Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Внутренние и внешние факторы и истоки внутриполитического раскола палестинского общества
1.1 Формирование движения ХАМАС как политической альтернативы ФАТХ…………....9
1.2 Внешние акторы и развитие политического конфликта…………………………………16
Глава 2. Социально-экономический аспект конфликта и влияние политики внешних акторов на экономическую ситуацию на палестинских территориях
2.1 Экономическое положение на палестинских территориях и сравнение социально-экономической политики ФАТХ и ХАМАС
2.2 Последствия политики внешних акторов для социально-экономической ситуации в Палестине в контексте внутреннего конфликта………………………………………………27
Глава 3. Роль внешних акторов в политической борьбе и попытках примирения ФАТХ и ХАМАС после эскалации конфликта
3.1 Эскалация конфликта и попытки примирения……………………………………………37
3.2 Роль внешних акторов в попытках урегулирования конфликта
Заключение
Список использованных источников и литературы
В 2017 году в Каире было заключено очередное соглашение между двумя палестинскими движениями ФАТХ и ХАМАС, в очередной раз призванное положить конец их многолетнему конфликту. Это противостояние подрывает национальное единство палестинцев и их шансы на создание независимого государства. Особенно сильно конфликт сказывается на положении беднейшего населения, ряды которого каждый год пополняются и которое зачастую лишено возможности вести нормальную жизнь. Ситуация осложняется блокадой, наложенной Израилем на Сектор Газа, территориальным разделением Палестины и глубокими политическими и идеологическими противоречиями, сложившимися между ФАТХ и ХАМАС за несколько десятилетий. Будучи непримиримыми противниками Израиля в самом начале своего существования, оба движения в разной степени эволюционировали в сторону более утилитарной политики и лояльного отношения к Израилю. Однако даже будучи готовыми к объединению, стороны неизменно заходят в тупик по некоторым ключевым вопросам. Об этом свидетельствуют многочисленные попытки примирения, которые до настоящего момента так и не привели к реальным результатам.
Палестинский вопрос никогда не был проблемой, касающейся исключительно Палестины или ее отношений с Израилем, так как он затрагивает интересы многих региональных держав и внешних акторов. Внутрипалестинские разногласия являются камнем преткновения в процессе мирного урегулирования палестино-израильских отношений, и с этой точки зрения рассмотрение возможности достижения палестинского единства является крайне важным и насущным вопросом. В 2019 году после длительного перерыва возобновился диалог между движениями, на этот раз, на территории Москвы, поэтому тема весьма актуальна в настоящее время.
В данной работе будут рассмотрены причины, почему прекращение конфликта и достижение единства Палестины так затруднительно в сложившихся условиях. Немало сложностей добавляют во внутрипалестинские разногласия внешние силы, главным образом, Израиль и США, продвигающие свою политику в регионе. Арабские страны также осложняют ситуацию, главным образом, отсутствием единой позиции по отношению к двум палестинским движениям. Палестинский вопрос становится инструментом для распространения влияния в регионе. Таким образом, данной работе будет сделана попытка осветить два наиболее важных вопроса: почему проблема политического разделения палестинских территорий является такой трудноразрешимой и какое место в этом конфликте занимают внешние факторы. Говоря иначе, цель настоящей работы - ответить на вопрос, является ли конфликт исключительно внутренней палестинской проблемой, или решающую роль в нем играют действия других государств. Для исследования этой проблемы целесообразно поставить следующие задачи:
• Выявить причины роста популярности ХАМАС, проследив процесс его оформления в новую политическую силу и проанализировать роль внешних акторов в возникновении двух противоборствующих фракций
• Раскрыть различия в подходах двух движений к социальной политике и оценить влияние конфликта на социально-экономическую ситуацию в Палестине
• Рассмотреть внешних акторов как экономических спонсоров палестинских территорий и выявить их интересы на этом направлении
• Проанализировать развитие конфликта после его непосредственной эскалации с 2006 года и последующие попытки примирения движений
• Проследить роль внешних акторов в вопросе объединения движений
Объектом исследования является влияние политики внешних акторов на конфликт между движениями ФАТХ и ХАМАС, тогда как предметом можно назвать мотивы вмешательства внешних акторов во внутрипалестинский конфликт, зарубежное финансирование палестинских территорий, посредничество внешних акторов в примирении ФАТХ и ХАМАС,
В качестве хронологических рамок исследования был выбран период с 1987 по настоящее время. Выбор 1987 года в качестве отправной точки исторически обоснован появлением движения ХАМАС, впоследствии составившего конкуренцию ФАТХ. Период до 2006 года в целом не был отмечен открытыми столкновениями между двумя движениями, однако его также можно разделить на отрезки до и после Соглашений в Осло 1993 года, где ФАТХ был признан легитимным представителем палестинского народа, а ХАМАС фактически оставлен вне политической сцены. Особый интерес для исследования представляет, конечно же, период активной эскалации конфликта после 2006 года и неоднократные попытки его решения, которые до настоящего момента так и не привели к успешному политическому объединению.
