Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности, выраженную в ее временных показателях

Работа №136491

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2024
Стоимость5300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы влияния
психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности... 9
1.1 Проблема перспективы личности в отечественной и
зарубежной психологии 9
1.2 Проблема психотравмы и психотравмирующих событий... 21
1.3 Влияние психотравмирующих событий на жизненную
перспективу 42
Глава 2 Эмпирическое изучение влияние психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности 60
2.1 Организация и методы исследования проблемы влияния
психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности 60
2.2 Выявление наличия психотравмирующих событий и
жизненной перспективы личности, выраженной в ее временных показателях 64
2.3 Анализ результатов исследования 88
Заключение 97
Список используемой литературы 100
Приложение А Факторы жизненных кризисов 109
Приложение Б Миссисипская шкала для диагностики ПТСР 110


Актуальность. Эта работа посвящена теме «Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности». Рассматриваемая проблема всегда была актуальной. Так, изучением проблематики жизненной перспективы личности занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.И. Головаха, A.A. Кроник, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу, В. Франкл и др.
Ученые рассматривали сущность понятия жизненной перспективы и ее основные характеристики. Под жизненной перспективой личности ученые рассматривали взаимосвязь предопределяемых и предполагаемых событий в будущем.
Исторически более ранние работы посвящены анализу феномена психической травмы (А.Н. Черепанова). Однако в последнее время интерес исследователей стала вызывать психотравма как относительно самостоятельный психологический феномен (А.А. Кузнецов, Ю.П. Зинченко и др.).
В последнее время в нашей стране происходят изменения в жизнедеятельности многих членов общества. Перед многими людьми встала задача пережить травмирующие события, сделать их собственным опытом, приспособиться к изменениям, которые произошли в их настоящем и построить новую жизненную перспективу. При этом надо учитывать, что настоящее для этих людей достаточно неопределенно, что усложняет задачу построения перспективы собственного будущего.
То есть сложные жизненные обстоятельства, приводящие к возникновению психотравмы, требуют от личности пересмотра или изменения предыдущих стратегий жизнедеятельности относительно отношения к собственному времени жизни и перспективы собственного будущего и построения новой, согласованной с задачами, которые ставит перед личностью настоящее, перспективы собственного будущего. В связи с этим была выбрана следующая тема исследования: «Влияние психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности, выраженную в ее временных показателях».
На данный момент, по многим исследованиям, преобладающими эмоциями у населения диагностированы: тревога, раздражительность, агрессия и страхи, отражающие негативную картину психического состояния населения (В.А. Аверин, Р.В. Кадыров).
Психологические последствия участия в событиях, угрожающих жизни или здоровью личности, могут проявиться в посттравматическом стрессовом расстройстве, возникающем как острая, затяжная или отсроченная реакция на угрозу жизни ситуации (Ю.Ф. Шашмурина).
Активность личности в настоящем, направленная на достижение определенных жизненных целей, обусловливается жизненной перспективой. К.А. Абульханова-Славская говорит о том, что высокий уровень оптимального качества субъекта жизни предполагает наличие у личности способности к регуляции, организации собственного жизненного пути как целого, основанного на определенных целях, ценностях. Е.И. Головаха рассматривает жизненную перспективу в качестве целостной картины будущего.
Исследователи (К. Левин, Д.А. Леонтьев и др.) указывают на такие базовые теоретические основания для осмысления понятия «жизненные перспективы личности», как локализация ее в сознании; содержание жизненных перспектив личности представлено различными планируемыми и ожидаемыми в будущем событиями; структура жизненной перспективы личности является совокупностью устойчивых связей, существующих между событиями в будущем, прошлом и настоящем.
При оценке параметров жизненной перспективы чаще всего используют бинарные параметры: оптимистичность / пессимистичность, личностность / нормативность, реалистичность / не реалистичность, дифференцированность / не дифференцированность. Важным условием формирования жизненной перспективы, ведущей к развитию личности, является дифференцированная, реалистичная, положительная и личностная перспектива.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизненная перспектива личности - это совокупность представлений человека о будущем. Структура жизненной перспективы личности представлена психологическим прошлым, настоящим и будущим, единство которых составляет временную целостность. Адекватность восприятия личностью своего прошлого, а особенно настоящего, влечет за собой адекватность взглядов на свое будущее.
