ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Анализ нормативно-правового регулирования туристической деятельности в Российской Федерации 6
1.2 Динамика развития туристической отрасли 11
1.3 Международный опыт развития туризма 16
1.4 Барьеры и драйверы роста туристической отрасли. 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ЗАИНТЕРИСОВАННЫХ СТОРОН В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Позиции органов государственного регулирования туристической сферы 28
2.2 Позиции потребителей туристических услуг 35
2.3 Позиции туроператоров 41
2.4 Рекомендации 50
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Приложение 1. Анкета для опроса граждан 59
Приложение 2. Анкета для опроса туроператоров 62
Приложение 3. Статистические данные 63
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Анализ нормативно-правового регулирования туристической деятельности в Российской Федерации 6
1.2 Динамика развития туристической отрасли 11
1.3 Международный опыт развития туризма 16
1.4 Барьеры и драйверы роста туристической отрасли. 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ЗАИНТЕРИСОВАННЫХ СТОРОН В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1 Позиции органов государственного регулирования туристической сферы 28
2.2 Позиции потребителей туристических услуг 35
2.3 Позиции туроператоров 41
2.4 Рекомендации 50
Заключение 53
Список литературы 56
Приложения 59
Приложение 1. Анкета для опроса граждан 59
Приложение 2. Анкета для опроса туроператоров 62
Приложение 3. Статистические данные 63
Туризм как социально-экономическое явление затрагивает интересы разных заинтересованных сторон. Для потребителей туристических услуг он является путешествием, совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных, культурных, спортивных и других целях. Для представителей туристской отрасли — это сфера предпринимательской деятельности, необходимая для получения прибыли от своей деятельности. Для органов государственного регулирования интерес в развитии туризма заключается в следующем. Туризм является источником доходов бюджета для государства и способствует развитию региональных экономик, способствует появлению новых рабочих мест и привлечению инвестиций, может стать инструментом развития отдаленных и малоизвестных регионов, а также может способствовать межкультурному взаимодействию и укреплению дружественных отношений между народами, распространению культурного наследия и национальных традиций. Органы государственного регулирования могут способствовать устойчивому развитию туризма, направляя часть доходов от экологического туризма на развитие и поддержку необходимой для этого инфраструктуры и вовлечение в экономическую и социальную деятельность по охране окружающей среды.
Однако в Российской Федерации при значительном туристическом потенциале недостаточно развита государственная поддержка развития туризма. Поэтому необходим поиск новых форм и принципов взаимодействия, как между органами исполнительной власти различных уровней, так и с организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма.
Степень разработанности законодательства о туризме не отвечает современным требованиям, действующие принципы государственного управления в этой сфере устарели и не учитываются в практической деятельности. Органы государственной власти в реальности выполняют только представительские и рекламные функции, что не позволяет им эффективно участвовать в общественных отношениях, складывающихся в сфере туризма.
В условиях экономической и политической нестабильности появился спрос на переориентацию потока международного выездного туризма в сторону внутреннего туризма, который стал приоритетным направлением развития туризма в России.
В 2018 г. в части туристических регионов начал действовать «курортный сбор» — это эксперимент по сбору платежей с туристов. По сути, это сбор представляет собой туристический налог, который отдыхающие обязаны оплачивать пользование курортной инфраструктурой.
Актуальность темы обосновывается необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма.
Методы исследования: научные работы и труды: А. П. Дуровича, А.А Яковлева, а также нормативно правовые акты и интернет-ресурсы, посвященные туристической деятельности.
Исследовательский вопрос: какие меры государственной поддержки положительно влияют на развитие туризма в РФ? Какие внутренние или внешние барьеры препятствуют развитию туристической отрасли в РФ? Каковы драйверы роста туристической отрасли?
Объект исследования: государственная политика в сфере туризма.
Предмет исследования: взаимодействие регулирующих органов и туроператоров.
Формат работы: исследовательская работа.
