Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние рок-музыки на жизненный путь личности

Работа №105306

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы128
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Музыка в жизни личности: теоретико-методологические аспекты 9
1.1. Методологические аспекты изучения жизненного пути личности 9
1.2. Музыка как социокультурный феномен и её влияние на личность 20
Глава 2. Жизненный путь личности в контексте рок-музыки 29
2.1. Анализ социальных представлений о влиянии рок-музыки на слушателей 29
2.2. Роль рок-музыки в процессе конструирования сценариев жизненного
пути личности 41
Заключение 68
Список используемой литературы и источников 71
Приложение № 1 77
Приложение № 2 82
Приложение № 3 89
Приложение №4 103
Приложение №5

Актуальность темы исследования. Многогранность всевозможных социальных явлений, глобализационных процессов в областях культуры, экономики, политики, средств массовой информации и коммуникации, и в целом социальной жизни, приводит к стиранию прежних границ между государствами, обществами и различными субкультурами, которые ещё десятки лет назад представляли собой самостоятельные и уникальные феномены.
Усложнение российской действительности воздействовало на возрастание разнообразия всевозможных типов культур, музыкальных жанров и ответвлений, способствовало обновлению общественного сознания и восприятия, что привело к появлению многогранных жизненных стилей и ценностно-культурных ориентаций. Как следствие, формируется диссонанс между необходимостью в социокультурном изменении общества и сохранении традиционных духовных ценностей, культурных норм, обычаев российского народа. На наш взгляд, данные процессы способствуют распространению в обществе особого типа индивида - маргинальной личности, которая наиболее точно отражает сущность личности молодого человека.
Наиболее яркой и устойчивой субкультурой в 1980-90-х годов стала рок-культура, а если быть точнее, то главный из её аспектов - рок-музыка, которая полностью отзеркалила стиль исполнения и звучания других музыкальных направлений. Данная культура существует как отдельный пласт, имея как материальные (стиль одежды, аксессуары, обувь и пр.), так и нематериальные (духовные) аспекты (образ жизни, мироощущение).
Наибольшее влияние рок-культура оказала на молодое поколение, что, впоследствии, дало толчок к образованию нового типа молодежи, для которой в силу досуговых возможностей стало доступным свободное от тяжелого труда и быта времяпровождение, характеризующееся экспрессивностью и эпатажем.
Многими исследователями отмечаются преобразования российской общественности конца ХХ - начала XXI в., которые повлекли за собой изменение и преобразование устоявшейся системы ценностей, а так же привели к пересмотру функциональности различных институтов социализации: образования, политики, семьи и т.п. Роль традиционных социальных институтов значительно снизилась, в связи с этим появляется необходимость в изучении тех «каналов» социализации, которые ранее не были исследованы. Наднациональный склад и диффундирующая особенность рок-музыки создаёт причины актуальности её исследования как социокультурного феномена, необходимость конкретного социологического исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Традиции изучения музыки в социологии заложены М. Вебером, Т. Адорно и Т. Кнейфом и У.Р.Хинди которые рассматривали изменения в музыке в жёсткой связи с социальной динамикой в общественной системе.
Определение факторов и механизмов влияния музыки на общество рассматривалось в работах П. Баимова, Ю. Давыдова, И. Роднянской, Е.Рыбаковой .
Рок-музыка в России, ее особенности и векторы влияния на индивида, общество описаны в работах К.А. Абульхановой-Славской, Г. Кнабе, А.Т.Невской, А.В. Луначарского и др.
Рок-культура изучается в рамках социологии молодёжи: С. Фриз, Е.Я.Бурлина, В. Т. Лисовский, А. С. Запесоцкий и др. В этих исследованиях рок рассматривается как социокультурное явление, оказывающее влияние на формирование ценностно-нормативной системы и поведенческих практик молодёжи. Зачастую подобные поведенческие модели характеризуются в качестве девиантных. Заявленная тема выпускной бакалаврской квалификационной работы, стоит отметить, недостаточно разработана и является достаточно молодой в своём изучении. В литературе практически отсутствует анализ структуры, содержания и социальной значимости процесса формирование музыкальных интересов молодежной аудитории под влиянием рок-музыки.
Цель бакалаврской работы - изучение влияния рок-музыки на жизненный путь личности.
