ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 10
1.1 КУРСЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ВИД СЕРВИСА 10
1.1.1 Понятие и модели сервиса 10
1.1.2 Компоненты сервиса курсов изучения иностранного языка 17
1.1.3 Удовлетворенность студентов и привлекательность курсов 22
1.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ПАРАДИГМЕ БРЕНДИНГА 26
1.2.1 Понятие и модели бренда 26
1.2.2 Курсы изучения иностранного языка как бренд 29
1.3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 36
1.3.1 Представление о процессе обучения иностранным языкам 36
1.3.2. Потребности студентов курсов изучения иностранного языка 41
1.3.3 Тревожность как фактор изучения иностранного языка 45
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.1 ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 50
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 52
2.3 МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 56
2.3.1 Шкала для оценки привлекательности курсов иностранного языка 57
2.3.2 Вопросник для оценки качества сервиса курсов 58
2.3.3 Вопросник для оценки представлений об изучении иностранного языка 62
2.3.4 Шкала для оценки удовлетворенности потребностей при обучении на курсах иностранного языка 63
2.3.5 Шкала для оценки тревожности при изучении иностранного языка 65
2.4 ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ 68
2.5 МАТЕМАТИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 69
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ 70
3.1 ПРЕДИКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ 70
3.2 ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КУРСОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН 84
3.3 УБЕЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОРЫ ТРЕВОЖНОСТИ 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
В последнее десятилетие количество студентов, изучающих русский язык в Китае и китайский язык в России, значительно увеличилось в связи с возросшим желанием студентов учиться за границей и возможностями трудоустройства в транснациональных компаниях. Это привело к увеличению числа языковых школ и острой конкуренции между ними. В связи с этим курсы и школы иностранных языков стремятся повысить свою привлекательность для студентов, тем самым усилив свою конкурентоспособность и закрепив за собой позиции на рынке обучения иностранным языкам. Для услуг по обучению иностранному языку основной группой потребителей являются студенты, поэтому большое значение имеет усиление внимания на личностные факторы студентов и изучение поведения студентов в процессе потребления для повышения привлекательности.
Существует множество исследований личностных факторов студентов при изучении иностранного языка, и рассматриваются многие факторы, связанные с педагогической психологией. Существует также множество бизнес-исследований, дающих представление о брендинге и привлекательности учебных заведений по изучению иностранных языков. Однако, после долгих исследований, мы обнаружили, что большинство объектов исследования — это в основном английские учебные заведения, и очень мало исследований по российским и китайским учебным заведениям. Объединяя данную информацию, делаем вывод о необходимости проведения более глубоких исследований по данному вопросу.
Наконец, в данном исследовании корректируются и применяются некоторые методы зарубежных авторов, что может способствовать возникновению дальнейших исследований в этой области.
Научная новизна
Впервые выявлена взаимосвязь между индивидуальными факторами и привлекательностью учебной программы в процессе изучения русского и китайского языков китайскими и российскими студентами, а также установлено влияние тревожности при изучении иностранного языка на эту взаимосвязь.
Практическая значимость работы
Понимание привлекательности курса может оказать положительное влияние на учебные заведения, улучшающие свои услуги. Сосредоточив внимание на двух ключевых факторах: поведении преподавателей и стоимости курсов, учебное заведение может стать более привлекательным для потребителей. В то же время для потребителей с разным уровнем тревожности учреждения могут целенаправленно улучшать услуги и повышать удовлетворенность клиентов.
Цель работы: выделить основные индивидуальные факторы привлекательности курсов русского языка для иностранцев и оценить их вклад в оценку этих курсов
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме исследования и по его итогам разработать теоретическую модель, связывающую индивидуальные характеристики потребителей и их оценку привлекательности курсов русского языка для иностранцев;
2. Разработать общий дизайн исследования, подобрать методики оценки переменных, которые входят в состав теоретической модели, и провести их пилотаж;
3. Провести опрос потребителей услуг курсов русского языка для иностранцев и оценить вклад индивидуальных характеристик в оценку привлекательности таких курсов.
Объект исследования: Потребители услуг курсов русского языка для иностранцев
Предмет исследования: Индивидуальные факторы привлекательности курсов русского языка для иностранцев.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза исследования заключается в том, что при менее высоком уровне тревожности, основной вклад в привлекательность курсов иностранного языка будут вносить оценки получаемого результата (т. е. языковые навыки), а при более высоком уровне тревожности – оценки процесса обучения на курсах.
Помимо проверки выдвинутой гипотезы, будет определена важность отдельных характеристик курсов для формирования привлекательного образа курсов и удовлетворенности студентов, а также роль индивидуальных представлений о процессе изучения языка как фактора указанных связей.
