Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование гештальт-подхода в коррекции тревожности личности юношеского возраста

Работа №136481

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования гештальт-подхода в коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста 9
1.1 Сущность тревоги, тревожности в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2 Особенности проявления тревожности у лиц старшего
юношеского возраста 15
1.3 Возможности использования гештальт-подхода в коррекции
тревожности у лиц старшего юношеского возраста 20
Глава 2 Эмпирическое исследование использования гештальт-подхода в коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста 31
2.1 Организация, выборка и методы исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
особенностей тревожности у лиц старшего юношеского возраста... 34
2.3 Разработка направлений использования гештальт-подхода в 41
коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста
2.4 Оценка эффективности использования гештальт-подхода в
коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста 53
Заключение 63
Список используемой литературы 65

Актуальность и научная значимость исследования. Наш век можно назвать веком тревожности. Набирающий обороты ритм жизни, колоссальное количество информации, постоянные техногенные новшества, непрестанная социальная гонка за статусом и успехом. Список факторов современных реалий, потенциально нарушающих внутреннее равновесие и внешнюю стабильность человеческой жизни, можно продолжать бесконечно.
Существуют достоверные статистические данные, которые позволяют нам утверждать, что тревога и тревожные расстройства - бич нашего времени. Например, по данным мировых эпидемиологических исследований, частота психических заболеваний в год распределена следующим образом: на первом месте стоят тревожные расстройства (6.7%), на втором - расстройства настроения, в том числе депрессии (5.4%), на третьем - зависимости (3.8%), на четвертом - шизофрения (0.4%).
В отличие от развитых западных стран, в нашей стране существует гиподиагностика тревожных расстройств. В России пока нет единого стандарта по определению и терапии данных нарушений. Можно выделить целый ряд причин существующего положения вещей: низкая доступность психиатрической/психологической помощи и ее стигматизация, низкая психологическая культура, высокая коморбидность тревожных расстройств и соматических заболеваний и другие. И хотя масштабных мета-исследований в России пока не существует, однако и в нашей стране отмечается мировой тренд в сторону нарастания тревожных состояний. Например, замечено, что по сравнению с предыдущими десятилетиями резко увеличилось количество пациентов с социофобией (33.3%), с вегетативными кризами (55.8%), с обсессивными расстройствами (4.6% в 1960 г и 24% сейчас).
Тревожность и тревожные состояния существенно ухудшают качество жизни. Поэтому неудивительно, что эта проблематика уже освещена и продолжает изучаться множеством авторов различных школ и направлений психотерапии. Тем не менее, в рамках гештальт-подхода существует некоторый теоретический дефицит.
Исследованием методов гештальт-терапии занимались такие авторы, как Л.И. Бочанцева. С. Гингер, А.В. Гронский, К. Наранхо, Н.Ю. Зыкова, Ф. Перлз и другие. Однако гештальт-подход является довольно молодым психотерапевтическим направлением, поэтому в нем еще не разработан монолитный теоретический взгляд на проблему тревожности. Это может быть обусловлено не только молодостью подхода, но и его специфической направленностью. Гештальттерапия феноменологична, то есть в ней мы всегда имеем дело с уникальным переживанием уникальной личности, в моменте «здесь и сейчас». Такой фокус работы предполагает постоянную гибкость и открытость терапевта, который должен оперировать не готовыми теоретическими шаблонами, а собственной чувствительностью. Выведение универсальных законов в гештальте противоречит самой философии направления. Тем не менее, существуют некоторые общие принципы работы с тревожностью, которые необходимо рефлексировать и фиксировать, тем самым пополняя теоретическую базу гештальт-терапии. Кроме того, мы считаем, что аккумулирование и описание хорошо себя зарекомендовавших стратегий работы гештальт-терапевтов тоже крайне полезно не только для коллег, но и для представителей других направлений.
Чувство тревожности может быть свойственно каждой личности на любом жизненном этапе. Но, несмотря на распространённость тревожности, существует возрастная категория граждан, об особенностях тревожности которой мы знаем крайне мало. Это молодые люди старшего юношеского возраста. В психологической литературе различных авторов проблема тревожности у таких лиц является недостаточно изученной. В специализированной литературе по гештальт-подходу также не достает исследований и информации по этому вопросу.
Категория лиц старшего юношеского возраста представляется особенно интересной, поскольку в данном возрасте возникает первый опыт решения «взрослых» проблем и задач. То, как молодой человек или девушка справился (или не справился) с ними, а также то, какой ценой далась победа или поражение - все это откладывается в памяти и привносится во взрослую жизнь. Поэтому старший юношеский возраст представляется особенно сензитивным, то есть особенно благоприятным, для формирования навыков совладания с тревогой. Тревога в этом возрасте является скорее чужеродным, досадным обстоятельством жизни, еще не успевшим встроиться в структуру личности и радикально деформировать ее, став полноценным тревожным расстройством.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема тревожности в наши дни является чрезвычайно актуальной, что особенно заметно на категории молодых людей. В юношеском возрасте человек впервые сталкивается со «взрослыми» задачами и ответственностью, вследствие чего уровень тревожности естественным образом повышается.
В данной работе нами было рассмотрено, во-первых, каким образом проблема тревожности понимается и решается в рамках гештальт-терапии, и, во-вторых, было произведено исследование об особенностях проявления тревожности у людей старшего юношеского возраста и использовании гештальт-подхода в ее коррекции.
В ходе нашего исследования были решены следующие задачи:
• были рассмотрены различные подходы к феномену тревоги, тревожности в отечественной и зарубежной психологии. Проанализировав литературу по теме нашего исследования, мы пришли к выводу, что единого определения феномена тревожности не существует. В отечественной и зарубежной психологической литературе описаны различные многочисленные подходы к этому явлению (например, индивидуальный, дифференцированный, системно-структурный подход);
• были описаны особенности проявления тревожности у личности старшего юношеского возраста. Мы установили, что именно в этом возрасте существует множество факторов, которые могут вызвать чувство тревожности, а в дальнейшем и тревожность как черту личности;
• нами были рассмотрены возможности использования гештальт-подхода в коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста. Этот подход был выбран нами среди множества других взглядов на проблему тревожности потому, что выстраивание полноценного межличностного контакта с другими людьми, на которое направлена гештальт-терапия, представляется особенно важным именно на этапе становления личности. В теоретической части нами были выделены те положения гештальт-подхода, которые связаны с организацией контакта личности с другими людьми;
- было произведено практическое исследование использования гештальт-подхода в коррекции тревожности у лиц старшего юношеского возраста. В исследовании приняли участие 34 юноши и девушки в возрасте 20-22 лет. Использовались следующие методики: Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина (STAI), Методика «шкала тревожности» Дж. Тейлора, Госпитальная шкала тревоги и депрессии. Была разработана программа использования гештальт-подхода в данном направлении, а затем произведена оценка ее эффективности.
В результате анализа полученных данных нами было установлено, что даже за сравнительно небольшой промежуток времени (полгода, или 60 часов) групповая терапия в традиции гештальт-подхода оказала влияние на некоторые аспекты тревожности на статистически значимом уровне. Достоверно снизились те проявления, на которые главным образом нацелена гештальт-терапия. Выстраивание межличностного контакта в моменте «здесь и сейчас» помогло снизить ситуативную тревожность. Сниженные показатели тревожности по методике Тейлора подтверждают более высокую профессиональную осознанность и эффективность участников, прошедших терапию. Неожиданным и приятным бонусом стало снижение уровня депрессии по Госпитальной шкале тревоги и депрессии.
Таким образом, цель нашего исследования, а именно анализ возможностей использования гештальт-подхода в коррекции тревожности личности юношеского возраста, - была достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась, задачи исследования были выполнены.


