Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Работа №136505

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Личностные ресурсы психологического благополучия студентов-психологов
1.1 Этимология понятия «благополучие»
1.2 Понятие и характеристика феномена психологического благополучия
1.3 Психологические особенности студентов - психологов
1.4 Ресурсный подход в психологии
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
2.1 Постановка проблемы исследования
2.2 Общая характеристика выборки
2.3 Методики исследования
2.4 Методы обработки и анализа данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Психологическое благополучие студентов направления психология
3.2 Сравнение психологического благополучия студентов дневного отделения, имеющих и не имеющих работу
3.3 Психологические характеристики студентов направления психология
3.4 Сравнение психологических характеристик студентов дневного отделения, имеющих и не имеющих работу
3.5 Взаимосвязи психологического благополучия студентов направления психология с их психологическими характеристиками
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


На сегодняшний день вопрос понимания проблемы психологического благополучия, как социально-психологического феномена особо актуален. Ситуация в мире и в нашей стране, в частности, в политической, идеологической, экономической сферах таковы, что современному человеку необходимо поддерживать оптимальный и продуктивный уровень своего психического состояния для адекватного существования. Для большинства жителей нашей страны вопрос фактического выживания уже решен, развитие вышло на новый уровень, не простого поддержания существования, а высокой производительности. Все более остро встают вопросы преодоления стресса, самоопределения и самореализации. Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, удовлетворяющей индивидуальные запросы личностные, профессиональные, материальные и социальные.
Решить многие из этих проблем помогают профессиональные психологи, однако стоит отметить, что они тоже сталкиваются с этими вопросами на пути своего становления. Так что начинающим специалистам в сфере психологии особенно важно поддерживать уровень своего психологического благополучия, чтобы эффективно помогать своим клиентам. Исходя из этого, становится очевидным необходимость определения механизмов формирования психологического благополучия у студентов направления психология и выявления факторов способствующих этому процессу.
На данный момент проблема психологического благополучия активно изучается зарубежными специалистами, отечественные психологи только начинают обращать свое внимание на эту область. В основном исследования касаются изучения психологического благополучия детей, подростков, работников коммерческих предприятий, а также людей оказавшихся в критических ситуациях.
В данной работе будут рассматриваться определения психологического благополучия, особенности и механизмы его формирования, различные подходы к изучению данной проблематике, а также личностные ресурсы влияющие на уровень психологического благополучия. В исследовании изучаются взаимосвязи личностных ресурсов студентов направления психология с их психологическим благополучием.
Цель исследования: изучить психологическое благополучие студентов направления психология в зависимости от их психологических характеристик.
Общая гипотеза исследования: психологическое благополучие выше у студентов, которые обладают высоким уровнем толерантности к неопределенности, увлеченностью учебной деятельностью, самоорганизацией деятельности и преобладающей автономной каузальной ориентацией.
Первая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов вечернего отделения выше, чем у студентов дневного отделения.
Вторая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов, имеющих работу выше, чем у неработающих студентов.
Задачи исследования:
1. Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного и вечернего отделений направления психологии СПбГУ.
2. Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного отделения направления психологии СПбГУ, имеющих и не имеющих работу.
3. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии СПбГУ.
4. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного отделения направления психология СПбГУ, имеющих и не имеющих работу.
5. Проанализировать взаимосвязи оценок параметров психологического благополучия студентов факультета психологии СПбГУ с их психологическими характеристиками.
Объект исследования: студенты 4 курса дневного отделения (бакалавры по направлению Психология) и студенты 6 курса вечернего отделения (специалисты по специальности Психология) Федерального Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет».
Предмет исследования: психологическое благополучие, толерантность к неопределенности, увлеченность учебной деятельностью, самоорганизация деятельности, каузальные ориентации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были рассмотрены понятия психологического благополучия и личностных ресурсов, показаны различные взгляды на проблематику и раскрыта актуальность изучаемой темы. Анализ литературы позволил рассмотреть феномен психологического благополучия с разных сторон, на данный момент это достаточно неизученная область психологии, но определенно важная и многообещающая.
Цель данной работы заключалась в изучении взаимосвязи оценок психологического благополучия студентов направления психология с их психологическими характеристиками. Задачи, поставленные для достижения цели исследования, были выполнены, тем самым цель достигнута.
Подтвердилась полностью общая гипотеза о том, что психологическое благополучие выше у студентов, которые обладают высоким уровнем толерантности к неопределенности, увлеченности учебной деятельностью, самоорганизацией деятельности и преобладающей автономной казуальной ориентацией. Частные гипотезы о том что, психологическое благополучие у студентов вечернего отделения выше, чем у студентов дневного отделения и психологическое благополучие у студентов, имеющих работу выше, чем у неработающих студентов, также подтвердились полностью.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной практической и теоретической изученностью взаимосвязи психологического благополучия и психологических характеристик, а так же необходимостью повышения уровня психологического благополучия путем развития необходимых для этого личностных ресурсов.
Данные о том, что показатели уровня психологического благополучия выше у работающих студентов, могут помочь по-новому взглянуть на возможность и пользу от совмещения обучения и работы, как студентам, так и сотрудникам образовательных структур. Данные о более высоких показателях психологического благополучия студентов вечернего отделения могут помочь реабилитировать пренебрежительное отношение к формату вечернего отделения и вернуть его, как приемлемую форму получения высшего образования.
Также все полученные данные позволяют лучше понять механизмы формирования и повышения уровня психологического благополучия, важность и необходимость его развития для продуктивной учебной деятельности.



