Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ФИРМЫ

Работа №136164

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ФИРМЫ 5
1.1 Культура как системообразующий элемент внутренней среды фирмы 5
1.2 Единая типология деловой культуры 8
1.3 Эволюция элементов внутренней среды фирмы в течение жизненного цикла 11
1.4 Кумулятивный эффект типов деловой культуры 14
Выводы 17
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ФИРМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА 18
2.1 Количественные методики диагностики организационной культуры 18
2.2 Интегративная методика анализа деловой культуры фирмы и определения стадии жизненного цикла 22
Выводы 33
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ФИРМЫ 34
3.1 Формирование деловой культуры в контексте управления жизненным циклом фирмы 34
3.2 Формирование власти на разных стадиях жизненного цикла 36
ГЛАВА 4 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «МАКСИДОМ» 50
4.1 Анализ существующей деловой культуры ООО «Максидом» 50
4.2 Рекомендации по гармонизации и формированию деловой культуры ООО «Максидом» 61
Выводы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 77


Основная цель современного менеджмента – обеспечение устойчивого развития фирмы, что достигается в первую очередь с помощью правильно выбранной стратегии и развитой деловой культуры. Для этого необходимо сформировать сильную и внутренне согласованную деловую культуру, которая должна точно соответствовать текущей стадии жизненного цикла фирмы.
Действия по формированию деловой культуры фирмы можно разделить на два направления: во-первых, это гармонизация внутренней среды фирмы в соответствии с текущей стадией жизненного цикла; во-вторых, это меры по «заложению фундамента» для перехода на следующую стадию оптимальной траектории жизненного цикла фирмы, которые заключаются прежде всего в усилении влияния культуры, соответствующей будущей стадии развития.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что эффективное формирование деловой культуры – важное условие устойчивого развития фирмы. Будет ли она развиваться по оптимальной траектории или придет к стадии старости в большей степени определяется действиями топ-менеджмента по изменению деловой культуры. Однако, чтобы предпринимать какие-либо меры по управлению жизненным циклом, прежде всего необходимо выяснить на каком этапе фирма находится в текущий момент. С этой целью должна быть разработана интегративная методика идентификации стадии жизненного цикла фирмы, служащая не только для анализа типа, силы и однородности деловой культуры, но и для формирования рекомендаций по гармонизации и развитию культуры для перехода на оптимальную траекторию жизненного цикла.
Объектом исследования является современная фирма в ее динамке. Предмет – методы исследования и формирования деловой культуры фирмы.
Цель исследования заключается в разработке метода идентификации стадии жизненного цикла фирмы и формировании мер по изменению деловой культуры.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 Проанализировать существующие количественные методики исследования организационной культуры (OCAI, MSAI, DOCS);
 Предложить на основе моделей диагностики деловой культуры интегративную модель идентификации стадии жизненного цикла фирмы;
 Дать рекомендации по управлению траекторией жизненного цикла фирмы с помощью формирования деловой культуры.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам научно-исследовательской работы можно с уверенностью говорить о деловой культуре как ключевом факторе внутренней среды фирмы, эффективное управление которым обеспечивает устойчивое развитие фирмы по оптимальной траектории жизненного цикла.
Соответствие между развитием фирмы по стадиям жизненного цикла и сменой типов деловой культуры предоставляет возможность через исследование организационной культуры идентифицировать стадию жизненного цикла и сформировать рекомендации по управлению деловой культурой фирмы в контексте стратегического развития.
Формирование деловой культуры должно начинаться с формирования соответствующего ей типа власти и стиля лидерства.
Выводы:
1. В работе была произведена интеграция единой типологии деловой культуры с теорией жизненного цикла Френча и Рейвена, концепцией власти ХерсиБланшара, а также отобраны наиболее подходящие для каждой стадии ЖЦ роли лидера по К. Камерону и Р. Куинну и М. Белбину. В процессе эволюции фирмы по стадиям жизненного цикла происходит децентрализация и либерализация власти – от директивного стиля лидерства (автократия) до делегирующего (адхократия). Поскольку деловая культура - это сложная система, необходим комплексный подход к ее формированию. В соответствии с этим автором была произведена гармонизация всех элементов внутренней среды фирмы в соответствии с моделью «PEST-атом» по четырем стадиям жизненного цикла. Предложенную модель необходимо использовать как ориентир при управлении деловой культурой для обеспечения ее сбалансированности.
