Введение
Глава 1. Модель государственного регулирования и независимость финансового регулятора
1.1. Различие между понятиями финансового регулирования и финансового надзора
1.2. Модель государственного регулирования
1.2.1. Модель институционального регулирования
1.2.2. Модель интегрированного регулирования
1.2.3.Модель «Двух Вершин»
1.3. Критерии оценки независимости финансового регулятора
1.3.1. Организационная независимость
1.3.2. Регуляторная независимость
1.3.3. Независимость регулирования
1.3.4. Бюджетная независимость
Глава 2. Глобальные тенденции в финансовом регулировании и международные финансовые регуляторы
2.1 Глобальные тенденции в финансовом регулировании
2.2. Текущее состояние международных финансовых регуляторов
2.2.1. Базельский комитет по банковскому надзору(BCBS)
2.2.1.1. Суть и обоснование создания
2.2.1.2. Деятельность и роль
2.2.2 Международная ассоциация страховых надзоров (IAIS)
2.2.3 Международная ассоциация органов страхового надзора (IAIS)
2.2.4. В качестве членов BCBS, IAIS и IOSCO: Россия и Республика Корея
Глава 3. Система финансового регулирования в России и Республике Корея
3.1. Система финансового регулирования в России
3.1.1. Интегрированная модель финансового регулирования
3.1.2. Банк России, как мегарегулятор
3.1.2.1 Правовой статус и структура Банк России
3.1.2.Функции Банк России
3.2. Система финансового регулирования в Республике Корея
3.2.1. Модифицированная модель интегрированного регулятора
3.2.2 Комиссия по финансовым услугам
3.2.3 Служба финансового надзора
3.2.4 Другие организации - Банк Кореи
Глава 4. Сравнительный анализ финансовых регулирующих систем России и Кореи
Глава 5. Заключение
5.1. Наблюдаемые проблемы модели финансового регулирования Республики Корея
5.1.1. Проблемы, связанные с разделением финансовой регулирующей политики и органов ее выполнения
5.1.2. Проблема связанная с юридическим статусом Финансового надзора
5.2. Улучшение модели финансового регулирования в Республике Корея на основе российского опыта
5.3. Заключение
Список литературы
В финансовой индустрии финансы на английском языке обозначаются словом "Finance", которое также имеет значение глагола "привлечь" (закупать, procure). В данном случае объектом привлечения являются денежные средства, и финансовая индустрия, по существу, не производит товары, а основывается на привлечении средств. Из-за того, что финансовая индустрия оказывает услуги по предоставлению средств производственным предприятиям и потребителям, а не производит товары, она имеет особенности, отличающие ее от других отраслей.
В частности, банковская деятельность имеет уязвимость в стабильности из-за технических особенностей превращения ликвидных активов в менее ликвидные кредиты с целью получения дохода, что делает банки менее стабильными, чем обычные коммерческие компании или другие финансовые учреждения. Мировой финансовый кризис 2008 года, начавшийся в США, был вызван приостановкой погашения субпримных ипотечных фондов (BNPParibas) в августе 2007 года. В то время из-за возросших сомнений на финансовом рынке по поводу секьюритизированных продуктов, влияние кризиса распространилось на финансовый рынок Великобритании, и банк NorthernRock, подверженный риску ипотечных облигаций с обеспечением пулом ипотечных кредитов (MBS: MortgageBackedSecurities), столкнулся с ликвидационным кризисом. В результате Великобритания столкнулась с первым за 140 лет кризисом массовых изъятии вкладов(Bankrun). Затем 5 из 9 крупнейших банков Великобритании были полностью национализированы, и финансовый кризис распространился по всему миру, вызвав серьезный хаос в рыночной экономической системе.