Цель ВКР: разработать рекомендации для совершенствования государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ нормативно-правового регулирования туристской деятельности;
2. Рассмотреть динамику изменений в туристической отрасли;
3. Исследовать международный опыт государственной поддержки туризма;
4. Выявить недостатки существующих методов регулирования туризма;
5. Определить барьеры и драйверы роста туристической отрасли.
В первой главе рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере туризма, результаты исследований по оценке развития туристической отрасли, анализируется международный опыт государственной поддержки туризма, выявлены недостатки существующих методов регулирования туризма, а также описаны драйверы роста для туристической отрасли.
Во второй главе представлен анализ позиций главных заинтересованных сторон, проведен опрос граждан и туроператоров, а также рассмотрены интервью представителей органов государственного регулирования туристической отрасли. В результате проведенного исследования, сделаны выводы о результативности мер поддержки туристической отрасли и об основных ее проблемах, а также предложены рекомендации по совершенствованию методов государственной поддержки туристической отрасли, а также даны рекомендации для представителей туроператоров, с целью улучшения оказываемых ими услуг, с учетом большей клиентоориентированностью и заботой о безопасности.
Однако в Российской Федерации при значительном туристическом потенциале недостаточно развита государственная поддержка развития туризма. Поэтому необходим поиск новых форм и принципов взаимодействия, как между органами исполнительной власти различных уровней, так и с организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма.
Степень разработанности законодательства о туризме не отвечает современным требованиям, действующие принципы государственного управления в этой сфере устарели и не учитываются в практической деятельности. Органы государственной власти в реальности выполняют только представительские и рекламные функции, что не позволяет им эффективно участвовать в общественных отношениях, складывающихся в сфере туризма.
В условиях экономической и политической нестабильности появился спрос на переориентацию потока международного выездного туризма в сторону внутреннего туризма, который стал приоритетным направлением развития туризма в России.
В 2018 г. в части туристических регионов начал действовать «курортный сбор» — это эксперимент по сбору платежей с туристов. По сути, это сбор представляет собой туристический налог, который отдыхающие обязаны оплачивать пользование курортной инфраструктурой.
Актуальность темы обосновывается необходимостью совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма.
Методы исследования: научные работы и труды: А. П. Дуровича, А.А Яковлева, а также нормативно правовые акты и интернет-ресурсы, посвященные туристической деятельности.
Исследовательский вопрос: какие меры государственной поддержки положительно влияют на развитие туризма в РФ? Какие внутренние или внешние барьеры препятствуют развитию туристической отрасли в РФ? Каковы драйверы роста туристической отрасли?
Объект исследования: государственная политика в сфере туризма.
Предмет исследования: взаимодействие регулирующих органов и туроператоров.
Формат работы: исследовательская работа.
Цель ВКР: разработать рекомендации для совершенствования государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести анализ нормативно-правового регулирования туристской деятельности;
2. Рассмотреть динамику изменений в туристической отрасли;
3. Исследовать международный опыт государственной поддержки туризма;
4. Выявить недостатки существующих методов регулирования туризма;
5. Определить барьеры и драйверы роста туристической отрасли.
В первой главе рассмотрены нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере туризма, результаты исследований по оценке развития туристической отрасли, анализируется международный опыт государственной поддержки туризма, выявлены недостатки существующих методов регулирования туризма, а также описаны драйверы роста для туристической отрасли.
Во второй главе представлен анализ позиций главных заинтересованных сторон, проведен опрос граждан и туроператоров, а также рассмотрены интервью представителей органов государственного регулирования туристической отрасли. В результате проведенного исследования, сделаны выводы о результативности мер поддержки туристической отрасли и об основных ее проблемах, а также предложены рекомендации по совершенствованию методов государственной поддержки туристической отрасли, а также даны рекомендации для представителей туроператоров, с целью улучшения оказываемых ими услуг, с учетом большей клиентоориентированностью и заботой о безопасности.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
В работе были рассмотрены основные аспекты туризма как перспективного сектора экономики. Было определено, что туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Также была рассмотрена нормативно правовая база, связанная с регулированием туристической деятельности как на Федеральном уровне (Федеральный закон №132), так и на региональном уровне (Закон Санкт-Петербурга №741-126 и мн., др.), а также были сформулированы основные понятия, связанные с туризмом. Проведен анализ современного состояния сферы туризма в России. Были сделаны выводы о том, что внутренний туризм полностью восстановился и даже стал превосходить значения допандемийного уровня. Причиной столь бурного роста популярности внутреннего туризма послужили события 24 февраля 2022 года и последующие санкции, которые ограничили возможность российским туристам выезжать за границу. Также одной из главных причин, послуживших росту спроса на внутренний туризм, стала государственная программа “Туристический кешбэк”, она позволила российским туристам возвращать от 20 до 40% суммы, затраченной на туристические туры по России. В сумме эти две основные причины и послужили увеличению популярности внутреннего туризма.
