Введение 5
Глава 1. Государственно-частное партнёрство: понятие и преимущества 7
1.1. Описание института ГЧП и анализ существующих подходов к механизмам ГЧП 7
1.2. ГЧП в Российской Федерации: анализ законодательства 13
1.3. Типы, виды и формы государственно-частного партнёрства 16
1.4. Сферы применения ГЧП. Мировой опыт и перспективы для России 22
1.5. Социально-экономическое значение государственно-частного партнёрства 26
1.6. Источники финансирования ГЧП в международной практике и роль государства 29
1.7. Распределение рисков в проектах государственно-частного партнёрства 31
1.8. Преимущества, недостатки и барьеры для проектов и развития ГЧП в РФ 35
1.9. Мировой опыт инфраструктурных проектов ГЧП 37
1.10. Проекты ГЧП в сфере инфраструктуры морского транспорта 39
1.11. Выводы 43
Глава 2. Северный морской путь 44
2.1. Определение и понятие Северного морского пути 44
2.2. Анализ отрасли международных торговых перевозок 47
2.3. Интеграционные процессы и региональное развитие Крайнего Севера 52
2.4. Хозяйственные системы Севера в национальной экономике 55
2.5. Роль СМП в хозяйственном развитии и освоении северных территорий 59
2.6. Территории и зоны влияния СМП. Анализ влияния на различные сферы 63
2.7. Ретроспективный анализ преимуществ и проблем возрождения СМП 64
2.8. Анализ тенденций, проблем и конкурентных преимуществ СМП 65
2.9. Выводы 69
Глава 3. Совместный проект государства и бизнеса: реальность или иллюзия? 70
3.1. Привлекательность СМП для государства и частных инвесторов 70
3.2. Привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 76
3.3. Ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 97
3.4. Апробирование наработанного материала с помощью глубинного интервью основных стейкхолдеров проекта и экспертов отрасли 102
3.5. Выводы 105
Заключение 106
Библиографический список 109
Государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП) является одним из наиболее эффективных механизмов реализации крупных инфраструктурных проектов. Данная форма лучше всего подходит для проектов, которые имеют ощутимую значимость для государства и в то же время обладают привлекательностью для инвесторов как выгодный для вложения бизнес. Одним из таких проектов является Северный морской путь, важность которого для России не подвергается сомнению, а привлекательность в качестве инвестиционного проекта затмевает все аналогичные инфраструктурные проекты нашего времени в рассматриваемой сфере.
Актуальность исследования вопросов, связанных с применением ГЧП в целях развития Северного морского пути, обусловлена нарастающей необходимостью обеспечения бюджета Российской Федерации альтернативными источниками дохода, высоким уровнем заинтересованности частных инвесторов в данном проекте и общей привлекательностью объекта с точки зрения возможности использования крупнейшего морского коридора в качестве транзитного торгового пути.
Исходя из вышесказанного, объектом данной работы является исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. На данный момент не существует сформированного перечня проблем и перспектив механизмов ГЧП для развития Северного морского пути, как и отсутствует утверждённый проект его реновации и эксплуатации, ввиду сложности и огромного масштаба объекта, в связи с чем, формат государственно-частного партнёрства может стать оптимальным для реализации такого проекта. Таким образом, цель данной работы – определение ключевых проблем и перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути.
Для формирования структуры и успешного выполнения выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
● Анализ государственно-частного партнёрства как механизма реализации инфраструктурных проектов в России;
● Анализ текущего состояния Северного морского пути;
● Обоснование привлекательности Северного морского пути для государства и для частных инвесторов;
● Формирование перечня проблем, мешающих осуществлению проекта;
● Апробирование с помощью анкетирования и/или опроса основных стейкхолдеров проекта;
● Разработка предложений по структуре проектов ГЧП в отношении Северного морского пути.
Поэтапное решение поставленных задач определило структуру исследования, включающего введение, три главы: описание и анализ института государственно-частного партнёрства в Российской Федерации, анализ Северного морского пути и аналитическая глава, посвященная проблемам и перспективам применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути, а также заключение.
В первой главе представлена общая информация о практике использования ГЧП для крупных инфраструктурных объектов в России и других странах, проанализированы основные преимущества такой формы взаимодействия государства с частным сектором. Во второй главе обобщена информация по объекту исследования, описаны основные свойства и особенности Северного морского пути, проведён ретроспективный анализ преимуществ реновации и полномасштабного использования морского коридора с географическим, экономическим, политическим и логистическим обоснованием. Третья глава включает в себя обобщающие выводы относительно преимуществ использования формата ГЧП как механизма реновации Северного морского пути и сформированный перечень перспектив и существующих проблем реализации проекта.
