ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий ЖКХ 6
1.1. Понятие, сущность и экономическое содержание конкурентоспособности
предприятия 6
1.2. Жилищно-коммунальная сфера и параметры ее конкурентоспособности ...14
1.3. Принципы и методы оценки конкурентоспособности предприятий
жилищно-коммунальной сферы и качества их услуг 25
Глава 2. Оценка конкурентоспособности муниципального бюджетного
учреждения «Благоустройство Яковлевского района» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика МБУ «Благоустройство» 34
2.2 Анализ эффективности деятельности МБУ «Благоустройство» и оценка его
конкурентоспособности 42
2.3. Резервы и направления повышения конкурентоспособности МБУ
«Благоустройство» 49
Заключение 55
Библиографический список 58
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятий ЖКХ 6
1.1. Понятие, сущность и экономическое содержание конкурентоспособности
предприятия 6
1.2. Жилищно-коммунальная сфера и параметры ее конкурентоспособности ...14
1.3. Принципы и методы оценки конкурентоспособности предприятий
жилищно-коммунальной сферы и качества их услуг 25
Глава 2. Оценка конкурентоспособности муниципального бюджетного
учреждения «Благоустройство Яковлевского района» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика МБУ «Благоустройство» 34
2.2 Анализ эффективности деятельности МБУ «Благоустройство» и оценка его
конкурентоспособности 42
2.3. Резервы и направления повышения конкурентоспособности МБУ
«Благоустройство» 49
Заключение 55
Библиографический список 58
Актуальность темы. Одним из важнейших источников роста экономики и факторов, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, является стабильное функционирование отраслей инфраструктуры, к числу основных из которых относится жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Сфера ЖКХ является неотъемлемой частью пространственной экономики, обеспечивающая жизнедеятельность локальных сообществ и нормальное функционирование производственных комплексов на уровне регионов и муниципалитетов.
Жилищно-коммунальное хозяйство формирует комфортную среду проживания, создает условия для воспроизводства человеческого капитала и высокого качества жизни, обеспечивает население основными жизненно важными услугами (электроэнергией, газом, теплом, водой), а промышленность, сельское хозяйство, торговлю и другие отрасли - коммунальными ресурсами для ведения производственной и коммерческой деятельности. Однако исследования показывают, что из-за затянувшегося кризиса, изношенности основных фондов, накопленной кредиторской и дебиторской задолженности и прочих проблем конкурентоспособность предприятий ЖКГ находится на довольно низком уровне. Эти затруднения связаны с отсутствием реального или потенциального ответственного собственника, заинтересованного в финансовом оздоровлении и эффективном функционировании предприятий ЖКХ.
Актуальность научной проблемы поиска направлений повышения конкурентоспособности предприятия ЖКХ определяется совокупностью, социально-экономических, организационных институциональных проблем в данной сфере. Проблема повышения конкурентоспособности предприятий ЖКХ обосновывается: во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках; во-вторых, изменением государственной политики; в- третьих, ростом потребностей в качественных услугах ЖКХ.
Проблемы совершенствования экономико-организационных механизмов управления сферой ЖКХ представлены в работах А.И. Белоусова, Д.А. Гайнанова, О.В. Жмырко, А.В. Заверской, С.В. Кузнецова, Н.К. Клемайкинаи др.
Однако, несмотря на глубокую теоретическую и практическую базу исследований проблемы развития и повышения конкурентоспособности предприятий ЖКХ сохраняют свою актуальность. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий сферы ЖКХ.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- изучить конкурентные преимущества предприятий в жилищно-коммунальной сфере и методологии их оценки;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия МБУ «Благоустройство»;
- выявить направления и резервы повышения уровня конкурентоспособности предприятия МБУ «Благоустройство».
Предметом исследования выступают механизмы, инструменты, методы повышения конкурентоспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений.
Объектом исследования выбрано муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство Яковлевского района».
Теоретическую основу работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по региональной экономике, теории экономических систем, экономике жилищно-коммунального хозяйства.
В работе использовались исторический и структурно-функциональные методы, методы формальной логики (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др.), методы научного абстрагирования.
Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности МБУ «Благоустройство»; технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, степень теоретической разработанности темы, цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности предприятий ЖКХ» проводится исследование сущности и экономического содержания конкурентоспособности предприятия, определяются параметры конкурентоспособности жилищно-коммунальной сферы и изучаются принципы и методы оценки конкурентоспособности предприятий жилищно¬коммунальной сферы.
Во второй главе «Оценка конкурентоспособности муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство Яковлевского района»дается организационно-экономическая характеристика предприятия, исследуется эффективность деятельности предприятия и проводится оценка его конкурентоспособности, также определяются резервы и направления повышения конкурентоспособности предприятия.