В рамках первой главы данной работы анализируется роль международного сотрудничества в развитии туристической деятельности. Был рассмотрен опыт от участия России в таких международных организациях как ЮНВТО, ОЭСР, ШОС, СНГ и многие другие. По результатам проведенного анализа были определены совместные усилия правительства РФ и стран участниц ЮНВТО по ускорению и расширению содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, а также содействию в установлении постоянных взаимоотношений между различными объединениями туроператоров и многие другие факторы, способствующие развитию туристической деятельностью.
В этой главе были определены основные барьеры и драйверы роста для туристической отрасли. Так, одним из основных барьеров было названо устаревшее и не отвечающее современным требованиям законодательство о туризме. Так как законодательство о туризме в России было принято еще в начале 2000-х годов, многие его положения стали устаревшими и не учитывают глобальные изменения, произошедшие как в самой индустрии туризма, так и в других сферах жизни. Поэтому изменения и поправки в основной Федеральный закон должны исправить существующие проблемы, а также добавить новые статьи законов, которые будут стимулирующие развитие туристической отрасли. Также одним из основных барьеров было названо плохо развитая туристическая инфраструктура в большинстве регионов России, где присутствует лишь небольшое количество гостиниц, отелей, санаториев и т. д. А также неразвитость транспортного обслуживания (плохое качество дорог, удовлетворительное состояние аэропортов, железнодорожных вокзалов и т. д.), все эти и другие проблемы, описанные в работе, замедляют или делают невозможным туристические поездки в некоторые регионы России.
Однако помимо барьеров, присутствующих в туристической отрасли, есть также и драйверы роста, как например пандемия 2020 года стала драйвером роста внутреннего туризма, когда рынок быстро переформатировался за считанные месяцы, и в России случился туристический бум, а развитие туристической отрасли на территории России правительством РФ определено как приоритетное. Были приняты многочисленные программы, которые позволят объединить денежные средства как государственные, так и частные для улучшения инфраструктуры и строительства новых туристических объектов.
Во второй главе был проведен анализ позиций главных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в развитии туристической отрасли РФ, ими стали органы государственного регулирования туристической отрасли, граждане РФ и туроператоры занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Таким образом по каждому из стейкхолдеров был проведен анализ их позиций по текущей ситуации в отрасли, исходя из который были сформулированы рекомендации для основных заинтересованных сторон.
В ходе анализа интервью с представителями государственных органов, регулирующих туристическую отрасль, а также глав регионов была проанализирована их позиция по текущей ситуации в отрасли. Так, представители государственных органов отмечают высокий спрос на внутренний туризм, однако из-за возможного отсутствия безопасности в таком регионе как Крым по оценкам экспертов в этом году ожидается снижение спроса на отдых в этом регионе, который на текущий момент не входит даже в топ-30 внутренних направлений. Однако в других рассмотренных регионах ситуация кардинально отличается, например в Краснодарском крае наблюдается почти 100% загрузка отелей на летний период, а также ожидается до 20 млн., туристов что будет являться абсолютным рекордом для края. Что касается Санкт-Петербурга то по словам глава Комитета по развитию туризма Санкт Петербурга, это «туристский магнит» и транспортный хаб, играющий значительную роль в поддержании туристического потока в регионы Северо-Запада России, также Санкт-Петербург занимает второе место по объему бронирования на текущий летний период уступая только Москве.
