ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 8
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» 8
1.2 Особенности формирования экологической культуры младших школьников 16
1.3 Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
по технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 32
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у первоклассников 32
2.2 Содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 38
2.3 Динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 8
1.1 Сущность понятия «экологическая культура» 8
1.2 Особенности формирования экологической культуры младших школьников 16
1.3 Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
по технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 32
2.1 Диагностика уровня сформированности экологической культуры у первоклассников 32
2.2 Содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии 38
2.3 Динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Приложения 62
Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основой экологической подготовки младшего школьника должны быть, конечно, прочные биологические знания и представления о законах живой природы. Поэтому становится ясным, насколько актуальным является вопрос о формировании экологической культуры.
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственно¬го и эстетического отношения к нему. Система экологической культуры в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план.
Проблемы формирования экологической культуры младших школьников рассматривали такие ученые, как Дж. Брунер, Б.Т. Лихачев, Е.С. Пекер, Ф.Н. Рейнерс, В.А. Сластенин. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, начинается интенсивное исследование проблем экологического воспитания и образования представи-телями разных наук. Этими вопросами занимались В.И.Вернадский, Л.Н. Гу-милев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно.
В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Л.П. Салеева, Н.Д. Соколова), нравственно-экологическое воспитание (С.А. Карпеев, Т.П. Южакова), развитие экологической культуры личности младших школьников (Е.В. Яковлева), ознакомление младших школьников с окружа-ющим миром (Н.Ф. Виноградова, О.А. Тарасова), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Д.М. Китижева, В.М. Минаева).
Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, В.А. Игнатова, Л.П.Симонова и др.) также считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности.
Одной из главных задач воспитания обучающихся в младшей школе является формирование экологической культуры во внеурочной деятельности.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает изменения в образовательной программе общеобразовательных учреждений, расширение масштабов внеурочной деятельности учащихся. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов внеурочная деятельность учащихся включена в состав основной образовательной программы (Горский, 2011).
Внеурочная деятельность - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». В этой деятельности учащиеся делают выбор, свободно проявляют свою волю, раскрывают как личность. Важно заинтересовать ребёнка внеурочными занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования (Виноградова, 1997).
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности.
Задачами внеурочной деятельности по технологии являются воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения, в том числе из различных природных материалов. В процессе обработки природных материалов на внеурочных занятиях по технологии у учащихся расширяются экологические знания, повышается интерес к природе.
Исходя из вышеизложенного, была сформирована тема исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Решение проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников на внеурочных занятиях по технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание занятий разнообразных заданий, направленных на общение младшего школьника с природой и искусством;
- побуждение учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «экологическая культура» и выявить особенности формирования экологической культуры у младших школьников;
2) раскрыть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии;
3) провести диагностику уровня сформированности экологической культуры у учащихся экспериментального класса;
4) организовать экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Для достижения поставленной цели, решения задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, 1 «В» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и представлен методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» рассматривается сущность понятия «экологическая культура», особенности формирования экологической культуры младших школьников и педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» представлена диагностика уровня сформированности экологи-ческой культуры у младших школьников, содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии и динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников.
В заключении представлены выводы, сделанные в ходе исследования.
В библиографический список включены 50 источников.
В приложении представлен диагностический инструментарий, конспекты внеурочных занятий по технологии.
Важной проблемой современного общества и школы является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственно¬го и эстетического отношения к нему. Система экологической культуры в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план.
Проблемы формирования экологической культуры младших школьников рассматривали такие ученые, как Дж. Брунер, Б.Т. Лихачев, Е.С. Пекер, Ф.Н. Рейнерс, В.А. Сластенин. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, начинается интенсивное исследование проблем экологического воспитания и образования представи-телями разных наук. Этими вопросами занимались В.И.Вернадский, Л.Н. Гу-милев, Н.Н. Моисеев, А.В. Сахно.
В исследованиях последних лет, посвященных младшему школьному возрасту, рассматривались отдельные аспекты проблемы экологического воспитания детей: формирование бережного отношения к природе (Л.П. Салеева, Н.Д. Соколова), нравственно-экологическое воспитание (С.А. Карпеев, Т.П. Южакова), развитие экологической культуры личности младших школьников (Е.В. Яковлева), ознакомление младших школьников с окружа-ющим миром (Н.Ф. Виноградова, О.А. Тарасова), организация внеклассных занятий природоведческого содержания в начальной школе (Д.М. Китижева, В.М. Минаева).
Педагоги-ученые (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, В.А. Игнатова, Л.П.Симонова и др.) также считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности.
Одной из главных задач воспитания обучающихся в младшей школе является формирование экологической культуры во внеурочной деятельности.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает изменения в образовательной программе общеобразовательных учреждений, расширение масштабов внеурочной деятельности учащихся. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов внеурочная деятельность учащихся включена в состав основной образовательной программы (Горский, 2011).
Внеурочная деятельность - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». В этой деятельности учащиеся делают выбор, свободно проявляют свою волю, раскрывают как личность. Важно заинтересовать ребёнка внеурочными занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования (Виноградова, 1997).
Внеурочная деятельность по технологии создает условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности.