Объектом исследования является жизненный путь личности.
Предмет исследования - роль рок-музыки в процессе конструирования личностью жизненного пути.
Задачи исследования:
1) изучить теоретико-методологические аспекты исследования жизненного пути личности;
2) рассмотреть музыку как социокультурный феномен;
3) выявить социальные представления о влиянии рок-музыки на слушателей;
4) проанализировать варианты развития жизненных сценариев слушателей рок-музыки.
Гипотеза исследования. Рок-музыка является средством самовыражения её слушателей, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Рок-музыка предопределяет жизненные сценарии индивида, наполняет жизненным смыслом и продлевает ощущение молодости для представителей старшего поколения.
Теоретико-методологическая база исследования:
1. Деятельностный подход (М. Вебер, А.Н. Леонтьев) позволяет рассмотреть личность как социально активный элемент, характеризующийся инициативой и избирательностью в усвоении ценностей, установок при взаимодействии с институтами и общностями социальной среды;
2. Драматургический подход (И. Гофман) позволяет изучить социальные микрогруппы, в которых осуществляется определенного рода деятельность с точки зрения управления впечатлениями и определения ситуации;
3. Феноменологический подход (А. Шюц, П. Бергер и Т. Лукман) объясняет то, каким образом повседневная реальность преломляется в общественном сознании индивидов и как эта реальность формирует поведение слушателей рок-музыки;
4. Интегративный подход (Ю. Хабермас) позволяет опираться на идеи полипарадигмальности, то есть совмещения по принципу взаимодополнительности теорий разного теоретического статуса как критерия целостности, обоснованности и корректности научного знания в определенной области.
Методы исследования: анкетный опрос, биографическое интервью.
Эмпирическая база исследования. Для получения социологической информации, отражающей предпочтения рок-слушателей, их восприятие рок- музыки и жизненные интересы было проведено анкетирование. В ходе исследования изучается выборочная совокупность в размере 100 человек. По типу выборка - целевая, где единицами отбора выступают жители г. Тольятти в возрасте от 18 до 30 лет, от 31 до 40 лет и от 41 до 50 лет. Также для получения более полной информации нами было проведено биографическое интервью среди представителей рок-культуры в количестве 12 человек. Для каждой возрастной категории нами было проинтервьюировано по 4 представителя (2 мужчин и 2 женщин). Для интервью возрастные категории представляются следующие: от 18 до 24 лет, от 25 до 30 лет и от 31 до 50. С помощью данного метода мы более детально сможем проанализировать характеристики каждой группы респондентов.
Обработка и анализ полученной информации проводился с помощью программ Microsoft Office Excel 2007 и в SPSS Statistics 21.
Апробация работы:
1. «Студенческие Дни науки в ТГУ»: научно-практическая конференция, 1-24 апреля 2017 года, г. Тольятти.
2. Научно-методический электронный журнал «Концепт» (июнь 2017).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном мире образовалось множество всевозможных музыкальных течений. К массовой музыкальной культуре мы можем отнести множество музыкальных направлений, однако, на наш взгляд, именно рок- музыка как структурный механизм рок-культуры является отдельным вектором социализации, располагающим огромным воздействующим потенциалом в процессе конструирования личностью жизненного пути.
В ходе исторического развития, данная культура появилась на Западе во второй половине 50-х гг., как форма самовыражения, мировоззрения и отношения к реальности, с учетом социальных, политических и иных изменений в обществе. Исторически следует выделить 5 этапов развития рок-культуры. Основными факторами в данном случае являются: появление рок-н-ролла как одной из форм образования рока; определение внутренней иерархии рок-культуры: формирования стиля как идеологической основы; процессы структуризации направлений, усложнение ее форм; появление коммерческого ядра, ориентированного на широкую аудиторию; развитие рока как элитарной культуры; переход в массовую культуру, утрачивая априорные идеологические установки.
Важную роль в привлечения в рок-культуру играют психолого-возрастные особенности, массовость, зрелищность этого музыкального направления, что формирует у приверженцев данной культуры ряд ценностных установок и социальную позицию. Рок-музыка обладает рядом элементов, характеризующихся специфической символикой и сленгом, ярко- выраженной идеологической направленностью, текстовым содержанием, что в совокупности и образует рок-культуру, проникающую в различные сферы общественной жизни. Фаза «моды» характеризуется утратой протестного содержания и актуализацией презентационных элементов музыкальной рок- культуры, что влияет прежде всего на процессы социогрупповой идентификации акторов рок-музыки без выраженной социальной позиции.