Высокая степень взаимосвязи финансовой индустрии, основанной на глобальной интернет-сети, позволяет осознать, что крах отдельного банка может распространиться на весь финансовый систему, как это произошло во время финансового кризиса 2008 года. Финансовая отрасль отличается от обычной производственной отрасли тем, что даже небольшое событие, такое как банкротство отдельного банка, может оказать очень большое влияние на общий рынок. По этой причине уязвимость банковской индустрии и, в конечном итоге, финансовой индустрии обеспечивает логику для предоставления различных регулятивных и контрольных мер, таких как укрепление финансовой устойчивости через регулирование и проведение политики по защите вкладчиков в разных странах.
Актуальность темы исследования. Финансовая индустрия является центром современной рыночной экономики, и современные люди ведут свою жизнь вместе с финансовой индустрией, снимая депозиты из банков и страхуясь от будущих рисков. Иными словами, финансовая индустрия стала неотъемлемой частью жизни современного человека, и по этой причине интерпретация и применение финансового регулирования, которые не противоречат принципам рыночной экономической системы, необходимы не только для развития финансовой индустрии, но и для благосостояния отдельных финансовых потребителей.
В связи с этим, поддержание стабильной работы и развития финансового рынка при помощи надлежащего финансового регулирования на соответствующем уровне, не препятствующем рыночной экономике, стало важной проблемой, над которой задумываются все страны мира. Финансовое регулирование необходимо для развития финансовой индустрии и является институциональной основой для обеспечения стабильной рыночной экономической системы. Таким образом, принятие и развитие уникальной системы финансового регулирования для каждой страны, учитывая особенности финансового рынка и промышленности, и содействие стабильности финансового рынка и развитию финансовой индустрии являются наивысшим приоритетом всех стран.
Проблемам финансового рынка и правовому механизму его регулированию посвящены отдельные работы ученых в области финансового права, так и современные исследования по теории права, конституционному, административному, гражданскому праву и иным отраслям права.
Цель данного исследования - сравнительно-правовой анализ регулирования финансового рынка в Российской Федерации и Республике Корея.
Задачи исследования включают изучение основных принципов и подходов к регулированию, анализ правовых норм и нормативных актов, сравнительный анализ структуры и организации рынка, исследование механизмов контроля и надзора, выявление проблем и предложение путей совершенствования регулирования.
Теоретической основой исследования Российской Федерации являются работы О.В. Болтиновой, Л.К. Вороновой, Е.Ю. Грачевой, О.Н. Горбуновой, В.И. Гуреева, Г.С. Гурвича, С.В. Запольского, А.Н. Козырина, Ю.А. Крохиной, Г.В. Петровой, Д.А. Петрова, В.Ф. Попондопуло, М.И. Пискотина, М.Б. Разгильдиевой, Т.Э. Рождественской, С.В. Рыбаковой, Г.П. Толстопятенко, Э.Д. Соколовой, Р.О. Халфиной, А.И. Худякова, Н.И., Химичевой и иных ведущих ученых, занимающихся проблемами финансового права.
Теоретической основой исследования Республики Корея являются работы Кан Хен Хо, Ко Дон Вон, Чон Чан Хён, Юн Сок Хён, Бин Ки Бом, Ян Чхэ Ёль, Вон Сын Ён, Чон Сын Ин, Ли Гван Юн, Хон Мён Чжон, Ли Сан Бок, Сон Хи Хвал, Чон Сун Соп, Чхон Кён Хун.
Методологической основой данной исследовательской работы послужили теоретические подходы (анализ, синтез, систематизация информации, логическое вывод), а также практические методы (наблюдение, обработка данных).
Теоретическую основу данной исследовательской работы составили научные исследования признанных экспертов и ученых в области государственного регулирования финансового рынка России и Кореи. Данные исследования были использованы для достижения поставленных целей и задач, а также для формирования авторского взгляда, идей и предложений.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 86-ФЗ от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(далее – Закон о Банке России), Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности» и основывается других нормативных актах РФ, а также на Гражданском кодексе Республики Корея, Законе о Комиссии по финансовым услугам и Законе о Банке Кореи.
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы обусловлена проведением сравнительного анализа систем правового регулирования финансовых рынков зарубежных стран, что позволяет внести вклад в понимание различных типов систем финансового регулирования. Этот анализ способствует расширению научного взгляда на многообразие подходов к финансовому регулированию.