Методики исследования:
1. Шкала Tratnicetal. (2019) для оценки привлекательности курсов иностранного языка;
2. Вопросник для оценки качества сервиса курсов (на основе подхода Gronroos (1984), шкал SERVQUAL и шкалы Stodnick, Rogers (2008)
3. Вопросник Horwitz для оценки представлений об изучении иностранного языка (BeliefsaboutLanguageLearningInventory (BALLI), Kuntz (1996). Beliefs about Language Learning: The Horwitz Model.);
4. Шкала Chen, Adesope (2016) для оценки удовлетворенности потребностей при обучении на курсах иностранного языка
5. Шкала Horwitz (1986) для оценки тревожности при изучении иностранного языка
Методы статистической обработки:
1. Эксплораторный факторный анализ;
2. Множественный регрессионный анализ;
3. Корреляционный анализ;
4. Анализ Т-Стьюдента для независимых выборок;
5. U-критерий Манна-Уитни.
Структура выпускной квалификационной работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основной текст изложен на111страницах, проиллюстрирован 42 таблицами и 23 рисунками, список литературы содержит 76 наименований.
В данном исследовании были изучены предикторы привлекательности курсов иностранного языка и связь между предикторами, а также вклад тревожности в процессе моделирования связи оценки преподавателя и привлекательности курсов для китайцев.
Однако мы столкнулись с некоторыми сложностями: в связи с небольшим количеством испытуемых и неравномерного распределения русских студентов по уровням тревожности, мы не смогли определить вклад тревожности в процессе обучения для русских студентов.
1. Aaker J L. Dimensions of brand personality[J]. Journal of marketing research, 1997, 34(3): 347–356.
2. Anker T B, Sparks L, Moutinho L, et al. Consumer dominant value creation: A theoretical response to the recent call for a consumer dominant logic for marketing[J]. European Journal of Marketing, 2015.
3. Bateson J E. Self-service consumer: An exploratory study[J]. Journal of retailing, 1985.
4. Bennett R, Ali-Choudhury R. Prospective students' perceptions of university brands: An empirical study[J]. Journal of Marketing for Higher Education, 2009, 19(1): 85-107.
5. Bernat E, Gvozdenko I. Beliefs about Language Learning: Current Knowledge, Pedagogical Implications, and New Research Directions[J]. Tesl-ej, 2005, 9(1): n1.
6. Bini, Masserini Students' Satisfaction and Teaching Efficiency of University Offer – 2016
7. Breen M P, Hird B, Milton M, et al. Making sense of language teaching: Teachers' principles and classroom practices[J]. Applied linguistics, 2001, 22(4): 470-501.
8. Bowers M R, Martin C L. Trading places redux: employees as customers, customers as employees[J]. Journal of Services Marketing, 2007.
9. Centra J A. Reflective Faculty Evaluation: Enhancing Teaching and Determining Faculty Effectiveness. The Jossey-Bass Higher and Adult Education Series[M]. Jossey-Bass Inc., 350 Sansome St., San Francisco, CA 94104, 1993.
10. Central Intelligence Agency. 2017. The World Factbook. Washington, DC: US Gov. Print. Off
11. Chen Peng. (2017). Research on customer perception service quality of Nanjing primary and secondary school training institutions. Market Weekly (Theoretical Research) (09), 71-72.
12. Chen P H, Adesope O. The effects of need satisfaction on EFL online learner satisfaction[J]. Distance Education, 2016, 37(1): 89-106.
13. Chuah S H W, Aw E C X, Tseng M L. The missing link in the promotion of customer engagement: the roles of brand fan page attractiveness and agility[J]. Internet Research, 2020.
14. Chun R, Davies G. The influence of corporate character on customers and employees: Exploring similarities and differences[J]. Journal of the Academy of Marketing Science, 2006, 34(2): 138-146.
15. Danivska V, Klungseth N J. Service management–focus on customer experience[M]//A Handbook of Management Theories and Models for Office Environments and Services. Routledge, 2021: 205-219.
16. De Chernatony L, Segal‐Horn S. The criteria for successful services brands[J]. European journal of Marketing, 2003.
17. Deci E L, Ryan R M. The general causality orientations scale: Self-determination in personality[J]. Journal of research in personality, 1985, 19(2): 109-134.
18. Elliott K M. Key determinants of student satisfaction[J]. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 2002, 4(3): 271-279.
19. Elliott K M, Shin D. Student satisfaction: An alternative approach to assessing this important concept[J]. Journal of Higher Education policy and management, 2002, 24(2): 197-209.
20. Fitzsimmons J, Fitzsimmons M. Service management[M]. Tata McGraw Hill Education Private Limited, 2006.
21. Flavell J H, Flavell E R, Green F L. Young children's knowledge about the apparent-real and pretend-real distinctions[J]. Developmental Psychology, 1987, 23(6): 816.
