Введение 3
Глава I: основные понятия тезиса «философия есть личностное деяние» 7
§1. Определение философии. Предпосылочное объективированное наследие и проблематизирующий субъект. Доказательство личностного фундамента философии 7
§2. Определение личности. Философская и психоаналитическая трактовки 11
§3. В каком смысле «деяние» рассматривается в этой работе. Понятие акта 13
Глава II: подступы к мета-онтологической архитектонике человека 15
§4. Человек, индивид и индивидуум. Человек и социум. Социальное как овнешнённое. Божественное как отчуждённое; аргумент к атеистическому экзистенциализму 15
§5. Триада «реальное – виртуальное – действительное» 19
§6. Моды «Dasein» и «Insein». Схема взаимодействия человека и мира в парадигме триады РДВ 20
Глава III: мотивация, движущий стимул осознанного эманирования 21
§7. Принцип человеческой мета-экзистенции как принцип эманации 21
§8. Мотивация как смысл поддержания мода «Dasein» в модусе собственности 23
Заключение 26
Список терминов 27
Библиографический список 29
Философия сопровождает человека в познании мира, усмотрении и выведении алгоритмов бытия, непосредственно участвует в обретении жизненных смыслов, и, более того, философствование является уникальным занятием, присущим человеку и только человеку. Исследователь бытия человека и феноменолог Мартин Хайдеггер говорил, что мы есть единственное в своём роде сущее, которое вопрошает о себе самом, наше бытие -- единственное самоопрашивающее бытие , поэтому рассмотрение философии как личностного не просто свойства, но деятельного процесса – закономерное решение, и в этой работе будут рассмотрены многогранные методологические преимущества именно такой постановки рассмотрения вопроса философии, экзистенции и деятельности человека как познающего и осмысляющего не просто сущего, но субъекта разумного и самостоятельного в своём о себе мышлении и познании. Актуальность темы исследования философии как существенной характеристики человека и уникальной, присущей только ему деятельности сложно переоценить или назвать исследования в этой области исчерпывающими и окончательными для всего человеческого знания, так как сингулярная проблематика индивидуума всегда будет поднимать этот вопрос снова и снова в каждой эпохе, а временящий, то есть не застывший в стазисе культурный дискурс каждый раз будет бросать тень нового, негативного, ещё не исследованного на героев своего времени.
Для конкретизации исследования я бы хотел оттолкнуться от рассмотрения философии как личностного деяния как от основы вглубь открываемой таким заглавием области философской антропологии и не только развернуть рассуждение в доказательство правомерности и преимуществ заданного тезиса, но и показать, что методологически такая постановка определения философии открывает путь к описанию мета-онтологической архитектоники человека, метафизически и онтологически связывая мышление и бытие под эгидой деятельной личности как актора и творца, позволяя не утратить субъектность познающего субъекта, то есть не упустить из исследования истинно человеческую сущность, когда мы рассуждаем об экзистенции и о человеке в мире. Моя попытка подступиться к такой архитектонике человека с новой точки зрения и в изложении моего личного восприятия не только как философа, но как индивидуума человеческого рода определяет новизну исследования; разработанность темы в научном наследии будет отражена в такой форме исследования, как синкретическая идейная интерпретация: в качестве методологической базы, проанализированные и истолкованные позиции авторов различных затронутых моим исследовательским интересом концепций будут использованы как посылки к дальнейшим рассуждениям, и терминологический аппарат, отвечающий задачам моего исследования и представленный в конце работы на сс. 27-28, в немалой степени является результатом логических цепочек рассуждений в ходе данной работы, с чем связано преимущественное не контрадикторное несовпадение используемых мной определений с авторскими. Среди основных авторов, к которым я буду обращаться в ходе исследования, могут быть выделены такие авторитетные авторы, как: М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм,В. Тэхкэ, Ж. Лакан, Ж.-П. Сартр; с полным библиографическим списком читатель может ознакомиться в конце работы на с. 29.
И так цель моего исследования – философско-антропологическое методически описательное, архитектонически выстроенное рассмотрение философии как личностного деяния, что раскрывается в следующих задачах исследования и структуре работы:
1-4. Представить основные понятия, входящие в заглавие работы как в базовый тезис, и изучить их понимание в философском дискурсе для сравнения с выбранным для исследования истолкованием и доказательства преимуществ такого смыслополагания, что отражено в первой главе. Первый параграф посвящён определению философии, второй – определению личности в необходимой тесной связи с психоанализом (с опорой на работы З. Фрейда, Э. Фромма, Ж. Лакана, В. Тэхкэ), а третий параграф раскрывает мою специфику понимания деяния в рамках данной работы.
