Обеспечение конкурентности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц
|
Введение 3
Глава I - Обеспечение конкуренции при проведении закупок 7
§1 - Основные цели и задачи обеспечения конкуренции при проведении закупок 7
§2 - Основные отличия государственных и корпоративных закупок 10
Глава II - Требования, предъявляемые к конкурсной документации участников закупок, проводимых отдельными видами юридических лиц 16
§1 - Требования, предъявляемые к положениям о закупках 17
§2 - Требования, предъявляемые к планам о закупках, извещениям 32
о закупках 32
Глава III - Отдельные вопросы обеспечения конкуренции при проведении закупок: закупки у аффилированных лиц, централизация закупочной деятельности 43
§1 - Проведение закупок товаров, работ и услуг закрытым (не публичным) способом 46
§2 - Способы централизации закупочной деятельности: внутригрупповые закупки и территориальная централизация закупочной деятельности 54
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение №1 – Статистика закупок, проводимых по 223-ФЗ 77
Приложение №2 – Сравнительная таблица Положений о закупках 79
Приложение №3 –Типовое положение о закупках по Закону №223-ФЗ 103
Глава I - Обеспечение конкуренции при проведении закупок 7
§1 - Основные цели и задачи обеспечения конкуренции при проведении закупок 7
§2 - Основные отличия государственных и корпоративных закупок 10
Глава II - Требования, предъявляемые к конкурсной документации участников закупок, проводимых отдельными видами юридических лиц 16
§1 - Требования, предъявляемые к положениям о закупках 17
§2 - Требования, предъявляемые к планам о закупках, извещениям 32
о закупках 32
Глава III - Отдельные вопросы обеспечения конкуренции при проведении закупок: закупки у аффилированных лиц, централизация закупочной деятельности 43
§1 - Проведение закупок товаров, работ и услуг закрытым (не публичным) способом 46
§2 - Способы централизации закупочной деятельности: внутригрупповые закупки и территориальная централизация закупочной деятельности 54
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение №1 – Статистика закупок, проводимых по 223-ФЗ 77
Приложение №2 – Сравнительная таблица Положений о закупках 79
Приложение №3 –Типовое положение о закупках по Закону №223-ФЗ 103
Стабильное развитие экономики, единого экономического пространства, невозможно представить себе без стабильного и в разумных рамках жесткого законодательного регулирования конкуренции, то есть соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке .
В целях укрепления конкуренции между субъектами рынка были приняты, в частности Федеральные законы «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, ФЗ-135) и «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, ФЗ-223). Федеральной антимонопольной службой России проводятся постоянные проверки соблюдения требований действующего законодательства о защите конкуренции участниками гражданского оборота.
Институт обеспечения конкуренции является крайне многогранным, обеспечивающим планомерное развитие рынка товаров, работ и услуг, позволяющих исключать любое влияние со стороны его участников.
Одним из способов приобретения организациями товаров, работ и услуг является проведение закупок и торгов, при использовании которых участники оборота могут выбрать лучших контрагентов, заключить договор на поставку товаров, оказание работ и услуг с максимальной экономической выгодой. Там, где есть возможность получить дополнительную финансовую выгоду, избежать издержек, всегда возникают предпосылки для антиконкуретного поведения.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается с одной стороны наличием лишь законодательства, регулирующего вопросы закупок (корпоративных) на уровне принципов и общих требований к защите и обеспечению конкуренции, с другой стороны, постоянно возрастающим количеством проводимых закупок в соответствие с Законом №223-ФЗ. Подробная статистика приведена в Приложении №1 к настоящей работе.
В соответствие с информацией из СПС «Консультант Плюс», судами разных инстанций было вынесено более 1500 решений, в которых применялся Закон №223-ФЗ.
Даже утверждение ФАС России Стандарта осуществления закупочной деятельности, уточняющего требования к конкурсной документации и проведению закупок, не обеспечило необходимой осведомленности участников закупок и заказчиков о требованиях к закупкам.
Например, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Т.П. Демидова в рамках интервью отмечала, что для того, чтобы общество или индивидуальный предприниматель смогли принять участие в закупке им нужно провести почти научное исследование каждого Положения о закупке, изучить практику применения заказчиков своей конкурсной документации.
Указанный комментарий наглядно демонстрирует нам актуальность проблемы, наличие ситуации, когда законодателем принято 2 закона о закупках – Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ, однако жизнь участников оборота не становится проще, они не понимаю как им вести себя, как им разрабатывать документацию и участвовать закупке.
