ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели и принципы обучения персонала на предприятии 6
1.2 Виды и методы обучения персонала на предприятии 13
1.3 Механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте 20
1.4 Оценка эффективности и качества программ обучения 26
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В ОАО «ОДК-КЛИМОВ» 32
2.1 ОАО «ОДК-Климов» как объект исследования 32
2.2 Политика обучения и развития персонала ОАО «ОДК-Климов» 43
2.3 Обучение на рабочем месте в системе обучения рабочего персонала ОАО «ОДК-Климов» 50
2.4 Мероприятия по развитию системы обучения персонала на рабочем месте ОАО «ОДК-Климов» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность. Обучение и развитие персонала становится все более актуальным для большинства организаций и рассматривается как фактор конкурентного преимущества компании. Руководители, являющиеся заказчиками обучения, часто сталкиваются с тем, что не видят прямой связи проводимых обучающих мероприятий с результатами бизнеса и не получают запланированного результата. Обучение проводится ради обучения. Это приводит к тому, что компания либо отказывается от обучающих мероприятий, либо обучение проводится формально.
Учитывая тот факт, что обучение и развитие персонала организации является составным элементом менеджмента, связанным с людьми и их отношениями внутри организации, можно утверждать, что управление человеческими ресурсами сегодня должно быть направлено на обеспечение успешной деятельности организации и самих работников. Обучение способствует развитию у сотрудников потребностей высокого уровня и способностей к творческой деятельности, коммуникативной компетентности и внутренней заинтересованности в развитии и совершенствовании деятельности своей организации.
Стратегия эффективного менеджмента предполагает, что целью обучения является не сам процесс обучения, а результат, к которому он должен привести. Такими результатами могут быть удовлетворенность сотрудника от пройденной программы обучения, улучшения в его работе, совершенствование качества производимой продукции и др. Поэтому вопросы систематизации процесса обучения персонала, установки требований к его качеству, а также последующая оценка соответствия результатов обучения установленным требованиям являются необходимыми для достижения высокого качества всей продукции, производимой организацией.
Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической основой данной выпускной квалификационной работы являются литературные источники отечественных и зарубежных авторов, таких как Дж. Лайкер, Дж. Коул, Д.Л. Киркпатрик, Г. Десслер, А.Я. Кибанов, М.И. Магура, М.Б. Курбатова, Б.И. Зобов, А.Б. Устинов, А.Л. Аверьянов и другие.
Объект исследования: ОАО «ОДК-Климов».
Предмет исследования: система обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Цель выпускной квалификационной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие, цели и принципы обучения персонала;
2. Проанализировать формы, виды и методы обучения персонала, их преимущества и недостатки;
3. Разработать механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте;
4. Проанализировать методики оценки эффективности и качества программ обучения на рабочем месте;
5. Дать общую характеристику ОАО «ОДК-Климов», провести анализ его внутренней и внешней среды;
6. Провести анализ реализуемой Учебным центром предприятия политики в области обучения и развития персонала;
7. Исследовать состояние системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов» и выявить существующие проблемы;
8. Разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте, в том числе разработать программу обучения на рабочем месте.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых актов, включенное наблюдение, экспертный опрос, анализ внутренних документов компании, анализ внутренней среды предприятия, SWOT-анализ предприятия, PEST-анализ его внешней среды.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы сотрудниками ОАО «ОДК-Климов» при пересмотре и реорганизации системы обучения персонала.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определены актуальность и степень изученности темы, объект, предмет и методы исследования, цель выпускной квалификационной работы, задачи, практическая значимость, структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты обучения персонала на предприятии» рассмотрены подходы разных авторов к понятию «обучение персонала», роль и сущность обучения персонала организации, различные формы, виды и методы обучения персонала. В данной главе также рассматривается механизм реализации программы обучения персонала на рабочем месте. Особое внимание уделено оценке качества проведенного обучения на основе принципов менеджмента качества.
Во второй главе «Развитие системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО “ОДК-Климов”» представлена общая характеристика предприятия, а также проведен SWOT-анализ предприятия, анализ его внутренней и внешней среды. Кроме того, в данной главе представлена политика обучения и развития персонала в ОАО «ОДК-Климов», проанализирована система обучения персонала на рабочем месте и разработаны рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
В заключение выпускной квалификационной работы представлены общие выводы по работе.
Апробация. Основные положения выпускной квалификационной работы и разработанные рекомендации были предложены руководству Учебного центра ОАО «ОДК-Климов» в ходе прохождения автором ВКР практики на данном предприятии для дальнейшего использования при реорганизации сложившейся на предприятии системы обучения персонала на рабочем месте.
Обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно актуально в современных условиях, когда профессиональные знания, навыки и умения значительно быстрее устаревают вследствие научно-технического прогресса. Достижение долгосрочных и краткосрочных целей предприятия, повышение его конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют высокого уровня профессиональной подготовки персонала, поэтому организация профессионального обучения персонала является одной из основных функций управления персоналом предприятий авиационной отрасли.
