ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И МУЗЕЕВ 7
1.1. Частное коллекционирование как феномен культуры 7
1.2. Традиционный музей и частная коллекция: конфликты и компромиссы 12
ГЛАВА II. РОЛЬ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 19
2.1. Значение частных коллекций в государственных музеях 19
2.2. Частные коллекции как одно из условий создания частных музеев 26
ГЛАВА III. ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 33
3.1. Актуализация частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее 33
3.2. Другие формы актуализации частных коллекций 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И МУЗЕЕВ 7
1.1. Частное коллекционирование как феномен культуры 7
1.2. Традиционный музей и частная коллекция: конфликты и компромиссы 12
ГЛАВА II. РОЛЬ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 19
2.1. Значение частных коллекций в государственных музеях 19
2.2. Частные коллекции как одно из условий создания частных музеев 26
ГЛАВА III. ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 33
3.1. Актуализация частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее 33
3.2. Другие формы актуализации частных коллекций 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Частное коллекционирование – особое явление культуры, предмет междисциплинарного исследования, заключающий в себе как социально-исторические, так и личностные аспекты, поскольку является одновременно отражением художественной жизни общества и ее значимой составляющей.
Данная квалификационная работа посвящена проблеме взаимодействия частного коллекционера и музея. Актуальность темы обуславливается ростом количества музеев частных коллекций в настоящее время, увеличением в обществе интереса к частным собраниям и недостаточной степенью разработанности данной тематики в отечественных исследованиях на протяжении всего советского периода. Изучение этой проблемы позволяет определить роль частной коллекции в современном художественном процессе и ее место в музейной культуре. Одним из свидетельств актуальности данной проблемы может считаться спецпроект 2014 года авторитетного журнала Forbes Russia, посвященный частным коллекциям в России.
Объектом исследования являются формы включения частных художественных коллекций в музейное пространство.
В качестве предмета исследования были выбраны современные формы актуализации частных коллекций (на примере Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа за период с 2000 по 2015 год). Данные музеи были выбраны по нескольким причинам: во-первых, это крупнейшие художественные музеи России, во-вторых, их фонды содержат в себе множество предметов из частных коллекций, в-третьих, они являются первопроходцами среди российских музеев по многим направлениями деятельности, в том числе в сфере актуализации культурного наследия.
Цель работы: проанализировать частные коллекции как объект музейного показа, выявить значимые для музейной практики особенности частных коллекций. В рамках выполнения поставленной цели были рассмотрены как современные практики, так и история данного вопроса.
Поставленные задачи:
- изучить теоретические проблемы взаимодействия частных коллекционеров и музеев;
- выявить роль частных коллекций в формировании государственных и частных музеев Санкт-Петербурга;
- исследовать существующие формы актуализации частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее и предложить возможные формы, которые еще не были использованы.
Для достижения цели работы и выполнения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: историко-культурологический анализ роли частных коллекций в истории музейного дела Санкт-Петербурга, эмпирический метод для описания существующих современных форм актуализации, типологический метод применялся при составлении классификации типов выставок, связанных с частными коллекциями, конкретно-исторический метод, позволивший оценить вклад частных коллекционеров в формирование музейного фонда России.
Источники, использованные для написания данной квалификационной работы, можно условно разделить на несколько направлений:
1) различные музейные издания, такие как каталоги выставок, ежегодные отчеты о деятельности музея, альбомы и другие.
2) биографические словари коллекционеров, например, работы А.Н. Боханова , Н.Полуниной , А.П.Банникова и С.А.Сапожникова. Цель данных работ – «изображение максимально полной, многообразной, сложной картины отечественного собирательства» .
3) обобщающие труды по истории частного коллекционирования С.А. Овсянниковой («Частное собирательство в России в пореформенную эпоху» 1960 год и «Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в.» 1961 год) и И.В. Саверкиной («История частного коллекционирования в России»).