22. Fombrun C J, Rindova V. Reputation management in global 1000 firms: A benchmarking study[J]. Corporate Reputation Review, 1998, 1(3): 205-212.
23. Foss K A, Reitzel A C. A relational model for managing second language anxiety[J]. TESOL quarterly, 1988, 22(3): 437-454.
24. Fujiwara T. Factor Structure of the Beliefs About Language Learning Inventory for Thai Students Learning Japanese[J]. Perceptual and Motor Skills, 2018, 125(3): 626-644.
25. Gapp R, Fisher R. Achieving excellence through innovative approaches to student involvement in course evaluation within the tertiary education sector[J]. Quality Assurance in Education, 2006.
26. Ghotbabadi A R, Feiz S, Baharun R. Service quality measurements: a review[J]. International Journal of Academic Research in business and social sciences, 2015, 5(2): 267.
27. Grönroos C. A service quality model and its marketing implications[J]. European Journal of marketing, 1984.
28. Groth M, Wu Y, Nguyen H, et al. The moment of truth: A review, synthesis, and research agenda for the customer service experience[J]. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 2019, 6: 89-113.
29. Gummesson E. Implementation requires a relationship marketing paradigm[J]. Journal of the Academy of marketing science, 1998, 26(3): 242-249.
30. Gutman J, Miaoulis G. Communicating a quality position in service delivery: an application in higher education[J]. Managing Service Quality: An International Journal, 2003.
31. Hald K S, Cordón C, Vollmann T E. Towards an understanding of attraction in buyer–supplier relationships[J]. Industrial Marketing Management, 2009, 38(8): 960-970.
32. Horwitz E K. The beliefs about language learning of beginning university foreign language students[J]. The modern language journal, 1988, 72(3): 283-294.
33. Horwitz E K, Horwitz M B, Cope J. Foreign language classroom anxiety[J]. The Modern language journal, 1986, 70(2): 125-132.
34. Horwitz E K. Reflections on Horwitz (1986)," Preliminary Evidence for the Validity and Reliability of a Foreign Language Anxiety Scale"[J]. Tesol Quarterly, 2016, 50(4): 932-935.
35. Jahedizadeh S, Ghanizadeh A. EFL Students' Evaluation Apprehension and Their Academic Achievement, Gender, and Educational Level: Towards Designing and Validating a Comprehensive Scale[J]. International Journal of Language Testing, 2021, 11(1): 1-21.
36. Jorenby D E, Leischow S J, Nides M A, et al. A controlled trial of sustained-release bupropion, a nicotine patch, or both for smoking cessation[J]. New England Journal of Medicine, 1999, 340(9): 685-691.
37. La Rocca A, Caruana A, Snehota I. Measuring customer attractiveness[J]. Industrial Marketing Management, 2012, 41(8): 1241-1248.
38. Lashley C. Employee empowerment in services: a framework for analysis[J]. Personnel review, 1999.
39. Lemon K N, Verhoef P C. Understanding customer experience throughout the customer journey[J]. Journal of marketing, 2016, 80(6): 69-96.
40. Liao H, Subramony M. 2008. Employee customer orientation in manufacturing organizations: joint influences of customer proximity and the senior leadership team. J. Appl. Psychol. 93(2):317–28
41. Liu J, Rutledge D. Pre-Service Teachers' Beliefs about Language Learning Inventory (BALLI) on Bilingualism: Getting Insights to Developing Knowledge[J]. English Language Teaching, 2020, 13(9): 30-39.
42. Liu Dapeng. (2010). A Brief Talk on the Application of Service Marketing Theory in the Marketing Strategy of Educational Training Institutions. Small and Medium Enterprises Management and Technology (Early Issue) (07), 152.
43. Maglio P P, Spohrer J. Fundamentals of service science[J]. Journal of the academy of marketing science, 2008, 36(1): 18-20.
44. Marcos‐Llinás M, Garau M J. Effects of language anxiety on three proficiency‐level courses of Spanish as a foreign language[J]. Foreign language annals, 2009, 42(1): 94-111.
45. Melewar T C, Jenkins E. Defining the corporate identity construct[J]. Corporate reputation review, 2002, 5(1): 76-90.
46. Mirzaei A, Gray D, Baumann C, et al. A behavioural long-term based measure to monitor the health of a brand[J]. Journal of Brand Management, 2015, 22(4): 299-322.
47. Misanew A, Tadesse M. Determinants of student and staff satisfaction with services at Dilla University, Ethiopia: Application of single and multilevel logistic regression analyses[J]. Social indicators research, 2014, 119(3): 1571-1587.
48. Mortensen M H. Understanding attractiveness in business relationships—A complete literature review[J]. Industrial Marketing Management, 2012, 41(8): 1206-1218.
49. National Technical Committee for Standardization of Educational Services (SAC/TC 443) (2017). GB/T 34418-2017. General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine of the People's Republic of China; Standardization Administration of China.
