Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая помощь родителям детей, проживающих кризис трех лет

Работа №136672

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблема возрастного кризиса трех лет и роль родителей в конструктивном проживании детьми противоречий развития в этом возрастном периоде 10
1.1 Возрастные кризисы как научная проблема современной
отечественной и зарубежной психологии ^д
1.2 Кризис трех лет: сущность, функции, особенности и специфика протекания 23
1.3 Роль семьи и родителей в конструктивном проживании детьми трех лет кризиса развития 32
1.4 Психологическая помощь родителям и ее возможности в создании условий конструктивного взаимодействия с детьми трех лет в ситуации кризиса 40
Глава 2 Экспериментальное исследование возможностей психологической помощи родителям детей в ситуации кризиса 3-х лет 48
2.1 Организация экспериментального исследования и методы исследования 48
2.2 Эмпирическое изучение особенностей протекания кризиса 3-х лет и отношения к этому родителей детей данного возраста 52
2.3 Изучение возможностей программы психологической помощи родителям детей, проживающих кризис трех лет 65
2.4 Анализ достигнутых результатов исследования 77
Заключение 85
Список используемой литературы 92

Актуальность проблемы. Кризис, как явление, переплетающееся с жизнью человека на всех периодах его становления, развития и жизнедеятельности и распространяющийся на все сферы жизни личности, давно и прочно вошел в сферу интересов научных исследований и изучается как в различных сферах научных областей, так и во многих отраслях психологии. Любой кризис, разворачивающийся в жизни человека, обычно предполагает необходимость выхода из него и по мнению ученых таких вариантов может быть всего два - восстановление жизненного потока, прерванного событием, вызвавшим кризис, и внутреннее перерождение человека, его личности с выходом на новое качество и уровень зрелости.
Среди вариантов и видов кризисов, кризис развития или возрастной кризис занимает отдельное место. Его исключительность определена значением этого переходного периода не только для динамики и качества развития личности, но и для качества и эффективности жизнедеятельности человека на следующем этапе развития.
Возрастные кризисы в науке считают отдельными, небольшими (примерно до года), периодами в ходе онтогенетического развития человека, где происходит перестройка личности и изменение ее качественных характеристик. Проблемы возрастного развития и кризисов развития изучали Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.Г. Малкина- Пых и многие другие, а зарубежной психологии понимание возрастного развития рассматривалась в трудах З. Фрейда, А. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Г. Боулби, В. Штерна, Р. Заззо, Г. Салливен и других ученых. Не смотря на различия взглядов на периодизацию развития, факторы развития, все они указывают на наличие периодов напряжения при переходе от одного возрастного этапа к другому и считают их необходимыми, во- многом стимулирующими качественные скачки в ходе онтогенеза.
Особое внимание уделяется кризисам детских возрастов, так как они все содержат в себе потенциал значимой перестройки личности с образованием новых качеств и свойств, востребованных на следующем этапе возрастного развития. Такое значение кризиса и желательности конструктивного его проживания определяет необходимость поиска и систематизации условий и факторов, обеспечивающих благоприятное протекание кризиса и гармоничное развитие личности ребенка. Одним из значимых факторов, по общему мнению, является семья и особенности воспитания ребенка, безусловное влияние которых на личность и ее особенности изучено и доказано многими психологическими концепциями.
Проблема исследования. В этом аспекте основной проблемой исследования является необходимость не только рассмотреть проблему возрастных кризисов с позиций научной психологии и изучить особенности протекания кризиса 3-х лет, но и проанализировать семейное воспитание как фактор, обеспечивающий конструктивное течение кризиса у детей 3-х лет. Также актуальной для нашего исследования является проблема поиска способов оказания психологической помощи родителям в овладении эффективными стратегиями воспитания как в период переломов, так и в целом.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование, направленное на изучение возможностей психологической помощи родителям детей, проживающих кризис 3-х лет, было проведено в рамках написания магистерской диссертации. Исследование было организовано для проверки гипотезы о том, что, учитывая, что кризис 3-х лет, несущий в себе личностную перестройку ребенка, проявляющуюся в появлении самостоятельности и потребности в новом типе отношений с другими, требует перестройки взаимоотношений родителя с детьми. Своевременная психологическая помощь и поддержка родителей на этом этапе позволит им осознать особенности своего стиля воспитания и типа отношений с ребенком и сформировать навыки конструктивного взаимодействия в целях обеспечения условий благоприятного и продуктивного протекания у детей кризиса 3 -х лет с возможностью полноценного развития новообразований возраста с ориентацией на зону ближайшего развития.
Для достижения цели исследования нами были изучены теоретические вопросы проблемы возрастного кризиса, особенностей его протекания в трехлетнем возрасте и роли родителей в благополучном проживании ребенком этого этапа и конструктивном формировании новообразований возраста. В рамках экспериментального исследования были изучены стили родительского воспитания, их отношения к детям и отдельно была получена информация о имеющихся у детей симптомах кризиса. Для проверки гипотезы была разработана программа психологической помощи, которая апробировалась в работе с испытуемыми.
Так в ходе теоретического этапа исследования было выявлено, что кризис, как явление, переплетается с жизнью человека на всех периодах его становления, развития и жизнедеятельности, и распространяется на все сферы жизни личности. Среди всех видов кризисов возрастные кризисы занимают отдельное место.
Возрастные кризисы являются нормативными. В этот период совершается переход на новый уровень личностного развития с комплексом необходимых новообразований возраста. Переходы личности от возраста к возрасту, являясь периодом слома прежнего и становлением нового, необходимого для эффективного существования человека на следующем этапе развития и осуществления им нового типа ведущей деятельности, приводят к кризисным переживаниям с нарушениями настроения, поведения и прочих сопровождающих состояний, характерных для различных видов кризисов.
Проблемы возрастного развития и кризисов развития изучали Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.Г. Малкина- Пых и многие другие, а в зарубежной психологии понимание возрастного развития рассматривалась в трудах З. Фрейда, А. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Г. Боулби, В. Штерна, Р. Заззо, Г. Салливен и других ученых.....


1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для вузов. М.: Прометей, 2018. 540 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. М.: Смысл, 2019. 448 с.
3. Бандура А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000. 320 с.
4. Бершедова Л. И. Личностные новообразования критических
периодов детства [Электронный ресурс] // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2010. №12 (83). URL:https://cyberleninka.ru/
article/n/lichnostnye-novoobrazovaniya-kriticheskih-periodov-detstva
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
B. П. Зинченко. М.: АСТ, 2009. 811 с.
7. Быкова А. Самостоятельный ребенок, или как стать «ленивой мамой». М.: Бомбора, 2020. 272 с.
8. Василенко В. Е. Проявления кризиса трёх лет в связи с
особенностями родительского отношения к ребёнку (кросскультурный аспект) [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2013. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-krizisa-tryoh-let-v-svyazi-s-osobennostyami-roditelskogo-otnosheniya-k-rebyonku-krosskulturnyy-aspekt
9. Василенко В. Е., Манукян В. Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 96 с.
10. Василенко В. Е., Уланова Ю. Ю. Опросник выраженности симптомов кризиса 3 лет: психометрические характеристики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 4.
C. 185-198. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2016 n4/
psyedu 2016 n4 vasilenko. pdf
11. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия. СПб.: Питер, 2023. 448 с.
12. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 80 с.
13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 2017. 80 с.
14. Волченко Н. С. Сущность и структура возрастных кризисов [Электронный ресурс] // Инновационные аспекты развития науки и техники.
2021. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-vozrastnyh-krizisov
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива,
2022. 224 с....(80)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