1. Абакарова Э. Г. Детская тревожность как социально опосредованная форма страха в дошкольном возрасте / Э. Г. Абакарова // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 7. С. 5-6.
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб. : Питер, 2017. 512 с.
3. Аминов И. И., Дедюхин К. Г, Бульеннова Т.Ю. Юридическая психология: учебное пособие. / И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин, Т. Ю. Бульеннова. Москва: Юстиция. 2017. 296 с.
4. Арт-терапия - новые горизонты / Хеуш Николь, Метьюз Нина, ЧебароМона; под ред. А. И. Копытина. 2-е изд. Москва : Когито-Центр, 2019. 336 с.
5. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 2019. № 5. С. 111-117.
6. Баглай А. А. Метафора и гештальт / А. А. Баглай, Д. Н. Плетникова // Студенческие научные исследования : сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 2 частях, Пенза, 17 декабря 2021 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). 2021. С. 176-178.
7. Бажутина С. Б. Практическая психология в вузе и школе. Луганск : Янтарь, 2000. 113 с.
8. Барсукова Е. В. Реактивная тревожность - естественное или приобретенное состояние организма // Современная педагогика. 2016. № 10. С. 73-78.
9. Берестнева О. Г. Прикладная математическая статистика: Учебное пособие / О. Г. Берестнева, О.В. Мухина, Г.Е. Шевелев. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. 188 с.
10. Бочанцева Л. И. Психологические возможности использования гештальт-групповой работ в нормализации затрудненного общения антисоциальной личности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 2. C. 102-105.
11. Булюбаш И. Д., Пугач Н. В. Руководство по обучению гештальт- терапевтов / И. Д. Булюбаш, Н. В. Пугач. Москва: Издательский дом «Бахрах-М», 2016. 416 с.
12. Венгер A. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. : Рига, 2000. 151 с.
13. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. 432 с.
14. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2020. № 5. С. 32-39.
15. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Спб. : Издательство Ленинградского университета, 1984. 176 с.
... Всего 69 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