В качестве общетеоретического подхода для рассмотрения проблемы автор придерживается концепции социального конструктивизма, которая предполагает, что интересы политических акторов складываются как из рациональных потребностей, так и из отношений, идей и норм, возникающих в результате социального взаимодействия. Так, в рассматриваемом конфликте значимое место занимают не только материальные вопросы, но и проблемы религии, идеологии, идентичности. Политические структуры текучи, постоянно видоизменяются в ходе социальных отношений и изменений политического дискурса. В рамках палестинского конфликта мы можем наблюдать, как одни и те же факторы несут для разных сторон разную смысловую нагрузку и их восприятие трансформируется с течением времени, иногда – на прямо противоположное.
Методологическая база исследования. В основу работы помимо общенаучных методов (анализа, сравнения, синтеза) легли некоторые специальные методы, соответствующие поставленным целям и задачам. Автор использует метод структурно-функционального анализа, посредством которого палестинский конфликт рассматривается как система, где каждая сторона, включая заинтересованных внешних акторов, выполняет определенные явные или скрытые функции, оказывающие влияние на все другие стороны, а также на систему в целом. При рассмотрении истории движений и эволюции конфликта был использован историко-описательный подход, применение которого позволило систематизировать информацию об этапах развития внутрипалестинского конфликта и оценить влияние отдельных событий на общую динамику. Базу для исследования социально-экономической политики ФАТХ и ХАМАС составил метод сравнительного анализа, позволивший выявить достоинства и недостатки двух стилей управления. Для сравнения были сформулированы следующие критерии: 1) методы участия в социальном секторе; 2) способы взаимодействия с населением; 3) роль религиозного фактора в социальной политике.
Широкая источниковая база дала возможность провести самостоятельный анализ конфликта на разных ступенях его развития. Прежде всего, были изучены уставные документы движений разных лет, позволившие проследить изменения в идеях, доминирующих в идеологии в определенный период времени. Основную массу источников составили сообщения новостных интернет-ресурсов, позволяющие сформировать представление о позиции политических лидеров , результатах военных операций и других действий сторон и других вопросах. Кроме того, были использованы выступления и интервью политических лидеров и их записи в личных блогах, позволяющие ознакомиться с позицией лидеров. . Были изучены общественные опросы палестинцев для понимания восприятия населением действий лидеров движений и социально-политической обстановки на территориях .
Для исследования были привлечены также статистические данные, например, данные о темпах роста израильских поселений на Западном берегу реки Иордан , статистика уровня ВВП Палестины, представленная TradingEconomics. Сюда же можно отнести и данные Центрального бюро статистики Палестины, освещающие основные цифры иностранной торговли Палестины. Данные об экономической ситуации на палестинских территориях предоставил Доклад о помощи ЮНКТАД палестинскому народу , где были представлены экономические показатели в динамике по годам.
Степень научной разработанности темы. Для изучения данного конфликта очень важным является анализ различий в основах, на которых существуют два движения, и идеологических истоков конфликта. Работы Халеда Хроуба охватывают многие аспекты идеологических принципов, политических методов и процесса трансформации движения. Бенедетта Берти и Беатрис Гутьеррес рассматривают ХАМАС в роли поставщика безопасности и изучают эволюцию движения от повстанческой группировки до важного политического актора. В работах Сары Рой и МэттьюЛевитта раскрывается социально-экономическая составляющая политики ХАМАС, однако, Левитт, делая акцент на террористической природе движения, применяет эту же оценку и для социальной политики. Суть и эволюция политического конфликта ФАТХ и ХАМАС рассматривается в работе Джамила Хилала, по мнению которого поляризация палестинской политики началась не с захвата власти ХАМАС в 2007 году, и важную роль играли множественные факторы, начиная от нежизнеспособности палестинских политических институтов, заканчивая иностранным вмешательством. Камран Абилов в целом разделяет позицию Хилала и рассматривает эволюцию политической борьбы двух движений, дает прогнозы развития конфликта. В статье Фроде Ловли отвергается идея объяснения конфликта ФАТХ и ХАМАС в контексте конкуренции между секуляризмом и исламизмом, что обосновывается тем, что в разные периоды времени оба движения прибегали как прагматической политике, так и к использованию религиозного дискурса.