Данная проблема усложняется в ситуации, когда сами заказчики не соблюдают свою конкурсную документацию или же вступают в сговор с участниками закупок.
Именно на изучение способов обеспечения конкуренции при проведении закупок, анализ существующих проблем правоприменения, доктринальных подходов к разрешению проблем, направлена настоящая работа.
Степень разработанности проблемы на настоящем этапе следует признать неудовлетворительной. Несмотря на то, что Закон №223-ФЗ был принят 18.11.2011, до настоящего времени отсутствуют полноценные научные труды, посвященные проблемам обеспечения конкуренции при проведении закупок отдельными видами юридических лиц, в то время как существует большое количество практических пособий по сопровождению закупочной деятельности, сборников типовых положений и документов.
Так, коллективом авторов Института госзакупок, во главе с А.А. Храмкиным были опубликованы рекомендации и образцы документов по Закону №223-ФЗ. Также коллективом Института госзакупок была опубликована практика применения Закона №223-ФЗ (сборник докладов).
Вопросами обеспечения и защиты конкуренции при проведении закупок, торгов и конкурсов (не только по Закону №223-ФЗ) занимались О.А. Беляева, К. Кузнецов, А.С. Тимошенко, А.А. Храмкин и другие авторы. Работы указанных авторов позволяют понять саму суть и цель проведения закупок, увидеть актуальные проблемы в области конкурсов, аукционов, закупочной деятельности.
Целями настоящей работы являются:
1) изучение целей и задач дифференциации регулирования в области закупок (государственных и муниципальных, корпоративных), а также целей обеспечения конкуренции при проведении закупочной деятельности. Анализ действующего законодательства, научных работ, позволит нам понимать направления обеспечения и защиты конкуренции;
2) проведение сравнительного анализа Положений о закупках крупнейших участников закупочной деятельности, извещений о закупках и иной конкурсной документации, судебной практики и подходов авторов к решению наиболее сложных и неочевидных проблем для составления Типового положения о закупках;
3) обсуждение отдельных способов закупки, а именно закрытых аукционов и конкурсов, вопросов централизации закупочной деятельности на предмет соответствия их основным принципам закупок, а также законодательству о защите конкуренции.
В целях укрепления конкуренции между субъектами рынка были приняты, в частности Федеральные законы «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ, ФЗ-135) и «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ, ФЗ-223). Федеральной антимонопольной службой России проводятся постоянные проверки соблюдения требований действующего законодательства о защите конкуренции участниками гражданского оборота.
Институт обеспечения конкуренции является крайне многогранным, обеспечивающим планомерное развитие рынка товаров, работ и услуг, позволяющих исключать любое влияние со стороны его участников.
Одним из способов приобретения организациями товаров, работ и услуг является проведение закупок и торгов, при использовании которых участники оборота могут выбрать лучших контрагентов, заключить договор на поставку товаров, оказание работ и услуг с максимальной экономической выгодой. Там, где есть возможность получить дополнительную финансовую выгоду, избежать издержек, всегда возникают предпосылки для антиконкуретного поведения.
Актуальность выбранной темы исследования обуславливается с одной стороны наличием лишь законодательства, регулирующего вопросы закупок (корпоративных) на уровне принципов и общих требований к защите и обеспечению конкуренции, с другой стороны, постоянно возрастающим количеством проводимых закупок в соответствие с Законом №223-ФЗ. Подробная статистика приведена в Приложении №1 к настоящей работе.
В соответствие с информацией из СПС «Консультант Плюс», судами разных инстанций было вынесено более 1500 решений, в которых применялся Закон №223-ФЗ.
Даже утверждение ФАС России Стандарта осуществления закупочной деятельности, уточняющего требования к конкурсной документации и проведению закупок, не обеспечило необходимой осведомленности участников закупок и заказчиков о требованиях к закупкам.
Например, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Т.П. Демидова в рамках интервью отмечала, что для того, чтобы общество или индивидуальный предприниматель смогли принять участие в закупке им нужно провести почти научное исследование каждого Положения о закупке, изучить практику применения заказчиков своей конкурсной документации.
Указанный комментарий наглядно демонстрирует нам актуальность проблемы, наличие ситуации, когда законодателем принято 2 закона о закупках – Закон №44-ФЗ и Закон №223-ФЗ, однако жизнь участников оборота не становится проще, они не понимаю как им вести себя, как им разрабатывать документацию и участвовать закупке.