50. Navarro M M, Iglesias M P, Torres P R. A new management element for universities: satisfaction with the offered courses[J]. International Journal of educational management, 2005.
51. Noaman A Y, Ragab A H M, Madbouly A I, et al. Higher education quality assessment model: towards achieving educational quality standard[J]. Studies in higher education, 2017, 42(1): 23-46.
52. O'Neill M, Palmer A. Cognitive dissonance and the stability of service quality perceptions[J]. Journal of Services Marketing, 2004.
53. Oliver R L, Rust R T, Varki S. Customer delight: foundations, findings, and managerial insight[J]. Journal of retailing, 1997, 73(3): 311-336.
54. Paul R, Pradhan S. Achieving student satisfaction and student loyalty in higher education: A focus on service value dimensions[J]. Services Marketing Quarterly, 2019, 40(3): 245-268.
55. Palmatier R W, Dant R P, Grewal D, et al. Factors influencing the effectiveness of relationship marketing: A meta-analysis[J]. Journal of marketing, 2006, 70(4): 136-153.
56. Palinkasevic R, Brkic J. Exploring the relationship between language learning beliefs and foreign language classroom anxiety[J]. Research in Pedagogy, 2020, 10(2): 367-384.
57. Pöysä H M. Customer Satisfaction Research: Euro-Lingua Language School[J]. 2010.
58. Qian Bin & Hua Rong.(2007). Differences between off-campus foreign language training and on-campus traditional teaching attraction for non-foreign language majors. China Adult Education (17), 179-180.
59. Rautopuro J, Vaisanen P. Keep the Customer Satisfied. A longitudinal Study of StudentsEmotions, Experiences and Achievements at the University of Joensuu[C]//European Conference of Educational Research, Edinburgh. 2000: 20-23.
60. Rojas-Méndez J I, Vasquez-Parraga A Z, Kara A L I, et al. Determinants of student loyalty in higher education: A tested relationship approach in Latin America[J]. Latin American Business Review, 2009, 10(1): 21-39.
61. Standage M, Duda J L, Ntoumanis N. A test of self‐determination theory in school physical education[J]. British journal of educational psychology, 2005, 75(3): 411-433.
62. Stevenson R. The psychology of flavour[M]. Oxford University Press, 2010.
63. Storbacka K, Strandvik T, Grönroos C. Managing customer relationships for profit: the dynamics of relationship quality[J]. International journal of service industry management, 1994.
64. Stodnick M, Rogers P. Using SERVQUAL to measure the quality of the classroom experience[J]. Decision Sciences Journal of Innovative Education, 2008, 6(1): 115-133.
65. Sun Zhili. (2015). Research on the Current Situation and Development Countermeasures of Educational Training Institutions in my country (Master's Thesis, Huaibei Normal University).
66. Tratnik A, Urh M, Jereb E. Student satisfaction with an online and a face-to-face Business English course in a higher education context[J]. Innovations in education and teaching international, 2019, 56(1): 36-45.
67. Thomas L F, Harri-Augstein E S. Self-organised learning: Foundations of a conversational science for psychology[M]. Routledge Kegan & Paul, 1985.
68. Tsiplakides I, Keramida A. Helping students overcome foreign language speaking anxiety in the English classroom: theoretical issues and practical recommendations[J]. International Education Studies, 2009, 2(4): 39-44.
69. Vargo SL, Lusch RF. 2004. Evolving to a new dominant logic for marketing. J. Mark. 68(1):1–17
70. Vargo SL, Lusch RF. 2017. Service-dominant logic 2025. Int. J. Res. Mark. 34(1):46–67
71. Voorhees C M, Fombelle P W, Gregoire Y, et al. Service encounters, experiences and the customer journey: Defining the field and a call to expand our lens[J]. Journal of Business Research, 2017, 79: 269-280.
72. Wiers-Jenssen J, Stensaker B, Grgaard J B. Student satisfaction: Towards an empirical deconstruction of the concept[J]. Quality in higher education, 2002, 8(2): 183-195.
73. Walker J L. Service encounter satisfaction: conceptualized[J]. Journal of services marketing, 1995.
74. Zeithaml V A, Berry L L, Parasuraman A. Communication and control processes in the delivery of service quality[J]. Journal of marketing, 1988, 52(2): 35-48.
75. Zhang Jiaqiang & Guo Li. (2018). Research on classroom anxiety of undergraduates: Re-examination of the reliability and validity of the Foreign Language Classroom Anxiety Scale (FLCAS). Journal of North China University of Technology (Social Science Edition) (01)
76. Zhang Guanhua, Hao Suli & Ding Rijia. (2012). Research on Standardization Construction of Language Training Service Industry in my country. Standard Science (06), 32-35.