Россия, через экономические реформы, объединив финансовый регулятор в 2013 году в виде Банка России, достигла стабилизации финансового рынка и на основе этого создает новый финансовый рынок и финансовую индустрию с использованием цифровых технологий в последние годы. Цифровизация финансовой системы в России происходит с более высокой скоростью, чем в большинстве развитых стран мира. Это явление основывается на крепкой основе фундаментальных научных достижений в России и укрепляется стабильностью финансового рынка, обеспечиваемой одним финансовым регулятором. Благодаря этому, российская финансовая система оперативно адаптируется к мировым тенденциям цифровизации в различных сферах и входит в лидирующую группу мировых рынков. Сотрудничество в области финансов и цифровых технологий между Россией и Южной Кореей, которая обладает мировыми электронными и IT-компаниями, такими как Samsung и LG, а также российскими компаниями, такими как Сбербанк и Яндекс, было инициировано программой "Российская цифровая экономика" и заложило основу для такого прогрессивного экономического программного обеспечения. Стабильность финансового рынка, обеспеченная Центральным банком Российской Федерации, играет важную роль в этом процессе.
Как упоминалось ранее, Россия обладает высоким уровнем базовых научных знаний, а Южная Корея обладает богатым опытом использования высокотехнологичных продуктов и услуг, поэтому цифровое финансовое сотрудничество между обеими странами становится все более тесным. Как компании двух стран стремятся развивать новые формы финансового бизнеса, сотрудничество и обмен политикой между финансовыми регуляторами Южной Кореи и России являются неотложными и необходимыми. С 2013 года Россия благодаря интегрированной модели финансового регулирования хорошо подготовлена к обеспечению стабильности финансового рынка и смягчению внешних финансовых потрясений. Следовательно, Южная Корея должна как можно скорее внедрить экономические реформы, включающие отмену дифференцированного финансового регулирующего органа, включая Финансовую комиссию и ее суборганы, и объединение функций валютного контроля и регулирования в Центральном банке.
Развитие финансового рынка происходит на основе его стабильности, и если говорить, что даже самый развитый финансовый рынок не обладает достаточной стабильностью, чтобы справиться с одним финансовым инцидентом, который может повлиять на весь рынок, то это неправильное утверждение. Примерами таких случаев являются Соединенные Штаты и Великобритания, которые считаются развитыми финансовыми рынками. В связи с тем, что во время мирового финансового кризиса 2008 года финансовые регуляторы в Соединенных Штатах и Великобритании не были интегрированы, их финансовый рынок не смог обеспечить соответствующую стабильность, что привело к серьезным последствиям не только для внутренних финансовых рынков этих стран, но и для мирового финансового рынка и экономики в целом. Модель финансового регулирования в России, где Центральный банк Российской Федерации объединяет функции валютного контроля, макроэкономической политики и финансового регулирования, предлагает много полезных указаний для финансового регулирования в других странах, включая Южную Корею и западные страны.
I. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы РФ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «КонсультантПлюс»
2. Гражданский кодекс РФ, часть 1 от 30 ноября 1994 года № 51-фз и часть 2 от 26 января 1996 года № 14-фз // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301, СЗ РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
3. О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 // СЗ РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"// СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" от 23.07.2013 N 251-ФЗ "// СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О Счетной палате Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 330 (ред. от 27.12.2010) "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" // СПС «КонсультантПлюс»
9. Указ Президента РФ от 04.03.2011 N 270 (ред. от 25.07.2013) "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс».
10. Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 (ред. от 15.05.2018) "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
1 . Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС «КонсультантПлюс».
12. Определение Конституционного суда РФ от 14.12.2000 N 268-О "По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС «КонсультантПлюс».
Ⅱ. Специальная литература РФ
1. Банковское право : учебник и практикум для вузов / под редакцией В. Ф. Попондопуло, Д. А. Петрова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — URL: https://urait.ru/bcode/530768/p.287 (дата обращения: 10.05.2023).