В этой главе также описаны результаты эмпирическое исследование в рамках опроса граждан по их позиции по отношению к текущим аспектам развития туристической отрасли в РФ, по результатам которого был проведен кластерный анализ, который разделил респондентов на 3 кластерные группы в соответствии с их предпочтениями по проведению отпуска, мною эти кластерные группы были названы, как “Активные путешественники”, “Домоседы и дачники” и “Молодые и заинтересованные”.
Также было проведен опрос представителей туроператоров для выявления их позиций. В ходе исследования представители 10 туристических организаций отвечали на вопросы касательно существующих проблем в отрасли, о направлениях, которые предлагает организация, также туроператоры предоставляли данные об изменении спроса и цены на услуги, оказываемые организацией, говорили о мерах поддержки, которые хотели бы получить от государства и многое другое. Таже ввиду схожести ответов касаемо увеличения спроса на услуги туроператоров, цены на предоставляемые услуги, широты туристических направлений было принято решение о проведении SWOT – анализа для оценки деятельности компании одного из представленных в опросе туроператора. В ходе которого были выявлены его сильные и слабые стороны, а также представлены внешние факторы, влияющие на угрозы и возможности для туристической отрасли.
По результатам проведенного исследования позиций заинтересованных сторон были даны рекомендации для стейкхолдеров, например, рекомендация для органов государственного регулирования включат в себя исправление текущих проблем, связанных с устаревшим законодательством, инвестиции в туристическую инфраструктуру, поддержка компаний, работающих в туристической сфере (в частности туроператоров) и другие рекомендации. А для представителей туроператоров были выделены следующие главные рекомендации: улучшение качества обслуживания, развитие новых технологий, Расширение туристических услуг, а также предоставление гарантий безопасности клиентам на случай ЧП.
В работе были рассмотрены основные аспекты туризма как перспективного сектора экономики. Было определено, что туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Также была рассмотрена нормативно правовая база, связанная с регулированием туристической деятельности как на Федеральном уровне (Федеральный закон №132), так и на региональном уровне (Закон Санкт-Петербурга №741-126 и мн., др.), а также были сформулированы основные понятия, связанные с туризмом. Проведен анализ современного состояния сферы туризма в России. Были сделаны выводы о том, что внутренний туризм полностью восстановился и даже стал превосходить значения допандемийного уровня. Причиной столь бурного роста популярности внутреннего туризма послужили события 24 февраля 2022 года и последующие санкции, которые ограничили возможность российским туристам выезжать за границу. Также одной из главных причин, послуживших росту спроса на внутренний туризм, стала государственная программа “Туристический кешбэк”, она позволила российским туристам возвращать от 20 до 40% суммы, затраченной на туристические туры по России. В сумме эти две основные причины и послужили увеличению популярности внутреннего туризма.
В рамках первой главы данной работы анализируется роль международного сотрудничества в развитии туристической деятельности. Был рассмотрен опыт от участия России в таких международных организациях как ЮНВТО, ОЭСР, ШОС, СНГ и многие другие. По результатам проведенного анализа были определены совместные усилия правительства РФ и стран участниц ЮНВТО по ускорению и расширению содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, а также содействию в установлении постоянных взаимоотношений между различными объединениями туроператоров и многие другие факторы, способствующие развитию туристической деятельностью.
В этой главе были определены основные барьеры и драйверы роста для туристической отрасли. Так, одним из основных барьеров было названо устаревшее и не отвечающее современным требованиям законодательство о туризме. Так как законодательство о туризме в России было принято еще в начале 2000-х годов, многие его положения стали устаревшими и не учитывают глобальные изменения, произошедшие как в самой индустрии туризма, так и в других сферах жизни. Поэтому изменения и поправки в основной Федеральный закон должны исправить существующие проблемы, а также добавить новые статьи законов, которые будут стимулирующие развитие туристической отрасли. Также одним из основных барьеров было названо плохо развитая туристическая инфраструктура в большинстве регионов России, где присутствует лишь небольшое количество гостиниц, отелей, санаториев и т. д. А также неразвитость транспортного обслуживания (плохое качество дорог, удовлетворительное состояние аэропортов, железнодорожных вокзалов и т. д.), все эти и другие проблемы, описанные в работе, замедляют или делают невозможным туристические поездки в некоторые регионы России.
