Введение 3
1 Теоретические аспекты оказания психологической помощи
беременным женщинам посредством применения арт- терапевтических методов 12
1.1 Особенности психологического состояния беременных
женщин в дородовый период 12
1.2 Арт-терапевтические методы в работе перинатального
психолога 21
1.3 Особенности оказания психологической помощи в работе
психолога женской консультации 33
2 Исследование влияния арт-терапевтических методов на
эмоциональное состояние женщин в период беременности 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Результаты эмпирического исследования
эмоционального состояния беременных женщин 50
2.3 Программа психологической коррекции негативных
состояний беременных женщин методами арт-терапии 57
2.4. Результаты реализации программы психокоррекции негативных эмоциональных состояний беременных женщин с использованием арт-терапевтических методов 64
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложение А Анкета - опросник для беременных женщин 84
Сегодня, не смотря на ряд значительных социально -медицинских и экономических мер со стороны руководства РФ и Саратовской области уровень рождаемости в области и стране остается низким, т.е. можно проследить отрицательный естественный прирост населения. В данной ситуации очень важно, чтобы новорожденные дети, рождались здоровыми. Одним из факторов, оказывающим значительное влияние на течение беременности и здоровье будущего ребенка, является благоприятное эмоциональное состояние беременной женщины, ее готовность к Материнству.
Анализ научной литературы показывает, что проблема изучения эмоционального состояния женщины в период беременности рассматривается исследователями в большей степени с
психофизиологической стороны. Среди научных работ, посвященных вопросам влияния эмоционального состояния женщины, обусловленным ее принятием себя в новой социально - психологической роли - роли Матери, на общее течение беременности и здоровье будущего ребенка, значительный интерес вызывают работы следующих авторов: Г.Г. Филипповой,
В.И. Брутман, Н.В. Коваленко, И.В. Добрякова, Т.Т. Сорокиной и других.
Во многом благодаря работам данных авторов, в России получила практическое развитие такая отрасль психологического знания, как перинатальная психология. В структуру организации работы женских консультаций были введены ставки психологов и специалистов по социальной работе в функциональные обязанности, которых было включено психологическая диагностика, психологическая коррекция,
психопрофилактическая подготовка беременных женщин к родам.
Психологическая коррекция - это «направленное психологическое воздействие на определенные психологическое структуры с целью обеспечения полноценного функционирования и развития индивида» [28].
Психологическая коррекция как вид психологической помощи ориентирована на психически здоровых людей, имеющих психологические проблемы и связанные с ними изменения в эмоциональной сфере и в поведении. Она направлена на изменение и формирование новых личностных качеств и моделей поведения, гармонизацию и развитие личности в целом.
На сегодняшний день уровень психологической коррекции и психопрофилактической профилактики негативных эмоциональных состояний беременных женщин в структуре женских консультаций остается весьма низким. Существующие программы психокоррекции и психопрофилактической подготовки к родам не находят востребованности у современных женщин и часто просто игнорируются ими.
Не смотря на существенное развитие перинатальной психологии за последние десятилетия, проблема оказания эффективной психологической помощи беременным остается актуальной, так как с нашей точки зрения сегодня не хватает достаточной методической базы при разработке программ психологического сопровождения, психологической коррекции и профилактики беременных женщин. Данные программы направлены на непосредственную психофизио-профилактическую подготовку родам и основываются в большей степени на методах мышечной релаксации и телесноориентированной терапии. Психологические проблемы женщин, которые очень часто связаны с изменением ее личностного, внутрисемейного, производственного статуса, переживание ее новых эмоций, данным статусом обусловленных, часто остаются без внимания. Данные переживания даже на фоне социально - бытового и внутрисемейного благополучия могут приводить к негативно окрашенным эмоциональным состояниям: высокому уровню тревожности, страхам, эмоциональному напряжению, состоянию общей усталости, повышенной мнительности, тоске, снижению общего фона настроения, повышенной сензитивности, проявляющейся плаксивостью, раздражительностью, агрессией, конфликтностью. Особенно часто негативно окрашенные эмоции проявляются у женщин во время беременности с изначально повышенной личностной тревожностью. Поэтому, очень важно проведение своевременной психокоррекционной работы с беременными женщинами, особенно из «группы риска», которые не планировали беременность и психологически были не готовы к Материнству.
В этой связи актуальным становится вопрос поиска новых практических методов психологической работы с беременными женщинами, которые были бы доступны в работе перинатального психолога обычной женской консультации.
...
Во время беременности женщина проходит физиологическую и социально - психологическую трансформацию, обусловленную самим состоянием беременности. Данный период является кризисным для беременных женщин и часто сопровождается негативными психоэмоциональными проявлениями: ощущением хронической усталости, личностной и реактивной тревожностью, страхами, раздражительностью, снижением самооценки, эмоциональной лабильностью, которые отрицательно сказываются как на течении беременности, так и на здоровье будущего ребенка.
В начале данного исследования нами была поставлена цель - осуществить психологическую коррекцию выявленных в ходе диагностики негативных эмоциональных состояний беременных женщин, при помощи арт-терапевтических техник, поскольку, несмотря на довольно большой опыт использования арт-терапии в работе перинатального психолога, отмечается нехватка исследований, при помощи которых можно было бы оценить эффективность применения данных методов.
