ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели и принципы обучения персонала на предприятии 6
1.2 Виды и методы обучения персонала на предприятии 13
1.3 Механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте 20
1.4 Оценка эффективности и качества программ обучения 26
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В ОАО «ОДК-КЛИМОВ» 32
2.1 ОАО «ОДК-Климов» как объект исследования 32
2.2 Политика обучения и развития персонала ОАО «ОДК-Климов» 43
2.3 Обучение на рабочем месте в системе обучения рабочего персонала ОАО «ОДК-Климов» 50
2.4 Мероприятия по развитию системы обучения персонала на рабочем месте ОАО «ОДК-Климов» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Цели и принципы обучения персонала на предприятии 6
1.2 Виды и методы обучения персонала на предприятии 13
1.3 Механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте 20
1.4 Оценка эффективности и качества программ обучения 26
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ В ОАО «ОДК-КЛИМОВ» 32
2.1 ОАО «ОДК-Климов» как объект исследования 32
2.2 Политика обучения и развития персонала ОАО «ОДК-Климов» 43
2.3 Обучение на рабочем месте в системе обучения рабочего персонала ОАО «ОДК-Климов» 50
2.4 Мероприятия по развитию системы обучения персонала на рабочем месте ОАО «ОДК-Климов» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Актуальность. Обучение и развитие персонала становится все более актуальным для большинства организаций и рассматривается как фактор конкурентного преимущества компании. Руководители, являющиеся заказчиками обучения, часто сталкиваются с тем, что не видят прямой связи проводимых обучающих мероприятий с результатами бизнеса и не получают запланированного результата. Обучение проводится ради обучения. Это приводит к тому, что компания либо отказывается от обучающих мероприятий, либо обучение проводится формально.
Учитывая тот факт, что обучение и развитие персонала организации является составным элементом менеджмента, связанным с людьми и их отношениями внутри организации, можно утверждать, что управление человеческими ресурсами сегодня должно быть направлено на обеспечение успешной деятельности организации и самих работников. Обучение способствует развитию у сотрудников потребностей высокого уровня и способностей к творческой деятельности, коммуникативной компетентности и внутренней заинтересованности в развитии и совершенствовании деятельности своей организации.
Стратегия эффективного менеджмента предполагает, что целью обучения является не сам процесс обучения, а результат, к которому он должен привести. Такими результатами могут быть удовлетворенность сотрудника от пройденной программы обучения, улучшения в его работе, совершенствование качества производимой продукции и др. Поэтому вопросы систематизации процесса обучения персонала, установки требований к его качеству, а также последующая оценка соответствия результатов обучения установленным требованиям являются необходимыми для достижения высокого качества всей продукции, производимой организацией.
Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической основой данной выпускной квалификационной работы являются литературные источники отечественных и зарубежных авторов, таких как Дж. Лайкер, Дж. Коул, Д.Л. Киркпатрик, Г. Десслер, А.Я. Кибанов, М.И. Магура, М.Б. Курбатова, Б.И. Зобов, А.Б. Устинов, А.Л. Аверьянов и другие.
Объект исследования: ОАО «ОДК-Климов».
Предмет исследования: система обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Цель выпускной квалификационной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие, цели и принципы обучения персонала;
2. Проанализировать формы, виды и методы обучения персонала, их преимущества и недостатки;
3. Разработать механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте;
4. Проанализировать методики оценки эффективности и качества программ обучения на рабочем месте;
5. Дать общую характеристику ОАО «ОДК-Климов», провести анализ его внутренней и внешней среды;
6. Провести анализ реализуемой Учебным центром предприятия политики в области обучения и развития персонала;
7. Исследовать состояние системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов» и выявить существующие проблемы;
8. Разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте, в том числе разработать программу обучения на рабочем месте.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых актов, включенное наблюдение, экспертный опрос, анализ внутренних документов компании, анализ внутренней среды предприятия, SWOT-анализ предприятия, PEST-анализ его внешней среды.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы сотрудниками ОАО «ОДК-Климов» при пересмотре и реорганизации системы обучения персонала.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определены актуальность и степень изученности темы, объект, предмет и методы исследования, цель выпускной квалификационной работы, задачи, практическая значимость, структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты обучения персонала на предприятии» рассмотрены подходы разных авторов к понятию «обучение персонала», роль и сущность обучения персонала организации, различные формы, виды и методы обучения персонала. В данной главе также рассматривается механизм реализации программы обучения персонала на рабочем месте. Особое внимание уделено оценке качества проведенного обучения на основе принципов менеджмента качества.