Роль внешних акторов и влияние их на конфликт также исследуется многими зарубежными и отечественными авторами. Даг Туастад подходит к действиям международного сообщества на палестинском направлении с точки зрении клиентелизма. Роль Израиля в конфликте исследуется в работах Алексея Королева и Роя Санчеза. КамранАбилов анализирует роль США в закреплении ХАМАС как политического актора и дальнейшие отношения Америки с движением. Для анализа политики Катара по финансированию Сектора Газа были использованы статьи палестинского журналиста Ахмада Абу Амера. РамзиБаруд оценивает роль Египта в попытках объединения движений и делает заключение о том, что за участием в медиации конфликта стоят вполне конкретные политические интересы Египта. Хуссейн Ибиш анализирует возможность палестинского объединения и приходит к выводу о ее невозможности в краткосрочной перспективе, где камнем преткновения, по его мнению, станет вопрос слияния сил безопасности и вооруженных сил.
Таким образом, тема разрабатывается многими исследователями, и отдельные ее аспекты хорошо изучены. Однако работы в этой области в основном посвящены либо внутренним аспектам политического разделения Палестины, либо изучению политики того или иного внешнего актора относительно палестинского вопроса. Представляется, что новизна данного исследования состоит в одновременном рассмотрении взаимосвязи политики большинства заинтересованных сторон и собственно динамики конфликта и попыток его урегулирования. Кроме того, в работе исследуются самые последние события в рамках внутрипалестинского конфликта и анализируются сегодняшние тенденции в его развитии.
Конфликт ФАТХ и ХАМАС в Палестине имеет глубокие политические корни и характеризуется сложностью противоречий на разных уровнях. В ходе исследования были проанализированы различные аспекты конфликта: его истоки, политические мотивы внешних заинтересованных сторон, возможности урегулирования.
В условиях израильской оккупации и нарушения национальных прав палестинского народа возникновение некой радикально настроенной организации, которой стал ХАМАC, было вполне закономерным явлением. При этом движению удалось занять столь уверенную позицию в палестинском обществе по целому ряду совпавших факторов: 1) важная роль религиозной составляющей в идеологии и политике; 2) эффективная социальная деятельность и сплочение населения методом коллективной взаимопомощи, основанной на исламских ценностях; 3) упор на систему безопасности и физическое присутствие на территории влияния. Что касается роли внешних акторов в создании конфликтной ситуации, то они оказали на нее значительное влияние, поддержав ХАМАС в качестве противовеса ФАТХ и советскому влиянию в регионе. Однако с течением времени их отношение кардинально изменилось. Так, стороны, активно участвовавшие в создании ХАМАС, уже давно занесли его в список террористических организаций, оказывающих дестабилизирующее влияние на регион. Таким образом, создание конфликтной ситуации было поддержано теми самыми силами, которые теперь заявляют о необходимости ее урегулирования.
При сравнении подходов двух движений к социально-экономической политике в соответствии с критериями сравнения были сделаны следующий вывод: социальная политика ФАТХ оказалась не столь эффективна, так как была направлена на индивидуальную помощь нуждающимся, в то время как ХАМАС сделал ставку на благотворительную деятельность и создание социальных негосударственных объединений, способствующих сплочению населения на основе исламских ценностей. Сильнее всего конфликт между палестинскими движениями бьет по положению рядовых палестинцев, по сути, оказавшихся заложниками в этом споре. Если положение населения на территориях Западного берега реки Иордан является относительно стабильным, то жители Сектора Газа ежедневно испытывают лишения в условиях экономической блокады. В то же время, ухудшающаяся социально-экономическая обстановка, вызванная усилением давления со стороны Израиля и ПНА, во многом подталкивает ХАМАС искать примирения с другой стороной, проводить более лояльную политику, что отчасти приближает возможность объединения.
