АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности визуализации в политической рекламе……………8
1.1. Понятие, особенности визуализации и визуальных образов в рекламе….8
1.2. Визуализация и визуальные образы в политической рекламе…………...20
1.3. Отличия политической и коммерческой рекламы………………………...36
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования особенностей визуализации в политической рекламе
2.1. Описание выборки исследования
2.2. Методы исследования…
2.3. Процедура исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных…………………..55
ГЛАВА 3. Результаты исследования…………………………………………..56
3.1. Сравнение средних значений по методике оценки изображения Н.О. Свешниковой.
3.2. Результаты средних значений по методике оценки качественных особенностей визуальных образов в рекламе Н.О. Свешниковой
3.3. Дисперсионный анализ методики локуса контроля
3.4. Результаты корреляционного анализа…
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Активное развитие цифровых технологий привело к широкому распространению визуальной коммуникации в мире. Современного человека повсюду окружают зрительные образы, нагружая его восприятие. В большей степени это касается образов, исходящих из рекламных модулей и видео.
Визуальная информация, появлявшаяся в разные временные периоды, существует симультанно, будучи встроенной в единую коммуникационную сеть цивилизованного мира. [35] Мир постигла экспансия визуальных, зрительных образов, которые влились в повседневность и формируют человеческую окружающую действительность.
Преимущество в данном случае получает простая и наглядная информация, поданная в легкой и доступной форме. Как следствие, такое явление, как визуальность, приобретает все большее значение. Термин активно используется в различных академических и публицистических материалах. Чтобы визуализация эффективно взаимодействовала с современной аудиторией, необходимо выражать рекламное сообщение в понятный и доступный визуальный образ, который будет легко считываться и распознаваться.
В рамках данного исследования визуальность определяется, как процесс передачи информации аудитории через зрительно воспринимаемые образы.
Актуальность исследования объясняется тем, что использование визуального языка получило статус фактически обязательного элемента коммуникации с самой разной аудиторией. Индустрия рекламы, будучи одной из самых оперативно подстраивающихся под современные реалии отраслей, стремится использовать визуальную коммуникацию в качестве инструмента для донесения сообщений бренда.
Новизна исследования обусловлена тем, что впервые проведен сравнительный анализ на уровне визуальных образов политической и коммерческой рекламы.
Целью исследования является выявление особенностей визуальных образов в политической и коммерческой рекламе у потребителей.
Объект: жители Санкт-Петербурга и эксперты в области рекламы и дизайна.
Предмет: Визуальные образы рекламных продуктов политической и коммерческой рекламы.
1. Рядовые и эксперты имеют отличия в восприятии имеющихся в визуальных образах в политической рекламе информаций, ценностей, эмоциональной составляющей.
2. Люди с эктернальным и люди с интернальным локусом контроля имеют отличия в восприятии имеющихся в визуальных образах рекламы смыслов, ценностей, информаций.
3. Чем больше в визуальных образах политической рекламы воспринимаемого недоверия и принуждения, тем больше реклама вызывает безразличия, тревожных и неприятных ощущений, и тем меньше она воспринимается как оригинальная и обладающая смыслом.
Для достижения поставленной цели и доказательства гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме визуализации в социальной и политической сферах;
2. Раскрыть роль визуализации и визуальных образов в рекламе и политической рекламе;
3. Раскрыть разницу политической и коммерческой рекламы;
4. Разработать и описать эмпирическую процедуру исследования и подобрать методики;
5. Провести анализ эмпирических исследований;
6. Сделать сравнительный анализ результатов исследования;
7. Выявить особенности визуализации в политической рекламе в сравнении с коммерческой рекламой;
8. Сформулировать выводы и рекомендации по результатам исследования.