5-12. Изучить понятие человека, исследовать разницу между индивидом и индивидуумом, человеком и миром, человеком и обществом, используя сделанные выводы в дальнейших рассуждениях, в ходе которых – ввести и пояснить новые термины, необходимые для описания взаимоотношений человека и мира с точки зрения философии как личностного деяния, в том числе: обосновать необходимость введения и использования триады «реальное– действительное -- виртуальное», а также переосмысления хайдеггеровского понятия «Dasein» и выведение по аналогии дихотомического понятия «Insein». Подобного рода подступ к мета-онтологической архитектонике человека – это содержание второй главы в размере четырёх параграфов: о человеке, о человеке и мире и о человеке и обществе, о триаде «реальное -- действительное – виртуальное» соответственно.
13-25. Ввести и рассмотреть принцип эманации как принцип актуализирующего бытия человека; изучить проблему мотивации к осознанному эманированию и существующие подходы к решению, логически исследовать стимул человека к осознанному бытию в контексте описанной архитектоники. В связи указанных здесь задач также: рассмотреть проблему отчуждения, овнешнения (и их разницу; ввести понятие овнешнённого), исследовать тему возвращения божественного как овнешнённого и сущность актора, или человека-творца вместо человека-творения. Здесь же: рассмотреть тему ницшеанского преодолеваемого человека с точки зрения не преодоления, а присвоения, возведения в статус собственного бытия. Этой группе задач посвящена третья глава работы и четыре её параграфа: о принципе человеческой мета-экзистенции как принципа эманации с исследованием имеющихся в наследии подходов; о возвращении божественного как овнешнённого и о ницшеанском сверхчеловеке в контексте проблематики собственного бытия;
Объект исследования – человек с точки зрения философской антропологии; предмет исследования – роль философии в концепции человека как актора собственного бытия.
Теоретическая значимость моего исследования выражается в расширении сферы исследованного в дискурсе философской антропологии посредством изложения новаторской мета-физической архитектоники человека; кроме того, форма изложения в виде проблематизированного синкретического переосмысления результатов аналитического истолкования концепций из области философского наследия поддерживает теоретическую тенденцию к новаторскому курсу изложения философских мыслей в противостояние с преимущественно ориентированным на превосходство прошлых догматов ретроспективным критическим анализом.
Практическая значимость заключается в том, что такая постановка вопроса о философии, какая осуществляется в данной работе, раскрывает философа как софиста в смысле воскрешения древнего термина и древней практики, показывает, что философия в качестве софистики является неотъемлемой и неразрывно сопутствующей деятельностью для любого осознанного рефлексирующего современного человека. Без философии невозможно рассмотрение свободы, невозможна активная творящая деятельность и идентификация себя в мире как свободно действующего индивидуума. Необходимость множества собственных индивидуальных идеологических концепций как миропонимания и мировоззрения для каждого отдельного индивидуума является посылкой для переосмысления фундирующих принципов гуманизма и построения новых подходов для гуманистического либерализма, что может найти применение и в политической сфере. Также моё исследование открывает широкую область применения философии, в том числе в подходе к реализации преподавательской деятельности; тезис о философии как личностном деянии, неразрывно сопутствующем сознательной зрелости духа и духовному производству человека , акцентирует внимание на творческом проявлении личности, что в образовательной практике даёт возможность изменения методологии в пользу создания распространённого за рамки закрытой программы молодого научного дискурса как основной формы практической философии в стенах альмаматер, а также введения практики индивидуальных работ для студентов философского направления в формате обязательно публикуемых эссе наряду с исследовательской аналитической работой, направленной на широкое ознакомление со стазисным, фундаментальным, наследием философского дискурса, являющимся де-факто методически нерегулярно реализуемыми посылками для развития творческого, новаторского и свободного собственного мышления, кризисом которого отличается современная эпоха философии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Философия является личностно фундированной и относится непосредственно к человеческой сущности, поэтому единственный подход к рассмотрению философии, который является закономерным методом для решения творческих задач мышления и бытия – это рассмотрение философии как личностного деяния, при этом проблематизирующим и познающим всегда является сингулярный индивидуум. Человеческая экзистенция, как и философия, в модусе собственности всегда сингулярна для каждого отдельного индивидуума, что обусловлено сущностью индивидуального и раскрывает сущность экзистенции индивидуума как актора собственного бытия.
2. Для понимания человека необходимо понимание триады «реальное – действительное -- виртуальное», обуславливающей введение в этой работе понятия модов «Dasein» и «Insein». Процесс индивидуации личности обусловлен внешним миром, его интроекцией, однако индивидуум не является неизбежно вброшенным в мир, но, напротив, склонен к бегству в виртуальное, выраженном в отказе от реального вплоть до создания виртуальной реальности или реальностей. Индивидуум, не имеющий мотивации к актуализации виртуального собственного проекта, остаётся виртуальным человеком.
3. Философия является способом человека перейти из виртуального статуса в собственный действительный статус и актуализовать себя посредством осознанного эманирования. Эманация – единственный философско-антропологический и мета-физический принцип актуализации личности, преодолевающий проблему отчуждения и несобственности бытия.