Палестинские территории все больше становятся зависимыми от иностранной помощи бюджету. Именно зависимость палестинских территорий от иностранной помощи во многом делает неотвратимым иностранное вмешательство, позволяя Саудовской Аравии, США, Катару, Ирану распространять свое влияния на ЗБРИ и в Секторе Газа. Хотя финансовая поддержка отчасти улучшает жизненные условия населения, раздельное финансирование палестинских территорий позволяет каждому из двух движений сохранять контроль над своей территорией и продолжать раздельное существование, подрывая все шансы на объединение. В то же время, никому их заинтересованных акторов не выгодно возникновения хаоса вследствие обострения социально-экономического кризиса на палестинских территориях, поэтому, хотя в отношении обоих правительств иногда и применяются санкции, поступление зарубежной помощи не прекращается полностью.
Более 12 лет продолжаются попытки объединения движений, где стороны с переменным успехом приходят к компромиссу. Однако представляется, что ни ту, ни другую сторону на настоящий момент не привлекает перспектива объединения, так как для ХАМАС оно будет означать потерю контроля над Сектором Газа, а для ФАТХ – необходимость делить власть и открыть двери в правительство для совместного принятия решений. Главным судьей в этом споре выступает Израиль, которому ничего не стоит бойкотировать любое объединенное правительство и накладывать санкции в случае несоответствия программ партий интересам Израиля.
Объединенное палестинское государство не станет удобным и для большей части внешних акторов. Политика Израиля на протяжении длительного времени была направлена на создание именно слабой и фрагментированной Палестины, не имеющей сильного центра управления. Остальные государства если и рискуют оспаривать такую позицию, то любые попытки посредничества в переговорах между движениями упираются в ультиматумы Израиля или несговорчивость самих движений. Было бы ошибочно утверждать, что конфликт ФАТХ и ХАМАС имеет сугубо внутрипалестинское происхождение, так как само возникновение движения ХАМАС было основано на сопротивлении Израилю и главным источником противоречий между движениями является именно их позиция по отношению к нему. Хотя на более позднем этапе конфликт развивался как внутреннее противостояние, решение этого конфликта теперь, когда стороны, казалось бы, выражают обоюдную готовность к объединению, по большей части зависит от воли Израиля, который, в свою очередь, имеет за своей спиной сильную поддержку в лице США. До тех пор, пока израильские лидеры имеют на своей стороне такого мощного игрока, у них нет необходимости беспокоиться о следовании международным нормам, и, будучи незаинтересованными в создании независимого палестинского государства, они смогут продолжать политику по сохранению статуса-кво, оправдывая свои действия необходимостью обеспечения государственной безопасности и таким образом препятствуя разрешению конфликта. В то же время, хотя Америка и является активным сторонником Израиля, для нее крайне важно поддержание порядка на Ближнем Востоке. В связи с этим, внутрипалестинский конфликт рассматривается в США как составная часть палестино-израильских противоречий, не позволяющая урегулировать основной конфликт.
Важное место в конфликте двух движений занимают региональные противоречия, создающие определенную конъюнктуру на Ближнем Востоке, и конфликт ФАТХ и ХАМАС становится ее составной частью. Так, являясь адептом политического ислама, ХАМАС снискал поддержку таких региональных держав, как Катар и Иран, в то время как ФАТХ находится в лагере Саудовской Аравии. По сути единственным региональным актором, чье вмешательство в конфликт признается легитимным обоими движениями, является Египет, предпринимавший многократные попытки посредничества в политическом диалоге между движениями. В то же время, исходя из последних событий можно сделать вывод о снижении роли Египта в переговорном процессе. Еще один актор, проявляющий заинтересованность в примирении движений – Россия – в целом, пока не оказывает существенного влияния на разрешение конфликта. В то же время, положительная инициатива, выражающаяся в посредничестве при переговорах движений, позволяет поддерживать политический диалог на фоне снижения вовлеченности Египта.
