РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной
активности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность и содержание познавательной активности личности 8
1.2. Особенности развития познавательной активности
в младшем школьном возрасте 16
1.3. Особенности применения здоровьесберегающих
и информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
на уроках технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
познавательной активности младших школьников на уроках технологии 37
2.1 Диагностика уровня развития познавательной
активности младших школьников 37
2.2. Методика развития познавательной активности младших
школьников на уроках технологии 45
2.3. Динамика развития познавательной активности младших
школьников 47
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 58
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной
активности младших школьников на уроках технологии 8
1.1. Сущность и содержание познавательной активности личности 8
1.2. Особенности развития познавательной активности
в младшем школьном возрасте 16
1.3. Особенности применения здоровьесберегающих
и информационных технологий в развитии познавательной активности младших школьников
на уроках технологии 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию
познавательной активности младших школьников на уроках технологии 37
2.1 Диагностика уровня развития познавательной
активности младших школьников 37
2.2. Методика развития познавательной активности младших
школьников на уроках технологии 45
2.3. Динамика развития познавательной активности младших
школьников 47
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 58
В качестве приоритетов образовательной политики России выдвигаются такие ориентиры как достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования, которое неразрывно связано с формированием познавательной сферы учащихся. Перед школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.
В Федерального государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования (Федеральный государственный ..., 2010, 13).
В ФГОС НОО отмечено, что в основе организации учебного процесса любой предметной дисциплины, в том числе и технологии, лежит системно-деятельностный подход. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность, т.е. выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для полноценного развития ребенка необходимо организовать его целенаправленную деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.
В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, то есть основной целью данной системы обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении, и способностью к нему.
Познавательная деятельность учащихся в педагогике и в психологии с позиции учения рассматривалась Дж. Брунером, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, У. Глиссером, Э. Стоунсом, Н.Ф. Талызиной и др.; с точки зрения учебно-познавательной активности Е.С. Рабунским, И.С. Унтом и др.
Общетеоретические аспекты в изучении исследуемого феномена в педагогике отражены в работах Ю.К. Бабанского, Т.И. Зубкова, Э.А. Красновского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Развитие личности младшего школьника, формирование у него вышеперечисленных качеств осуществляется у учебной деятельности, прежде всего на уроке, в частности на уроке технологии.
Современный урок технологии направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, ознакомление его с окружающим миром, на овладение различными технологиями, на приобретение навыков творческой деятельности в процессе решения проблемных задач и предметно-практической деятельности по созданию изделий. Именно поэтому он представляется нам одним из мощных средств развития познавательной активности младшего школьника.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Приступая к исследованию, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие познавательной активности младших школьников на уроках технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала;
2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников;
3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Вывить сущность и содержание познавательной активности младших школьников и использования современных технологий в процессе ее развития.
2. Раскрыть организационные основы развития познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в начальных классах.
3. Выявить и экспериментально апробировать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии с помощью средств здоровьесберегающих и информационных технологий.
Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области, 2 «а» класс.
Практическая значимость исследования заключается в обеспечении использования материалов исследования педагогами в учебно¬воспитательной работе с учащимися начальной школы. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий нового поколения для дальнейшего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школах.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, описана степень разработанности проблемы.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии» проведен анализ современного состояния проблемы, раскрыта специфика познавательных интересов младших школьников, охарактеризован урок технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии» исследована система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии посредством использования творческих заданий, информационных и здоровьесберегающих технологий, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 56 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
В Федерального государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования (Федеральный государственный ..., 2010, 13).
В ФГОС НОО отмечено, что в основе организации учебного процесса любой предметной дисциплины, в том числе и технологии, лежит системно-деятельностный подход. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность, т.е. выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для полноценного развития ребенка необходимо организовать его целенаправленную деятельность. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться». В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.
В качестве основы развития младших школьников в процессе обучения рассматривается их учебно-познавательная деятельность, которая принимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения, то есть основной целью данной системы обучения является обеспечение условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении, и способностью к нему.
Познавательная деятельность учащихся в педагогике и в психологии с позиции учения рассматривалась Дж. Брунером, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, У. Глиссером, Э. Стоунсом, Н.Ф. Талызиной и др.; с точки зрения учебно-познавательной активности Е.С. Рабунским, И.С. Унтом и др.