Постановка вопроса философии как личностного деяния позволила не только тесно связать философию с индивидуумом, но и обнаружить его как сингулярный её источник, влияющий и на собственную экзистенцию, и на всё человеческое общество в социальном и историческом контекстах.
Исследование личности привело автора и читателя к пониманию её как проекта, потенции человека в человеке, начинающейся с рефлексии и с первого смыслоконстантирования Я о себе самом – так индивидуум начал обращение к философии, роль которой раскрывается как необходимый фундамент, обеспечивающий понимание экзистенции в моде Insein для себя самой и в моде Dasein как в актуализации своих виртуальных возможностей и грамотного себя представления.
Философия обнаруживает себя также как способ возвращения божественного человеку как отчуждённых качеств, имеет потенциал преодоления бегства от свободы, выбора и ответственности, раскрывает сущностный механизм человеческой осознанной экзистенции через эманацию. За счёт же эманации мышление и бытие оказываются объединены через субъективный индивидуальный дух.
Так, индивидуум-творец, актор, также является философствующим деятелем, сохраняющим себя-для-себя как контанту посредством философской рефлексии, а мотив для перехода человека из модуса наблюдателя (виртуального) в модус творца (действительного) стоит искать в другом, а, соответственно, в социальной сущности человека и коммуникации, в которой философия может раскрывать себя не только как для-себя-самого мышление, но и представление собственной действительности для другого с целью минимизации искажений.
1. Агамбен Д. Что современно? — К.: Дух і Літера, 2012 — 78 с.
2. Аквинский Ф. Учение о душе. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.
3. Антипов Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. -- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 256 с.
4. Блаженный А. О бессмертии души. – М.: АСТ, 2004. – 512 с.
5. Валлерштейн Р. С. Вступительное слово // Тэхкэ В. Психика и ее лечение: Психоаналитический подход / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 464 с. С. 3-8.
6. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. - Минск: Книж. дом, 2003. - 1280 с.
7. Гуссерль Э. Идея феноменологии: Пять лекций / пер. с нем. Н. А. Артеменко; вступ. ст. и коммент. И. И. Мавринского. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2008. — 244 с.
8. Гуссерль Э. Начало геометрии. – М.: AdMarginem, 1996. – 267 с. С. 235.
9. Делёз Ж., Гваттари Ф.; пер. с франц. и послесл. Я.И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. — Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. — 895 с.
10. Зенон // Антология мировой философии в 4 тт. Т. 1. Философия древности и средневековья. – М.: Мысль, 1969. – 576 с. С. 296-299.
11. Кант И. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» // Кант И. Собр.соч. в 8 тт. -- М.: Чоро, 1994. Т. 8. С. 29-37.
12. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда / пер. с фр. А. К. Черноглазова, М. А. Титовой. — М.: «Русское феноменологическое общество», издательство «Логос», 1997. — 184 с.
13. Лекторский В. А., Швырев В. С. К вопросу о характере проблем методологии // Лекторский В. А., Швырев В. С. и др. Философия, методология, наука. – М.: Наука, 1972. – 236 с.
14. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41-174.
15. Ницше Ф. Весёлая наука / пер. С нем. М. Кореневой, С. Степанова, В. Топорова. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — 349 с.
16. Ницше Ф. Фридрих Ницше, сочинения в 2-х томах, т. 2 / пер. Ю. М. Антоновского под редакцией Свасьяна. — М.: Мысль, 1996. — 831 с.
17. Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. – М.: «Мысль», 1969. – 398 с.
18. Панасенко Г. В. Философское понятие личности // ВЕСТНИК ИрГТУ. -- 2012. -- №8 (67). – С. 320-325.
19. Райх В. Анализ личности / пер. С. Ю. Романюк, Т. В. Русина, Я. Д. Шапиро. — СПб.: «Ювента», 1999. — 333 с.
20. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Политиздат, 1989. – С. 319 – 344.
21. Тэхкэ В. Психика и ее лечение: Психоаналитический подход / Пер. с англ. В. В. Старовойтова. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. — 464 с.
22. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов / пер. с англ., вступ. ст. А. Б. Хавина. — М.: Академический Проект, 2004. — 848 с.
23. Фрейд З. Введение в психоанализ / пер. Г. В. Барышниковой. — М.: АСТ, 2014. — 260 с.
24. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / пер. М. Р. Гинзбурга. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 144 с.
25. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм // Бегство от свободы. Человек для себя: Сб. – М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006. – 571 с.
26. Фромм Э. Здоровое общество / Э. Фромм // Здоровое общество. Догмат о Христе: Сб. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005. – 571 с. С. 34.
27. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М.: Весь Мир, 2002. - 143 с.
28. Хайдеггер М. Бытие и время / Хайдеггер М.; пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503 с.
29. Agamben G. Che cos’èilcontemporaneo? – Roma: Nottetempo, 2008. – 25 p.
30. Heidegger M. Sein und Zeit. — Tübingen: «Max Niemeyer Verlag», 1967. — 437 s.
31. Harper D. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.etymonline.com/