Таким образом, с момента возникновения конфликтной ситуации на палестинских территориях в корне изменились важнейшие составляющие данного конфликта: политический характер и идеология самих движений, отношения с внешними акторами, расстановка сил в регионе. Внутрипалестинский конфликт выглядит тупиковым в сложившихся условиях, поскольку нет ни одного достаточно сильного и достаточно заинтересованного внешнего актора, способного изменить статус-кво. Для большинства внешних акторов преимущественным будет именно такое положение и сохранение безопасности своих границ, чем какая-либо серьезная трансформация.
Можно утверждать, что в конфликте ФАТХ и ХАМАС на настоящий момент определяющую роль по некоторым вопросам играют именно внешние акторы, которые оказывают дестабилизирующее воздействие на палестинское политическое поле, ставшее ареной для распространения влияния многих внешних сил. В то же время, очевидна неспособность самих движений договориться о политическом примирении на взаимоприемлемых условиях. Однако рамки для гипотетического соглашения устанавливаются Израилем, и эти условия фактически не позволяют движениям продвинуться в мирном процессе. Таким образом, возможность положительных изменений в динамике конфликта сейчас главным образом зависит от действий международного сообщества.
1. A Document of General Principles and Policies / The Islamic Resistance Movement “Hamas”. - 2017. URL: http://hamas.ps/en/post/678/a-document-of-general-principles-and-policies (дата обращения: 05.02.2019).
2. Charter of the Islamic Resistance Movement (Hamas) of Palestine / Translared by Muhammad Maqdsi // Journal of Palestine Studies - Vol. 22, No. 4 (Summer, 1993).
Высказывания политических лидеров:
1. IsraeliDefenceMinistercommentsonGazasituation // APArchive - 2015 / [video] URL: https://www.youtube.com/watch?v=g46hmu8gujs (дата обращения: 02.02.2019).
2. Netanyahu: Want to stop the firing of rockets on Gaza // CNN – 2014 / [video] URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=218&v=RvMFqSoxUIA (дата обращения: 02.02.2019).
3. 'No innocent people in Gaza' says Israeli defence minister // Middle East Eye - 2018. URL: http://www.middleeasteye.net/news/no-innocent-people-gaza-says-israeli-defence-minister-1155018849 (дата обращения: 04.05.2019).
4. PM Netanyahu: Israel cares more about Palestinians that their own leaders do // IsraeliPM – 2016 / [video] URL: https://www.youtube.com/watch?v=Jz7Jf1Ts3IE (дата обращения: 02.02.2019)
5. Trump, D. (@realDonaldTrump), It's not only Pakistan that we pay billions of dollars to for nothing // Twitter - January 2, 2018 URL: https://twitter.com/realdonaldtrump/status/948322496591384576 (дата обращения: 13.05.2019).
Новостные ресурсы:
1. 116 Protesters Injured, Three Seriously, as Israeli Forces Shoot at Protesters // Al Mezan Center For Human Rights – 03.02.2019. URL: http://www.mezan.org/en/post/23363 (дата обращения: 15.02.2019).
2. Fatalities during Operation Cast Lead // B’Tselem URL: https://www.btselem.org/statistics/fatalities/during-cast-lead/by-date-of-event (дата обращения: 04.05.2019).
3. Mahmoud Abbas signals intent to bid for UN recognition for Palestinian statehood // The Telegraph -2011. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/palestinianauthority/8600134/Mahmoud-Abbas-signals-intent-to-bid-for-UN-recognition-for-Palestinian-statehood.html (дата обращения: 01.05.2019).
4. Profile: Popular Front for the Liberation of Palestine (PFLP) // ВВС – 2014. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-30099510 (дата обращения: 20.04.2019).
5. US cuts UNRWA funding by more than half // Aljazeera - 2018. URL: https://www.aljazeera.com/news/2018/01/cuts-unrwa-funding-180116193513823.html (дата обращения: 12.05.2019).
Данные палестинских и международных организаций:
1. Main Indicators of foreign trade in Palestine 2016-2017 // Palestinian Central Bureau of Statistics – 2018. URL: http://www.pcbs.gov.ps/Portals/_Rainbow/Documents/Main%20Indicator_E.html (дата обращения 03.03.2019)
2. Palestine GDP Annual Growth Rate // Trading Economics - 2018. URL: https://tradingeconomics.com/palestine/gdp-growth-annual (дата обращения: 03.03.2019)
3. Public Opinion Poll No (69) // Palestinian Center for Policy and Survey Research – 12.09.2018. – P. 2. URL: http://www.pcpsr.org/sites/default/files/Poll%2069%20English%20press%20release%20September%202018.pdf (дата обращения: 13.09.2018).