4) периодические издания (в том числе электронные), посвященные актуальным вопросам частного коллекционирования и содержащие в себе интервью с коллекционерами – спецпроекты журнала «Forbes Russia» о частных коллекциях, частных музеях и меценатах , журнал «Тагильский коллекционер», «Социологические исследования», «Мир музея», «Меценат» и другие.
5) труды по общим вопросам теории музейного дела (Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» , Юренева Т.Ю. «Музееведение» , Шулепова Э. А. «Основы музееведения» ).
6) законодательные акты, принятые в Российской Федерации в области культуры.
7) культурологические и философские работы, посвященные феномену коллекционирования, среди которых хотелось бы отметить монографию Малинкина А.Н. впервые обобщившего и систематизировавшего разрозненный материал о психологических, социальных, философских, исторических и культурологических аспектах феномена коллекционирования, как в отечественных, так и в зарубежных источниках .
8) актуальные исследования современных форм социокультурной деятельности музея, представленные преимущественно в формате авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии, истории и искусствоведения.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении частной коллекции как элемента музейной культуры и выявлением особенностей ее музейной актуализации, с учетом ее философско-культурологического основания и специфики исторического развития частного коллекционирования в России. Также в исследовании уделяется внимание динамике взаимоотношений между коллекционерами-меценатами и государственными музеями, что приобретает особую актуальность сегодня, когда музеи стоят перед необходимостью поиска средств и возможностей для своей деятельности за рамками государственного финансирования.
Данная квалификационная работа посвящена проблеме взаимодействия частного коллекционера и музея. Актуальность темы обуславливается ростом количества музеев частных коллекций в настоящее время, увеличением в обществе интереса к частным собраниям и недостаточной степенью разработанности данной тематики в отечественных исследованиях на протяжении всего советского периода. Изучение этой проблемы позволяет определить роль частной коллекции в современном художественном процессе и ее место в музейной культуре. Одним из свидетельств актуальности данной проблемы может считаться спецпроект 2014 года авторитетного журнала Forbes Russia, посвященный частным коллекциям в России.
Объектом исследования являются формы включения частных художественных коллекций в музейное пространство.
В качестве предмета исследования были выбраны современные формы актуализации частных коллекций (на примере Государственного Русского музея и Государственного Эрмитажа за период с 2000 по 2015 год). Данные музеи были выбраны по нескольким причинам: во-первых, это крупнейшие художественные музеи России, во-вторых, их фонды содержат в себе множество предметов из частных коллекций, в-третьих, они являются первопроходцами среди российских музеев по многим направлениями деятельности, в том числе в сфере актуализации культурного наследия.
Цель работы: проанализировать частные коллекции как объект музейного показа, выявить значимые для музейной практики особенности частных коллекций. В рамках выполнения поставленной цели были рассмотрены как современные практики, так и история данного вопроса.
Поставленные задачи:
- изучить теоретические проблемы взаимодействия частных коллекционеров и музеев;
- выявить роль частных коллекций в формировании государственных и частных музеев Санкт-Петербурга;
- исследовать существующие формы актуализации частных коллекций в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее и предложить возможные формы, которые еще не были использованы.
Для достижения цели работы и выполнения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы: историко-культурологический анализ роли частных коллекций в истории музейного дела Санкт-Петербурга, эмпирический метод для описания существующих современных форм актуализации, типологический метод применялся при составлении классификации типов выставок, связанных с частными коллекциями, конкретно-исторический метод, позволивший оценить вклад частных коллекционеров в формирование музейного фонда России.
Источники, использованные для написания данной квалификационной работы, можно условно разделить на несколько направлений:
1) различные музейные издания, такие как каталоги выставок, ежегодные отчеты о деятельности музея, альбомы и другие.
2) биографические словари коллекционеров, например, работы А.Н. Боханова , Н.Полуниной , А.П.Банникова и С.А.Сапожникова. Цель данных работ – «изображение максимально полной, многообразной, сложной картины отечественного собирательства» .
