ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Понятие адаптации персонала, ее виды и цели 8
1.2 Проблемы при адаптации персонала и методы их решения 14
1.3 Модели адаптации персонала 17
1.4 Особенности удаленной адаптации персонала 27
1.5 Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РЫНКА ТРУДА, КОМПАНИИ И МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 33
2.1 Характеристика рынка труда в сфере информационных технологий 33
2.2 Описание компании и её мероприятий по адаптации персонала 38
2.3 Организация и методы исследования 43
2.4 Выводы по главе 2 49
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ «ДАТАДЖАЙЛ» 51
3.1 Результаты эмпирического исследования 51
3.2 Разработка рекомендаций на основе исследования 58
3.3 Выводы по главе 3 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Сегодняшняя ситуация на рынке труда в секторе IT характеризуется дефицитом специалистов. В феврале 2021 г. Минцифры сообщило, что стране не хватает от 500 тысяч до 1 миллиона ИТ-специалистов, так как наблюдается нехватка бюджетных мест по ИТ-специальностям в вузах: по состоянию на начало 2021 г. их насчитывалось 80 тысяч, а также немаловажным фактором является «демографическая яма» на рынке труда, связанная с резким спадом рождаемости в 90-е годы . Кроме того, по оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, за февраль и март 2022 года Россию покинули 70 тысяч ИТ-кадров . На данный момент, в первую очередь, это связано с политической ситуацией в стране, которая сложилась после начала спецоперации на Украине.
В таком положении IT-компании пытаются создать необходимые условия для специалистов в сфере информационных технологий, которые позволят их удержать и обеспечить им рабочий процесс, приносящий удовлетворение. В соответствующих инициативах важную роль играет процесс адаптации персонала, который позволяет новому сотруднику влиться в коллектив компании, понять её корпоративную культуру и эффективно выполнять свои обязанности на рабочем месте. Правильно выстроенные мероприятия по адаптации сотрудников позволяют специалистам получить ощущение верности принятого им решения в пользу компании, также работник будет чувствовать приверженность к организации в более высокой степени и лучше понимать, что от него требуется и, соответственно, будет более погруженным в выполнение рабочих задач. Более того, мероприятия по адаптации персонала позволяют новым сотрудникам быстрее нарастить свою производительность и эффективность и приносить пользу компании. В связи с этим адаптация сотрудников имеет социальный оттенок, однако также преследует экономические цели: уменьшение издержек на старте, снижение текучести рабочей силы, а также сокращение временных затрат руководителей и сотрудников компании .
Необходимость адаптационных мероприятий для персонала рассматривается в большом количестве работ как зарубежных, так и отечественных авторов, и сейчас все больше компаний осознают необходимость четко выстроенных процессов по адаптации сотрудников, что позволяет привлекать и удерживать квалифицированных специалистов, к которым, в частности, относятся IT-специалисты. Однако до этого в компаниях вопросам адаптации уделялось мало внимания. В большинстве случаев эта функция являлась дополнительной для специалиста по подбору персонал . Остается большое количество компаний, в том числе российских, которые не совершенствуют свои мероприятия по адаптации сотрудников. Это связано с тем, что наблюдается дефицит ресурсов для этого, так как построение программы адаптации для сотрудников требует проведения масштабной организационной работы , а также данные задачи находятся в менее приоритетной позиции по сравнению с другими HR-процессами. Однако также стоит отметить, что вложения в грамотно разработанные мероприятия по адаптации персонала гораздо ниже, чем затраты, которые связаны с увольнением сотрудников, не прошедших испытательный срок. При правильно выстроенных адаптационных процессах сотрудник становится лояльным к компании, также они дают основу для построения долгосрочного сотрудничества. В первые месяцы работы у сотрудника в силу объективных причин еще не сформирована заинтересованность в данной компании, лояльность к ней. Чтобы избежать увольнение сотрудника в первый год его работы в компании, стоит внимательно подойти к разработке мероприятий по адаптации персонала .
Как было сказано ранее, IT-компании пытаются привлекать и удерживать как можно большее число IT-специалистов ввиду того, что наблюдается значительный дефицит данных кадров. В свою очередь, мероприятия по адаптации дают сотруднику необходимую информацию при вхождении в организацию, поддержку и помощь со стороны коллег, что в совокупности значительно повышает шансы в решении данных задач.