Анализ научной литературы и проведенного нами исследования показал, что для слушателей рок-культура является комфортной средой, где происходит поиск и взаимодействие единомышленников, рекреационная разрядка от монотонных будней, идентификация и становление мировоззрения молодых людей. Рисками рок-социализации слушателей является сужение сферы социального взаимодействия за счет формирования «неформатных» с позиции общества моделей поведения.
Рок-музыка оказывает влияние на развитие творческих способностей слушателей и последователей данного стиля. Как заявляют информанты, рок-музыка способствовала не только внутреннему духовному развитию и возможностью ухода от бытовых проблем, но и возможностью творческого начала. Как показывают результаты исследования, пик увлечения рок- музыкой приходится на возраст от 18 до 25 лет. Слушатель пытается искать самостоятельно ответы на интересующие его вопросы. В текстах рок-музыки мы видим отражение социальной и политической действительности. Музыка выражает свою точку зрения на процессы, происходящие в обществе. Как мы говорили ранее, исторически, рок-музыка, не имея коммерческого основания, обладает честностью перед слушателем. Следовательно, ее позиция не навязана и не обособлена, как в поп-музыке. Слушатель рок- музыки выбирает именно это направление за искренность и доверие.
Противопоставление себя массовой культуре способствует ограничению социальных взаимодействия как музыкантов, так и рок слушателей; их нежелание и неготовность воспринимать представителей другой культуры. При этом отметим, что некоторые новые стили и направления в рамках чувственной культуры (по П. Сорокину) несут в себе сомнительный социокультурный потенциал, в силу стремления продать музыкальный «товар» массовому слушателю, в то время как рок-культура является особой глубокомысленной нишей в социокультурном и историческом плане.
Преломляя вышеописанные типы слушателей, предложенных Т.Адорно, мы можем утверждать, что изученные посредством биографического интервью личности, наиболее близки такие типы как: эксперт и эмоциональный. Кроме того, нам близка точка зрения Асафьева о музыкальной интонации: «как имеющая общий смысловой исток с выразительной интонацией словесной речи и все время сопоставлялась с явлениями языка, речи, слова». Для рок-слушателей свойственно тщательное фильтрование музыки не только по звучанию, а также по смысловой нагрузке, что характерно для первого типа.
Эмоциональный тип, в данном исследовании, подтвердился не только по результатам биографического интервью, а, также, по результатам анкетного опроса, где респонденты отмечали важную функцию рок-музыки, как психо-эмоциональную разгрузку. Многие респонденты и информанты отмечали подавление с помощью рок-музыки своей агрессии и возможности «выпустить пар».
Таким образом, в результате исследования мы достигли поставленной цели и задач работы и подтвердили выдвинутую рабочую гипотезу. Мы можем сказать о том, что рок-музыка является средством самовыражения её слушателей, служит барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей.
Нашим исследованием так же было подтверждено, что рок-музыка предопределяет жизненные сценарии индивида, наполняет жизненным смыслом и продлевает ощущение молодости для представителей старшего поколения, она накладывает определённые модели поведения и мироощущение рок-слушателей. Информанты были выделены как целеустремлённые, ответственные, креативные личности, стремящиеся к справедливости и свободе не только слова, но и действий. Рок-музыка вдохновляла информантов на развитие и самосовершенствование.



1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненный путь в понимании психолога / К. А. .Абульханова-Славская/ Издательство «Мысль», 1991. — 356 с.
2. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адорно / М.: Издательство «Мысль», 1999. — 404 с.
3. Адорно, Т. Философия новой музыки /Т. Адорно/ М.: Логос, 2001. — 120 с.
4. Асафьева, Б.В. Социологические исследования [Текст] / Б.В. Асафьева. - М. : Издательство, СОЦИС, 2012. - № 10. — 543 с.
5. Баимов, П. А. Эволюция зарубежной рок музыки в XX-XXI вв. / П.
А. Баимов. Красноярск, 2010. — 321с.