Данная проблема усложняется в ситуации, когда сами заказчики не соблюдают свою конкурсную документацию или же вступают в сговор с участниками закупок.
Именно на изучение способов обеспечения конкуренции при проведении закупок, анализ существующих проблем правоприменения, доктринальных подходов к разрешению проблем, направлена настоящая работа.
Степень разработанности проблемы на настоящем этапе следует признать неудовлетворительной. Несмотря на то, что Закон №223-ФЗ был принят 18.11.2011, до настоящего времени отсутствуют полноценные научные труды, посвященные проблемам обеспечения конкуренции при проведении закупок отдельными видами юридических лиц, в то время как существует большое количество практических пособий по сопровождению закупочной деятельности, сборников типовых положений и документов.
Так, коллективом авторов Института госзакупок, во главе с А.А. Храмкиным были опубликованы рекомендации и образцы документов по Закону №223-ФЗ. Также коллективом Института госзакупок была опубликована практика применения Закона №223-ФЗ (сборник докладов).
Вопросами обеспечения и защиты конкуренции при проведении закупок, торгов и конкурсов (не только по Закону №223-ФЗ) занимались О.А. Беляева, К. Кузнецов, А.С. Тимошенко, А.А. Храмкин и другие авторы. Работы указанных авторов позволяют понять саму суть и цель проведения закупок, увидеть актуальные проблемы в области конкурсов, аукционов, закупочной деятельности.
Целями настоящей работы являются:
1) изучение целей и задач дифференциации регулирования в области закупок (государственных и муниципальных, корпоративных), а также целей обеспечения конкуренции при проведении закупочной деятельности. Анализ действующего законодательства, научных работ, позволит нам понимать направления обеспечения и защиты конкуренции;
2) проведение сравнительного анализа Положений о закупках крупнейших участников закупочной деятельности, извещений о закупках и иной конкурсной документации, судебной практики и подходов авторов к решению наиболее сложных и неочевидных проблем для составления Типового положения о закупках;
3) обсуждение отдельных способов закупки, а именно закрытых аукционов и конкурсов, вопросов централизации закупочной деятельности на предмет соответствия их основным принципам закупок, а также законодательству о защите конкуренции.
Приобретение товаров, работ, оказание услуг с использованием процедур закупок, является крайне эффективным способом осуществления предпринимательской деятельности, позволяет достигать высокой экономической выгоды, выбирать надежного контрагента.
Обеспечение конкуренции при проведении закупочной деятельности не должно быть формальным, не должно ограничиваться вступлением в силу Закона «О защите конкуренции» и Закона «О закупках товаров, работ и услуг» отдельными видами юридических лиц». Целью указанной деятельности является, прежде всего, предоставление максимального доступа любым участникам к закупкам, прозрачная подготовка, проведение и подведение итогов закупочной процедуры, которые не будут вызывать сомнения у участников оборота.
Проведенный анализ действующего законодательного регулирования вопроса обеспечения конкурентности корпоративных закупок, судебной и иной правоприменительной практики, доктринальных воззрений на проблемы закупок позволяет сделать нам ряд выводов.
1. Сфера применения Закона №223-ФЗ, в первую очередь, определяется субъектным составом – законодательно определен перечень лиц, которые должны проводить свою закупочную деятельность в соответствие с установленными указанным законом правилами. Необходимость контроля со стороны государства в этом случае обусловлена долей государственного участия в организациях-заказчиках.
Целью законодательного регулирования является также создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей организаций-заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Но указанные критерии отнесения сделок к числу тех, на которые распространяются требования Закона № 223-ФЗ, не являются оптимальными, что порождает на практике множество проблем и вынуждает органы регулирования и контроля давать соответствующие разъяснения (примером чему служат многочисленные разъяснения Минэкономразвития, многие из которых следует воспринимать весьма критически). Это ограничивает или расширяет границы возможного поведения организаций-заказчиков в достаточно произвольной форме и с учетом текущих политико-правовых условий, что не добавляет стабильности правовому регулированию в рассматриваемой сфере.
В такой ситуации следует изменить парадигму в правовом регулировании и исходить (в качестве политико-правовой установки) из того, что регулирование корпоративных закупок на уровне принципов и общих требований к осуществляемой деятельности, обосновывается предоставлением заказчикам максимальной свободы действий при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения собственных нужд или для перепродажи под условием осуществления всей закупочной деятельности открыто и публично.
