Введение 2
Глава 1. Использование современных медиатехнологий в предвыборной кампании 6
1.1. Специфика новых медиа как средства коммуникации 6
1.2. Особенности использования социальных медиа в предвыборной кампании 19
Глава 2. Новые медиа в избирательной кампании США 2016 24
2.1. Социальные медиа в предвыборной кампании Дональда Трампа и Хилари Клинтон 24
2.2. Особенности освещения интернет-кампании США 2016 традиционными СМИ (на примере «Нью-Йорк таймс») 40
Заключение 51
Список использованной литературы 55
Выборы, представляя собой одну из форм вовлечённости граждан в общественно-политическую жизнь государства, являются в то же время примером коммуникации между политиками и обществом, эффективность которой будет выражаться в явке избирателей и итогах голосования.
Кандидаты, заинтересованные в поддержке электората, проводят избирательную кампанию.
Один их основоположников современной политологии Г. Лассуэлл, говоря о ключевых функциях социальной коммуникации, выделял три:
• служат контролю над окружающей действительностью;
• являются средством связи между социальными субъектами и действительностью;
• позволяют передавать культуру во времени последующим поколениям .
Журналистика изначально была призвана выполнять эти функции: доносить до власти желания народа и наоборот –информировать людей о волеизъявлениях власти. В XXI веке в связи с развитием медиатехнологий происходят изменения в социальной реальности. Это выражается в том, что «значительная часть социальных отношений и коммуникаций переместилась в интернет-пространство, сформировав таким образом особую медиасреду» .
Настоящие изменения затрагивают все сферы жизни, в том числе одну из наиболее важных – область политики. Учёные сходятся во мнении, что «выборы и избирательные кампании являются самым актуальным направлением использования Интернета в политике» . Однако стоит учитывать тот факт, что политические процессы вызывают интерес не только учёных, но прежде всего граждан, заинтересованных в получении информации о происходящем, а также тех, кто эти сведения предоставляет.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в связи с развитием медиатехнологий меняются отношения между участниками политической коммуникации. Интернет предоставляет кандидатам новые способы выражения их политических взглядов. Политики, использующие современные медиатехнологии, с одной стороны, обращаются к потенциальным избирателям, с другой – снабжают работников СМИ информацией о своей деятельности. Вследствие этого новые медиа становятся востребованными у журналистов в процессе подготовки материалов о проведении предвыборной кампании, а также позволяют традиционным средствам массовой информации создать дополнительные каналы для того, чтобы обеспечивать новостями аудиторию.
Наглядным примером является освещение президентских выборов в США в 2016 году, в ходе которых кандидаты наиболее активно использовали интернет-платформы для взаимодействия с аудиторией.
В данной работе приводится исследование того, как именно использовались новые медиа политиками и журналистами в США в 2016 году. Это исследование заключается в теоретическом и эмпирическом анализе взаимоотношения следующих социальных подсистем: политики и электората, политики и медиа – в контексте президентских выборов 2016.
Научная новизна заключена в сравнении особенностей использования медиатехнологий в предвыборной кампании Дональда Трампа и Хилари Клинтон.
Цель – выявление специфики использования новых медиа как инструмента коммуникации в политических процессах.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- определить сущностные характеристики новых медиа;
- выявить особенности социальных медиа в предвыборной кампании;
- сравнить предвыборную кампанию Дональда Трампа и Хилари Клинтон в контексте новых медиа;
- оценить влияние современных медиатехнологий на повестку дня традиционных СМИ.
Объектом исследования являются современные новые медиа и возможность их применения СМИ в освещении политических процессов.
В качестве предмета исследования рассматриваются особенности использования новых медиа как кандидатами президентских выборов в США в 2016 году (Дональдом Трампом и Хилари Клинтон), так и журналистами США, освещавшими предвыборную кампанию.
Методы, применяемые в рамках выпускной квалификационной работы, представляют собой совокупность общенаучных методов познания (анализ, синтез, метод аналогии, метод обобщения, сравнение) и частнонаучных методов, а именно метод социологического исследования: контент-анализ, позволяющий выявить особенности проведения предвыборной кампании в интернет-среде кандидатами и журналистами, и с помощью сравнения полученных результатов – сделать общий вывод.
Теоретико-методическую базу исследования составили материалы отечественных и зарубежных авторов: Большакова С. В., Вартановой Е. Л., Войнова Д. А., Герцева Н. Э., Латенковой В. М., Носовец С. Г., Суворовой А. Ю., Яковлевой Т. Б., Пастухова А. Г., Г. Лассвела, А. Мановича, О. Стинса и Д. Ван Фухта.