В ходе исследования предусмотрено проведение нескольких интервью с основными стейкхолдерами и апробацию наработанных материалов. Основными методами сбора первичной информации являются изучение трудов ведущих авторов и статей по теме, использование вторичных данных, которые базируются на материалах в российской и зарубежной литературе, а также аналитических отчётов и сайтов Министерства транспорта России, федеральных ведомств, региональных органов власти и логистических компаний. В данной работе использованы качественные методы исследования, основанные на анализе научной литературы в описанной области, а также осуществлён анализ отрасли морских международных торговых перевозок, её основных тенденций и действующих нормативно-правовых актов.
Государственно-частное партнёрство является одним из наиболее эффективных механизмов реализации крупных инфраструктурных проектов, к числу которых относится Северный морской путь. Исходя из проведённого анализа, можно утверждать, что данная форма взаимодействия публичного и частного партнёра лучше всего подходит для проектов, которые имеют ощутимую значимость для государства и в то же время обладают привлекательностью для инвесторов как выгодный для вложения бизнес. На основе представленной в тексте работы информации можно резюмировать, что Северный морской путь, важность которого для России не подвергается сомнению, а привлекательность в качестве инвестиционного проекта затмевает все аналогичные инфраструктурные проекты нашего времени в рассматриваемой сфере нуждается в развитии и грамотном обслуживании, которое может быть достигнуто за счёт консолидации усилий государства и частного сектора.
Объектом данной работы являлось исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. В ходе работы над различными аспектами проекта и составом элементов инфраструктуры была обоснована возможность применения существующих механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути и, как следствие, сформирован перечень существующих рисков, барьеров, проблем, перспектив и возможных последствий реализации такого проекта.. Таким образом, была достигнута основная цель данной работы, а именно определены ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути. Также в ходе работы, для достижения цели, были поставленные задачи, которые позволили получить актуальную и необходимую для качественного анализа объекта работы информацию. Также в течении выполнения работы были проведены интервью с экспертами и представителями основных заинтересованных сторон потенциального проекта государственно-частного партнёрства и осуществлена апробация наработанных материалов. Помимо достижения основной цели и выполнения поставленных задач, работа над данным объектом исследования позволила получить опыт взаимодействия с такими передовыми институтами, как государственно-частного партнёрство и изучить множество факторов, влияющих на осуществление взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день институт государственно-частного партнёрства, приобрёл широкий мировой опыт разработки и осуществления проектов и является весьма привлекательной платформой для взаимодействия государственного и частного сектора. Успех проектов ГЧП на различных уровнях и в масштабах, от локальных социальных соглашений, до международных межотраслевых проектов свидетельствует о том, что механизмы государственно-частного партнёрства способны адаптироваться под изменяющуюся среду контрактных отношений и привнести свою пользу во все сферы жизни общества. В ходе работы также была обоснована привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для реализации морских инфраструктурных проектов. Несмотря на существующее на сегодняшний день количество барьеров и недостатков такой формы взаимодействия государства с бизнесом, в будущем, при грамотном подходе, ГЧП видится одним из основных драйверов ускорения экономического роста.
Касаемо Северного морского пути, в результате проведённого исследования можно резюмировать, что на протяжении всего существования государства, роль и значение данной транспортной магистрали, определялись, прежде всего, потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечения национальной геополитической и экономической безопасности России. На сегодняшний день, перспективы и возможности такого масштабного проекта распространяют своё значение не только на регионы Крайнего Севера или Российскую Федерацию, а имеет большое влияние на всю отрасль морских международных торговых перевозок. Необходимость и важность Северного морского пути для России, в свою очередь увеличивается соразмерно количеству современных экономических потрясений. Данный проект имеет возможность стать «якорем» отечественной экономики, обеспечивающим стабильный рост и развитие вне зависимости от общемировых тенденций. Инвестиции в проект возрождения и эксплуатации Северного морского пути привлекательны в той же мере для частного сектора экономики и бизнес-сферы, поскольку позволяют занять место в процессе освоения северных территорий, богатых на различные ресурсы. СМП может стать не только самым успешным Российским проектом, но и единственным, который обеспечивает взаимодействие с большинством стран мира, вовлечённых в отрасль морской логистики. Невозможно подробно и в деталях оценить положительные последствия полномасштабного использования данного Арктического морского коридора, однако уже на стадии построения возможных внешних эффектов можно резюмировать, что роль Северного морского пути в развитии Российской Федерации невозможно переоценить.