1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М. : Академия, 1996. 224 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271с.
4. Аристотель. Никомахова этика// ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997
5. Бахтин, М. В. В поисках счастья. Религиозно-этические учения древности. СПб.: Издательство «Нива», 2005. 120 с.
6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
7. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст]: Ч. 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 2. С. 113 – 123.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
9. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов-психологов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, МГУ, 1997.
10. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Развитие психологических ресурсов субъектов образовательного пространства средствами психологии здоровья / Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы II Международной научно-практической конференции, 24–25 ноября 2011 г. / Отв. ред. А.К. Белоусова. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ. C. 471 – 476.
11. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учеб. пособие/ Под ред. Проф. Л. И. Вассермана. СПб.: Речь, 2010. 192 с.
12. Власова О.Г., Белых Н.А. Психологическое сопровождение профессионализации потенциального субъекта труда: ресурсный подход // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. 2006. Т. 68. № 13. С. 201-204
13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 366с.
14. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 258 с.
15. Врублевская, Т. И. Эволюция принципа эвдемонизма в древнегреческой этике // Философия и социальные науки: научный журнал. 2008. №. 3. С. 23 – 26.
16. Гудименко О.В. Самоактуализация как фактор преодоления психологических барьеров у студентов психологов в процессе профессиональной подготовки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Казань, ОГПУ, 2007.
17. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М., 2000. 125 с.
18. Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций. Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. № 3 • 2008, с.91-106
19. Джидарьян И.А. Современные тенденции в психологических исследованиях оптимизма // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1.: Сб. науч. тр./ Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 298–304.
20. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М. : Академический Проект ; Фонд Мир, 2008. 336 с.
21. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003
22. Ефимова Н. С. Социальная психология. М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2008. 192 с
23. Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. СПб. : Издательство Лань, 1997. 256 с.
24. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. C. 119–135.
25. Калашникова С. А. Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. C. 185-189.
26. Калашникова С. А. Личностные ресурсы как интегральная характеристика личности // Молодой ученый. 2011. №8. Т.2. С. 84-87.
27. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
28. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кетелла. – СПб.: Питер, 2001.
29. Климов Е. . Психолог : Введение в профессию. М. : Академия, 2007. 208 с.
30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.
31. Кожевникова Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации. Автореферат диссертации на соискание степени канд. психол. наук. Краснодар : [б. и.], 2006. 25 с.
32. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности. Диссертация на соискание учёной степени доктора психологических наук. – Иркутск, БГУ, 2007.
33. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю. и др. Факторы психологического благополучия личности//Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3. Ч. 1/Ред. А. А. Крылов. СПб., 1997. С. 342-350.
34. Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: Автореф. дис. на соискание степени канд.психол.наук. М., 2006.- 21 с.
35. Лубянкин И.Н. Проблема ресурсного подхода в образовании // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2005. № 2 (8). C. 191 – 193.
36. Лукацкий М. А., Остренкова М. Е. Психология. М. : Эксмо, 2007. 416 с., с. 282
37. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №6. С.87– 101.
38. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. 320 с.
39. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД). Психологическая диагностика, 2010, №2. С. 87 - 111.
40. Марков В.Н. Ресурсный подход к психологической диагностике: основные принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2010. № 4. C. 5 – 10.
41. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗ- НАК, 2006. 672 с.
42. Митина Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М. : Московский психоло- го-соц. ин-т : Флинта, 2003. 184 с.
43. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. C. 102-112.
44. Осин Е.Н. Факторная структура версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна. Психологическая диагностика. - 2010, №2, - С. 65-86
45. Пряжников Л.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК, 1996.
46. Пряжников Л.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
47. Реан А. А. Психологический атлас человека. СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - В 2 т., Т.1.М., 2009.
49. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Рубинштейн С.Л. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
50. Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия // Ежегодник российского психологического общества. – СПб., 2003
51. Селигман Мартин Э. П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни/ Перев. с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с.
52. Смирнова П.В. Психологические характеристики становления профессиональной идентичности (на примере профессии "психолог"). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Москва, МПГУ, 2006.
53. Таланов В. Л., Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. СПб. ; М.,2005. 928 с.
54. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Москва, РАГС, 2001
55. Фесенко П.П.Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2005
56. Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций // Научные труды аспирантов и докторантов. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2005b. Вып. 46. С. 35–48.
57. Хазова С.А., Дорьева Е.А. О методах исследования психических ресурсов субъекта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012 г. Т. 18. № 4. C. 29-35.
58. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности / Р.М. Шамионов // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. - 2009.
59. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. 296с
60. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методологическое исследование) // Психологическая диагностика. 2005, №3. С.95-130
61. Шипилова Е.В. «Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности». Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук. – Москва, АПКПРО, 2007.
62. Шмелева И. А. Введение в профессию // Психология. СПб. : Питер, 2007. 256 с.
63. Юнг К.-Г. Конфликты детской души. — М., 1995.
64. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Сост.: И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999.
65. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 351с.
66. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
67. Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография/ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2007. стр.218.
68. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: МПСИ; Флинта, 1998.
69. Соловьева С.Л. Ресурсы личности. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. №2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 04.04.2016).
70. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/13583/Благополучие (дата обращения 04. 04. 16)].
71. Baltes, P. Theoretical propositions of life-span developmental psychology: On the dynamics between growth and decline // Developmental Psychology. 1987. 23(5). P. 611 – 626.
72. Ryff C. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being//J. of Personality and Social Psychology. 1989. Voi. 57. P. 1069-1081.
73. Ryff C. The structure of psychological well-being revisited//J. of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