Эмпирическую базу представляют такие электронные источники, как статистические данные и аналитические материалы проектов WeAreSocial, Hootsite и Pew Research Center, аккаунты Дональда Трампа и Хилари Клинтон в Твиттере, Фейсбуке и Инстаграме, официальные сайты кандидатов, а также сайт американской газеты «Нью-Йорк Таймс».
Хронологические рамки исследования охватывают период с января по ноябрь 2016 года. Начало периода обусловлено началом предвыборной агитации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
В первой главе обозначены подходы к понимаю явления новых и социальных медиа, выделены их основные особенности, проанализирована теория применения новых медиа в предвыборной кампании.
Вторая глава представляет собой практический анализ предвыборной агитации Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон в Интернете, а также исследование повестки дня сайта The New York Times, строившейся на основе заявлений кандидатов в различных видах социальных медиа.
В заключении сделаны основные выводы по результатам нашей работы.
Итак, мы выяснили, что дать определение понятию «новые медиа» довольно сложно. Интернет-технологии стремительно меняются, а вместе с тем увеличивается число разновидностей медиа. Однако, без сомнения, они являются новым и эффективным способом передачи информации, в том числе в период избирательной кампании.
Как показала исследовательская работа, Дональд Трамп и Хиллари Клинтон активно агитировали потенциальных избирателей через интернет-площадку. Официальные сайты обоих кандидатов выполняли информирующую и опросную функции, предназначались в первую очередь для голосования и пожертвований. Осуществить это действия пользователь мог, только указав адрес своей электронной почты. Таким образом, политики решали сразу две задачи: получали данные о потенциальных избирателях и осуществляли с ними обратную связь.
Наиболее доступными каналами политической коммуникации стали социальные сети Фейсбук и Инстаграм и микроблог Твиттер: используя связанность новых медиа, политики указывали ссылки именно на эти профили.
Твиттер стал основной площадкой для разворачивания предвыборной кампании, благодаря тому, что позволил Трампу и Клинтон напрямую обращаться к электорату, дал возможность оппонентам проводить дебаты в режиме онлайн, гражданам участвовать в процессе обсуждения и комментирования, а средствам массовой информации использовать сообщения как первоисточник. Это подтверждается результатом исследования, проведённого во второй главе, который показал, что количество пользователей социальных сетей увеличилось в связи с проведением политической интернет-коммуникации кандидатами в президенты в США, а также, что работа журналистов Нью-Йорк таймс по освещению предвыборной кампании во многом строилась на мониторинге заявлений кандидатов в Интернете.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование новых медиа как инструмента коммуникации в политических процессах позволяет осуществить ряд задач.
Во-первых, они преумножают количество способов связи между участниками политической коммуникации (в качестве каналов коммуникации выступают официальные сайты, профили в социальных сетях, видеоканалы и т. д.) и позволяют кандидатам установить прямой контакт с общественностью, представить свои идеи, свой политический бренд.
Во-вторых, новые медиа, обладая большей интерактивностью, открытостью и оперативностью, позволяют аудитории становится пользователями и самим формировать контент, участвовать в обсуждениях, предлагать новости. Избиратели могут поддержать политика или продемонстрировать своё несогласие с ним посредством голосования в онлайн-опросах, лайков и дизлайков; выразить мнение в виде комментария под высказыванием политика в социальных сетях или сделав репост записи со своим пояснением.
Наконец, продвигая свои взгляды в Интернете, политики создают информационные поводы для журналистов, становятся для них ньюсмейкерами. Здесь стоит отметить, что с одной стороны, кандидаты в минуют традиционные СМИ, но в то же время, журналисты, которые строят повестку дня на сообщениях политиков в новых медиа, выполняют не только информирующую функцию, но и в некоторой способствуют продвижению политиков.
В качестве основного итога, хотелось бы отметить, что современные медиатехнологии играют важную роль в процессе избирательной кампании, но не стоит считать, что они влияют на её исход. Новые медиа – это посредник между властью и обществом, властью и СМИ.
1. Большаков С.В. и др. Интернет и выборы - М.: РЦОИТ, 2002. 97 с.
2. Вартанова Е. Л. Финская модель на рубеже столетий: Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе. М.: Изд-во МГУ, 1999. 287 с.
3. Дойль П. Маркетинг менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2010. 450 с.