Методический инструментарий исследования представлен следующими методами и методиками:
1. Теоретический анализ научной литературы;
2. Психодиагностические методы, включающие следующие методики:
Анкета,
Локус контроля Дж. Роттера,
Методика оценки изображения Н.О. Свешниковой
Методика оценки качественных особенностей визуальных образов в рекламе Н.О. Свешниковой
3. Методы качественной и математико-статистической обработки данных:
- корреляционный анализ Пирсона
- дисперсионный анализ
В практической деятельности результаты данного исследования можно учитывать при разработке визуализации в политической рекламы.
Визуальное восприятие представляет собой один из важнейших инструментов человека по получению информации окружающего мира и играет большую роль в политической рекламе. Визуальное восприятие включает в себя комплексный многоуровневый процесс, начиная от нейронных реакций на раздражители и в следствии привлечение многочисленные источники информации, таких как знания, ассоциация, опыт человека. При этом единого шаблона визуального восприятия не существует, увиденное изображение оценивается исходя установок и убеждений человека.
Есть преимущества применения визуальной коммуникации в рекламной деятельности – это простота восприятия, множество форматов, сила смысловой нагрузки, обилие возможностей по адаптации, скорость воздействия на аудиторию, универсальность «языка». Но есть и важные моменты, которые нужно учитывать – это попадание в культурное восприятие общества, для которого разрабатывается визуализация, попадание в восприятие целевой аудитории, необходимость учитывать установки и убеждения целевой аудитории, что требует серьезного анализа.
В данном исследовании рассмотрена взаимосвязь локуса контроля с восприятием изображений рекламы, рассмотрены отличия восприятия визуальных образов у рядовых и экспертов, рассмотрены взаимосвязи восприятия рекламы у рядовых. Для этого был проведен анализ научной литературы. В данном исследовании рассмотрены особенности политической рекламы, раскрыты понятия визуализации, визуальных образов и восприятия. Разработаны и описаны эмпирические процедуры исследования и подобраны методики. Выявлены взаимосвязи локуса контроля с восприятием изображений рекламы, отличия восприятия визуальных образов у рядовых и экспертов, выявлены взаимосвязи восприятия рекламы у рядовых. Сформулированы выводы по результатам исследования. Задачи выполнены, и цель исследования достигнута.
Выявлено, что эксперты и респонденты воспринимают визуальные образы в политической рекламе по-разному. Это можно объяснить тем, что эксперты оценивают рекламу с профессиональной точки зрения и видят, используемые правила в рекламе, важно отметить, что в некоторых заложенных в визуальные образы составляющих необходимо учитывать восприятия целевой аудитории, чтобы эффективность рекламы возросла. Выявлены взаимосвязи, как и в коммерческой, так и политической рекламе между перцептивными, эмоциональными, когнитивными и другими компонентами.
Учитывая все особенности политической рекламы можно сказать, такое понятие, как восприятие визуальных образов требует больше исследований в политической психологии для того, чтобы донесение информации в предвыборных компаниях посредствам визуализации были максимально эффективными. Результаты и данные этой работы можно использовать при консультировании политических деятелей, их обучении, ведении лекций по политической психологии и разработке программ повышения политической грамотности населения.
Результаты и данные этой работы можно использовать при создании рекламных объектов в политической рекламе.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: 3-е изд.СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Березина Т.Н. Психические образы в структуре образной. М.: НБ-Медиа, 2012. 25 с.
3. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Изд¬-во МГУ, 1991. ¬ 127 с.
4. Веккер Л.М. Психические процессы, том 3.Л.: Изд. Ленинградского университета, 1981. 321 с.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
6. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне / под ред. В.О. Пигулевского. Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2011. 404 с.
7. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд. Ленинградского университета.1984. 175 с.
8. Герасимова И.А. Визуальный образ (Междисциплинарные исследования). М.: ИФ РАН, 2008. 247 с.
9. Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: Институт психологии РАН, 1992. 85 с.
10. Гостев А.А., Петухов В.М. «Измерение и факторизация характеристик вторичных образов» / Вопросы психологии, научный журнал №2, 1987г
11. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 512 с.
12. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб.пособие для высш. учеб. Заведений. М.: Наука, 1994. 304 с.
