Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «ДОРОГОЙ ДОБРА»)

Работа №13637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
887
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этического воспитания младших
школьников во внеурочной деятельности 7
1.1. Сущность и особенности этического воспитания младших школьников 7
1.2. Внеурочная деятельность по этическому воспитанию младших
школьников 15
1.3. Методы этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 26
Глава 2. Экспериментальная работа по этическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности 37
2.1. Диагностическое исследование уровня этической воспитанности младших школьников 37
2.2. Содержание работы по этическому воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра» 41
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного эксперимента.. 46
Заключение 51
Библиографический список 53
Приложение 58


Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому. К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, иногда отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети довольно часто перенимают отрицательный опыт окружающих их взрослых людей. Также нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Не случайно практически все выдающиеся педагоги и мыслители (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и многие другие) придавали первостепенное значение проблеме нравственно-этического воспитания подрастающего поколения. Сегодня эта проблема звучит все острее.
Под этически воспитанной личностью подразумевается «человек», способный: во-первых, устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоционально - этическом настрое, о его сострадательности, добросердечии, доброжелательности в отношении к окружающим людям (и к окружающему миру в целом); во-вторых, способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и практическому следованию требованиям долга.
В основе высоконравственной жизни на Руси было, прежде всего, воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей на основе традиционных духовных ценностей. Этическим воспитанием занимались государство, церковь, семья. В своё время К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» (цит. по Подласый, 2008, 464).
В последние годы наша школа делала упор на накопление знаний и развитие ума, перестав серьезно заботиться о душевном и нравственно-этическом здоровье учеников. Глубокая российская традиция единства обучения и воспитания оказалась утраченной, в результате чего многие дети стали бедными духовно и обделенными нравственно, не получили возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла жизни.
Наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры человека - это этика. Особое значение её состоит в том, что именно в ней философское размышление переходит непосредственно в практику повседневного человеческого поведения, когда элементы мировоззрения становятся мотивами поступков. При недостатке этической информации воспитание идет ложными путями, учащиеся усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Они вынуждены заниматься как бы ложным самообразованием в рамках нравственно¬этической сферы. При деморализации общества и регрессе гуманности, которые наблюдаются в российском обществе, проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Конечно же, решающее влияние на нравственный облик ребенка оказывают здоровая атмосфера в семье, правильно организованная жизнь школы, нравственный облик окружающих людей. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а зачатки дурных наклонностей, приобретенные, может быть, прежде, понемногу загладятся.
Школа как социальный институт воспитания может существенно помочь и обществу, и семье т. к. решение данной проблемы одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс школы - это системообразующий фактор организации жизнедеятельности детей, а этическое воспитание должно стать его органичной составной частью. В таком случае именно в школе ребенок мог бы постигнуть важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности за их реализацию в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в морально-нравственном самоопределении, подготовиться к жизни и развитию.
Проблема исследования - какие методы этического воспитания младших школьников будут наиболее эффективны на занятиях кружка «Дорогой добра».
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - методы этического воспитания младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра».
Гипотеза исследования: этическое воспитание младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра» будет более эффективным при регулярном использовании таких методов, как этическая беседа, убеждение примером, упражнение и решение моральных дилемм.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
- провести диагностическое исследование уровня этической воспитанности младших школьников;
- провести экспериментальную работу по этическому воспитанию младших школьников на занятиях кружка «Дорогой добра».
Методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической и методической литературы, систематизация, абстрагирование, конкретизация, обобщение и классификация;
- эмпирические: метод педагогического эксперимента, анкетирование, интервьюирование, тестирование, педагогическое наблюдение, изучение школьной документации.
База исследования - МБОУ « Соколовская СОШ» Корочанский р-он, Белгородская область.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыты сущность и особенности этического воспитания младших школьников, описана внеурочная деятельность по этическому воспитанию младших школьников и самые распространенные методы осуществления этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Во второй главе представлена экспериментальная работа по выявлению уровня этической воспитанности младших школьников, описано диагностическое исследование уровня этической воспитанности младших школьников, содержание работы по этическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности и анализ результатов экспериментальной работы.
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 58 источников.
В приложении даны фрагменты конспектов занятий кружка «Дорогой добра», направленных на этическое воспитание младших школьников, а так¬же диагностические методики по выявлению уровня этической воспитанности младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблему этического воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги. Сейчас она особенно актуальна в силу острой социальной ситуации в нашей стране, недостатка коммуникативной, этической культуры у молодёжи.
Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе этического воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного (этического) поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Необходимым условием успешного усвоения этических норм в младшем школьном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы. Более всего для этого процесса подходит внеурочная деятельность, где практически нет никаких ограничений и для совместной деятельность, и для организации практики поведения, и для различных упражнений в поведении.
Работая над проблемой этического воспитания младших школьников, мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели особенности этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, проанализировали разнообразные методы воспитания. В результате мы пришли к выводу, что такие методы воспитания как этическая беседа, убеждение примером, упражнение и решение моральных дилемм будут самыми эффективными в деле этического воспитания младших школьников.
Экспериментальная работа, направленная на проверку этого предположения показала следующие результаты. Констатирующий эксперимент на определение уровня этической воспитанности младших школьников был проведен с помощью анкетирования учащихся кружка «Дорогой добра» МБОУ «Соколовская СОШ» Корочанского р-она, Белгородской области методик, а также с помощью методик, разработанных сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО. В итоге мы получили следующие результаты: 7 участников кружка имели высокий уровень этической воспитанности, 5 участников кружка имели средний уровень и 2 человека - низкий.