2. Предложена интегративная модель идентификации стадии жизненного цикла фирмы. Основой послужили наиболее распространенные количественные методики анализа организационной культуры: OCAI, MSAI К.Камерон и Р.Куинни DOCSД. Денисона, сопоставление которых показало соответствие используемых в каждой модели координат друг другу, а также выявило недостатки и преимущества методик. Авторская модель выгодно отличается от существующих: она определяет не один, а два доминирующих типа культуры, благодаря усовершенствованной системе обработки результатов можно проанализировать за счет каких ценностей преобладает тот или иной тип, определить степень однородности культуры.
3. Предложенный инструмент анализа деловой культуры фирмы был апробирован на четырех подразделениях ООО «Максидом», в результате выявлено преобладание рыночной культуры, с остаточным влиянием бюрократической, сохранившейся с предыдущей стадии жизненного цикла. На основе полученных данных можно констатировать, что ООО «Максидом» находится на стадии зрелости. В целом деловая культура проанализированных подразделений характеризуется высокой степенью однородности и силы.
Для обеспечения перехода фирмы на оптимальную траекторию жизненного цикла на стадии зрелости развитие деловой культуры должно происходить в двух направлениях: политика дебюрократизации и формирование культуры профессионалов (адхократический тип).
Меры по формированию культуры адхократического типа в первую очередь должны быть направлены на децентрализацию власти, усиление самостоятельности и полномочий профессионалов, развитие делегирующего типа лидерства, совместное участие сотрудников в решении проблем. Также необходимо следовать принципам самообучающейся организации – осуществлять постоянное корпоративное и индивидуальное обучение сотрудников, всесторонне поощрять стремление к росту, развивать ответственность. Особенно важно на стадии зрелости сделать акцент на исследованиях и разработках, усовершенствовании бизнес-процессов, разработке новых продуктов, открытии бизнес-линий.
Один из способов усиления культуры профессионалов – внедрение цифровых технологий, например, интегрированные HR-платформы, значительно повышающие эффективность и гибкость взаимодействия с сотрудниками; оптимизация торговых залов с помощью «умных полок», CRM-системы и BigData в маркетинге. Цифровизация бизнес-процессов значительно ускоряет децентрализацию управления, развивает горизонтальную интеграцию, снижает количество рутинных задач и способствует развитию профессиональных компетенций сотрудников.



1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - СПб: Питер, 2008. – 384 с.
2. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – Пер. с англ.: Е. Л. Леонтьева, Е. Н. Строганов, Е. В. Вышинская и др. – М.: Экономика, 1989. – 520 с.
3. Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – 670 с.
4. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура: Учебн. пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 361 с.
5. Грошев И.В. Менеджмент организационной культуры. М.: МПИСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010 – 347 с.
6. Дрыга С.В., Дудченко А.В. выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(56). – Новосибирск: СибАК, 2016.
7. Камерон, К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. – Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
8. Михненко П.А. Теория менеджмента: Учебник/ П.А. Михненко. – 4-е изд., стер. – М.: Унивеситет «Синергия», 2018. – 520 с.
9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. Пер. с англ. Ю.Н.Каптуревского.- СПб: Издательство «Питер», 2000. – 372 с.
10. Питерс, Т., Уотерман, Р. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки / Т. Питерс, Р. Уотерман. – М.: «Альпина Паблишер», 2011. – 528 с.
11. Спивак, В. А. Корпоративная культура : учебник / В. А. Спивак. – СПб: Питер, cерия "Теория и практика менеджмента", 2001. – 352 с.
12. ТромпенаарсФонс. 100 ключевых моделей и концепций управления / ФонсТромпенаарс, Пит ХейнКуберг, пер.с англ. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 640 с.
13. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч.
4 типа корпоративной культуры. Пер.с англ. Минск: Попурри, 2012 – 528 c.
14. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 4 изд-е. / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2013. - 330 с.
15. Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: концепции и российская практика. / 2-е изд., монография. – Спб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. – 480 с.
16. Handy C. The Gods of Management. – New York: Penguin Books, 1978.

Статьи и периодические издания

1. Андрющенко О. В., Фокина Т. П. Методологические и методические аспекты использования OCAI как инструмента диагностики и изменения организационной культуры // Основы ЭУП. 2014. №3 (15).
2. Аренков И.А., Смирнов С.А., Шарафутдинов Д.Р., Ябурова Д.В. Трансформация системы управления предприятием при переходе к цифровой экономике // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 5. – С. 1718. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sistemy-upravleniya-predpriyatiem-pri-perehode-k-tsifrovoy-ekonomike (дата обращения: 15.03.2020).