Обучение на рабочем месте играет важную роль в развитии рабочего персонала: благодаря практикоориентированности данного вида обучения работники приобретают новые практические знания и навыки с учетом специфики предприятия, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Обучение на рабочем позволяет также поддерживать интерес работников к корпоративным ценностям и приоритетам развития организации.
Процесс разработки и реализации программы обучения на рабочем месте должен происходить поэтапно, чтобы соотнести потребность в обучении с целью, формами и методами обучения. Существует большое количество методов развития профессиональных навыков на рабочем месте, выбор которых зависит от целей обучения, степени подготовленности обучаемых сотрудников, ресурсов предприятия и др.
Дальнейшие этапы реализации программы обучения на рабочем месте подразумевают выбор, подготовку наставников, проведение подготовительных мероприятий и оценку качества и эффективности программы обучения. Оценка эффективности обучения позволяет оценить реальную пользу от капиталовложений предприятии в повышение квалификации своих сотрудников.
Открытое акционерное общество «ОДК-Климов» является одним из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей, обеспечивающим потребности военной и гражданской авиации страны. Предприятие «ОДК-Климов» имеет свою систему обучения рабочего персонала, которая объединяет индивидуальную и групповую форму обучения, обучение на рабочем месте с помощью метода наставничества и обучение вне рабочего места – занятия с преподавателями в Учебном центре. Метод наставничества является ключевым для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочего персонала и освоения второй профессии в ОАО «ОДК-Климов».
На основании анализа сильных и слабых сторон системы обучения рабочего персонала на рабочем месте были предложены рекомендации по ее совершенствованию:
• структурирование программ обучения по профессиональному признаку;
• расширение системы обучения с помощью метода «Blended learning», в том числе создание электронного учебного курса, дополняющего обучение рабочих на рабочем месте;
• введение тренинга для наставников и оценки наставничества;
• разработка инструментов для оценки эффективности программ обучения по 4 уровням модели Д. Киркпатрика.
Затраты на разработку электронного учебного курса должны оправдаться сокращением затрат на оплату труда преподавателей, что подтверждается расчетом показателя окупаемости инвестиций. В целом, предложенные мероприятия позволят сократить временной разрыв между теоретическим и практическим обучением рабочих, повысить самостоятельность рабочих в овладении новыми знаниями и навыками, а также способствуют развитию практики наставничества на предприятии. Использование оценочных методик наставничества может гарантировать, что обучение методом наставничества соответствует реальным потребностям работников и предприятия в целом.
В качестве примера модифицированной системы обучения на рабочем месте была разработана профессиональная программа обучения на рабочем месте для дефектовщика 3-го разряда с применением метода смешанного обучения. Оценка эффективности разработанной программы обучения может быть проведена на основании четырехуровневой модели Д. Киркпатрика с добавлением пятого уровня Дж. Филипса при помощи демонстрационного экзамена, анкет, электронного тестирования, примеры которых разработаны автором и представлены в приложениях.
Таким образом, подготовленный комплекс рекомендаций по обучению рабочего персонала на рабочем месте направлен на совершенствование и оптимизацию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов», которая является необходимым фактором развития предприятия и повышения его конкурентоспособности на рынке.
1. Аверьянов А.Л. Обучение на рабочем месте: личный опыт/ А. Л. Аверьянов// Управление развитием персонала – 2013. № 3 (35). – С. 248-254.
2. Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление персоналом организации: краткий курс для бакалавров: учебное пособие./ Н. И. Архипова, О. Л. Седова. – Москва: Проспект, 2015. – 301 с.
3. Временное положение об аттестации персонала ОАО «ОДК-Климов» 2017г. – 1-67 с.
4. Гарифуллин Р.Ф. Стратегии, планирование и достижение цели/ Р.Ф. Гарифуллин // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. №6. – С. 11-17.
5. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь
6. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
7. ГОСТ ISO 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.
8. Гусарова Н. Смешанное обучение сотрудников компании/ Н. Гусарова. URL: http://www.hr-portal.ru/article/smeshannoe-obuchenie-sotrudnikov-kompanii (дата обращения: 10.04.18).
9. Десслер Г. Управление персоналом: практическое пособие / Г. Десслер; ред. И.М. Степнова, пер. Д.П. Конькова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 799 с.
10. Дрешер Ю.Н. Технология и практика обучения/ Ю.Н. Дрешер// Образовательные технологии – 2014. №2. – С. 80-91.
11. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих от 26.03.2001 № 24 – 2001. Выпуск № 22 – Ст. 11-17
12. Жигаленкова Г.С. Наставничество на промышленном предприятии: методика оценки/ Г. С. Жигаленкова// Инновационная деятельность. – 2013. № 1 (23). – С. 19-24.
13. Захарова О.А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации/ О. А. Захарова// Мир науки, культуры, образования – 2013. № 1(38). – С. 21-24.
14. Зобов Б.И. О смешанном и корпоративном обучении. /Зобов Б.И. // Смешанное и корпоративное обучение («СКО-2007»): Труды Всероссийского научно-методического симпозиума. – п. Дивноморское, Ростов-на-Дону, 2007. – 436 с. – С. 15-21.