В ходе достижения цели были решены следующие задачи:
- проведен анализ литературы по теме исследования;
- выявлено, что такие виды арт-терапии, как изо-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия безопасны и эффективны при проведении психологической коррекции негативных эмоциональных состояний беременных женщин;
- была разработана и успешно апробирована программа психологической коррекции негативных состояний беременных женщин «Радость материнства» в основу, которой составили именно арт-терапевтические методы коррекции;
- при помощи анализа данных первичной и заключительной диагностики экспериментальной и контрольной группы беременных женщин, участвовавших в исследовании, удалось доказать, что использование арт-терапевтических методов весьма эффективно и может использоваться, как в коррекционной, так и в профилактической работе с беременными. Положительная динамика в эмоциональном состоянии беременных женщин отмечена более чем у 40% беременных женщин, прошедших программу «Радость материнства», в то время как в контрольной группе в эмоциональном состоянии беременных женщин наоборот отмечалась отрицательная динамика. Поскольку в исследовании участвовали женщины, находящиеся на сроках гестации во втором и начале третьего триместра беременности, то было очень важно, чтобы они подошли к концу третьего периода, фактически к предстоящим родам, в стабильном, благоприятном эмоциональном состоянии. По результатам заключительной диагностики в экспериментальной группе у 92% женщин экспериментальной группы отмечался низкие и средние показатели уровня тревожности, фрустрации и высокие и средние показатели по шкалам самочувствие, активность настроение, в контрольной группе данный показатель составил только 44% беременных.
Таким образом, полученные эмпирические данные позволили подтвердить гипотезу исследования о том, что использование арт- терапевтических методов в психокоррекционной работе с беременными женщинами будет способствовать позитивному изменению их эмоционального состояния: снижению уровня реактивной тревожности, фрустрации, повышению фона настроения, улучшению общего самочувствия, а также сделать следующие выводы:
- большинство специалистов в области перинатальной психологии и медицины считают, что для благополучного разрешения беременности, женщине необходимо комплексное медико-социально-психологическое сопровождение, которое может включать групповые занятия, направленные на психологическую коррекцию негативных эмоциональных состояний беременных женщин, ведущим из которых является состояние тревоги. Использование арт-терапевтических методов при реализации данных программ показывает эффективный результат;
- арт-терапия может выполнять диагностическую, коммуникативную, регулятивную, когнитивную, коррекционную, развивающую функции;
- использование арт-терапевтических методов в работе с беременными
безопасно и эффективно, поскольку решает главную с нашей точки зрения проблему женщин в период ожидания ребенка - дает им возможность выразить чувства и снять сенсорный голод
обусловленный данным состоянием;
- арт-терапевтические методы не требуют дополнительного
оборудования, просты в использовании и безопасны для применения. Они могут применяться психологами, работающими с беременными в структуре женской консультации для психологической коррекции негативных эмоциональных состояний беременных женщин.
Разработанная и апробированная в ходе исследования программа психологической коррекции негативных состояний беременных женщин «Радость материнства», показала эффективность при коррекции таких негативных состояний беременных женщин как: тревожность, фрустрация, снижение фона настроения, снижение общего самочувствия и активности. Поэтому, может быть использована в дальнейшей коррекционной и профилактической работе с беременными женщинами перинатальным психологом женской консультации.
1. Азизова Г.Ф. Особенности психоэмоциональных изменений у женщин в период беременности// Медицина и здравоохранение: материалы II Международной. Научной конференции. (г. Уфа, май 2014 г.). С. 25
2. Арт-терапия женских проблем / Под редакцией А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2010. 270 с.
3. Арт-терапия - новые горизонты./ Под ред. А.И. Копытина.- М.: Когито-Центр, 2006. 336 с.
4 Бодяжина В.И. Акушерство. М.: Медицина, 1986. 374с.
5. Боровикова Н.В. Психологические аспекты трансформации Я - концепции беременной женщин // Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. СПб, 1998. С.23-28.
6. Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ) / Под редакцией
Петровского Б.В., 3-е издание, Том 21. [Электронный ресурс]
https://бмэ.орг/index.php/психопрофилактика (дата обращения: 15.02.2024).
7. Буйнова Ю.И. Связь между социальной поддержкой,
психологическим стрессом и исходом беременности // International journal of professional science. 2019. №11. [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-mezhdu-sotsialnoy-podderzhkoy-psihologicheskim-stressom-i-ishodom-beremennosti (дата обращения:
15.02.2024).
8. Володина К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации. Организационная психология. 2017 Т. 7- № 2 С. 86-101.
9. Герасимова Т.Г. Психические состояния беременных женщин и их коррекция в условиях специально организованного обучения: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07. - Иркутск, 2003.
10. Добряков И.В. Перинатальная психология/И.В. Добряков. - Спб.: Питер, 2010. 234с.
11. Зефирова Т.П., Мухаметова Р.Р. Чем опасен психологический стресс для беременных и как снизить его влияние на течение беременности и перинатальные исходы. Доктор. Ру. 2023;22(5):34-39. [Электронный ресурс] DOI: 10.31550/1727-2378-2023-22-5-34-39 (дата обращения: 15.02.2024).
12. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб: Смарт, 1996.100 с.
13. Ишбулдина А.А. Роль индивидуально-психологических
особенностей в возникновении физиологической и осложненной беременности (обзор современных исследований) // Вестник магистратуры. 2021. №10-2 (121). С. 97-98.
14 Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие. СПб: Речь. 2014. С.17.
15. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. М.: Речь, 2007. 336 с.
...
44 источника