4. Social Development Strategy (2017-2022) Summary // Ministry of Social Development
5. The World Bank in West Bank and Gaza – Overview - April 2018 URL: http://www.worldbank.org/en/country/westbankandgaza/overview (дата обращения: 19.02.2019).
Литература:
Монографии:
1. Hroub, K. Hamas: A Beginner's Guide / K. Hroub - London; New York: Pluto Press. – 2010.
2. Levitt, M. Hamas : Politics, Charity, and Terrorism in the Service of Jihad / M. Levitt // Washington Institute for Near East Policy, Yale University Press, 2006.
3. Roy, S. Hamas and Civil Society in Gaza: engaging the Islamist social sector / S. Roy // Princeton University Press, 2011.
Отчеты и доклады исследовательских институтов и аналитических центров:
1. Report on UNCTAD assistance to the Palestinian people: Developments in the economy of the Occupied Palestinian Territory // United Nations Conference on Trade and Development – 06.07.2015. URL: https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdb62d3_en.pdf (дата обращения: 14.02.2019).
2. Report on UNCTAD assistance to the Palestinian people: Developments in the economy of the Occupied Palestinian Territory // United Nations – 23.07.2018.
3. The Occupied Palestinian Territory: An Employment Diagnostic Study // International Labour Organization, Regional Office for Arab States. Beirut: ILO – 2018. URL:https://www.ilo.org/beirut/publications/WCMS_624855/lang--en/index.htm (дата обращения: 17.02.2019).
4. Pettengill, J., Ahmed, H. Regional Actors and the Fatah-Hamas Unity Deal Shifting Dynamics in the Middle East? / J. Pettengill, H. Ahmed // Henry Jackson Society – 2011. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2009_2014/documents/d-il/dv/regionalactorsandfathhamasunitydeal/regionalactorsandfathhamasunitydealen.pdf (дата обращения: 20.05.2019).
Научные статьи:
1. Абилов, К.А. ФАТХ и ХАМАС: борьба за власть / К. А. Абилов // Азия и Африка сегодня, №7, Июль 2007.
2. Королев, А. Стратегия Израиля на Палестинском направлении / А. Королев // Азия и Африка сегодня - №3, 2008.
3. Berti, B., Gutiérrez B. Rebel-to-political and back? Hamas as a security provider in Gaza between rebellion, politics and governance // Democratization, 23:6. URL: https://doi.org/10.1080/13510347.2016.1170008 (датаобращения: 28.03.2019).
4. Easton, D. S., Safadi, S. N., Crea, M. T. The experience of social protection in Palestine: An exploratory study of beneficiary perspectives / D.S. Easton, S.N. Safadi, M.T. Crea // International Social Work, 2017.
5. Hilal, J. The Polarization of the Palestinian Political Field / J. Hilal // Journal of Palestine Studies - Vol. 39, №3 – 2010.
6. Ibish, H. Indispensable, but Elusive: Palestinian National Reunification / H. Ibish // Middle East Policy, Vol. 21, No. 3, 2014.
7. Løvlie, F. Questioning the Secular-Religious Cleavage in Palestinian Politics: Comparing Fatah and Hamas / F. Løvlie // Politics and Religion -7 (2014).
8. The Palestine Question Amid Regional Transformations // Journal of Palestine Studies / University of California Press on behalf of the Institute for Palestine Studies, Vol. 42, No. 2 (Winter 2013).
9. Tuastad, D. The Role of International Clientelism in the National Factionalism of Palestine / D. Tuastad // Third World Quarterly - Vol. 31, No. 5, 2010.
Публицистические статьи:
1. Зубарев Д. Курсанты для борьбы за социализм во всем мире / Д. Зубарев // Индекс/Досье на цензуру : Журнал. — М.: Фонд защиты гласности, 2003. — № 19.
2. Adnan Abu Amer. Did PA receive Saudi reward for its support? / A.A. Amer // Al-Monitor – 27.11.2018. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/saudi-arabia-resume-aid-palestinian-authority.html#ixzz5adspM9s1 (дата обращения: 17.02.2019).