Задачами внеурочной деятельности по технологии являются воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения, в том числе из различных природных материалов. В процессе обработки природных материалов на внеурочных занятиях по технологии у учащихся расширяются экологические знания, повышается интерес к природе.
Исходя из вышеизложенного, была сформирована тема исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Решение проблемы является целью исследования.
Объектом исследования является процесс формирования экологической культуры младших школьников.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры младших школьников на внеурочных занятиях по технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание занятий разнообразных заданий, направленных на общение младшего школьника с природой и искусством;
- побуждение учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «экологическая культура» и выявить особенности формирования экологической культуры у младших школьников;
2) раскрыть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии;
3) провести диагностику уровня сформированности экологической культуры у учащихся экспериментального класса;
4) организовать экспериментальную работу по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Для достижения поставленной цели, решения задач нами использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- методы математической обработки полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова, 1 «В» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность проблемы исследования и представлен методологический аппарат.
В первой главе «Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» рассматривается сущность понятия «экологическая культура», особенности формирования экологической культуры младших школьников и педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии» представлена диагностика уровня сформированности экологи-ческой культуры у младших школьников, содержание экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии и динамика уровня сформированности экологической культуры младших школьников.
В заключении представлены выводы, сделанные в ходе исследования.
В библиографический список включены 50 источников.
В приложении представлен диагностический инструментарий, конспекты внеурочных занятий по технологии.
Исследуя проблему формирования экологической культуры младших школьников, мы выяснили, что она актуальна в современной школе.
В ходе написания выпускной квалификационной работы выяснилось, что данную проблему в современной науке разрабатывали такие ученые, как С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.Ф. Виноградова, И.В. Цветкова, Т.И. Тарасова и другие ученые.
Исследуя понятие «экологическая культура», мы пришли к выводу, что экологическая культура - это такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека.
Анализируя основы формирования экологической культуры младших школьников, мы выяснили, что одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Раскрывая педагогические условия формирования экологической куль-туры младших школьников во внеурочной деятельности, мы выяснили, что «внеурочная деятельность» нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Данная проблема получила не только теоретическое, но и практическое обоснование. Экспериментальная работа осуществлялась в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова в 1 «В» классе с целью формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
В ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен уровень сформированности экологической культуры у младших школьников. Он определялся с помощью диагностических методик. Результаты эксперимента показали, что среди обучающихся необходимо проводить систематическую работу по формированию экологической культуры.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы занятия кружка «Природа и фантазия». На всех внеурочных занятиях реализовались педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников. Мы включили в содержание занятий разнообразные задания, направленные на общение учащихся с природой и искусством. А так же побуждали учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал. Такие занятия способствовали формированию экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента показал динамику уровня сформированности экологической культуры младших школьников. 13,5% учащихся имеют высокий уровень экологической культуры, 33% имеют средний уровень и 23,5% - низкий уровень. Мы заметили, что у школьников стал проявляться познавательный интерес к природе, расширились наличия экологических знаний и нравственно-экологическое отношение к природе.
Экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы.
В ходе написания выпускной квалификационной работы выяснилось, что данную проблему в современной науке разрабатывали такие ученые, как С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Н.Ф. Виноградова, И.В. Цветкова, Т.И. Тарасова и другие ученые.
Исследуя понятие «экологическая культура», мы пришли к выводу, что экологическая культура - это такое осознанное отношение к природе у человека, которое обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и совершенствования человека.
Анализируя основы формирования экологической культуры младших школьников, мы выяснили, что одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Раскрывая педагогические условия формирования экологической куль-туры младших школьников во внеурочной деятельности, мы выяснили, что «внеурочная деятельность» нацелена на развитие интереса детей к познанию природы, применение ими знаний на практике, заложение начал профориентационной работы, формирование исследовательской деятельности в целом.
Данная проблема получила не только теоретическое, но и практическое обоснование. Экспериментальная работа осуществлялась в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Белгорода им. Героя Советского Союза Ивана Петровича Крамчанинова в 1 «В» классе с целью формирования экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности по технологии.
В ходе констатирующего этапа эксперимента был выявлен уровень сформированности экологической культуры у младших школьников. Он определялся с помощью диагностических методик. Результаты эксперимента показали, что среди обучающихся необходимо проводить систематическую работу по формированию экологической культуры.
На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны и реализованы занятия кружка «Природа и фантазия». На всех внеурочных занятиях реализовались педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников. Мы включили в содержание занятий разнообразные задания, направленные на общение учащихся с природой и искусством. А так же побуждали учащихся внимательно рассматривать, изучать используемый природный материал. Такие занятия способствовали формированию экологической культуры младших школьников.
Контрольный этап эксперимента показал динамику уровня сформированности экологической культуры младших школьников. 13,5% учащихся имеют высокий уровень экологической культуры, 33% имеют средний уровень и 23,5% - низкий уровень. Мы заметили, что у школьников стал проявляться познавательный интерес к природе, расширились наличия экологических знаний и нравственно-экологическое отношение к природе.
Экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Формирование во внеурочной деятельности экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2019 - Правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности по окружающему миру (Луганский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экологической культуры младших школьников в образовательном процессе
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