Во второй главе «Развитие системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО “ОДК-Климов”» представлена общая характеристика предприятия, а также проведен SWOT-анализ предприятия, анализ его внутренней и внешней среды. Кроме того, в данной главе представлена политика обучения и развития персонала в ОАО «ОДК-Климов», проанализирована система обучения персонала на рабочем месте и разработаны рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
В заключение выпускной квалификационной работы представлены общие выводы по работе.
Апробация. Основные положения выпускной квалификационной работы и разработанные рекомендации были предложены руководству Учебного центра ОАО «ОДК-Климов» в ходе прохождения автором ВКР практики на данном предприятии для дальнейшего использования при реорганизации сложившейся на предприятии системы обучения персонала на рабочем месте.
Учитывая тот факт, что обучение и развитие персонала организации является составным элементом менеджмента, связанным с людьми и их отношениями внутри организации, можно утверждать, что управление человеческими ресурсами сегодня должно быть направлено на обеспечение успешной деятельности организации и самих работников. Обучение способствует развитию у сотрудников потребностей высокого уровня и способностей к творческой деятельности, коммуникативной компетентности и внутренней заинтересованности в развитии и совершенствовании деятельности своей организации.
Стратегия эффективного менеджмента предполагает, что целью обучения является не сам процесс обучения, а результат, к которому он должен привести. Такими результатами могут быть удовлетворенность сотрудника от пройденной программы обучения, улучшения в его работе, совершенствование качества производимой продукции и др. Поэтому вопросы систематизации процесса обучения персонала, установки требований к его качеству, а также последующая оценка соответствия результатов обучения установленным требованиям являются необходимыми для достижения высокого качества всей продукции, производимой организацией.
Степень изученности проблемы. Теоретической и методологической основой данной выпускной квалификационной работы являются литературные источники отечественных и зарубежных авторов, таких как Дж. Лайкер, Дж. Коул, Д.Л. Киркпатрик, Г. Десслер, А.Я. Кибанов, М.И. Магура, М.Б. Курбатова, Б.И. Зобов, А.Б. Устинов, А.Л. Аверьянов и другие.
Объект исследования: ОАО «ОДК-Климов».
Предмет исследования: система обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Цель выпускной квалификационной работы: разработка рекомендаций по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятие, цели и принципы обучения персонала;
2. Проанализировать формы, виды и методы обучения персонала, их преимущества и недостатки;
3. Разработать механизм реализации программ обучения персонала на рабочем месте;
4. Проанализировать методики оценки эффективности и качества программ обучения на рабочем месте;
5. Дать общую характеристику ОАО «ОДК-Климов», провести анализ его внутренней и внешней среды;
6. Провести анализ реализуемой Учебным центром предприятия политики в области обучения и развития персонала;
7. Исследовать состояние системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов» и выявить существующие проблемы;
8. Разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте, в том числе разработать программу обучения на рабочем месте.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых актов, включенное наблюдение, экспертный опрос, анализ внутренних документов компании, анализ внутренней среды предприятия, SWOT-анализ предприятия, PEST-анализ его внешней среды.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы сотрудниками ОАО «ОДК-Климов» при пересмотре и реорганизации системы обучения персонала.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определены актуальность и степень изученности темы, объект, предмет и методы исследования, цель выпускной квалификационной работы, задачи, практическая значимость, структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические аспекты обучения персонала на предприятии» рассмотрены подходы разных авторов к понятию «обучение персонала», роль и сущность обучения персонала организации, различные формы, виды и методы обучения персонала. В данной главе также рассматривается механизм реализации программы обучения персонала на рабочем месте. Особое внимание уделено оценке качества проведенного обучения на основе принципов менеджмента качества.