На иностранных языках:
4. Dewdney A., Ride P. The New Media Handbook. London: Routledge, 2006. 432 p.
5. Gillmor D. We the Media: Grassroots Journalism By the People, For the people. – CA: O Reilly Media, 2006. 336 p.
6. Lasswell, H. Function of Mass Communication in Society // Mass Communications. Ed. by W.Schramm. Urbana. 1960. 695 p.
7. Manovich L. The Language of New Media. Cambridge: The MIT Press, 2002. 286 p.
8. Mayfield Antony. What is social media. UK, 2007. [электронный ресурс] 36 p. URL: https://tavaana.org/sites/default/files/what-is-social-media-uk.pdf
9. O’Neill Sh. Interactive Media. The Semiotics of Embodied Interaction. – London: Springer-Verlag London, 2008. P. 64.
Учебные пособия, лекции
10. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.
Научные статьи
На русском языке:
11. Авзалова Э. И. Интернет-коммуникации в избирательной кампании США // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. С. 185-194.
12. Балуев Д. Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // ОТО. 2013. №2. С. 604-616.
13. Быкова Е. В., Гавра Д. П. Post-truth до и после (на примере медиатекстов о Д. Трампе) // Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций". ред. СПб. 2018. Т. 1. С. 302-304.
14. Булах Е.В., Алексеев Д.Ю., Васильева Т.А. Преимущества Интернета как среды политической коммуникации в современном обществе // Общество. Среда. Развитие. – 2015, № 3. – С. 4–7.
15. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество // Политика и факторы развития. 2008.
№5-6
16. Войнов Д.А. Диалоговые технологии интернет-коммуникаций как основа политической стабильности в обществе // Сборник материалов ХХIХ Конгресса «Безопасность и качество в сфере ИКТ». 2016. С. 174-182.
17. Градюшко А.А. Печатные СМИ и социальные сети // Беларуская думка. 2011. № 11. С. 26-30.
18. Дукин Р.А. Феномен социальных медиа: проблема социологического осмысления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015.№ 4 (40). С. 122-126.
19. Казимирчик Л. В. Политический бренд в условиях медиатизации и виртуализации современной публичной политики // Теория и практика общественного развития. 2014. №13. С.123-125.
20. Карпов П. Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: Интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2013. №1. С.137-149.
21. Кенжегулова Н. С. Формирование общественного мнения в новых медиа // В сборнике: Современная глобализация: Казахстан в конкурентном мире // Материалы круглого стола, посвященного 70-летию Алшанова Рахмана Алшановича. 2017. С. 149-152.
22. Колтунова М.В. Медиамемы в политическом пропагандистском дискурсе // Медиалингвистика. 2015. № 3 (9). С. 85-92.
23. Крестинина Е. С., Чернышов Ю. Г. Использование интернет-блогов и «Социальных сетей» в российской публичной политике // Известия АлтГУ. 2008. №4-3. С.288-196.
24. Куликова Е. В. Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов «Интегрированные коммуникации 2012». М.: АПК и ППРО, 2012. С. 126-137.
25. Латенкова В. М. Медиатизация политической сферы // Вестник элекронных и печатных СМИ // Академия медиаиндустрии. М. 2014. №19. С. 55-64.
26. Лю Шуйцин. Социальные медиа в связях с общественностью // Научное мнение. 2015. № 7-1. С. 136-141.
27. Минаева Л. В. Цитатная речь в СМИ как инструмент дискредитации политического лидера // Век информации. Медиа в современном мире. Петербургские чтения : матер. 57-го междунар. форума. — 2018. — Т. 2, № 2. — С. 117–119.
28. Мурад А. Г. Менеджмент игровых коммуникативных пространств — новая парадигма новых медиа // Вестник Московского университета //. М. 2010. №4. С. 47-52.
29. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 41-44.
30. Пастухов А. Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1. С. 182-188.
31. Стинс О., Ван Фухт Д. Новые медиа // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8, вып. 7. Литературоведение. Журналистика. – Волгоград, 2008. С. 98-106.
32. Суворова А.Ю. Роль новых медиа в контексте медиатизации политических процессов. – Коммуникология. 2017. Том 5. №1. С. 69-78.
33. Черненко Ю.А. Политический сторителлинг в условиях новой экологии медиа // МедиаАльманах. 2017. № 2. С. 12-19.
34. Шнайдер А.А. Новые медиа – новые возможности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-4. С. 90-92.