3) обобщающие труды по истории частного коллекционирования С.А. Овсянниковой («Частное собирательство в России в пореформенную эпоху» 1960 год и «Частное собирательство в России в XVIII – первой половине XIX в.» 1961 год) и И.В. Саверкиной («История частного коллекционирования в России»).
4) периодические издания (в том числе электронные), посвященные актуальным вопросам частного коллекционирования и содержащие в себе интервью с коллекционерами – спецпроекты журнала «Forbes Russia» о частных коллекциях, частных музеях и меценатах , журнал «Тагильский коллекционер», «Социологические исследования», «Мир музея», «Меценат» и другие.
5) труды по общим вопросам теории музейного дела (Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» , Юренева Т.Ю. «Музееведение» , Шулепова Э. А. «Основы музееведения» ).
6) законодательные акты, принятые в Российской Федерации в области культуры.
7) культурологические и философские работы, посвященные феномену коллекционирования, среди которых хотелось бы отметить монографию Малинкина А.Н. впервые обобщившего и систематизировавшего разрозненный материал о психологических, социальных, философских, исторических и культурологических аспектах феномена коллекционирования, как в отечественных, так и в зарубежных источниках .
8) актуальные исследования современных форм социокультурной деятельности музея, представленные преимущественно в формате авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата культурологии, истории и искусствоведения.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном рассмотрении частной коллекции как элемента музейной культуры и выявлением особенностей ее музейной актуализации, с учетом ее философско-культурологического основания и специфики исторического развития частного коллекционирования в России. Также в исследовании уделяется внимание динамике взаимоотношений между коллекционерами-меценатами и государственными музеями, что приобретает особую актуальность сегодня, когда музеи стоят перед необходимостью поиска средств и возможностей для своей деятельности за рамками государственного финансирования.
В результате мы установили, что предметы в частной коллекции и музейные предметы обладают рядом сходств, основными из которых является отчужденность из жизненной практики и обладание дополнительными смыслами. Раскрытие этих смыслов происходит в определенной среде – контексте, при этом музей задает свою линию повествования, стремится раскрыть историко-культурную тему, а в частной коллекции сигнификация предмета происходит за счет субъективного характера и целостности всей коллекции. Частная коллекция представляет собой множество предметов, ни один из которых не может быть убран «со сцены» в запасники.
С момента возникновения музеев коллекционеры всегда были связаны с ними, изменения претерпевала их роль в различные исторические периоды под воздействием социокультурных, политических, экономических и других факторов. Собирание (или покупка) коллекции целенаправленно для государственного музея – явление нечастое и, как показывает исследование, независящее от внешних факторов, то есть проявление свободной воли отдельного лица. Эволюцию ролей российского (советского) коллекционера в формировании музеев можно условно представить в виде следующей цепочки: собиратель для статуса (XVIII в.) – просветитель (XIX в.) – собиратель для души (начало XX в.) – хранитель (XX в.) – активный участник процесса сохранения, изучения и актуализации культурного наследия наравне с государственными музеями (XXI в.). Поскольку коллекционеры все активнее включаются в культурную жизнь общества, происходит естественный процесс перехода коллекционера в коллекционера-мецената, обусловленный, по мнению одних, человеческим желанием экспансии своих ценностей, по мнению других – тщеславием. Так или иначе, процесс этого перехода не быстрый, но необходимый российскому обществу. Задача государства и музейного сообщества на сегодняшний день заключается в создании условий и развитии культуры меценатства.
Частные музеи, с одной стороны, это одна из форм меценатской деятельности, с другой – многие из созданных организаций, называемых музеями, музеями не являются: ни юридически, т.к. зарегистрированы как «ООО», то есть коммерческая фирма, что противоречит определению музея как некоммерческой организации; ни по своим функциям, поскольку не занимаются документированием, охраной или изучением культурного наследия. Однако, многие частные музеи на сегодняшний день доказывают свою компетентность и с успехом реализуют свою деятельность, поэтому в данной сфере необходимо, во-первых, четкое понимание различий между музеем и учреждением музейного типа, во-вторых, укрепление взаимоотношений между частными и государственными музеями с целью взаимовыгодного партнерства и успешного выполнения общего дела. Кроме того, как было установлено в ходе исследования, частная коллекция – важнейший элемент культуры, а частный музей – наилучшая форма ее сохранения.