Во второй главе «Развитие системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО “ОДК-Климов”» представлена общая характеристика предприятия, а также проведен SWOT-анализ предприятия, анализ его внутренней и внешней среды. Кроме того, в данной главе представлена политика обучения и развития персонала в ОАО «ОДК-Климов», проанализирована система обучения персонала на рабочем месте и разработаны рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов».
В заключение выпускной квалификационной работы представлены общие выводы по работе.
Апробация. Основные положения выпускной квалификационной работы и разработанные рекомендации были предложены руководству Учебного центра ОАО «ОДК-Климов» в ходе прохождения автором ВКР практики на данном предприятии для дальнейшего использования при реорганизации сложившейся на предприятии системы обучения персонала на рабочем месте.
Обучение и развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно актуально в современных условиях, когда профессиональные знания, навыки и умения значительно быстрее устаревают вследствие научно-технического прогресса. Достижение долгосрочных и краткосрочных целей предприятия, повышение его конкурентоспособности и проведение организационных изменений требуют высокого уровня профессиональной подготовки персонала, поэтому организация профессионального обучения персонала является одной из основных функций управления персоналом предприятий авиационной отрасли.
Обучение на рабочем месте играет важную роль в развитии рабочего персонала: благодаря практикоориентированности данного вида обучения работники приобретают новые практические знания и навыки с учетом специфики предприятия, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Обучение на рабочем позволяет также поддерживать интерес работников к корпоративным ценностям и приоритетам развития организации.
Процесс разработки и реализации программы обучения на рабочем месте должен происходить поэтапно, чтобы соотнести потребность в обучении с целью, формами и методами обучения. Существует большое количество методов развития профессиональных навыков на рабочем месте, выбор которых зависит от целей обучения, степени подготовленности обучаемых сотрудников, ресурсов предприятия и др.
Дальнейшие этапы реализации программы обучения на рабочем месте подразумевают выбор, подготовку наставников, проведение подготовительных мероприятий и оценку качества и эффективности программы обучения. Оценка эффективности обучения позволяет оценить реальную пользу от капиталовложений предприятии в повышение квалификации своих сотрудников.
Открытое акционерное общество «ОДК-Климов» является одним из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей, обеспечивающим потребности военной и гражданской авиации страны. Предприятие «ОДК-Климов» имеет свою систему обучения рабочего персонала, которая объединяет индивидуальную и групповую форму обучения, обучение на рабочем месте с помощью метода наставничества и обучение вне рабочего места – занятия с преподавателями в Учебном центре. Метод наставничества является ключевым для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочего персонала и освоения второй профессии в ОАО «ОДК-Климов».
На основании анализа сильных и слабых сторон системы обучения рабочего персонала на рабочем месте были предложены рекомендации по ее совершенствованию:
• структурирование программ обучения по профессиональному признаку;
• расширение системы обучения с помощью метода «Blended learning», в том числе создание электронного учебного курса, дополняющего обучение рабочих на рабочем месте;
• введение тренинга для наставников и оценки наставничества;
• разработка инструментов для оценки эффективности программ обучения по 4 уровням модели Д. Киркпатрика.
Затраты на разработку электронного учебного курса должны оправдаться сокращением затрат на оплату труда преподавателей, что подтверждается расчетом показателя окупаемости инвестиций. В целом, предложенные мероприятия позволят сократить временной разрыв между теоретическим и практическим обучением рабочих, повысить самостоятельность рабочих в овладении новыми знаниями и навыками, а также способствуют развитию практики наставничества на предприятии. Использование оценочных методик наставничества может гарантировать, что обучение методом наставничества соответствует реальным потребностям работников и предприятия в целом.
В качестве примера модифицированной системы обучения на рабочем месте была разработана профессиональная программа обучения на рабочем месте для дефектовщика 3-го разряда с применением метода смешанного обучения. Оценка эффективности разработанной программы обучения может быть проведена на основании четырехуровневой модели Д. Киркпатрика с добавлением пятого уровня Дж. Филипса при помощи демонстрационного экзамена, анкет, электронного тестирования, примеры которых разработаны автором и представлены в приложениях.
Таким образом, подготовленный комплекс рекомендаций по обучению рабочего персонала на рабочем месте направлен на совершенствование и оптимизацию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов», которая является необходимым фактором развития предприятия и повышения его конкурентоспособности на рынке.