2. Государственное ркгулирование финансового рынка на современном этапе: учебное пособие / Е.Н. Левитская и др.; Московскиий государственный институт международных отношении Министерствиностранных дел РФ, кафедра мкждународных финансов.-Москва:МГИМО-Университет, 2020, С. 220
3. Очаковский Виктор Александрович, Клепикова Анастасия Юрьевна К вопросу о правовом статусе служащих Центрального банка Российской Федерации // Научный журнал КубГАУ. 2013. №94. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-pravovom-statuse-sluzhaschih-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 18.05.2023).
Ⅲ. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Республики Кореи
1. Закон о присоединении к международным финансовым организациям
2. Положения о регулировании управления финансами (Постановление Премьер-министра Республики Корея, №812)
3. Закон о Банки Кореи// URL : https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%ED%95%9C%EA%B5%AD%EC%9D%80%ED%96%89%EB%B2%95 (дата обращения : 04.04.2023)
4. Закон о создании Комиссии по финансовым услугам // URL : https://www.law.go.kr/LSW/lsInfoP.do?lsId=000552#0000(дата обращения :01.04.2023)
5. Закон об организации Правительства // URL : https://law.go.kr/LSW//lsLinkCommonInfo.do?lsJoLnkSeq=1010611347&chrClsCd=010202&ancYnChk= (дата обращения :01.04.2023)
6. Закон о государственных служащих // URL : https://www.law.go.kr/%EB%B2%95%EB%A0%B9/%EA%B5%AD%EA%B0%80%EA%B3%B5%EB%AC%B4%EC%9B%90%EB%B2%95/%EC%A0%9C33%EC%A1%B0 (дата обращения :01.04.2023)
Ⅵ. Специальная литература зарубежных стран
1. Департамент правовых исследований Корейского парламента, "Необходимость реформы финансового регулирования и законодательных задач в Республике Корея", Анализ текущих вопросов NARS, выпуск 173, 2020, C. 7.// URL : https://www.nars.go.kr/fileDownload2.do?doc_id=1O9KDpLNGrs&fileName= (дата обращения 02.22.2022)
2. Ли Сан Бок, "Лекции по финансовому праву: Финансовое административное право", Издательство pybook, 2020, С. 669-671.
Майкл Д. Бордо, "Деятельность и распад системы Бреттон-Вудс; 1958-1971 годы", Рабочая документация по экономике Гуверовского института №16116, С. 1.
3. Квинтин/Тейлор, "Стабильные регуляторы и их политические хозяева: Независимость и ответственность в теории, в: Масциандаро/Квинтин, Проектирование институтов финансового надзора: Независимость, ответственность и управление", Челтенхэм, 2007, С. 21.
4. Ким Чон Мин и Чун Сун Сеп, "Исследование финансового регулирования и рыночных принципов", Журнал Корейского института финансов, 2009, C. 3.
5. Юн Сан Юн, "Закон о реформе финансового регулирования 2010 года и его объект финансового регулирования и надзорной законодательной системы в Корее", Корейский научно-исследовательский центр образования, 2011, С. 46. — URL: http://www.riss.kr/link?id=T12516915&outLink=K (дата обращения: 03.02.2023).
Ⅴ. Иные базы
1. Министерство иностранных дел Республики Корея //URL: www.mofa.go.kr/www/wpge/m-3952/contents.co (дата обращения: 12.01.2023).
2.Официальный сайт IOSCO// https://www.iosco.org/about/?subsection=about_iosco (дата обращения: 12.05.2023).
3. Официальный сайт ЦБ РФ// URL : https://www.cbr.ru/about_br/bankstatus/ (дата обращения 02.02.2023)
4. Банк России, Вопросы и направления развития регуляторных и надзорных технологий (regtech и suptech) на финансовом Рынке в России, Доклад для общественных консультаций, 2018 // URL : https://cbr.ru/Content/Document/File/50667/Consultation_Paper_181016.pdf (Дата образения : 09.0 4.2023)