Отсутствие жесткой регламентации закупочной деятельности не должно восприниматься как вседозволенность. Критерии добросовестности и разумности в условиях отсутствия прямого нормативно-правового регулирования некоторых аспектов закупочной деятельности должны ограничивать свободу усмотрения организаций-заказчиков в пользу создания гарантий участникам закупочных процедур.
2. Целью закупочной деятельности, в том числе в рамках корпоративных закупок, является получение товаров, работ и услуг лучшего качества по меньшей цене. Одним из способов достижения указанной цели является заключение заказчиками соглашений о совместной закупочной деятельности.
В то же время, положения Закона о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не содержат положений, регулирующих (допускающих или запрещающих) централизацию закупочной деятельности. В связи с этим, у участников закупок может складываться мнение о том, что законодатель сознательно обошел данный вопрос, не разрешил заказчикам осуществлять совместные закупки. Наличие в Стандарте осуществления закупочной деятельности положений о возможных способах централизации закупочной деятельности указывает лишь на допустимость указанной деятельности.
В целях стимулирования заключения соглашений об осуществлении совместной закупочной деятельности (с одной стороны, позволяющих заказчикам получить большее количество товара по меньшей цене, а с другой стороны, обеспечивающих прозрачность), считаем необходимым дополнить Закон №223-ФЗ разделом о централизации закупочной деятельности: по территориальному признаку, внутригрупповой централизации, предметной централизации (заключение соглашение о совместной закупке конкретного товара). Также в указанный раздел целесообразно включить требования к содержанию соглашений о совместной закупочной деятельности, а также информацию о порядке опубликования заключенных соглашений. Обнародование указанных соглашений позволит участникам закупки, заинтересованным лицам и контролирующим органам увидеть реальные намерения заказчиков, исключить подозрения в возможном картельном сговоре.
3. В отличие от Закона о контрактной системе, предусматривающего четкие рамки и условия использования заказчиками закрытых способов закупки, Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не содержит регулирования ни в части выбора способа закупки в общем, ни в части использования закрытых закупок в частности. Стандарт ФАС России осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц также не затрагивает проблему проведения закупки закрытым способом.
Закупки, как закрытые по составу участников (перечень участников закупки определяется до ее начала), так и закрытые закупки, проводимые в целях защиты государственной (иной охраняемой законом тайны), являются одним из главных камней преткновения для потенциальных поставщиков. В судебной практике неоднократно возникали споры, связанные с оспариванием Положений о закупках, иной конкурсной документации, которые не содержали четкого обоснования использования Заказчиком закрытых способов закупки товаров, работ и услуг.
Резюмирую вышеизложенное, считаем обоснованным разработку контролирующими органами рекомендаций по использованию закрытых способов проведения закупок с установлением примерного механизма «закрытия» закупки заказчиками. Указанные рекомендации могут быть приняты в форме разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы России.
Использование всеми заказчиками единого подхода к проведению закрытых закупок, единых критериев выбора данного способа закупки, позволит не только минимизировать количество споров, связанные с закрытыми закупками, но и повысит доверие, создаст понимание со стороны участников закупки, к закрытым способам проведения закупочной процедуры.
4. В настоящее время, по экспертным оценкам Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, заказчиками, осуществляющими свою деятельность на основании Закона №223-ФЗ, используется более 2000 различных способов проведения закупки. Каждый заказчик пытается в рамках своего Положения о закупке создать нечто индивидуальное, подходящее только ему.
Указанное колоссальное количество видов закупочных процедур приводит к ситуации, когда заказчики, при подготовке заявки на участие в закупке вынуждены проводить глубокие исследования действующего законодательства, Положений о закупках заказчика, комментариев и разъяснений, аналогичных закупок, что существенно увеличивает трудозатраты и финансовое бремя участника при участии в закупке.
Полагаем целесообразным разработать единый перечень видов закупочных процедур с детальным описанием критериев использования того или иного способа закупки. Такие рекомендации, по нашему мнению, во-первых, будут направлены на унификацию способов закупок, и, во-вторых, позволят потенциальным поставщикам эффективнее использовать свои ресурсы при подготовки заявок на участие в закупке.