Обучение на рабочем месте играет важную роль в развитии рабочего персонала: благодаря практикоориентированности данного вида обучения работники приобретают новые практические знания и навыки с учетом специфики предприятия, необходимые для осуществления трудовой деятельности. Обучение на рабочем позволяет также поддерживать интерес работников к корпоративным ценностям и приоритетам развития организации.
Процесс разработки и реализации программы обучения на рабочем месте должен происходить поэтапно, чтобы соотнести потребность в обучении с целью, формами и методами обучения. Существует большое количество методов развития профессиональных навыков на рабочем месте, выбор которых зависит от целей обучения, степени подготовленности обучаемых сотрудников, ресурсов предприятия и др.
Дальнейшие этапы реализации программы обучения на рабочем месте подразумевают выбор, подготовку наставников, проведение подготовительных мероприятий и оценку качества и эффективности программы обучения. Оценка эффективности обучения позволяет оценить реальную пользу от капиталовложений предприятии в повышение квалификации своих сотрудников.
Открытое акционерное общество «ОДК-Климов» является одним из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей, обеспечивающим потребности военной и гражданской авиации страны. Предприятие «ОДК-Климов» имеет свою систему обучения рабочего персонала, которая объединяет индивидуальную и групповую форму обучения, обучение на рабочем месте с помощью метода наставничества и обучение вне рабочего места – занятия с преподавателями в Учебном центре. Метод наставничества является ключевым для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации рабочего персонала и освоения второй профессии в ОАО «ОДК-Климов».
На основании анализа сильных и слабых сторон системы обучения рабочего персонала на рабочем месте были предложены рекомендации по ее совершенствованию:
• структурирование программ обучения по профессиональному признаку;
• расширение системы обучения с помощью метода «Blended learning», в том числе создание электронного учебного курса, дополняющего обучение рабочих на рабочем месте;
• введение тренинга для наставников и оценки наставничества;
• разработка инструментов для оценки эффективности программ обучения по 4 уровням модели Д. Киркпатрика.
Затраты на разработку электронного учебного курса должны оправдаться сокращением затрат на оплату труда преподавателей, что подтверждается расчетом показателя окупаемости инвестиций. В целом, предложенные мероприятия позволят сократить временной разрыв между теоретическим и практическим обучением рабочих, повысить самостоятельность рабочих в овладении новыми знаниями и навыками, а также способствуют развитию практики наставничества на предприятии. Использование оценочных методик наставничества может гарантировать, что обучение методом наставничества соответствует реальным потребностям работников и предприятия в целом.
В качестве примера модифицированной системы обучения на рабочем месте была разработана профессиональная программа обучения на рабочем месте для дефектовщика 3-го разряда с применением метода смешанного обучения. Оценка эффективности разработанной программы обучения может быть проведена на основании четырехуровневой модели Д. Киркпатрика с добавлением пятого уровня Дж. Филипса при помощи демонстрационного экзамена, анкет, электронного тестирования, примеры которых разработаны автором и представлены в приложениях.
Таким образом, подготовленный комплекс рекомендаций по обучению рабочего персонала на рабочем месте направлен на совершенствование и оптимизацию системы обучения персонала на рабочем месте в ОАО «ОДК-Климов», которая является необходимым фактором развития предприятия и повышения его конкурентоспособности на рынке.
Подобные работы
- Обучение на рабочем месте на примере промышленного предприятия
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Анализ условий труда. Реализация мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах (на примере лаборатории неразрушающего контроля и диагностики в ООО "Тольяттикаучук"
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Снижение производственного травматизма на примере промышленного предприятия
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Снижение производственного травматизма на примере промышленного предприятия
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2022 - Анализ условий труда. Реализация мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах (на примере производства синтетического бутадиенстирольного каучука (СБСК) в ООО «Тольяттикаучук»)
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ VR-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕРСОНАЛА
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Расследование несчастного случая на производстве
Дипломные работы, ВКР, железная дорога. Язык работы: Русский. Цена: 9950 р. Год сдачи: 2013 - Организационно-технические мероприятия повышения уровня безопасности на рабочих местах ЗАО «Нижневартовскбурремсервис»
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие бизнеса на основе построения концепции "бирюзовых организаций"
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