6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. — 276 с.
7. Вебер, М. Избранные произведения: Рациональное и
социологическое в музыке / М. Вебер. - М. : Издательство, 1990. - 564 с.
8. Гофман, И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта/ Пер. с англ. Р.Е. Бумагина, Ю.А. Данилова, А.Д. Ковалева, О.А. Оберемко под ред Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой. М.: Институт социологии РАН; ФОМ, 2004. — 76 с.
9. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Кучково поле, 2000. — 40 с.
10. Громаков, А.И. Рок-музыка как кейс музыкальной социализации / А.И. Громаков // Теория и практика общественного развития. № 1. 2014. — 117 с.
11. Громаков, А. И. Социокультурная динамика рок-музыки в российском обществе / А. И. Громаков / Социально-политическая реальность начала XXI века: проблемы и перспективы: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры Политология и социология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. — 73 с.
12. Давыдов, Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь) / Ю. Н. Давыдов, И.Б. Роднянская / М.: 1980. — 232 с.
13. Давыдов, Ю.Н., Роднянская, И. Б. «Социология культуры. Критический анализ» / Ю. Н. Давыдов, И.Б. Роднянская / М.: 1980. С - 41.
14. Дидуров, А.М. Золотое десятилетие рок - поэзии / А. М. Дидуров // М.: Издательство, Молодая гвардия, 1992. — 98 с.
15. Запесоцкий, А. С. «Музыка и молодёжь». - М. : Знание, 1988. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике : Сер. «Эстетика»; №11).
16. Запесоцкий, А. С. «Из истории рок-музыки: творчество «Битлз»» // Из истории рок-музыки : творчество «Битлз». - СПб. : СПбГУП, 2002. - 40 с.:ил. - (Избр.лекции Ун-та ; вып. 18). — 26 с.
17. Запесоцкий, А. С. «Трансформация культуры: производство смыслов и управление информационными потоками» // Запесоцкий А. С. Философия и социология культуры : [избр. науч. тр.]. - СПб. : Наука, 2011. - С. 480 - 488.
18. Зубок Ю. А. «Социальная интеграция молодежи в условиях
нестабильного общества» / Ю. А. Зубок/ M.: 1998. — 56 с.
19. Илле, М. Е., Сакмаров, О. А. «Рок - музыка: таланты и
поклонники»// «Социологические исследования» / М. Е. Илле, О. А. Сакмаров /М.:1989. №5. — 28 с.
20. Квятковский, Г. Ю. Рок-культура как объект социологического исследования / Г. Ю. Квятковский // Вестник Челябинской гос. акад. культуры и искусств. 2005. № 1. — 52 с.
21. Кнабе, Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. / Г.С. Кнабе / М.: СОЦИС, 1990. №8. — 129 с.
22. Кнабе, Г.С. Избранные труды. Теория и история культуры / Г.С. Кнабе / М.: РОССПЭН, 2006. — 456 с.
23. Кнейф, Т. Социология музыки / Т. Кнеф / М.: Издательство, Знание, 1998. — 187 с.
24. Комарова, Н. И. Стиль рок как социальное явление 80-х начала 90-х годов / Н. И. Комарова / Автореферат диссертации кандидата социологических наук. М.:1992. — 43 с.
25. Костюченко, Л.Г. Введение в теорию личности. Личность и ее жизненный мир / Л.Г. Костюченко, Ю.М. Резник. - М.: Независимый институт гражданского общества. 2003. — 76 с.
26. Козлов, А.С. Рок-музыка: истоки и развитие / А.С. Козлов // М.: Издательство, Знание, 1989. — 142 с.
27. Лисоовский В. Т. отв. ред. Социология молодежи СПб.: 1996.
28. Лукьянов В.Г. Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации // Социологические исследования / В.Г. Лукьянов / 2014. — 161 с.
29. Лукьянов, В. Г. Социология музыки А.В. Луначарского (теоретико-методологический аспект) // Социологические исследования / В.Г. Лукьянов / 2014. № 1. — 176 с.
30. Луначарский, А.В. Вопросы социологии музыки/ Луначарский А.В. В мире музыки.// М., 1971. — 226 с.
31. Луначарский, А. В. О социологическом методе в теории музыки. Социальные истоки музыкального искусства / А.В. Луначарский, В мире музыки // М.: 1988. — 371 с.
