Введение 3
Глава I. Литературный обзор 7
1.1. Стрессовое воздействие на организм в условиях научно - технической революции 7
1.2. Особенности профессионального стресса в стоматологии 10
1.3. Стадии стресса 12
1.4. Виды стресса (организационный, профессиональный, психологический) 15
1.5. Профессиональное выгорание 17
Глава II. Материалы и методы 20
Диагностика уровня эмоционального выгорания, тест Бойко В. В. (1968) 20
Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, 2005) 20
Шкала организационного стресса Мак – Лина (1983) 20
Шкала профессионального стресса Фонтаны (1995) 21
Шкала психологического стресса Лемура PSM – 25 (1991) 21
Опросник Ч. Спилбергера – Ю. Ханина для оценки личностной и реактивной тревожности. (1976) 21
Оценка уровня эмпатии 22
Глава III. Изучение структуры стресса на стоматологическом приеме 23
Глава IV. Выявление структуры эмпатии врача – стоматолога к пациенту через значимость для пациентов 27
4.1. Выявление структуры эмпатии врачей – стоматологов 32
4.2. Оценка связи между основными показателями эмоционального состояния врачей - стоматологов по их собственной оценке и по оценке заведующих. 36
4.2.1. Деперсонализация 39
4.2.2. Эмоциональное истощение 43
4.2.3. Профессиональная успешность 44
Обсуждение результатов: 48
Выводы: 50
Методические рекомендации 50
Список литературы: 51
Приложения: 57
Врачи - стоматологи в своей профессиональной деятельности сталкиваются с множеством препятствий, которые неизбежно вызывают стресс. Постоянный рабочий стресс приводит к такому тяжелому состоянию как профессиональное выгорание.
Впервые термин «burnout»или выгорание был использован в научной литературе в 1974 году американским психиатром Х. Дж. Фрейден¬бергом. Это понятие описывает особое расстройство личности у здоровых людей, возникающее из – за чрезмерного и эмоционально нагруженного коммуникативного компонента в процессе профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек». [23]
В настоящее время, наиболее распространенное определение этого понятия следующее: профессиональное выгорание – явление в профессиональной деятельности, часто рассматривающееся как синдром профессионального выгорания, возникающее из – за постоянного стресса во время рабочего процесса и ведущее к истощению эмоциональных, личностных и энергетических запасов работника.
В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".
В 2004 Д. Глаберман отметил, что феномен профессионального выгорания распространяется «со скоростью лесного пожара». За последние десять лет у отечественных ученых также появилось много работ по исследованию различных аспектов данной проблемы. [21, 22]
В исследовании А. В. Ножкина указано что, 80% врачей – стоматологов имеют средний или высокий уровень эмоционального истощения, соответственно, можно говорить о важности исследования этого феномена для его нивелирования. [20]
Врач - стоматолог, обладающий достаточным опытом, но выгоревший, не в состоянии оказывать профессиональную помощь на должном уровне. Качество медицинской помощи падает.
В стоматологии профессиональное выгорание наибольшим образом выражается через эмоциональное истощение. Именно эта связь дала начало профессиональному стресс – синдрому. Он представляет собой симптомокомплекс состояний, который приобретают врачи – стоматологи на пути к профессиональному выгоранию.
То есть, в большей мере страдает коммуникативный компонент стоматологического лечения, а ведь именно этот показатель имеет определяющее значение для объективной экспертной и субъективной оценки пациентами качества оказанной им стоматологической помощи. Отсутствие качественного общения пациента с врачом - стоматологом не позволяет собрать полноценный анамнез, может приводить к назначению лишних дополнительных исследований. Отсутствие доверия к врачу также влияет на понимание пациентом важности назначенного лечения и на осознание значимости профилактических мероприятий и необходимости выполнения врачебных рекомендаций.
Неудовлетворенный пациент — это не только проблема врача - стоматолога, но и риск для дальнейшего здоровья пациента, ведь неудачный опыт может поставить в последствии под вопрос высокую мотивацию для посещения не только медицинских учреждений стоматологического профиля, но и всех медицинских учреждений. Чрезмерная или недостаточная эмоциональность врача может стать препятствием к адаптации пациента к новым условиям жизни (например, при полной или частичной адентии). Правильная идентификация эмоций пациента и уместное реагирование смогут скорректировать психоэмоциональное состояние пациента (например, страх).[15]
В связи с этим, важным является установление доверительных отношений между врачом и пациентом. ведь именно в процессе общения происходит не только процесс передачи информации, но еще и строится взаимное согласие людей принимать воздействия друг друга. [16]
Важность эмоционального компонента общения врача с пациентом и их коммуникация в сфере оказания медицинской помощи. определяет значение факторов, влияющих на качество этих аспектов.