Указанная матрица использования способов закупки может быть утверждена в виде рекомендаций / разъяснений контролирующих органов (например, Федеральная антимонопольная служба России, Министерства экономического развития), или на уровне профессиональных объединений (организаторы торговых площадок, ТПП и т.д.).
5. Главным требованием Закона о закупках товаров, работ и услуг является разработка, утверждение и опубликование Положения о закупках, как документа, регламентирующего весь закупочный процесс, от создания закупочных подразделений, формирование потребностей заказчика, заканчивая вопросами исполнения заключенных по результатам закупки товаров, работ и услуг соглашений.
Кроме того, ни Закон №223-ФЗ, ни Стандарт осуществления предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц, не указывают перечня сведений, которые должны быть отражены в Положении о закупке.
Проводя анализ Положений о закупках заказчиков наглядно видно, что каждый заказчик разрабатывает положение только для себя, в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности, единый подход отсутствует.
В связи с этим предлагаю разработать Типовое положение о закупках. С учетом анализа законодательства, разъяснений контролирующих органов, судебной практики предлагаем проект Типового положения о закупках (Приложение №3 к настоящей выпускной квалификационной работе).
Обеспечение конкуренции при проведении закупочной деятельности не должно быть формальным, не должно ограничиваться вступлением в силу Закона «О защите конкуренции» и Закона «О закупках товаров, работ и услуг» отдельными видами юридических лиц». Целью указанной деятельности является, прежде всего, предоставление максимального доступа любым участникам к закупкам, прозрачная подготовка, проведение и подведение итогов закупочной процедуры, которые не будут вызывать сомнения у участников оборота.
Проведенный анализ действующего законодательного регулирования вопроса обеспечения конкурентности корпоративных закупок, судебной и иной правоприменительной практики, доктринальных воззрений на проблемы закупок позволяет сделать нам ряд выводов.
1. Сфера применения Закона №223-ФЗ, в первую очередь, определяется субъектным составом – законодательно определен перечень лиц, которые должны проводить свою закупочную деятельность в соответствие с установленными указанным законом правилами. Необходимость контроля со стороны государства в этом случае обусловлена долей государственного участия в организациях-заказчиках.
Целью законодательного регулирования является также создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей организаций-заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств.
Но указанные критерии отнесения сделок к числу тех, на которые распространяются требования Закона № 223-ФЗ, не являются оптимальными, что порождает на практике множество проблем и вынуждает органы регулирования и контроля давать соответствующие разъяснения (примером чему служат многочисленные разъяснения Минэкономразвития, многие из которых следует воспринимать весьма критически). Это ограничивает или расширяет границы возможного поведения организаций-заказчиков в достаточно произвольной форме и с учетом текущих политико-правовых условий, что не добавляет стабильности правовому регулированию в рассматриваемой сфере.
В такой ситуации следует изменить парадигму в правовом регулировании и исходить (в качестве политико-правовой установки) из того, что регулирование корпоративных закупок на уровне принципов и общих требований к осуществляемой деятельности, обосновывается предоставлением заказчикам максимальной свободы действий при закупке товаров, работ и услуг для обеспечения собственных нужд или для перепродажи под условием осуществления всей закупочной деятельности открыто и публично.
Отсутствие жесткой регламентации закупочной деятельности не должно восприниматься как вседозволенность. Критерии добросовестности и разумности в условиях отсутствия прямого нормативно-правового регулирования некоторых аспектов закупочной деятельности должны ограничивать свободу усмотрения организаций-заказчиков в пользу создания гарантий участникам закупочных процедур.
2. Целью закупочной деятельности, в том числе в рамках корпоративных закупок, является получение товаров, работ и услуг лучшего качества по меньшей цене. Одним из способов достижения указанной цели является заключение заказчиками соглашений о совместной закупочной деятельности.
В то же время, положения Закона о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не содержат положений, регулирующих (допускающих или запрещающих) централизацию закупочной деятельности. В связи с этим, у участников закупок может складываться мнение о том, что законодатель сознательно обошел данный вопрос, не разрешил заказчикам осуществлять совместные закупки. Наличие в Стандарте осуществления закупочной деятельности положений о возможных способах централизации закупочной деятельности указывает лишь на допустимость указанной деятельности.