Заключение включает в себя выводы и предложения, в которых сформулированы основные теоретические и практические результаты исследования.
Жилищно-коммунальное хозяйство формирует комфортную среду проживания, создает условия для воспроизводства человеческого капитала и высокого качества жизни, обеспечивает население основными жизненно важными услугами (электроэнергией, газом, теплом, водой), а промышленность, сельское хозяйство, торговлю и другие отрасли - коммунальными ресурсами для ведения производственной и коммерческой деятельности. Однако исследования показывают, что из-за затянувшегося кризиса, изношенности основных фондов, накопленной кредиторской и дебиторской задолженности и прочих проблем конкурентоспособность предприятий ЖКГ находится на довольно низком уровне. Эти затруднения связаны с отсутствием реального или потенциального ответственного собственника, заинтересованного в финансовом оздоровлении и эффективном функционировании предприятий ЖКХ.
Актуальность научной проблемы поиска направлений повышения конкурентоспособности предприятия ЖКХ определяется совокупностью, социально-экономических, организационных институциональных проблем в данной сфере. Проблема повышения конкурентоспособности предприятий ЖКХ обосновывается: во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках; во-вторых, изменением государственной политики; в- третьих, ростом потребностей в качественных услугах ЖКХ.
Проблемы совершенствования экономико-организационных механизмов управления сферой ЖКХ представлены в работах А.И. Белоусова, Д.А. Гайнанова, О.В. Жмырко, А.В. Заверской, С.В. Кузнецова, Н.К. Клемайкинаи др.
Однако, несмотря на глубокую теоретическую и практическую базу исследований проблемы развития и повышения конкурентоспособности предприятий ЖКХ сохраняют свою актуальность. Этим обстоятельством и обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий сферы ЖКХ.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- исследовать теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
- изучить конкурентные преимущества предприятий в жилищно-коммунальной сфере и методологии их оценки;
- проанализировать конкурентоспособность предприятия МБУ «Благоустройство»;
- выявить направления и резервы повышения уровня конкурентоспособности предприятия МБУ «Благоустройство».
Предметом исследования выступают механизмы, инструменты, методы повышения конкурентоспособности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в условиях рыночных отношений.
Объектом исследования выбрано муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство Яковлевского района».
Теоретическую основу работы составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по региональной экономике, теории экономических систем, экономике жилищно-коммунального хозяйства.
В работе использовались исторический и структурно-функциональные методы, методы формальной логики (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др.), методы научного абстрагирования.
Информационную базу исследования составили материалы статистической отчетности МБУ «Благоустройство»; технико-экономические и финансовые показатели деятельности предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определены объект, предмет, степень теоретической разработанности темы, цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы конкурентоспособности предприятий ЖКХ» проводится исследование сущности и экономического содержания конкурентоспособности предприятия, определяются параметры конкурентоспособности жилищно-коммунальной сферы и изучаются принципы и методы оценки конкурентоспособности предприятий жилищно¬коммунальной сферы.
Во второй главе «Оценка конкурентоспособности муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство Яковлевского района»дается организационно-экономическая характеристика предприятия, исследуется эффективность деятельности предприятия и проводится оценка его конкурентоспособности, также определяются резервы и направления повышения конкурентоспособности предприятия.
Заключение включает в себя выводы и предложения, в которых сформулированы основные теоретические и практические результаты исследования.
В настоящее время сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики. Одним из основных направлений развития предприятий сферы услуг является повышение уровня конкурентоспособности.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который применяется во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее правильным считается ее применение к экономическим объектам, поскольку по своей сути конкурентоспособность остается понятием экономическим.Следует отметить ее многоуровневый характер и возможность применения к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны.
Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Цель, поставленная в работе заключалась в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий сферы ЖКХ.
ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйств) представляет собой многоотраслевой комплекс, обеспечивающих коммунально-бытовые потребности населения и является одной из базовых отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на социальную устойчивость общества.
Значимость ЖКХ для развития экономических систем обусловлена в первую очередь тем, что жилищно-коммунальное хозяйство формирует устойчивый спрос на продукцию машиностроения и прочих отраслей промышленности, строительства, квалифицированную рабочую силу. Динамичное жилищное строительство порождает потребность в комплексном освоении новых территорий (строительстве дорог, социальной инфраструктуры, организаций сферы обслуживания и т.п.).
Развитие конкуренции в сфере ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Уровнем их конкурентоспособности во многом определяется конкурентоспособность страны.