15. Киркпатрик Д. Л., Киркпатрик Дж. Д. Четыре ступеньки к успешному тренингу. Практическое руководство по оценке эффективности обучения/Пер. с англ. – М.: Эйч Ар Медиа, 2008. – 218 с.
16. Коломеец Н.В. Компетентностный подход в обучении и развитии персонала/ Н.В. Коломеец // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2017. №4. – С. 79-85.
17. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие/ Т.А. Комиссарова. – М.: Дело, 2002. – 312 с.
18. Коптева К. В., Бакшеева О. А. Профессиональное обучение как основа развития персонала организации/ К.В. Коптева, О. А. Бакшеева//Основы ЭУП. – 2013. № 5(11). – С. 77-81.
19. Корень А. В. Особенности разработки учебных курсов с использованием электронной образовательной среды Moodle/ А.В. Корень// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2013. №1 (14). URL: https://naukovedenie.ru/PDF/21pvn113.pdf (дата обращения 14.04.2018).
20. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов/
Э.М. Коротков. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 320 с.
21. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях: учебное пособие / Дж. Коул; пер. с англ. Н.Г. Владимирова. – М.: ООО «Вершина», 2004. – 352 с.
22. Лайкер Дж. Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе дао Toyota / Дж. Лайкер, Д. Майер; Пер. с англ. – М.:Альпина Бизнес Букс, 2008. – 294 с.
23. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании: учебное пособие / М.И.Магура, М.Б.Курбатова. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 264 с.
24. Макашева Н. П., Нестерова О. А. Обучение и развитие персонала: новые подходы и формы/ Н.П. Макашева, О.А. Нестерова// Вестник Том. гос. ун-та. – 2011. №345. – С. 153-157.
25. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учебное пособие/Под ред. А.П. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 624 с.
26. Панфилова А.П. Наставничество и обучение на рабочем месте: терминологический анализ зарубежных методов/ А. П. Панфилова// Современные технологии управления. – 2016. №12(72). – С. 1-9.
27. Пешкова, В.Е. Педагогика. Ч. 2: общие основы педагогики: курс лекций: учебное пособие / В.Е. Пешкова. – М.Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 121 с.
28. ПО 739.0026-2016 СМК Обучение и развитие персонала в ОАО «ОДК-Климов» – 1-95 с.
29. Поздеев В.И. Организация профессионального обучения персонала на предприятии// Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2012. № 181. – С. 103-107.
30. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография/ В. С. Половинко; под науч. ред. Ю. Г. Одегова. – М.: Информ-Знание, 2002. – 484 с.
31. Положение об учебном центре ОАО «ОДК-Климов» 2016г. – 1-15 с.
32. Ребрина Ф.Г., Леонтьева И.А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS moodle/ Ф.Г. Ребрина, И. А. Леонтьева // Вестник ЧГПУ. – 2014. №2. – С. 204-213.
33. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов/ В.В. Репин, В.Г. Елиферов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с.
34. Сводный отчет по обучению персонала ОАО «ОДК-Климов» за 2016г.
35. Смирнов С. Обучение на производстве (Training Within Industry – TWI): корни бережливого производства / С. Смирнов. URL: http://www.leanzone.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=427:obuchenie-na-proizvodstve-twi&catid=38:berezhlivoe-proizvodstvo1&Itemid=90 (дата обращения 14.04.2018)
36. СТО 7543610.30.205-2014 СМК Управление персоналом. Политика, организация и оценка результативности. – 1-53 с.
37. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) – 2001. Раздел IX. Глава 31-32 – Ст. 195-208
38. Управление персоналом организации: учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 638 с.
39. Устинов А. Б. Обучение на рабочем месте: панацея или пережитки прошлого?/ А.Б. Устинов// Управление развитием персонала – 2013. № 2 (34). – С. 120-125.
40. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. № 53 Часть 1. – Ст. 2.
41. Федеральный закон № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»//Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. Глава 2 – Ст.6.
42. Чуланова О.Л., Тимченко Я.А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления/ О.Л. Чуланова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» – 2016. №1. URL:http://naukovedenie.ru/PDF/13EVN116.pdf (дата обращения 14.04.2018)
43. Graupp P., Wrona R.J. The Twi Workbook: Essential Skills for Supervisors/ P. Graupp, R.J. Wrona – Productivity Press, 2006. – 197 p.
44. Rossett А. How Blended Learning Changes What We Do/ А. Rossett. URL: https://www.td.org/newsletters/atd-links/how-blended-learning-changes-what-we-do (дата обращения: 14.04.2018)
45. URL: https://beget.com/ru/virtual-hosting (дата обращения 01.05.2018)
46. URL: http://www.klimov.ru (дата обращения 02.05.2018)
47. URL:https://uacrussia.ru/ru/press-center/news/oak-i-worldskills-vnedryayut-novyy-standart-nezavisimoy-otsenki-kachestva-podgotovki-kadrov (дата обращения 25.04.2018)
48. URL:https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html (дата обращения 25.04.2018)
49. URL: http://www.spark-interfax.ru/ (дата обращения 01.05.2018)