Управленческая проблема следующая: компания “Датаджайл” до января 2023 года не имела формально выработанных мероприятий по адаптации персонала. Адаптационный процесс новых сотрудников имел хаотичный характер и отличался в каждой команде компании. После января 2023 года были внедрены мероприятия по адаптации новых сотрудников, стандартизированные для всей компании, однако после данного внедрения были получены неудовлетворительные отклики со стороны новых сотрудников, их менторов и руководителей проектов.
Исследовательский вопрос: какие факторы обеспечивают рост удовлетворенности всех участников (новых сотрудников, наставников, руководителей) процессом адаптации в компании?
Для решения управленческой проблемы была выбрана качественная методология исследования. Качественные методы исследования включали анализ корпоративных документов по адаптации персонала для выявления причин узких мест в мероприятиях данного процесса, а также серию полуструктурированных интервью, которые позволили более детально обсудить проблемные моменты в мероприятиях по адаптации для ИТ-специалистов, опираясь на мнения всех участников адаптационных мероприятий.
Исследовательский подход к работе – консалтинговый проект, для реализации которого была выбрана исследовательская стратегия - исследование в действии (actionresearch), так как в данной работе изучается одна компания, предполагается разработка рекомендаций по решению управленческой проблемы, также автор будет включен в процесс внедрения данных рекомендаций.
Цель исследования: Разработка рекомендаций по совершенствованию мероприятий по адаптации ИТ-специалистов в компании «Датаджайл».
В соответствии с обозначенной целью исследования можно выделить основные задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы адаптации персонала и её виды;
2. Проанализировать текущие мероприятия по адаптации персонала и HR-документы в компании;
3. Провести полуструктурированные интервью для выявления проблем, связанных с адаптацией персонала;
4. Выявить факторы, которые обеспечивают рост удовлетворенности всех участников (новых сотрудников, наставников, руководителей) процессом адаптации в компании.
Объект исследования: компания «Датаджайл».
Предмет исследования: мероприятия по адаптации ИТ-специалистов в компании “Датаджайл”.
Предполагаемые результаты: набор рекомендаций для совершенствования мероприятий по адаптации ИТ-специалистов в компании “Датаджайл”.
Практической значимостью работы является разработка последовательности конкретных действий по улучшению мероприятий по адаптации для ИТ-специалистов, что обеспечит рост удовлетворенности данными мероприятиями как сотрудников, так и наставников, и руководства компании.
руководства компании.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает 48 наименований, в том числе 10 - на английском языке. В курсовой работе приведено 6 таблиц и 4 рисунка.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка рекомендаций для совершенствования мероприятий по адаптации IT-специалистов в компании “Датаджайл”. Актуальность данной цели была выявлена в связи возрастанием интереса к внедрению процесса адаптации в IT-компаниях. Подтверждением выполнения цели служит разработка конкретного плана действий компании в течение 2023 года, реализация которого будет способствовать росту удовлетворенности сотрудников, наставников и руководства мероприятиями по адаптации персонала.
Для определения подхода к решению проблемы были изучены теоретические основы адаптационного процесса, выявлены виды и методы адаптации, её модели, а также особенности мероприятий по адаптации в дистанционном формате. Для анализа текущих мероприятий по адаптации персонала было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого была выбрана качественная методология исследования. Серия полуструктурированных интервью позволили выявить факторы, обеспечивающие рост удовлетворенности адаптацией со стороны как новых сотрудников, так и со стороны наставников и руководителей. В свою очередь, анализ документов позволил прояснить проблемные моменты, которые были идентифицированы после проведения первой серии полуструктурированных интервью с новыми сотрудниками, наставниками и руководителями.