В жилищно-коммунальном комплексе на современном этапе его развития сложилась ситуация, когда большинство предприятий и организаций имеют более или менее жесткую территориальную (региональную) привязку к основным группам потребителей, а в области услуг естественных монополий секторы рынка определяются директивно на федеральном уровне. Такое положение обусловило затратный и неконкурентоспособный характер жилищно-коммунального обслуживания.
На основе данных анализа хозяйственной деятельности МБУ «Благоустройство», а также данных отчетности и нормативно правовых актов можно сделать вывод, что предприятие занимает определенную нишу на рынке, имеет постоянных потребителей своих услуг, обладает относительной стабильностью финансового состояния предприятия.
Поскольку предприятие относиться к бюджетной сфере, то оценка его конкурентоспособности была получена на анализе: использования рабочей силы;использования основных фондов и оборотных средств; использования сырьевых и материальных ресурсов. Было выявлено, что у предприятия есть в наличие как сильные, так и слабые стороны, оказывающие отрицательное влияние на уровень конкурентоспособности.
Для удержания и улучшения своих позиций на рынке оно должно непрерывно улучшать показатели конкурентоспособности. Для этой цели необходимо постоянно проводить анализ как внутренней среды - для поиска внутренних резервов развития, так и внешней - для определения возможностей и угроз функционирования. Основными методиками проведения анализа при этом будут являться такие как SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ, профиль среды и многоугольник конкурентоспособности.
Конкурентоспособность является универсальным показателем, который применяется во многих сферах жизнедеятельности. Однако наиболее правильным считается ее применение к экономическим объектам, поскольку по своей сути конкурентоспособность остается понятием экономическим.Следует отметить ее многоуровневый характер и возможность применения к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны.
Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его хозяйственной деятельности.
Цель, поставленная в работе заключалась в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий сферы ЖКХ.
ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйств) представляет собой многоотраслевой комплекс, обеспечивающих коммунально-бытовые потребности населения и является одной из базовых отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на социальную устойчивость общества.
Значимость ЖКХ для развития экономических систем обусловлена в первую очередь тем, что жилищно-коммунальное хозяйство формирует устойчивый спрос на продукцию машиностроения и прочих отраслей промышленности, строительства, квалифицированную рабочую силу. Динамичное жилищное строительство порождает потребность в комплексном освоении новых территорий (строительстве дорог, социальной инфраструктуры, организаций сферы обслуживания и т.п.).
Развитие конкуренции в сфере ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения. Уровнем их конкурентоспособности во многом определяется конкурентоспособность страны.
В жилищно-коммунальном комплексе на современном этапе его развития сложилась ситуация, когда большинство предприятий и организаций имеют более или менее жесткую территориальную (региональную) привязку к основным группам потребителей, а в области услуг естественных монополий секторы рынка определяются директивно на федеральном уровне. Такое положение обусловило затратный и неконкурентоспособный характер жилищно-коммунального обслуживания.
На основе данных анализа хозяйственной деятельности МБУ «Благоустройство», а также данных отчетности и нормативно правовых актов можно сделать вывод, что предприятие занимает определенную нишу на рынке, имеет постоянных потребителей своих услуг, обладает относительной стабильностью финансового состояния предприятия.
Поскольку предприятие относиться к бюджетной сфере, то оценка его конкурентоспособности была получена на анализе: использования рабочей силы;использования основных фондов и оборотных средств; использования сырьевых и материальных ресурсов. Было выявлено, что у предприятия есть в наличие как сильные, так и слабые стороны, оказывающие отрицательное влияние на уровень конкурентоспособности.
Для удержания и улучшения своих позиций на рынке оно должно непрерывно улучшать показатели конкурентоспособности. Для этой цели необходимо постоянно проводить анализ как внутренней среды - для поиска внутренних резервов развития, так и внешней - для определения возможностей и угроз функционирования. Основными методиками проведения анализа при этом будут являться такие как SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ, профиль среды и многоугольник конкурентоспособности.
Подобные работы
- ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЖКХ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Конкурентоспособность предприятия по управлению недвижимостью: оценка и пути повышения (Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Разработка комплексной программы повышения конкурентоспособности ПГ «Метран»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Разработка путей повышения конкурентоспособности ООО «РосТехСтрой»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий повышения конкурентоспособности предприятия на рынке строительных услуг (на примере ООО «Красстрой»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Разработка системы сбалансированных показателей деятельности предприятия ЖКХ
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕСТВЕНОСТЬЮ «КРАСНОЯРСКОГО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Разработка системы управления качеством жилищно-коммунальных услуг
Магистерская диссертация, технология организации строительного производства (ТСП). Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «КРАСКОМ»
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