После проведения формирующего эксперимента, который заключался в проведении цикла занятий кружка «Дорогой добра» с использованием методов этической беседы, убеждения примером, упражнения и метода решения дилемм, уровень этической воспитанности младших школьников заметно по¬высился. Как показали результаты контрольного этапа эксперимента часть ребят, имевших средний уровень этической воспитанности перешла в группу с высоким уровнем. Двое ребят с низким уровнем перешли на средний уровень. Таким образом, 10 участников кружка имеют высокий уровень этической воспитанности и 4 - средний. Учеников с низким уровнем нет совсем.
Можно предположить, что если работа кружка продолжится в том же направлении и с использованием перечисленных выше методов, то все ребята со временем будут иметь высокий уровень этической воспитанности.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей шко- лы./Г.С. Абрамова, - М., 2004.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах /Аристотель - М.: 2004, т. 4.
3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание /И.С. Артюхова //Педагогика, - 1999, №4.
4. Архангельский Н.В. Этическое воспитание./Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 2000.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К. Бабанский - М., 2002.
6. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Этическое формирование личности школьника в коллективе./Л.И. Божович - М., 2000.
7. Болдырев Н.И. Этическое воспитание школьников: (Вопросы теории). /Н.И. Болдырев - М.: Педагогика, 2000.
8. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. /Н.И. Болдырев - М., 2001.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития /Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М., 2000.
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию./П.Я. Гальперин - М.: Книж¬ный дом «Университет», 1999. - 450 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2005.
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. /Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко, - СПб., 2006.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология./Л.А. Григорович - М., 2004.
14. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 233 с.
15. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы./В.В. Давыдов - М., 2000. - 474 с.
16. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка./В.И. Даль - М., - 2005, т. 11.
17. Дереклева Н.И. Азбука классного руководителя» /Н.И. Дереклева, - М., - 2008 г.
18. Дереклева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 /Н.И Дереклева, - М.:«Вако» - 2006 г.
19. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11 клас¬сы. - М., 2006.
20. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах /Н.Ф. Дик - Ростов-на-Дону: «Феникс» - 2006 г. - 258 с.
21. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. /А.И. Довгун // Этическое воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.56.
22. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. / О.Г. Дробницкий - М.: Просвещение, 1977. - 376 с.
23. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». /Е. Ермакова // Народное образование. - 2003. - №9 - 10.
24. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов./Н.Е. Ковалев - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
25. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студ. образоват. учреж-дений сред. проф. образования. /Г.М. Коджаспирова - М.: Гуманитар¬ный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 380 с.
26. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников./Э.П. Козлов. Ростов-на-Д.: Изд-во Ростовского ун-та, - 1983.
27. Крайг Грейс. Психология развития./Грейс Крайг, - СПб., 2002.
28. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах/Н.К. Крупская - М.: Просвещение, - Т. 2. - 1978.
29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет./И.Ю. Кулагина - М., 2004.
30. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в Рос- сии./Е.Н. Лагодина - М.: Просвещение, 2006.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. /А.Н. Леонтьев - М., 2001.
32. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/А.С. Макаренко //Изб. пед соч.: в 7 т. - М., 1959 - Т.4.
33. Марьенко И.С. Этическое становление личности школьника. /И.С. Марьенко - М.: Педагогика, 1985. - 104 с.
34. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И. Матвеева - Л.: ЛГИИ им. А.И. Герцена, 1989.
35. Ницше Ф. Сочинение в 2-х томах /Ф. Ницше - М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 изда¬ние /С.И. Ожегов - М: Просвещение, 2002.
37. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные иг- ры./М.А. Панфилова - М., 2001.
38. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1998;
39. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
40. Подласый И.П. Педагогика начальной школы./И.П. Подласый - М.: Из-дательство ВЛАДОС, 2008 - 464 с.
41. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений./И.П. Подласый - М.: Просвещение, 1996.
42. Попов Л.А. Этика./Л.А. Попов - М., 1998г.
43. Попова Н.С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ре-бенка: Учебное пособие /Н.С. Попова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 253 с.
44. Психология и педагогика /Под ред. Радугина А.А. - М.: Центр, 1997;
45. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании лично- сти./А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001 - №6.
46. Регуш Л. А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу./Л.А. Регуш - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.
47. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. /М.И. Рож¬ков, Л.В. Байбородова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
48. Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным пред-метам /А.А. Рубин, З.В. Юрченко //«Преподавание истории в школе», - № 5, - 1991.
49. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников./С.Л. Рубинштейн - М., 1996.
50. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения./В.А. Сухо- млинский - М., 1980.
51. Тамошин Ю.М. Внеурочная воспитательная работа: измеримые и кон-кретные результаты/Ю.М. Тамошин// «Директор школы», 2001, - № 8, - С. 21-28.
52. Титова Е.В. Если знать как действовать./Е.В. Титова - М., 1993 г.
53. Ушинский К.Д. Собрание сочинений /К.Д. Ушинский - М.:Просвещение - 1985, - т. 2
54. Харламов И.Ф. Этическое воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. /И.Ф. Харламов - М.: Просвещение, 2003.
55. Харламов И.Ф.. Педагогика. /И.Ф. Харламов - М.: Гардарики. - 1999.¬520 с.
56.Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов /Сост. А.К. Лопаткина. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 103 с.
57. Яновская М.Г. Этическое воспитание и эмоциональная сфера личности /М.Г. Яновская // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24.
58. Шемшурина А.И. Тезисы о диалоге /А.И. Шемшурина/Электронный ресурс// https://refdb.ru/look/1483908.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