024).
31. Формирование условий доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инновационное развитие профессионального образования. – 2022. – № 3(35). – С. 157-183.