Практические навыки и теоретическая основа данной работы формирует её актуальность как в целях дальнейшего исследования перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития межотраслевых инфраструктурных проектов, к числу которых можно отнести Северный морской путь, так и для детального изучения конкретного проекта реновации и развития важнейшего морского коридора планеты, способного выдвинуть экономику Российской Федерации в число ведущих мировых лидеров.
1. Аникин Б.А.; РодкинаТ.А.; Волочиенко В.А.; ЗаичкинН.И.; МежевовА.Д.; ФедоровЛ.С.; ВайнВ.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; ПузановаИ.А.; УчироваМ.Ю.; Рудая И.Л. / Логистика и управление цепями поставок // Теория и практика. Основы логистики. Учебное пособие. М. - 2014.
2. АрикайненА.И. Судоходство во льдах Арктики.- М.: Транспорт, 1990.
3. Арутюнов С.А. У берегов ледовитого океана. М.: Русский язык, 1984. – С. 26 - 110.
4. БадаловА.Л. Частно-государственное партнерство в реализации инвестиционных проектов // Эко. – 2008. - № 6. – С. 129-141.
5. Белицкая, А.В. Государственно-частное партнерство как альтернатива контрактной системе / А.В. Белицкая // Юрист. – 2014. – №5. – С. 33-37.
6. Белов М.И. Путь через Ледовитый океан. М.: Морской транспорт, 1963. - С. 15- 146.
7. Бибиков Д. М. Комплексные решения в транспортной логистике северо-запада /Практический опыт АО РЖД Логистика // Доклад на конференции. М.: 2015.
8. Булт-Спиринг М., Девульф Г. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства : международный опыт // BlackwellPublishingltd. – UK, 2006.
9. Бутенко Я. Частно-государственное партнерство – эффективный инструмент взаимодействия // Проблемы теории и практики управления . – 2008. - № 7. – С. 44-51.
10. ВарнавскийВ.Г. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. // ВарнавскийВ.Г. Клименко А.В. М., 2010.
11. ВарнавскийВ.Г. Партнерство государства и частного сектора : формы, проекты, риски. – М.: Наука , 2005. – С. 315
12. Визе В.Ю. История исследования Советской Арктики. – А.: 1935.
13. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство – политико-правовой аспект // Власть. – 2006. - № 6.
14. Воронцова С. Д. Развитие международных транспортных коридоров с учётом формирования новых направлений торгово-экономического сотрудничества РФ/ Доклад. М.: 2015.
15. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре. Практическое руководство для органов государственной власти. Всемирный банк. 2010.
16. Государственно-частное партнерство как экономическая концепция. Доклад Центра государственно-частное партнерствоВнещэкономбанба М.: 2009.
17. Дерябина М. Государственно-частное партнерство : теория и практика // Вопросы экономики. – 2008. - № 8.
18. Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы Экономики. – 2008. – №8. – С. 61-67.
19. Жучков Н. И. Исследование особенностей организации морских перевозок в России / Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы IVМеждунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 22 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 152–155. — ISBN 978-5-9908673-6-9.
20. Знания. https://znanija.com/task/706364 .Какого значение северного морского пути. – Режим доступа: https://znanija.com/task/706364 ( дата обращения : 3.01.2017)
21. Кабашки, В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. / В.А. Кабашкин. – М.: Международный инновационный центр, 2010. – 576 с.
22. КабашкинВ.А. Государственно-частное партнерство / Международный опыт и российские перспективы. – М.: МИЦ, 2010. – С. – 576. С. – 55.
23. Клименко А.В. Государственно-частное партнерство: Теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев М.: ГУ-ВШЭ, 2010
24. Клуб друзей и любителей АляскихМаламутов, Полярных Арктических собак и Севера. http://polyris.ucoz.ru/ - Режим доступа:[ http://polyris.ucoz.ru/] ( дата обращения : 8.12.2016)
25. Кольский научный центр[http://textarchive.ru/c-1297877-pall.html] Экономика северного морского пути / исторические тенденции, современное состояние, перспективы. Апатиты.: 2003. - Режим доступа . http://www.mintrans.ru/ ( дата обращения : 17.02.2017)
26. Корпорация развития камчатского края. Krkk.pro . - Режим доступа:[krkk.pro] ( дата обращения : 8.01.2017)
27. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов. М.: Просвещение, 1998.
