Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №13633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Информационная культура младшего школьника: сущность и значение 7
1.2. Критерии и показатели сформированности информационной культуры младшего школьника 20
1.3. Анализ возможностей формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.1. Диагностика уровня сформированности информационной культуры у младших школьников на этапе констатирующего исследования 35
2.2. Содержание работы по формированию информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 39
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию информационной культуры младших школьников при
изучении предмета «Окружающий мир» 45
Заключение 51
Библиографический список 55



Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Период обучения в школе - особенно значимый для начала формирования информационной грамотности личности. Однако довольно часто можно встретить ребенка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию. Потому что, как правило, обилие информации вводит в заблуждение не только детей, но даже и взрослого человека (Семенов, 1994).
С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией.
Умение работать с информацией - этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации (Скворцов, 2001).
Придя в школу ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться таким замечательным инструментом, как интернет, применять свои знания, всему этому должна научить ребенка начальная школа (Татьянченко, 2000).
Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то возникают такие проблемы, которые препятствуют эффективному обучению младших школьников - это информационная неразборчивость и информационные перегрузки.
Современному учителю необходимо воспитать у младших школьников информационные вкусы, развить такие потребности, которые вписывались бы в систему общечеловеческих нравственных норм и ценностей: добра, чести, совести и т.д.
Не менее важно сформировать у младшего школьника «Информационную культуру», которая выражается в потребности в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.
Введение ФГОС НОО второго поколения требует перестройки методической работы начальной школы на уровне организации образовательного процесса. Это определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что-либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формировании у обучающихся познавательных универсальных учебных действий (ПУДД), направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Таким образом, образовательный стандарт расширяют задачи школьного обучения и на один уровень с предметными результатами ставят сформированность информационной культуры, среди которых большое место уделяется умению самостоятельно работать с информацией (Асмолов, 2000; Бурменская, 2001; Володарский, 1997; Карабанова, 2000; Молчанов, 2002; Салмина, 2004).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование информационной культуры у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: процесс формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективен, если:
* в проведение уроков включать задания, связанные с использованием различных источников информации (словарей, справочников, энциклопедий, Интернет ресурсов и т. д.)
* использовать задания направленные на развитие критичности в отборе информации (задания ловушки);
* сопровождать образовательный процесс использованием информационно-коммуникационных технологий.
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, выявить сущность и значение понятий «информационная культура личности», «познавательные универсальные учебные действия», «информационные технологии».
2. Выявить критерии и показатели сформированности информационной культуры младших школьников.
3. Провести анализ возможностей формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
4. Разработать и апробировать педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» и оценить их эффективность.
База исследования — МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино Белгородской области», 3 «А» класс.
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика диагностики информационной культуры младших школьников Т.В. Борисовой (Борисова, 2013).
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование
информационной культуры младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение информационной культуры личности; особенности формирования информационной культуры у младших школьников; педагогические условия формирования информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию информационной культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, фрагменты уроков, таблицы, диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С целью создания условий для широкой адаптации ребёнка в мире в ФГОС НОО в раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» включены умения работать с информацией. Умение работать с информацией - этот навык формируется на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяется при выполнении домашнего задания, предполагает активные действия по поиску, обработке и организации информации.
Придя в школу ребенку приходиться иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить пользоваться таким замечательным инструментом, как интернет, применять свои знания, всему этому должна научить ребенка начальная школа.
В ходе исследования мы убедились, что систему формирования информационной культуры нужно реализовывать с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Процесс формирования информационной культуры в начальной школе наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир», а так как изучение данного курса требует наглядности, следовательно, его невозможно представить без использования информационных технологий для отображения картинок, рисунков, карт, звуков природы и т.д.
Экспериментальная работа показала, что формирование информационной культуры младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» эффективно, если:
1) в проведение уроков включать задания, связанные с использованием информационных технологий (Интернета, включения виофрагментов, аудиосопровождения, обучающих и контрольных тестов, шарад, кроссвордов на проектиционной доске);
2) использовать задания способствующие развитию критичности в работе с информацией (задания-ловушки).
2) в качестве средств наглядности использовать мультимедийные презентации.
В ходе исследования было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности информационной культуры имели 60% учащихся, а на контрольном этапе всего 8% учащихся. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Таким образом, целенаправленная систематическая работа по формированию информационной культуры младших школьников способствует значительному повышению его уровня. Эффективность формирования информационной культуры зависит от соблюдения комплекса всех педагогических условий.



1. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Алексашина // Народное образование. - 2011. - №1. - С. 161-165.
2. Амбражевич Я. Е. Этап закрепления на уроках курса «Окружающий мир». Реализация развивающих задач учебного предмета / Я. Е. Амбражевич // Начальная школа. - 2012. - № 12.- С. 47-52.
3. Анохина О.Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О.Е. Анохина // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 53-55.
4. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 82-89.
5. Аркадьева А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А. В. Аркадьева // «Начальная школа + до и после» - 2005г. - №2 - С. 8-12.
6. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник / А. Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - 367 с.
7. Атмахова Л. Н. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста / Л.Н. Атмахова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - №5-3. URL:
http://cyberlemnka.m/article/n/problema-formirovamya-
issledovatelskih-umeniy-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.04.2017).
8. Водопьянова Е. В. Уроки окружающего мира - уроки открытий / Е. В. Водопьянова // Начальная школа. - 2009. - № 10. - С.46-51.
9. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. М.; Магнитогорск, 1997.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1967г. - 96с.
11. Гайсин И. Т. Модель формирования познавательных универсаль¬ных учебных действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» / И. Т. Гайсин, Л. В. Моисеева, Н. В. Шигапова, // Экологический консалтинг. - 2013. - № 3 (51). - С.19¬25.
12. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 45 с.
13. Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Школьная библиотека, 2002. - 157 с.
14. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных ОУ. Санитарные правила и нормы
(СанПиН 2.4.2.1178-02)
15. Гречихин A.A. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) /А.А. Гречихин. - М.: Дрофа, 2004. - 80 с.
16. Гуружалов В. А. О логике формирования познавательных универсальных учебных действий / В. А. Гуружалов // Школьные технологии. - 2013. -№2. - С.54-58.
17. Зильберберг Н.И. Исследовательская работа школьников: предпосылки, задачи, проблемы и решения / Н.И. Зильберберг // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб.ст. - М., 2006. -
с. 205-214.
18. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. - Краснодар: Книга, 2002. - 136 с.
19. Ильина Т. Н. Развитие познавательных способностей на уроках по предмету «Окружающий мир» / Т. Н. Ильина // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 42-48.
20. Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие / А.В. Кириленко. - М, 2008. - 156 с.
21. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М.: Наука, 2007. - 222 с.
22. Кнюшенко С. М. Формирование информационной культуры личности педагога / С.М. Кнюшенко. - М: Эйдос, 2005. - 324 с.
23. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2016. - 39 с.
24. Культурология. XX век. Энциклопедия. - Режим доступа:
http ://www.philosophy.ru/edu/ref/enc/
25. Лошкарева Н. И. Развитие общих учебных умений и навыков школьников / Н. И. Лошкарева // Воспитание школьников. - 2004. - № 4. - С. 4-69.
26. Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития:
Педагогическая информатика / М.: Знание, 2003. - 174 с.
27. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11.
28. Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О.Н. Мяэотс. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
29. Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры / М: Народное образование, 2003. - 123 с.
30. Пиаже Ж. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - М. : Эксмо- Пресс, 2002. - 416 с.
31. Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Ж. Пиаже, П. Фресс. - М.: Прогресс, 2000. - 200 с.
32. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.
Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. 3. Биболетова и др.); под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б.
33. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / М.: Политиздат, 1991. - 287 с.
34. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - с. 54 - 112.
35. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиогр. 1994.
36. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды / Редкол.: Галинская И.Л. (отв. ред.) и др. — М.: ИНИОН РАН, 2001. - 288 с.
37. Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. - Режим доступа:
http: //рба/аркрго.ги/соп1еп1/у1еу/5 59/93
38. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7. - С. 30 - 32.
39. Татьянченко Д. В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Завуч. - 2000. - № 7. - С. 38-63.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?
CatalogId=959
41. Фокеев В.Л. Библиотека и библиография в контексте истории мироваой информационной культуры. URL:
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/6.pdf
42. Харчевникова Е. Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст): Дис. ... канд. пед. наук. - Владимир, 1999. - 172 с.
43. Хижнякова О. Н. Педагогическое проектирование учебной дея¬тельности младших школьников в условиях развивающего обучения / Хижнякова О. Н. - Владикавказ: Книга, 2009. - 25 с.
44. Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться / С. Е. Царева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 50-57.
45. Чеснокова И. И. Самосознание личности. Теоретические проблемы психологии личности / И. И. Чеснокова. - М.: Просвещение, 2004. - 225 с.
46. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин // Избр. психол. труды. - М.: Педагогика, 2009. - 560 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