В целях стимулирования заключения соглашений об осуществлении совместной закупочной деятельности (с одной стороны, позволяющих заказчикам получить большее количество товара по меньшей цене, а с другой стороны, обеспечивающих прозрачность), считаем необходимым дополнить Закон №223-ФЗ разделом о централизации закупочной деятельности: по территориальному признаку, внутригрупповой централизации, предметной централизации (заключение соглашение о совместной закупке конкретного товара). Также в указанный раздел целесообразно включить требования к содержанию соглашений о совместной закупочной деятельности, а также информацию о порядке опубликования заключенных соглашений. Обнародование указанных соглашений позволит участникам закупки, заинтересованным лицам и контролирующим органам увидеть реальные намерения заказчиков, исключить подозрения в возможном картельном сговоре.
3. В отличие от Закона о контрактной системе, предусматривающего четкие рамки и условия использования заказчиками закрытых способов закупки, Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не содержит регулирования ни в части выбора способа закупки в общем, ни в части использования закрытых закупок в частности. Стандарт ФАС России осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц также не затрагивает проблему проведения закупки закрытым способом.
Закупки, как закрытые по составу участников (перечень участников закупки определяется до ее начала), так и закрытые закупки, проводимые в целях защиты государственной (иной охраняемой законом тайны), являются одним из главных камней преткновения для потенциальных поставщиков. В судебной практике неоднократно возникали споры, связанные с оспариванием Положений о закупках, иной конкурсной документации, которые не содержали четкого обоснования использования Заказчиком закрытых способов закупки товаров, работ и услуг.
Резюмирую вышеизложенное, считаем обоснованным разработку контролирующими органами рекомендаций по использованию закрытых способов проведения закупок с установлением примерного механизма «закрытия» закупки заказчиками. Указанные рекомендации могут быть приняты в форме разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы России.
Использование всеми заказчиками единого подхода к проведению закрытых закупок, единых критериев выбора данного способа закупки, позволит не только минимизировать количество споров, связанные с закрытыми закупками, но и повысит доверие, создаст понимание со стороны участников закупки, к закрытым способам проведения закупочной процедуры.
4. В настоящее время, по экспертным оценкам Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, заказчиками, осуществляющими свою деятельность на основании Закона №223-ФЗ, используется более 2000 различных способов проведения закупки. Каждый заказчик пытается в рамках своего Положения о закупке создать нечто индивидуальное, подходящее только ему.
Указанное колоссальное количество видов закупочных процедур приводит к ситуации, когда заказчики, при подготовке заявки на участие в закупке вынуждены проводить глубокие исследования действующего законодательства, Положений о закупках заказчика, комментариев и разъяснений, аналогичных закупок, что существенно увеличивает трудозатраты и финансовое бремя участника при участии в закупке.
Полагаем целесообразным разработать единый перечень видов закупочных процедур с детальным описанием критериев использования того или иного способа закупки. Такие рекомендации, по нашему мнению, во-первых, будут направлены на унификацию способов закупок, и, во-вторых, позволят потенциальным поставщикам эффективнее использовать свои ресурсы при подготовки заявок на участие в закупке.
Указанная матрица использования способов закупки может быть утверждена в виде рекомендаций / разъяснений контролирующих органов (например, Федеральная антимонопольная служба России, Министерства экономического развития), или на уровне профессиональных объединений (организаторы торговых площадок, ТПП и т.д.).
5. Главным требованием Закона о закупках товаров, работ и услуг является разработка, утверждение и опубликование Положения о закупках, как документа, регламентирующего весь закупочный процесс, от создания закупочных подразделений, формирование потребностей заказчика, заканчивая вопросами исполнения заключенных по результатам закупки товаров, работ и услуг соглашений.
Кроме того, ни Закон №223-ФЗ, ни Стандарт осуществления предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц, не указывают перечня сведений, которые должны быть отражены в Положении о закупке.
Проводя анализ Положений о закупках заказчиков наглядно видно, что каждый заказчик разрабатывает положение только для себя, в зависимости от осуществляемой предпринимательской деятельности, единый подход отсутствует.
В связи с этим предлагаю разработать Типовое положение о закупках. С учетом анализа законодательства, разъяснений контролирующих органов, судебной практики предлагаем проект Типового положения о закупках (Приложение №3 к настоящей выпускной квалификационной работе).
Подобные работы
- РАССМОТРЕНИЕ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2024 - Особенности закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2021 - ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы корпоративных закупок
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОК ДЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ И ЕГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование осуществления государственных закупок (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Строительный подряд: проблемы теории и практики
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