Стрессовые и психотравмирующие ситуации, возникающие в жизни человека, приводят к изменению жизненной перспективы личности, которые могут носить как негативный, так и положительный (мотивирующий) характер.
Исследование влияния психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности представляет собой актуальную проблему современной науки в силу неполной изученности. Поэтому считаем значимым и актуальным проведение эмпирического исследования с целью выявления влияния психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности и степнь выраженности этого влияния во времнных показателях.
Для достижения цели исследования был использован ряд диагностических методик, который позволил нам определить характер вляния психотравмирующих событий на жизненную перспективу личности.
Использование Миссисипской шкалы для диагностики ПТСР позволило нам установить, что хороший уровень адаптации выявлен у 8 человек (40%); нарушение адаптации - у 6 человек (30%); посттравматическое стрессовое расстройство - у 6 человек (30%). Результаты диагностики по данной методике позволили установить степень влияния факта наличия травмирующего события на личность: чем выше уровень адаптации, тем ниже степень влияния факта наличия травмирующего события на личность.
Результаты опросника временной перспективы Ф. Зимбардо показали, что: фактор «негативное прошлое» выявлен у 6 испытуемых (30%); фактор «позитивного прошлого» выявлен у 5 испытуемых (25%); фактор «гедонистическое настоящее» преобладает только у 1 испытуемого (5%); фактор «фаталистического настоящего» является преобладающим у 3 испытуемых (15%); фактор «будущее» выявлен у 5 испытуемых (25%). Полученные результаты показывают, что не у всех испытуемых отмечается сформировавшаяся жизненная перспектива личности. Некоторые из испытуемых склонны слишком зацикливатьтся на прошлом негативном опыте, некоторые считают, что их настоящее не зависит от них самих, третьи живут сегодняшним днем. По нашему мнению, такая ситуации обусловливается рядом личностных особенностей испытуемых.
По результатам использования индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик (ИТО) было установлено, что 8 испытуемых (40%) по всем шкалам показали баллы в пределах нормы, что говорит о них, как о гармоничных личностях. Они обладают хорошим уровнем адаптации. У 6 испытуемых (30%) наблюдается умеренная выраженность по всем шкалам, что говорит о затрудненной адаптации, создающей проблемы для самих испытуемых либо для окружающих их людей. Им свойственно нарушение адаптации по методике МИПИ. У 6 испытуемых (30%) выявлена избыточная выраженность по шкалам методики, что свидетельствует о состоянии эмоциональной напряженности, затрудненной адаптации. Эти испытуемые страдают от посттравматического стрессового расстройства.
Использование методики диагностики самоактуализации личности показало, что высокий уровень выявлен у 8 испытуемых (40%); средний уровень свойственен 6 испытуемым (30%); низкий уровень выявлен также у 6 испытуемых (30%). Также было установлено, что испытуемые с высоким уровнем самоактуализации являются гармоничными личностями, стремящимися к активной и продуктивной реализации своего творческого потенциала, им свойственна богатая жизненная перспектива личности и хороший уровень адаптации. Испытуемые со средним уровнем самоактуализации испытывают затруднения и нарушения в адаптации.
...


1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. С. 137-143.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 231 с.
3. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и Время жизни. СПб: Алетейя, 2001. 304 с.
4. Аверин В.А. Интегративный подход и принципы психологии развития человека // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1. № 3. С. 240-248.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Гаудеамус, 2015. 240 с.
6. Анализ факторов дезадаптации лётчиков после экстремального стрессового воздействия / А. М. Щегольков, А. А. Благинин, А. Я. Фисун [и др.] // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2020. № 3(71). С. 68-71.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
8. Архангородский М.Г. К вопросу о психологической структуре психической травмы с точки зрения аналитической психологии. URL: http://narkologpenza.narod.ru/2_1_5.htm(дата обращения: 23.09.2022).
9. Аффект. URL: http://psymedcare.rU/affekt#chto-takoe-affekt(дата обращения: 23.09.2022).
10. Батыршина А.Р. Принцип детерминизма воли в истории отечественной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 4-13.
11. Битюцкая Е.В. Смысл угрозы и угроза смыслу: моделирование восприятия ситуации пандемии COVID-19 // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2020. №4. С. 21-39.
12. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. Берлин: Врач, 1920. 542 с.
13. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
14. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических // Психологический журнал. Т. 16. № 3. 1995. С. 90-101.
15. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
...
93 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