32. Маршак, А.Л. Культура: социологические смыслы и реалии. М.: НИЦ «Академика», 2013. — 91 с.
33. Минюшев, Ф.И. Социальная антропология /Ф.И. Минюшев/ М.: Академический Проект, 2004. — 83 с.
34. Набок И. Л. «Рок - культура как явление» /И. Л. Набок/ М.: 1987. — 52 с.
35. Новицкая Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. № 6. — 35 с.
36. Невская, Т. Н. Становление молодежной культуры в СССР в конце 50-х - начале 80-х годов XX века / Т. Н. Невская. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцина. 2008. — 147 с.
37. Рыбакова, Е. Рок-музыка в контексте отечественной культуры.
38. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 159 с.
39. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.:
Издательство: Советский композитор, 1975. — 202 с.
40. Сохор А. «Развитие музыкальной социологии в СССР»
Социалистическая музыкальная культура /А. Сохор / М.:1974. - 56 с.
41. Троицкий, А.К. Рок - музыка в СССР / А.К. Троицкий // М.: Издательство, Книга, 1990. - 134 с.
42. Шпакова, Р.П., Гергилов, Р.Е. «Братья Альфред и Макс Веберы» / Р. П. Шпакова, Р. Е. Гергилов/ М.: 2005. — 18 с.
43. Шюц, А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования./ А. Щюц / М.: 1998. № 2. — 132 с.
44. Яворский, Б.Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки / Б.Л. Яворский // М.: Издательство: Просвещение, 1908. — 40 с.
Интернет-ресурсы:
45. Алексеев, А.Н., Бурлака, А., Сидоров, А. Кто есть кто в советском
роке [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.fedy-
diary.ru/Gold/books-r/soviet.htm (Дата обращения: 13.04.2017)
46. База русского рока - Зарождение рока в СССР [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rus-rocks.moy.su/publ/zarozhdenie_roka_v_sssr/1- 1-0-2 (Дата обращения: 29.01.2017)
47. Библиотека цитат - Цитаты рок-музыкантов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib-quotes.com/rock-citaty-1.php(Дата обращения: 19.01.2017).
48. Замокъ - Толковый словарь Ожигова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ozhegov.org/(Дата обращения: 18.12.2016).
49. Легенды рока - История рок-музыки [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://musa.wmsite.ru/o-raznom-20111/istorija-rok-muzyki(Дата
обращения: 30.10.2016)
51. Наш Рок - Легенды русского рока [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nash-rock.ru/legendy.html(Дата обращения: 14.04.2017)
52. Родина - Влияние рок и рок-н-ролл музыки на психику человека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zarodinu.org.ua/page/220(Дата обращения: 05.11.2016)
53. Толковый словарь живaго великорусского языка Даль, И.В. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://slovardalja.net/(Дата обращения:
25.11.2016) .
54. Фонд Общественное Мнение - О молодежи: возрастные границы, ценности, особенности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/11748 (Дата обращения: 15.12.2016).
55. Фонд Общественное Мнение - Музыка и люди [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/10731(Дата обращения:
15.10.2016) .
56. Человек и наука - Эволюция рок-культуры в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cheloveknauka.com/evolyutsiya-rok-kultury-v- rossii(Дата обращения: 28.01.2017)
57. Albest - Влияние современных музыкальных течений на социальное поведение личности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65625b2ac69a4d53a88521216d37_0.ht ml (Дата обращения: 09.02.2017)
58. DSLib.NET- Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dslib.net/teoria-sociologii/vlijanie-rok-muzyki-na-formirovanie-stilja- zhizni-rossijskoj-molodezhi.html(Дата обращения: 06.02.2017)
59. Gufo.me - Толковый словарь Кузнецова [Электронный ресурс] Режим достуnа:http://gufo.me/kuznec_a (Дата обращения: 25.11.2016).
60. Ward - История русского рока. Как всё началось... [Электронный ресурс] Режим доступа: http://varg.musclub.ru/news/2225(Дата обращения: 14.04.2017)
Иностранные источники:
61. Brown, E.F., Hendee, W.R. Adolescents and their music: Insights into the health of adolescents // Journal of American Medical Association. 1999. No 262. P. 1659-1663.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