13. Дмитриева Л.М. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебное пособие. М.: Экономист, 2006. 639 с.
14. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. Политическая реклама. М.: Николло-М, 1999.240 с.
15. Зинченко В. П. - Формирование зрительного образа: исследование деятельности зрительной системы / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. Москва: Издательство Московского университета, 1969. 106 с.
16. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2011. 174с.
17. Клусова Е. А. Структура рекламного образа / Социология и социальная работа - 2007. - № 3. - с. 42
18. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
19. Леонтьев А.Н. Психология образ:Вестн. моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1979. №2.
20. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: Маркетинг, 2000.256 с.
21. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Олма-Пресс, 2004. 124 с.
22. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы: учебное пособие. Новосибирск: Инфра-М, Сибирское соглашение, 2009. 230 с.
23. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.: Евразийский регион, 1998. 397 с.
24. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности. Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. 38 с.
25. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 391 с.
26. Овруцкий А В. Анатомия рекламного образа: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 224 с.
27. Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 239 с.
28. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
29. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность: учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2002. 364 с.
30. Пищева Т.Н. Образ политического лидера в массовом сознании / Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. – 2004. 36 с.
31. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 2001.560 с.
32. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и познает мир. М.: КомКнига, 2006. 274 с.
33. Роэм Д. Практика визуального мышления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 396 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 712 с.
35. Сальникова Е.В. Феномен визуального. От древних истоков к началу 21 века. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 184 с.
36. Свешникова Н.О., Власова К.В. Подходы к исследованию особенностей восприятия телевизионной политической информации / Психология власти – 2008: Материалы Второй международной научной конференции. 14-15 января 2008 / Под научной редакцией А.И. Юрьева. СПб., 2008. 328с.
37. Свешникова Н.О. Психологические основы политического PR. Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во С-Петерб. Ун-та, 2004. 32 с.
38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 349 с.
39. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI в. Пер. с англ. М.: ACT, 2003. 670 с.
40. Феофанов О. Реклама: новые технологии в России.СПб.: Питер, 2001. 384 с.
41. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама. М.: Гуманитарный центр, 2009. 704 с.
42. Фиелл Ш., Фиелл П. Энциклопедия дизайна. М.: АСТ: Астрель, 2008. 192 с.
43. Хилько. Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь. Омск: Изд-во Омск.гос. ун-та, 2000. 20 с.
44. Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра. М., 1997. 317 с.
45. Шестопал Е. Б. Политическая психология. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2007. 448 с.
46. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 1992. 228 с.
47. ВarthesRolandLe système de la modeEssais de sémiologie de la culture, 1983. 352 p.
48. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Process and Effects of Mass Communication. – Chicago, 1971. – 315 p.
49. Osgood Ch. Е., Suci G. J., Tannen-baum 1957; Osgood Ch. E., 1969. Р 67.
50. Rieslaura,Visual hammer Nail your brand into the mind with the emotional power of a visual hammer, 2012, 192 p.
51. Rosser Reeves Reality in Advertising, 1983. 116 p.
52. Аналитика, графический и веб-дизайн. [Электронный ресурс] - Режим доступа к стр.: http://ironner.ru/design/decor_and_format_adv
53. Имшинецкая И. Сила визуальных образов. М.: РИП-холдинг, 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа стр.: http://evartist.narod.ru/text11/62.htm
54. Информационный канал. Рекламные образы. [Электронный ресурс] - Режим доступа к стр.:
http://subscribe.ru/archive/business.ad.reklamaeffekt/201111/28142049.html
55. Принципы визуализации в рекламе. [Электронный ресурс] - Режим доступа к стр.: http://www.sostav.ru/articles/2003/06/19/rec190603/
56. Рекламный образ и приемы его создания. [Электронный ресурс] - Режим доступа к стр.: http://ref.by/refs/48/9806/1.html
57. Реклама как область графического дизайна. [Электронный ресурс] - Режим доступа к стр.: http://www.life-prog.ru/1_927_reklama-kak-oblast-graficheskogo-dizayna.html