Однако помимо барьеров, присутствующих в туристической отрасли, есть также и драйверы роста, как например пандемия 2020 года стала драйвером роста внутреннего туризма, когда рынок быстро переформатировался за считанные месяцы, и в России случился туристический бум, а развитие туристической отрасли на территории России правительством РФ определено как приоритетное. Были приняты многочисленные программы, которые позволят объединить денежные средства как государственные, так и частные для улучшения инфраструктуры и строительства новых туристических объектов.
Во второй главе был проведен анализ позиций главных заинтересованных сторон (стейкхолдеров) в развитии туристической отрасли РФ, ими стали органы государственного регулирования туристической отрасли, граждане РФ и туроператоры занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Таким образом по каждому из стейкхолдеров был проведен анализ их позиций по текущей ситуации в отрасли, исходя из который были сформулированы рекомендации для основных заинтересованных сторон.
В ходе анализа интервью с представителями государственных органов, регулирующих туристическую отрасль, а также глав регионов была проанализирована их позиция по текущей ситуации в отрасли. Так, представители государственных органов отмечают высокий спрос на внутренний туризм, однако из-за возможного отсутствия безопасности в таком регионе как Крым по оценкам экспертов в этом году ожидается снижение спроса на отдых в этом регионе, который на текущий момент не входит даже в топ-30 внутренних направлений. Однако в других рассмотренных регионах ситуация кардинально отличается, например в Краснодарском крае наблюдается почти 100% загрузка отелей на летний период, а также ожидается до 20 млн., туристов что будет являться абсолютным рекордом для края. Что касается Санкт-Петербурга то по словам глава Комитета по развитию туризма Санкт Петербурга, это «туристский магнит» и транспортный хаб, играющий значительную роль в поддержании туристического потока в регионы Северо-Запада России, также Санкт-Петербург занимает второе место по объему бронирования на текущий летний период уступая только Москве.
В этой главе также описаны результаты эмпирическое исследование в рамках опроса граждан по их позиции по отношению к текущим аспектам развития туристической отрасли в РФ, по результатам которого был проведен кластерный анализ, который разделил респондентов на 3 кластерные группы в соответствии с их предпочтениями по проведению отпуска, мною эти кластерные группы были названы, как “Активные путешественники”, “Домоседы и дачники” и “Молодые и заинтересованные”.
Также было проведен опрос представителей туроператоров для выявления их позиций. В ходе исследования представители 10 туристических организаций отвечали на вопросы касательно существующих проблем в отрасли, о направлениях, которые предлагает организация, также туроператоры предоставляли данные об изменении спроса и цены на услуги, оказываемые организацией, говорили о мерах поддержки, которые хотели бы получить от государства и многое другое. Таже ввиду схожести ответов касаемо увеличения спроса на услуги туроператоров, цены на предоставляемые услуги, широты туристических направлений было принято решение о проведении SWOT – анализа для оценки деятельности компании одного из представленных в опросе туроператора. В ходе которого были выявлены его сильные и слабые стороны, а также представлены внешние факторы, влияющие на угрозы и возможности для туристической отрасли.
По результатам проведенного исследования позиций заинтересованных сторон были даны рекомендации для стейкхолдеров, например, рекомендация для органов государственного регулирования включат в себя исправление текущих проблем, связанных с устаревшим законодательством, инвестиции в туристическую инфраструктуру, поддержка компаний, работающих в туристической сфере (в частности туроператоров) и другие рекомендации. А для представителей туроператоров были выделены следующие главные рекомендации: улучшение качества обслуживания, развитие новых технологий, Расширение туристических услуг, а также предоставление гарантий безопасности клиентам на случай ЧП.
Подобные работы
- РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Развития и укрепления туристических связей между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Государственная поддержка объектов туристической индустрии в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе России
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2024 - Разработка проекта по созданию туристического комплекса (на примере отдела развития туризма министерства культуры Красноярского края)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