Общетеоретические аспекты в изучении исследуемого феномена в педагогике отражены в работах Ю.К. Бабанского, Т.И. Зубкова, Э.А. Красновского, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни. Развитие личности младшего школьника, формирование у него вышеперечисленных качеств осуществляется у учебной деятельности, прежде всего на уроке, в частности на уроке технологии.
Современный урок технологии направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, ознакомление его с окружающим миром, на овладение различными технологиями, на приобретение навыков творческой деятельности в процессе решения проблемных задач и предметно-практической деятельности по созданию изделий. Именно поэтому он представляется нам одним из мощных средств развития познавательной активности младшего школьника.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии.
Приступая к исследованию, мы выдвинули следующую гипотезу: развитие познавательной активности младших школьников на уроках технологии будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала;
2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников;
3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Вывить сущность и содержание познавательной активности младших школьников и использования современных технологий в процессе ее развития.
2. Раскрыть организационные основы развития познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в начальных классах.
3. Выявить и экспериментально апробировать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии с помощью средств здоровьесберегающих и информационных технологий.
Методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области, 2 «а» класс.
Практическая значимость исследования заключается в обеспечении использования материалов исследования педагогами в учебно¬воспитательной работе с учащимися начальной школы. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в разработке учебных планов, программ и пособий нового поколения для дальнейшего научно-методического и организационно-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса в школах.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, описана степень разработанности проблемы.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии» проведен анализ современного состояния проблемы, раскрыта специфика познавательных интересов младших школьников, охарактеризован урок технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии» исследована система работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках технологии посредством использования творческих заданий, информационных и здоровьесберегающих технологий, представлены результаты проведенного экспериментального исследования.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 56 источников.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
В настоящее время перед школой ставится задача воспитания людей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать, принимать целесообразные решения и выбирать наиболее эффективные пути достижения поставленных перед ними целей. Формирование этих качеств начинается в начальной школе и является базовым для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения.
Познавательная активность - меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. В содержании познавательной активности можно выделить ряд структурных компонентов, которые ложатся в основу критериев и показателей ее оценки. Познавательная активность успешно формируется на школьных уроках, в частности на уроке технологии, что было доказано нами в ходе экспериментальной работы.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе МБОУ «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по развитию познавательной активности у учащихся.
Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности выбранных нами педагогических условий, необходимых для эффективного развития познавательной активности учащихся на уроках технологии. Необходимыми и достаточными для эффективного развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии явились следующие педагогические условия: 1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала; 2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников; 3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
Наше исследование не носит законченного характера и может быть продолжено в следующих направлениях: исследования процесса развития познавательной активности младших школьников на других предметах учеб цикла; с использованием интерактивных технологий и т.д.
Познавательная активность - меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. В содержании познавательной активности можно выделить ряд структурных компонентов, которые ложатся в основу критериев и показателей ее оценки. Познавательная активность успешно формируется на школьных уроках, в частности на уроке технологии, что было доказано нами в ходе экспериментальной работы.
Экспериментальная работа была проведена нами на базе МБОУ «Чуевская средняя общеобразовательная школа» им. Н.Я. Чуева Губкинского района Белгородской области. Мы организовали диагностическое исследование учащихся экспериментального класса и установили, что необходима целенаправленная работа по развитию познавательной активности у учащихся.
Формирующий этап позволил нам проверить теоретические положения гипотезы и апробировать их на практике.
На контрольном этапе эксперимента мы убедились в правильности выбранных нами педагогических условий, необходимых для эффективного развития познавательной активности учащихся на уроках технологии. Необходимыми и достаточными для эффективного развития познавательной активности младших школьников на уроках технологии явились следующие педагогические условия: 1) использование заданий творческого характера на уроках технологии с учетом изучаемого учебного материала; 2) применение информационных технологий как средств активизации познавательной сферы младших школьников; 3) стимулирование интереса учащихся к учебным занятиям, а также активизация их инициативности и самостоятельности в учебном процессе, при использовании здоровьесберегающих технологий.
Наше исследование не носит законченного характера и может быть продолжено в следующих направлениях: исследования процесса развития познавательной активности младших школьников на других предметах учеб цикла; с использованием интерактивных технологий и т.д.
Подобные работы
- Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