Частная коллекция живет, пока жив ее создатель, после его смерти возможно несколько вариантов развития событий: завещать коллекцию музею, завещать наследникам или оставить ее в музее, созданном специально для нее еще при жизни. Последний вариант, безусловно, является наиболее удачным для коллекции, но не всегда возможным. Наследники, как показывает практика, в большинстве случаев разделяют и распродают коллекцию. А коллекция, попавшая в музей, является промежуточным вариантом между предыдущими двумя – она вне опасности распродажи (хотя в России бывало и такое), но ее целостность будет нарушена в связи с необходимостью приспособления к правилам музея. Таким образом, этот, последний, компромиссный вариант встречается чаще всего, а потому требует большего внимания и осмысления, поскольку музей сталкивается с проблемой – что делать с частной коллекцией, поступившей в его распоряжение. В результате анализа деятельности, связанной с частными коллекциями, в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее были выявлены следующие формы актуализации:
1) Экспозиционно-выставочная деятельность. При этом по степени репрезентации частной коллекции можно ранжировать существующие выставки следующим образом: прижизненные выставки частных коллекций в музее; тематические музейные выставки в сотрудничестве с частными коллекционерами; ретроспективные выставки, посвященные той или иной коллекции, играющей значительную роль в музейном собрании; выставки-представления новых поступлений; зарубежная выставка, основанная на нескольких российских частных коллекциях XIX века, для демонстрации феномена российского коллекционирования. Отдельно в рамках выставочной деятельности исследователями отмечаются биеннале в ввиду их комплексного характера и способности к последовательному раскрытию какой-либо темы.
2) Специальные программы – как относительно новый и перспективный сектор музейных услуг.
3) Музейные издания, среди которых особая роль отводится сводному интернет-каталогу.
Теоретическое осмысление феномена коллекционирования и истории формирования и бытования многих частных коллекций привело к выявлению важных свойств частной коллекции – эмоциональная насыщенность, азарт коллекционера, приключенческий характер формирования и бытования коллекции. Следовательно, в музейной практике при работе с частными коллекциями необходимо обращать особое внимание на личность коллекционера, историю формирования и бытования коллекции, а также учитывать следующие ее особенности: ценность целостности, субъективность, эмоциональную насыщенность. Принимая во внимание вышеуказанные свойства частных коллекций и стремление музеев к привлечению новой аудитории, представляется возможным актуализация частных коллекций посредством компьютерных игр и музейных квестов.
С момента возникновения музеев коллекционеры всегда были связаны с ними, изменения претерпевала их роль в различные исторические периоды под воздействием социокультурных, политических, экономических и других факторов. Собирание (или покупка) коллекции целенаправленно для государственного музея – явление нечастое и, как показывает исследование, независящее от внешних факторов, то есть проявление свободной воли отдельного лица. Эволюцию ролей российского (советского) коллекционера в формировании музеев можно условно представить в виде следующей цепочки: собиратель для статуса (XVIII в.) – просветитель (XIX в.) – собиратель для души (начало XX в.) – хранитель (XX в.) – активный участник процесса сохранения, изучения и актуализации культурного наследия наравне с государственными музеями (XXI в.). Поскольку коллекционеры все активнее включаются в культурную жизнь общества, происходит естественный процесс перехода коллекционера в коллекционера-мецената, обусловленный, по мнению одних, человеческим желанием экспансии своих ценностей, по мнению других – тщеславием. Так или иначе, процесс этого перехода не быстрый, но необходимый российскому обществу. Задача государства и музейного сообщества на сегодняшний день заключается в создании условий и развитии культуры меценатства.