3. Ахвледиани З. Дж., Зябриков В.В. Единая типология деловой культуры и процесс формирования культуры фирмы // Креативная экономика. ООО Издательство «Креативная экономика», М: Том 10, N 8 (август 2016). С. 883–904.
4. Ахвледиани З.Д., Зябриков В.В. Единая типология деловой культуры как инструмент совершенствования управления фирмой // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 14. — С. 1605–1618.
5. Денисон Д., Хойшберг Р., Лэйн Н., Лиф К. Изменение корпоративной культуры в организациях. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.
6. Дрыга С.В., Дудченко А.В. выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 2(56). – Новосибирск: СибАК, 2016.
7. Зябрикова А.В., Зябриков В.В. Развитие теории жизненного цикла на основе единой типологии деловой культуры // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 1. – С. 116-120.
8. Зябрикова А.В., Зябриков В.В. Оптимальная траектория жизненного цикла фирмы // проблемы современной экономики. – 2014. №4. – С. 123 – 127.
9. Зябриков В.В. Моделирование внутренней среды фирмы для целей обеспечения ее устойчивого развития // Сборник статей/ Под ред. А.А. Аузана, В.В. Герасименко. - М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. С. 437-444.
10. Зябриков В.В. Типология и эволюция организационной культуры. Проблемы современной экономики, N 4 (24), 2007. С.194-199.
11. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций. В кн.: Менеджмент: век XX - век XXI. М.: Экономистъ, 2004. С. 304-320.
12. Магура М.А. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений // Управление персоналом. 2002 г. №1. С. 26.
13. Pодин О. Концепция организационной культуры: происхождение и сущность // Менеджмент. – 1998. – № 7. – С. 67-77.
14. То ТхуЧанг Интегральная методика исследования организационной культуры // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1, 2015. [Электронный ресурс] URL: http://naukovedenie.ru/PDF/115EVN115.pdf (дата обращения 28.10.2019)
15. Филонович С.Р., Кушелевич ЕМ. Теория жизненных циклов И.Адизеса и российская действительность// Социол. исслед. 1996. № 10. С. 63-71
16. Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2005. №4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-diagnostiki-organizatsionnoy-kultury-rossiyskih-kompaniy (дата обращения: 19.02.2020).
17. Широкова Г.В. Характеристика стадий жизненного цикла российских компаний, созданных «с нуля» // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. – с. 3-20. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-stadiy-zhiznennogo-tsikla-rossiyskih-kompaniy-sozdannyh-s-nulya (дата обращения 27.10.2019)
18. Широкова Г. В., Меркурьева И. С., Серова О. Ю. Особенности формирования жизненных циклов российских компаний (эмпирический анализ). Российский журнал менеджмента 4 (3), 2006. 3–26 С. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/osobennosti-formirovaniya-jiznenn-h-tsiklov-rossiyskih-kompaniy-empiricheskiy-analiz.pdf (дата обращения 27.10.2019)
19. Alas, R.and Vadi, M. The impact of organizational culture on organizational learning and attitudes concerning change from an institutional perspective’, Int. J. Strategic Change Management, 2005. Vol. 1, Nos. 1/2, pp.155–170.
[Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/228617391_The_impact_of_organisational_culture_on_organisational_learning_and_attitudes_concerning_change_from_an_institutional_perspective (дата обращения 01.04.2020).
20. Argote, L., &Spektor, E. M. Organizational Learning: From Experience to Knowledge. Organization Science, 22(5), 2011. - 1123–1137 p. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Organizational_Learning_From_Experience_to_Knowled.pdf (дата обращения 02.04.2020).
21. Bendyk, M. In Pilat, M. How Organizational Culture Influences Building a Learning Organization. ForumScientiaeOeconomia, 1 (4), 2004. - 83-92 p. [Электронный ресурс] URL: http://repozytorium.wsb-nlu.edu.pl/bitstream/handle/11199/7438/Pi%C5%82at%20Micha%C5%82,%20The%20influence%20of%20organizational%20culture%20on%20building%20a%20learning%20organization.pdf?sequence=1 (дата обращения 02.04.2020).
22. Boisnier A. Chatman J.A. The Role of Subcultures in Agile Organizations. University of California, Berkeley, 2002. – 37 p. [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/265206215_The_Role_of_Subcultures_in_Agile_Organizations (дата обращения 25.02.2020)
23. Bruce M. Tharp. Four Organizational Culture Types // Haworth, Organizational Culture. – 2005. – p. 1-6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/1588713/Four_Organizational_Culture_Types(дата обращения 09.12.2019)
24. Cameron, K. A Process for changing organizational culture. In: T.G. Cummings, editor. Handbook of Organizational Development. Thousand Oaks: Sage; 2008. pp. 429–445.