35. Яковлева Т. Б., Герцев Н. Э. Медиа будущего: современные тенденции в основе новых СМИ // Наука и современность. 2014. № 30. С. 37-40.
На иностранных языках:
36. Crosbie, V. What is New Media? 16 p. [электронный ресурс] URL: https://digmediaman.files.wordpress.com/2011/09/what_is_new_media_by_vin_crosbie.pdf
37. Kurysheva&Potolokova // European Journal of Science and Theology // 11 (2015), 4. p. 73-81.
Словари и энциклопедии
38. Кембриджский словарь английского языка «Cambridge Dictionary», электронная версия. URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/url
Электронные ресурсы
39. Сайт организации WeAreSocial. URL: https://wearesocial.com/
40. Сайт Исследовательского Центра им. Пью (Pew Research Center). URL: http://www.pewresearch.org/
41. Данные Федеральной избирательной комиссии США (FederalElectionCommissionfilings).
URL: https://classic.fec.gov/finance/disclosure/efile_search.shtml
42. FoxNews. Brad Parscale, Trump's tech 'genius,' tapped to be campaign manager for president's 2020 re-election bid. URL: http://www.foxnews.com/politics/2018/02/27/trump-names-brad-parscale-as-campaign-manager-for-2020-re-election-bid.html
Bloomberg. The Man Who Invented the Republican Internet.URL: https://www.bloomberg.com/news/features/2014-10-22/the-man-who-invented-the-republican-internet
43. Medium. A first peek behind the scenes of Hillary Clinton’s technology operation URL: https://medium.com/git-out-the-vote/a-first-peek-behind-the-scenes-of-hillary-clinton-s-technology-operation-d4536079be4e
44. Financial Times. Donald Trump: Without Twitter, I would not be here. URL: https://www.ft.com/content/943e322a-178a-11e7-9c35-0dd2cb31823a
45. Recode. The New York Times has to think like a tech startup, NYT digital editors say. URL: https://www.recode.net/2016/9/1/12732004/sam-dolnick-cliff-levy-new-york-times-digital-strategy-nytnow-virtual-reality
Эмпирические материалы
46. Официальный Сайт Дональда Трампа. URL: http://www.donaldjtrump.com/
47. Аккаунт Дональда Трампа в Твиттере. URL: https://twitter.com/realdonaldtrump
48. Аккаунт Дональда Трампа в Фейсбуке. URL: https://ru-ru.facebook.com/DonaldTrump/
49. Профиль Дональда Трампа в Инстаграме. URL: https://www.instagram.com/realdonaldtrump/?hl=ru
50. Официальный сайт Хиллари Клинтон. URL: https://www.hillaryclinton.com/
51. Аккаунт Хиллари Клинтон в Твиттере. URL: https://twitter.com/hillaryclinton
52. Аккаунт Хиллари Клинтон в Фейсбуке. URL: https://ru-ru.facebook.com/hillaryclinton
53. Профиль Хиллари Клинтон в Инстаграме. URL: https://www.instagram.com/hillaryclinton/?hl=ru
54. Нью-Йорк таймс:«Твитты Трампа –это новости?». URL: https://www.nytimes.com/2016/11/29/business/media/if-trump-tweets-it-is-it-news-a-quandary-for-the-news-media.html
55. Нью-Йорк таймс: «Пока Америка спит, Дональд Трамп сидит в Твиттере». URL: https://www.nytimes.com/2016/10/01/us/politics/donald-trump-alicia-machado.html
56. Нью-Йорк таймс: «Топ политических твиттов и хэштегов 2016». URL:https://www.nytimes.com/2016/12/06/technology/top-tweets-politics-2016.html
57. Нью-Йорк таймс: «Список людей, которых оскорбил Трамп». URL: https://www.nytimes.com/interactive/2016/01/28/upshot/donald-trump-twitter-insults.html?ref=politics&_r=2
58. Нью-Йорк таймс: «Трамп шмыгает носом во время дебатов. Интернет в роли доктора».
URL:https://www.nytimes.com/2016/09/28/us/politics/trump-sniffles-first-2016-debate.html
59. Нью-Йорк таймс: «Хиллари Клинтон и Дональд Трампа отвечают на ваши вопросы». URL: https://www.nytimes.com/2016/10/18/opinion/your-questions-for-the-candidates-answered.html
60. Нью-Йорк таймс: «Твиттер – окно в другие жизни». URL: https://www.nytimes.com/interactive/2016/03/22/business/media/twitter-at-10.html