Врачи в целом и врачи стоматологи в частности относятся к группе помогающих профессий и имеют высокий риск профессионального выгорания в связи со спецификой своей работы. [19]
Цель
Цель работы - изучить влияние стресса на работу врача - стоматолога
Задачи
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи работы:
1. Провести оценку структуры стресса у врачей – стоматологов
2. Выявить компоненты, составляющие профессиональный стресс – синдром у врачей – стоматологов
3. Выявить влияние профессионального стресс – синдрома у врача – стоматолога на структуру качества оказываемой помощи
4. Произвести анализ факторов, влияющих на структуру взаимодействия
врача - стоматолога с пациентом
5. Определить конгруэнтность самооценки психологического состояния врачей – стоматологов и экспертной оценки
Теоретико-методологические основы
Теоретико-методологическими основами исследования выступают: теория стресса (Г. Селье); теория преодолевающего поведения (Е. В. Витенберг); теории аллостаза или стабильности через изменения (Стерлинг и Эйер); теория эмоциогенности общения «врач пациент» (Жура В. В.), теория профессионального выгорания (Старченкова Е. С. и Водопьянова Н. Е.), теория эмпатии (Бойко В. В.)
Теоретическая значимость:
1. получение данных об уровне стресса врачей стоматологов
2. выявление факторов, способствующих возникновению профессионального стресс – синдрома
3. выявление влияния профессионального стресс – синдрома на качество оказания стоматологической помощи
Практическая значимость:
1. Получить обоснования для разработки методики выявления групп врачей – стоматологов, наиболее подверженных профессиональному стресс – синдрому.
2. Установить важность психо – эмоционального состояния врача – стоматолога в коммуникации с пациентами.
3. Предложить методику динамического наблюдения за психологическим состоянием врачей – стоматологов для администрации.
1. Выявлено, что организационный, психологический и профессиональный стресс равноценно влияют на личность врача – стоматолога.
2. Профессиональный стресс – синдром врачей – стоматологов влияет на качество работы врача - стоматолога в системе «врач – больной».
3. В структуре взаимодействия врача – стоматолога с пациентом важную роль играет эмпатия, выявлено, что при оценке качества лечения пациентами важная роль отводится эмпатии врача- стоматолога.
4. Самой высокой эмпатией к пациенту обладают врачи – мужчины – хирурги.
С возрастом и стажем у врачей – стоматологов происходит снижение уровня эмпатии.
5. Выявлено, что самооценка психологического состояния врача – стоматолога и экспертная оценка не конгруэнты.
Методические рекомендации
Для администрации с целью динамического наблюдения (1 раз в 6 лет) за психологическим состоянием врачей – стоматологов рекомендована батарея тестов, включающая в себя методику диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой, 2005), оценку уровня эмпатии и анкету для оценки профессионального стресс – синдрома (2020).
1. Большов И. Н. Проблемы организации и повышения качества стоматологической помощи (по материалам социологического опроса врачей-стоматологов) // Проблемы стоматологии. 2016
2. Брайчевский С. М., Ландэ Д. В. Современные информационные потоки: актуальная проблематика //Научно-техническая информация. Сер. – 2005. – Т. 1. – С. 21-33.
3. Бугорков И. В. Экономические факторы повышения конкурентоспособности стоматологических учреждений Донецкой области //Экономический вестник Донбасса. – 2009. – №. 2 (16).
4. Васильева А. А., Окружнова В. В., Трубина А. В. Синдром эмоционального выгорания у врачей стоматологов //Проблемы научной мысли. – 2019. – Т. 5. – №. 3. – С. 26-30.
5. Витенберг Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям // автореф. дис. … канд. психол наук. СПб., 1994. 16 с
6. Водопьянова Н. Е., Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. //Издательский дом" Питер", 2013.
7. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
8. Глоссарий, Россия-США, 1999
9. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом : [пер. с англ.] / Д. Глауберман. – М. : Добрая кн., 2004. – 364 с. – (Кризисы жизни – шансы жизни).
10. Горобец Т. Н., Жданов О. И. Стресс: сущность, функция, значение //Мир психологии. – 2008. – №. 4. – С. 45-54.
11. Дмитриева Е. В. Доверие к врачу как условие установления социально-психологического отношения и общения между врачом и пациентом // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. №3.
12. Дыгало H. Н. Концепция “биологического Стресса” (к 100-летию Co Дня Рождения Ганса Селье)//Успехи физиологических наук. – 2007. – Т. 38. – №. 4. – С. 100-102.
13. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) //Культурно-историческая психология. – 2010. – Т. 6. – №. 1. – С. 27-39.
14. Жура В. В. Эмоциогенность общения «врач пациент» как коммуникативная проблема устного медицинского дискурса //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2008. – №. 50.
15. Захаров А. В. Клинико-организационные и экспертные принципы повышения качества стоматологической помощи населению// дис. – Омская государственная медицинская академия, 2005.
16. Исаева Е. Р. Психологические адаптационные ресурсы личности в условиях здоровья и болезни //Медицинская психология в России. – 2015. – №. 1. – С. 8-8.
17. Коркмазов А. В. Научно-технический прогресс и его негативное влияние на жизнь общества //Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5. – №. 4. – С. 121-123. 01.10
18. Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – КМК Инвест, 2006. – С. 416.
19. Лизунова Е.В. Методологические основы формирования стрессоустойчивости будущих учителей в чрезвычайных ситуациях: монография / Е.В. Лизунова. – Самара: Самар. отд-ние Литфонда, 2008. – 134 с.
20. Лопатина А. Б. Болезнь как адаптационная реакция //Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №. 7-3 (49).
21. Мальцева Н. Стрессменеджмент. — www.officefile.ru
22. Маркель А. Л. Стресс и эволюция //Информационный вестник ВОГиС. – 2008. – Т. 12. – №. 1-2. – С. 206-215.
23. Ножкин А. В., Лукомская С. А. Психологические особенности профессиональных деформаций врачей-стоматологов // 86-3. – 2014. – С. 177.
24. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН, 2005.
25. Орлова М. М. Перцепция здоровья и болезни как выражение адаптационных стратегий //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2010. – Т. 10. – №. 1.
26. Петрова Е. В. Здоровье и проблема адаптации человека //Философия науки и техники. – 2008. – Т. 13. – №. 1.
27. Полутин С. В., Седлецкий А. В. Влияние научно-технического прогресса на современное общество: региональный аспект // Регионология. 2013. №1 (82).
28. Посохова С. Т. Личностный адаптационный синдром в экстремальных условиях профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №4.
29. Сорокина М.Г. Научное обоснование мероприятий по сохранению здоровья медицинских работников агропромышленного района: Автореф. дис. канд. мед. наук. Рязань, 2006. 27 с.
30. Сотникова Е. Д. Изменения в системе крови при стрессе //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Агрономия и животноводство. – 2009. – №. 1.
31. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство «Когито-Центр», 2007. — С. 12—13. — 208 с.
32. Филаретова Л. П. Стресс в физиологических исследованиях //Российский физиологический журнал им. ИМ Сеченова. – 2010. – Т. 96. – №. 9. – С. 924-935
33. Фишер С., Ризон Дж.: Справочник по жизненному стрессу, познанию и здоровью. J. WileyLtd. 1988, стр. 631
34. Фоменко А.Г. Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи и их ожидания относительно перспектив развития здравоохранения // Медицинские новости. 2011. №11.
35. Хуторянская Т. В. Профессиональный стресс и общие закономерности его проявления //Образование в современном мире. – 2019. – С. 403-407.
36. Ясько Б. А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. №3 (123).
37. Badyaev AV. Stress-induced variation in evolution: from behavioural plasticity to genetic assimilation // Proc Biol Sci. 2005;272(1566):877-886.
38. Carver C. S., Vargas S. Stress, coping, and health. – 2011.
39. Cohen S, Janicki-Deverts D, Miller GE. Psychological Stress and Disease //JAMA. 2007;298(14)
40. Essaimathi S., Sidorenko L. General adaptation syndrome //NANO-2019: Limits of Nanoscience and Nanotechnologies. – 2019. – С. 66-66.
41. Holt V. P., Ladwa R. Mentoring. A quality assurance tool for dentists. Part 3: Building a successful mentoring relationship //Primary Dental Care. – 2009. – Т. 16. – №. 2. – С. 67-73.
42. McEwen B. S. Stress, adaptation, and disease: Allostasis and allostatic load //Annals of the New York academy of sciences. – 1998. – Т. 840. – №. 1. – С. 33-44.
43. Singh, D. S. Aulak, S. S. Mangat, M. S. Aulak, Systematic review: factors contributing to burnout in dentistry// Occupational Medicine, Volume 66, Issue 1, January 2016, Pages 27–31
44. Tan S. Y., Yip A. Hans Selye (1907–1982): Founder of the stress theory //Singapore medical journal. – 2018. – Т. 59. – №. 4. – С. 170.