3. Ahmad Abu Amer. Palestinian elections could prove promising or impossible / Ahmad Abu Amer // Al-Monitor – 19.03.2019. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/03/comprehensive-elections-end-split-fatah-opposes-presidential.html (дата обращения: 06.03.2019).
4. Ahmad Abu Amer. Why is Qatar helping Hamas in Gaza? / A.A. Ahmad // Al-Monitor – 24.10.2018. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/10/palestine-gaza-hamas-qatar-aid-pa-anger.html (дата обращения: 09.02.2019).
5. Asseburg, M. The Fatah-Hamas Reconciliation Agreement of October / M. Asseburg // Stiftung Wissenschaft und Politik – 2017.
6. Baroud, R. What Is Behind the Hamas-Fatah Reconciliation? / R. Baroud // Washington Report on Middle East Affairs - Nov/Dec2017, Vol. 36.
7. Behind the headlines: The myth of an Israeli siege on Gaza // Israel Ministry of Foreign Affairs – 2014. URL: http://mfa.gov.il/MFA/ForeignPolicy/Issues/Pages/The-myth-of-an-Israeli-siege-on-Gaza-17-Aug-2014.aspx (дата обращения: 02.02.2019).
8. Belenkaya, M. Moscow keeps calm with Palestinian reconciliation, undermines Trump's 'deal of the century' / M. Belenkaya // Al-Monitor – 17.02.2019. URL: https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/02/russia-palestine-talks-us.html (14.05.2019).
9. Fatah-Hamas Unity Agreement, Cairo, 4 May 2011 // Source: Journal of Palestine Studies , Vol. 40, No. 4 (Summer 2011). URL: https://www.jstor.org/stable/10.1525/jps.2011.xl.4.212a (дата обращения: 01.05.2019).
10. Ganor, B. Hamas–The Islamic Resistance Movement in the Territories / B. Ganor // Jerusalem Center for Public Affairs - February, 1992. URL: http://jcpa.org/article/hamas-the-islamic-resistance-movement-in-the-territories (дата обращения: 12.02.2019).
11. Gaza conflict 2014: ‘War crimes by both sides’ // UN, BBC News – 2015. URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-33223365 (дата обращения: 23.03.2019).
12. Gaza crisis: Toll of operations in Gaza // BBC News - 2014 URL: http://www.bbc.com/news/world-middle-east-28439404 (датаобращения: 06.05.2019).
13. Gaza: Looming humanitarian catastrophe highlights need to lift Israel’s 10-year illegal blockade// Amnesty International – 14.06.2017. URL: https://www.amnesty.org/en/latest/news/2017/06/gaza-looming-humanitarian-catastrophe-highlights-need-to-lift-israels-10-year-illegal-blockade/ (дата обращения: 14.02.2019).
14. Gearan A., Mekhennet, S. Trump peace package for Middle East likely to stop short of Palestinian statehood // A. Gearan, S. Mekhennet // The Washington Post – 14.04.2019. URL: https://www.washingtonpost.com/politics/trump-peace-package-for-middle-east-likely-to-stop-short-of-palestinian-statehood/2019/04/14/aebda770-5d2e-11e9-842d-7d3ed7eb3957_story.html?utm_term=.e4e951782e64 (дата обращения: 14.05.2019).
15. Greenberg, J. Palestinian factions formally sign unity accord / J. Greenberg // The Washington Post - 2011. URL: https://www.washingtonpost.com/world/palestinian-factions-formally-sign-unity-accord/2011/05/04/AFD89MmF_story.html?utm_term=.4a41e6fe9847 (дата обращения: 25.04.2019).
16. Haas, J. L. The New York Times’ Creative Take On Hamas And Israel/ J.L. Haas // International Business Times - 2012 URL:http://www.ibtimes.com/new-york-times-creative-take-hamas-israel-936259 (дата обращения: 05.11.2018).
17. Hroub, K. Hamas: political thought and practice / K. Hroub // Institute for Palestine Studies – 2000.
18. Israel mulls letting in Gazan workers if area stabilizes // Al-Monitor – 14.11.2018. URL: http://www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/11/gaza-israel-allow-workers-siege-economic-situation.html#ixzz5aWcSa3RY (дата обращения: 16.02.2019).