28. Литвяков С.С. Государственно-частное партнёрство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации. / Литвяков С.С. // Диссертация - 2014 –С. 10-17. http://www.twirpx.com/file/1520196/
29. Портал Государственно-частное партнерство в России . - Режим доступа www.pppi.ru/ ( дата обращения: 14.01.2017)
30. Провэдhttp://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/32406-obzop-pynka-gpuzopepevozok-2015-statistika-i-tendentsii.html ] Обзор рынка грузоперевозок- 2015 статистика и тенденции. - Режим доступа http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/32406-obzop-pynka-gpuzopepevozok-2015-statistika-i-tendentsii.html ] ( дата обращения : 10.01.2017)
31. Проект Закона Тверской области « Об участии Тверской области в проектах государственно-частного партнерства» URL.: www.region.tver.ru/normative/ (дата обращения: 10.03.2017)
32. Развитие Северного морского пути / Морской сборник № 2 - М.: СОПС, 2000.
33. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации. http://www.mintrans.ru/ .- Режим доступа http://www.mintrans.ru/( дата обращения: 21.04.2017)
34. Сайт Росстат. http://www.gks.ru/ . - Режим доступа http://www.gks.ru/ ( дата обращения: 10.02.2017)
35. Сибиряков А.М. К вопросу о Северном морском пути. - М., 2003
36. СибуринаТ.А. Механизмы государственно-частного партнерства / Российский и зарубежный опыт, особенности применения в социальной сфере // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2010. - № 1 .
37. Соколов, М.Ю. Применение механизмов государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях российской экономики / М.Ю. Соколов // Наука и техника транспорта. – 2015. - №3. - С. 20-23.
38. Соколов, М.Ю. Управление рисками в проектах государственно-частного партнерства / М.Ю. Соколов, С.В. Маслова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Менеджмент. – 2013. – Вып.4. – С. 100-124.
39. Учебное пособие /Государственно-частное партнерство // теория и практика. М.: издательский дом Государственного университета Высшей школы экономики. 2010.
40. Федеральный Закон от 13 июля 2015. № - 224-ФЗ « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
41. Хасанов Р.Х. Государственно-частное партнерство как механизм реализации инфраструктурных проектов в Российской Федерации // стратегия развития экономики. 2013. С. 63-112.
42. ЧеберкоЕ.Ф. Новые тенденции в отношениях государства и бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского Университета Серия 5. Экономика. – 2008 – Выпуск 4. С. 26.
43. ШамбирВ.Н. Государственно-частное партнерство в муниципалитетах России / Сущность , формы и противоречия // Экономика науки. 2009. - № 2.
44. Шевелева Н.А., ПапандопулоВ.Ф. Публично-частное партнёрство в России и зарубежных странах // Правовые аспекты. – М.: Инфотропик Медиа, 2015. – С. – 528.
45. Burger P., Hawkesworth I., Howtoattainvalueformoney% comparingPPPandtraditionalinfrastructurepublicprocurement // OECDJournalonBudgeting. 2011.
46. Engel E., Fischer R., Galetovic A. Public-PrivatePartnerships; whenandhow. CentrodeEconomiaApicada, Universidadde Chile.2008.
47. GreenPaperonPublic-PrivatePartnershipsandCommunityLawonPublicContrastandConcessions. Btussels.2004. P.3.
48. GreenPaperonservicesofgeneralinterest. COM. 2003.
49. JenkinsG.P., Herberger A. C. Cost-BenefitAnalysisofInvestmentDecisions. Manuel.-Queen^sUniversity, Canada , 2001
50. Logirus [logirus.ru] .Рост грузооборота морских портов России. - Режим доступа: [logirus.ru] ( дата обращения : 10.01.2017)
51. NovaInfo [ http://novainfo.ru/article/9432 ]Исследование особенностей организации морских перевозок в России. / Анализ основных проблем морских перевозок и статистика их решения. №56-4, 14.12.2016 - Режим доступа [http://novainfo.ru/article/9432 ( дата обращения : 5.02.2017)
52. ReporttoCongressonPublic-Private Partnerships.US DepartmentofTransportation. 2004 P.10.
53. RG.ru Российская газета Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" . - Режим доступа:[rg.ru] ( дата обращения : 10.01.2017)