25. Cameron, K. S., & Quinn, R. E. Diagnosing and changing organizational culture. Based on the competing values framework (Revised Edition ed.). San Francisco: Jossey-Bass – 2006 (1999). -132 р.
26. Cronbach L.J. Coefficient alpha and the internal structure of tests // Psychometrika. 1951.Vol. 16. P. 297-334. [Электронный ресурс] URL: http://cda.psych.uiuc.edu/psychometrika_highly_cited_articles/cronbach_1951.pdf (дата обращения 15.02.2020)
27. Denison D.R. Corporate culture and organizational effectiveness. – N.Y.: Wiley, 1990. – 35 p. [Электронный ресурс] URL: https://growthorientedsustainableentrepreneurship.files.wordpress.com/2016/07/oc-corporate-culture-and-organizational-effectiveness.pdf(датаобращения 30.11.2019).
28. Denison D.R., Haaland S., Goelzer P. Corporate Culture and Organizational Effectiveness: Is Asia Different From the Rest of the World? Organizational Dynamics, Vol. 33, No. 1, 2004. - pp. 98–109. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Corporate_Culture_and_Organizational_Eff.pdf (дата обращения 03.11.2019)
29. Denison D.R., Mishra A.K. Toward a theory of organizational culture and effectiveness // Organization science. – Denver (Colorado), 1995. – Vol. 6, N 2. – P.204–223. [Электронный ресурс] URL: http://www.trustiseverything.com/wp-content/uploads/2012/07/denison-mishra-toward-a-theory-of-org-culture-and-effect-org-sci-1995.pdf (дата обращения 03.11.2019)
30. French J.R.P., Raven D. The Bases of social power // In Cartwright D. Studies in Social power. Ann Arbor: University of Michigan, Institute for Social Research. – 1959. – P. 150– 167
31. Goleman, D. Leadership That Gets Results. HarvardBusinessReview, 2000. - 78-90c. [Электронный ресурс] URL: http://www.powerelectronics.ac.uk/documents/leadership-that-gets-results.pdf(дата обращения 15.02.2020)
32. Greiner L. E. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 50 (4), 1972. - 37–46 p. (Русск. перевод: ГрейнерЛ. Е. 2002. Эволюция и революция в процессе роста организаций. Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент (4): 76–94.
33. Kodjo E., J., & Dai, C. The Influence of Organizational Culture on Organizational Learning, Worker Involvement and Worker Productivity. International Journal of Business Management, 4(9), 2009. - 243-250 p. [Электронный ресурс] URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ijbm/article/view/2153(датаобращения 12.02.2020)
34. Kokina I. Ostrovska I. The Analysis of organizational culture with the Denison Model // European Scientific Journal, 2013. ISSN: 1857-7881. [Электронный ресурс] URL: https://eujournal.org/index.php/esj/article/view/2316/2189 (дата обращения 17.11.2019)
35. Müllera E., Hopfa H. Competence Center for the Digital Transformation // Flexible Automation and Intelligent Manufacturing: In: 27th International Conference. Procedia Manufacturing 11. 2017. – p. 1495-1500. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/Competence_Center_for_the_Digital_Transformation_i.pdf (дата обращения 25.02.2020).
36. Leithy W.E. Organizational culture and organizational life cycle. International journal of economics and management sciences, 2017. – 3 p. [Электронный ресурс] URL: https://www.hilarispublisher.com/open-access/organizational-culture-and-organizational-life-cycle-2162-6359-1000433.pdf (дата обращения 21.10.2019).
37. Quinn RE., Cameron K. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence // Management Science, 1983. Vol. 29. P. 33-51.
38. Quinn, R. E., &Rohrbaugh, J. A spatial model of effectiveness criteria: Towards a competing values approach to organizational analysis. ManagementScience, 29(3),1981. pp 363–377. [Электронный ресурс] URL: http://tpayne.ba.ttu.edu/Graduate/MGT5391/QuinnRohrbaugh1983.pdf (дата обращения 30.09.2019).
39. Tharp, B. M. (2009). Four organizational culture types. Haworth. Organizational Culture White Paper, 2015. 6 p. [Электронный ресурс] URL: http://urmiladasi.com/wp-content/uploads/2015/12/Four_Organizational_Culture_Types.pdf (дата обращения 30.09.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