19. Khalidi, R., Rabbani, M., Erakat, N. FAQ on Failed Effort to Arrange Ceasefire Between Israel and Hamas / R. Khalidi, M. Rabbani, N. Erakat // Institute for Middle East Understanding - 15 July 2014. https://imeu.org/article/faq-on-failed-effort-to-arrange-ceasefire-between-israel-and-hamas (датаобращения: 10.02.2019).
20. Landau, N., Khoury, J. Israel Freezes Transfer of 500 Million Shekels of Palestinian Authority Taxes / N. Landau, J. Khoury // Haaretz – 17.02.2019. URL: https://www.haaretz.com/israel-news/israel-freezes-transfer-of-500-million-shekels-of-palestinian-authority-taxes-1.6941078 (дата обращения: 15.05.2019).
21. Morrow, A., Moussa, O. Palestinian unity talks failing / A. Morrow, O. Moussa // The Electronic Intifada - 2009. URL: https://electronicintifada.net/content/palestinian-unity-talks-failing/8144 (дата обращения: 25.04.2019).
22. Novak, Y. “When I served, the Israeli military was the most moral in the world. No more” / Y. Novak // The Guardian – 2014. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2014/jul/28/israeli-military-most-moral-no-more-outrage-indifference (дата обращения: 02.04.2019).
23. Rasgon, A. First, an Economic Peace. Revising Israel and Palestine’s Paris Protocol / A. Ragson // Foreig Affairs – 17.11.2015. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/israel/2015-11-17/first-economic-peace (дата обращения: 01.03.2019).
24. Sanchez, R. Israel cuts Gaza electricity after Palestinian president says he will no longer pay the bill for Hamas / R. Sanchez // The Telegraph – 12. 06.2017. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2017/06/12/israel-cuts-gaza-electricity-palestinian-president-says-will/ (дата обращения: 21.01.2019).
25. Shehada, M. Egypt has always held the Palestinians of Gaza in Contempt / M. Shehada // Haaretz – 19.02.2018. URL: https://www.haaretz.com/middle-east-news/.premium-egypt-has-always-held-the-palestinians-of-gaza-in-contempt-1.5827868 (дата обращения: 21.01.2019).
26. Staff, T., Ari Gross, J. Netanyahu: Israel ‚systematically dismantling‘ Hamas’s tunneling capability / T. Staff, J. Ari Gross // The Times of Israel – 11.10.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-israel-systematically-dismantling-hamass-tunneling-capability/ (дата обращения: 12.02.2019).
27. Staff, T. Hamas claims PA bombed its own prime minister to ‘kill reconciliation’ / T. Staff // The Times of Israel - 2018. URL: https://www.timesofisrael.com/hamas-pa-bombed-its-own-prime-minister-to-kill-reconciliation/ (дата обращения: 06.03.2019).
28. Stein, Y. Human Rights Violations during Operation Pillar of Defense / Y. Stein // B’Tselem - 2013. P.3 URL: https://www.btselem.org/download/201305_pillar_of_defense_operation_eng.pdf (дата обращения: 06.05.2019).
29. Sudam, M. Fatah and Hamas sign reconciliation deal / M. Sudam // Reuters - 2008. URL: https://uk.reuters.com/article/uk-palestinians-yemen-deal/fatah-and-hamas-sign-reconciliation-deal-idUKL23831120080323 (дата обращения: 23.04.2019).
30. Timeline: Hamas-Fatah conflict // Aljazeera - 2011. URL: https://www.aljazeera.com/news/middleeast/2011/05/2011549435141647.html (дата обращения: 23.04.2019).
31. Urquart, C. Hamas takes control of Gaza / C. Urquart // The Guardian - 2007. URL: https://www.theguardian.com/world/2007/jun/15/israel4 (дата обращения: 12.05.2019).
32. Zanotti, J. Anti-Terrorism Clarification Act of 2018 (P.L. 115-253) and U.S. Aid for the Palestinians / J. Zanotti // Congressional Research Service – 05.02.2019. URL: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IN11025.pdf (дата обращения: 16.05.2019).
33. Zion, B. Abbas: ‘Hamas wants Palestinian state with ’67 borders’ / B. Zion // The Times of Israel - 2012. URL: http://www.timesofisrael.com/abbas-hamas-wants-palestinian-state-with-67-borders/ (дата обращения: 03.05.2019).