Исследование показало, что основными факторами, которые обеспечивают рост удовлетворенности мероприятиями по адаптации персонала являются четкая организация первого рабочего дня, налаженные коммуникации с всеми членами команды, а также количество и структурированность информации, которое необходимо усвоить в процессе адаптации нового сотрудника. Кроме того, были отмечены необходимость создания чек-листов для организации процесса адаптации работников, необходимость внедрения критериев для оценки работы наставников, а также возможность внедрение игровых элементов в процесс адаптации, которые будут повышать мотивацию новых сотрудников и способствовать снижению стресса для новичков перед защитой испытательного срока. Также все участники будут более удовлетворены процессом адаптации, если будет усовершенствован план на испытательный срок.
В связи с этим были предложены следующие рекомендации по совершенствованию мероприятий по адаптации персонала в компании «Датаджайл»:
1. До выхода нового сотрудника: подготовка рабочего места; рассылка на почту краткой информации о компании, её организационных процедурах и правилах;
2. Основной этап адаптации: представление новичка компании (при желании нового сотрудника); чёткое соблюдение расписания первого рабочего дня; усовершенствование плана на испытательный срок; составление чек-листа для наставников и линейных руководителей, а также инструкции для наставников, внедрение чат-ботов, создание базы знаний; внедрение роли бадди;
3. Заключительный этап адаптации (перед защитой испытательного срока): проведение предаттестации, подготовка отчета результатов испытательного срока
Данные рекомендации позволят улучшить мероприятия по адаптации для ИТ-специалистов и способствовать росту удовлетворенности новых сотрудников, которые станут более лояльными к компании, а также самих наставников и руководителей.
Выпускная квалификационная работа имеет форму консалтингового проекта и проходила при постоянном взаимодействии автора с представителями компании “Датаджайл”. На первом этапе была выявлена управленческая проблема, связанная с мероприятиями по адаптации персонала и поставлена цель консалтингового проекта. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование. На третьем этапе состоится презентация результатов работы руководству компании, а также внедрение одобренных рекомендаций в практику компании.
1) Анализ ИТ-отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] //businessstrategies .org. — Режим доступа: https://www.strategybusiness.ru/jour/article/download/882/709, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
2) Архипова Н. И., Назайкинский С. В., Седова О. Л. Особенности управления персоналом в условиях дистанционной занятости работников // Управление персоналом в программах подготовки менеджеров: Материалы тринадцатого международного научно-практического семинара. Воронеж: ВГУ, 2016. С. 4–6
3) Афанасьева Л.В. Профессиональная адаптация как эффективный способ помощи в решении задач в период испытательного срока // Управление развитием персонала. − 2016. − № 17. − С. 32-39.
4) Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина ─ 2-е изд. ─ Москва :Юнити, 2002. ─ 364 с. – 4-98868-131-1.
5) Вышли из строя: к чему приведет уход зарубежных вендоров из сферы кибербезопасности [Электронный ресурс]//iz.ru. – Режим доступа: https://iz.ru/1306612/olesia-ternopolskaia/vyshli-iz-stroia-k-chemu-privedet-ukhod-zarubezhnykh-vendorov-iz-sfery-kiberbezopasnosti, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.09.2022).
6) Галимова А. Ш. Дистанционная работа: особенности и проблемы адаптации работников / А. Ш. Галимова, А. А. Затонская // Инновационные доминанты социальнотрудовой сферы: экономика и управление: Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции по проблемам социально-трудовых отношений (20-е заседание), Воронеж, 21 мая 2020 г. Воронеж: Истоки, 2020. С. 75–7.
7) 7 главных ИТ-трендов 2023 года по версии «Руссофт» [Электронный ресурс]//habr.com. – Режим доступа: https://habr.com/ru/news/t/709978/, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
8) Информационная безопасность (рынок России) [Электронный ресурс]//tadviser.ru. – Режим доступа: https://inlnk.ru/em6EJ0, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
9) ИТ-рынок России [Электронный ресурс] // tadviser.ru. — Режим доступа: https: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%98%D0%A2-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8#.D0.9C.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B8.D1.84.D1.80.D1.8B:_.D0.9F.D0.BE.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B8_.D1.83.D1.88.D0.B5.D0.B4.D1.88.D0.B8.D1.85_.D1.81_.D1.80.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D1.80.D1.8B.D0.BD.D0.BA.D0.B0_.D0.B7.D0.B0.D1.80.D1.83.D0.B1.D0.B5.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D1.85_.D0.98.D0.A2-.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BF.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B9_.D1.81.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.BB.D0.B8_650-700_.D0.BC.D0.BB.D1.80.D0.B4_.D1.80.D1.83.D0.B1.D0.BB.D0.B5.D0.B9, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
10) Казанцева Е.Е. Адаптация персонала: современный взгляд // Управление развитием персонала. 2012. Т. 2, № 30. С. 26-40.
11) Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: ─ 2-е изд. ─ Москва : Инфра-М, 2005. ─ 225 с. – 5-98338-131-2.
12) Ключевые тренды в ИТ [Электронный ресурс]//comnews.ru. – Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/223770/2023-01-10/2023-w02/7-klyuchevykh-it-trendov-2023-goda-versii-russoft, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
13) Куроленкина Н.Е. Адаптация персонала: ее роль в компании // Управление человеческим потенциалом. − 2007. − № 25. − С. 30-40.
14) Куртиян А.Е. Еще раз о наболевшем, или адаптация персонала // Технологии управления персоналом. − 2015. − № 43. − С. 25-40.
15) Лазарева С.С. Эффективная система адаптации персонала: компоненты и этапы построение // Управление человеческим потенциалом. − 2007. − № 25. − С. 10-24.
16) Лукьянов О.И. Как помочь новичку в коллективе и приспособиться к работе // Управление человеческим потенциалом. − 2007. − № 10. − С. 54-62
17) Мажкенов С.А. Трехфокусная модель адаптации и наставничества// Управление развитием персонала. − 2021. − № 15. − С. 8-15.
18) Марченко, О. И. Управление персоналом: ─ 4-е изд. ─ Москва : Ось-89, 2004. ─ 152 с. – 5-98118-131-2.
19) Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия: ─ 2-е изд. ─ Москва : Инфра-М, 1999. ─ 245 с. – 2-45118-931-2
20) Методология и методы социологического исследования [Электронный ресурс]//lib.ysu.am. – Режим доступа: http://lib.ysu.am/disciplines_bk/b8dfe000fed35e7949c6287d8f6736b6.pdf, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).Вэлком-бокс [Электронный ресурс]//giftsfactory.ru. – Режим доступа: https://giftsfactory.ru/arhiv/wb_3, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
21) Механизмы адаптации персонала в условиях дистанционной занятости [Электронный ресурс] // researchgate.net. — Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/354436755_Mehanizmy_adaptacii_personala_v_usloviah_distancionnoj_zanatosti, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.03.2023).
22) Миронова М.А. Адаптация сотрудников в условиях дистанционной работы // Управление развитием персонала. − 2021. − № 15. − С. 16-24.
23) Миронова М.А. Методы адаптации: арсенал возможностей компании // Управление развитием персонала. − 2021. − № 15. − С. 16-24.
24) На рынке кибербезопасности произошел тектонический сдвиг [Электронный ресурс]//expert.ru. – Режим доступа:https://expert.ru/expert/2022/17/na-rynke-kiberbezopasnosti-proizoshel-tektonicheskiy-sdvig/, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
25) Обзор рынка труда: коротко о самом важном [Электронный ресурс] //spb.hh.ru. — Режим доступа: https://spb.hh.ru/article/26641, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
26) Паратнова О.Н. Успешная адаптация: критерии и «подводные камни» // Управление человеческим потенциалом. − 2007. − № 13. − С. 18-29.
27) После начала мобилизации из России выехало около 700 тысяч человек [Электронный ресурс] // vc.ru. — Режим доступа: https://vc.ru/migrate/513360-posle-nachala-mobilizacii-iz-rossii-vyehalo-okolo-700-tysyach-chelovek-forbes, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
28) Процедуры и методы социологического исследования [Электронный ресурс]//repo.ssau.ru. – Режим доступа: http://repo.ssau.ru/bitstream/Uchebnye-posobiya/Procedury-i-metody-sociologicheskogo-issledovaniya-Praktikum-Kn-2-Kachestvennoe-sociologicheskoe-issledovanie-67963/1/%d0%93%d0%be%d1%82%d0%bb%d0%b8%d0%b1%20%d0%90.%d0%a1.%20%d0%9f%d1%80%d0%be%d1%86%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%80%d1%8b%20%d0%b8%20%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b4%d1%8b.pdf, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
29) РАЭК спрогнозировала отъезд до 100 тыс. ИТ-специалистов в апреле [Электронный ресурс] // rbc.ru. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/22/03/2022/6239c48b9a7947da733b01fd, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
30) Самоукина Н.В. Адаптация персонала: проблемы и возможности // Управление развитием персонала. − 2022. − № 24. − С. 78-86.