Частные музеи, с одной стороны, это одна из форм меценатской деятельности, с другой – многие из созданных организаций, называемых музеями, музеями не являются: ни юридически, т.к. зарегистрированы как «ООО», то есть коммерческая фирма, что противоречит определению музея как некоммерческой организации; ни по своим функциям, поскольку не занимаются документированием, охраной или изучением культурного наследия. Однако, многие частные музеи на сегодняшний день доказывают свою компетентность и с успехом реализуют свою деятельность, поэтому в данной сфере необходимо, во-первых, четкое понимание различий между музеем и учреждением музейного типа, во-вторых, укрепление взаимоотношений между частными и государственными музеями с целью взаимовыгодного партнерства и успешного выполнения общего дела. Кроме того, как было установлено в ходе исследования, частная коллекция – важнейший элемент культуры, а частный музей – наилучшая форма ее сохранения.
Частная коллекция живет, пока жив ее создатель, после его смерти возможно несколько вариантов развития событий: завещать коллекцию музею, завещать наследникам или оставить ее в музее, созданном специально для нее еще при жизни. Последний вариант, безусловно, является наиболее удачным для коллекции, но не всегда возможным. Наследники, как показывает практика, в большинстве случаев разделяют и распродают коллекцию. А коллекция, попавшая в музей, является промежуточным вариантом между предыдущими двумя – она вне опасности распродажи (хотя в России бывало и такое), но ее целостность будет нарушена в связи с необходимостью приспособления к правилам музея. Таким образом, этот, последний, компромиссный вариант встречается чаще всего, а потому требует большего внимания и осмысления, поскольку музей сталкивается с проблемой – что делать с частной коллекцией, поступившей в его распоряжение. В результате анализа деятельности, связанной с частными коллекциями, в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее были выявлены следующие формы актуализации:
1) Экспозиционно-выставочная деятельность. При этом по степени репрезентации частной коллекции можно ранжировать существующие выставки следующим образом: прижизненные выставки частных коллекций в музее; тематические музейные выставки в сотрудничестве с частными коллекционерами; ретроспективные выставки, посвященные той или иной коллекции, играющей значительную роль в музейном собрании; выставки-представления новых поступлений; зарубежная выставка, основанная на нескольких российских частных коллекциях XIX века, для демонстрации феномена российского коллекционирования. Отдельно в рамках выставочной деятельности исследователями отмечаются биеннале в ввиду их комплексного характера и способности к последовательному раскрытию какой-либо темы.
2) Специальные программы – как относительно новый и перспективный сектор музейных услуг.
3) Музейные издания, среди которых особая роль отводится сводному интернет-каталогу.
Теоретическое осмысление феномена коллекционирования и истории формирования и бытования многих частных коллекций привело к выявлению важных свойств частной коллекции – эмоциональная насыщенность, азарт коллекционера, приключенческий характер формирования и бытования коллекции. Следовательно, в музейной практике при работе с частными коллекциями необходимо обращать особое внимание на личность коллекционера, историю формирования и бытования коллекции, а также учитывать следующие ее особенности: ценность целостности, субъективность, эмоциональную насыщенность. Принимая во внимание вышеуказанные свойства частных коллекций и стремление музеев к привлечению новой аудитории, представляется возможным актуализация частных коллекций посредством компьютерных игр и музейных квестов.
Подобные работы
- ЧАСТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТЕРБУРГА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Актуализация частных коллекций в музеях Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Культура советской повседневности в историко-бытовых экспозициях и выставках музеев Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - АНАТОМИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ В РОССИЙСКИХ МУЗЕЯХ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными средствами
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2016 - Сохранение и презентация культурного наследия коренных народов
Алтая в музейных учреждениях Алтайского края и Республики Алтай
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Актуализация культурного наследия советской эпохи музейными средствами
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - КОЛЛЕКЦИИ АВТОГРАФОВ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КОЛЛЕКЦИИ КУКОЛ В СОБРАНИЯХ МУЗЕЕВ Г. БАРНАУЛА
Дипломные работы, ВКР, этнография, этнология и антропология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019