31) Сможет ли Россия преодолеть кадровый дефицит в сфере ИТ [Электронный ресурс] // cnews.ru. — Режим доступа: https://itsupport.cnews.ru/articles/2022-11-23_smozhet_li_rossiya_preodolet_kadrovyj, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 23.02.2023).
32) Создаем вовлекающий вэлком-бук [Электронный ресурс]//lights-on.pro. – Режим доступа: https://lights-on.pro/welcomebook, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
33) Статистика оттока ИТ-специалистов из России в 2023 году [Электронный ресурс] // inclient.ru. — Режим доступа: https://inclient.ru/outflow-it-specialists/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
34) Треть уехавших Ит-шников вернулась в Россию [Электронный ресурс] // cnews.ru. — Режим доступа: https://www.cnews.ru/news/top/2022-10-31_tret_uehavshih_iz_rossii, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 23.02.2023).
35) Трудовой кодекс Российской Федерации - статья 70
36) Турчинов, А. И. Управление персоналом: ─ 2-е изд. ─ Москва : РАГС, 2008. ─ 287 с. – 8-45118-131-2.
37) Уитмор, ДюКоучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства; пер. с англ. − Москва.: Альпина Паблишер, 2019. − 316 с. ─ ISBN 967-5- 496-00783-2.
38) Чатботы для адаптации персонала [Электронный ресурс]//hr-academy.ru. – Режим доступа: http://hr-academy.ru:81/hrarticle/chatbotyi-dlya-adaptatsii-personala---udobnyie-pomoschniki-hr.html, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 28.03.2023).
39) Assessing best practices for the virtual onboarding of new hires Assessing best practices for the virtual onboarding of new hires in the technology industry in the technology industry [Электронный ресурс] // digitalcommons.pepperdine.edu. — Режим доступа: https://digitalcommons.pepperdine.edu/etd, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 27.03.2023).
40) Becoming an insider in a virtual environment: key elements of successful remote onboarding [Электронный ресурс] // HR.org. — Режим доступа: https://jyx.jyu.fi/bitstream/handle/123456789/76281/URN%3aNBN%3afi%3ajyu202106073497.pdf?sequence=1&isAllowed=y, свободный. – Загл. с экрана.(дата обращения: 29.03.2023).
41) Bray, C. Onboarding, Onboarding, and Ramping Salespeople // TEAM Framework. ─ LasVegas, 2019. ─ P. 145-186.
42) Du Toit, C. Onboarding, Strategies for getting employees up to speed faster // Randburg. ─ St. Petersburg, 2019. ─ P. 167-194.
43) Heddleston, K. The importance of technical onbaording, training and mentoring // Independently published, 2020. ─ P. 56-32.
44) Not Seen and Not Heard: Onboarding Challenges in Newly Virtual Teams [Электронный ресурс] // andrewbegel.com. — Режим доступа: https://andrewbegel.com/papers/notseen-notheardmsrtr11.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.03.2023).
45) Onboardingnewemployees: Maximizingsuccess [Электронный ресурс] // chrm.org. — Режим доступа: www.shrm.org/foundation, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 28.03.2023).
46) Stein, M. Successful Onboarding: Strategies to Unlock Hidden Value Within Your Organization// McGraw-Hill ─ Boston, 2010. .─ P. 110-134.
47) WhyBadOnboardingWillDamageYourBusiness [Электронный ресурс] // theundercoverrecruiter.ru. — Режим доступа: http://theundercoverrecruiter.com/onboarding-damage, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 20.03.2023).
48) Ypina, K. A Perfect Employee Onboarding Process: The Step-By-Step Guide To Increase Retention And Performance: Onboarding Activities For New Hires // Independently published, 2021. .─ P. 123-178.