ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 5
Глава 1. Государственно-частное партнёрство: понятие и преимущества 7
1.1. Описание института ГЧП и анализ существующих подходов к механизмам ГЧП 7
1.2. ГЧП в Российской Федерации: анализ законодательства 13
1.3. Типы, виды и формы государственно-частного партнёрства 16
1.4. Сферы применения ГЧП. Мировой опыт и перспективы для России 22
1.5. Социально-экономическое значение государственно-частного партнёрства 26
1.6. Источники финансирования ГЧП в международной практике и роль государства 29
1.7. Распределение рисков в проектах государственно-частного партнёрства 31
1.8. Преимущества, недостатки и барьеры для проектов и развития ГЧП в РФ 35
1.9. Мировой опыт инфраструктурных проектов ГЧП 37
1.10. Проекты ГЧП в сфере инфраструктуры морского транспорта 39
1.11. Выводы 43
Глава 2. Северный морской путь 44
2.1. Определение и понятие Северного морского пути 44
2.2. Анализ отрасли международных торговых перевозок 47
2.3. Интеграционные процессы и региональное развитие Крайнего Севера 52
2.4. Хозяйственные системы Севера в национальной экономике 55
2.5. Роль СМП в хозяйственном развитии и освоении северных территорий 59
2.6. Территории и зоны влияния СМП. Анализ влияния на различные сферы 63
2.7. Ретроспективный анализ преимуществ и проблем возрождения СМП 64
2.8. Анализ тенденций, проблем и конкурентных преимуществ СМП 65
2.9. Выводы 69
Глава 3. Совместный проект государства и бизнеса: реальность или иллюзия? 70
3.1. Привлекательность СМП для государства и частных инвесторов 70
3.2. Привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 76
3.3. Ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 97
3.4. Апробирование наработанного материала с помощью глубинного интервью основных стейкхолдеров проекта и экспертов отрасли 102
3.5. Выводы 105
Заключение 106
Библиографический список 109
Глава 1. Государственно-частное партнёрство: понятие и преимущества 7
1.1. Описание института ГЧП и анализ существующих подходов к механизмам ГЧП 7
1.2. ГЧП в Российской Федерации: анализ законодательства 13
1.3. Типы, виды и формы государственно-частного партнёрства 16
1.4. Сферы применения ГЧП. Мировой опыт и перспективы для России 22
1.5. Социально-экономическое значение государственно-частного партнёрства 26
1.6. Источники финансирования ГЧП в международной практике и роль государства 29
1.7. Распределение рисков в проектах государственно-частного партнёрства 31
1.8. Преимущества, недостатки и барьеры для проектов и развития ГЧП в РФ 35
1.9. Мировой опыт инфраструктурных проектов ГЧП 37
1.10. Проекты ГЧП в сфере инфраструктуры морского транспорта 39
1.11. Выводы 43
Глава 2. Северный морской путь 44
2.1. Определение и понятие Северного морского пути 44
2.2. Анализ отрасли международных торговых перевозок 47
2.3. Интеграционные процессы и региональное развитие Крайнего Севера 52
2.4. Хозяйственные системы Севера в национальной экономике 55
2.5. Роль СМП в хозяйственном развитии и освоении северных территорий 59
2.6. Территории и зоны влияния СМП. Анализ влияния на различные сферы 63
2.7. Ретроспективный анализ преимуществ и проблем возрождения СМП 64
2.8. Анализ тенденций, проблем и конкурентных преимуществ СМП 65
2.9. Выводы 69
Глава 3. Совместный проект государства и бизнеса: реальность или иллюзия? 70
3.1. Привлекательность СМП для государства и частных инвесторов 70
3.2. Привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 76
3.3. Ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути 97
3.4. Апробирование наработанного материала с помощью глубинного интервью основных стейкхолдеров проекта и экспертов отрасли 102
3.5. Выводы 105
Заключение 106
Библиографический список 109
Государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП) является одним из наиболее эффективных механизмов реализации крупных инфраструктурных проектов. Данная форма лучше всего подходит для проектов, которые имеют ощутимую значимость для государства и в то же время обладают привлекательностью для инвесторов как выгодный для вложения бизнес. Одним из таких проектов является Северный морской путь, важность которого для России не подвергается сомнению, а привлекательность в качестве инвестиционного проекта затмевает все аналогичные инфраструктурные проекты нашего времени в рассматриваемой сфере.
Актуальность исследования вопросов, связанных с применением ГЧП в целях развития Северного морского пути, обусловлена нарастающей необходимостью обеспечения бюджета Российской Федерации альтернативными источниками дохода, высоким уровнем заинтересованности частных инвесторов в данном проекте и общей привлекательностью объекта с точки зрения возможности использования крупнейшего морского коридора в качестве транзитного торгового пути.
Исходя из вышесказанного, объектом данной работы является исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. На данный момент не существует сформированного перечня проблем и перспектив механизмов ГЧП для развития Северного морского пути, как и отсутствует утверждённый проект его реновации и эксплуатации, ввиду сложности и огромного масштаба объекта, в связи с чем, формат государственно-частного партнёрства может стать оптимальным для реализации такого проекта. Таким образом, цель данной работы – определение ключевых проблем и перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути.
Для формирования структуры и успешного выполнения выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
● Анализ государственно-частного партнёрства как механизма реализации инфраструктурных проектов в России;
● Анализ текущего состояния Северного морского пути;
● Обоснование привлекательности Северного морского пути для государства и для частных инвесторов;
● Формирование перечня проблем, мешающих осуществлению проекта;
● Апробирование с помощью анкетирования и/или опроса основных стейкхолдеров проекта;
● Разработка предложений по структуре проектов ГЧП в отношении Северного морского пути.
Поэтапное решение поставленных задач определило структуру исследования, включающего введение, три главы: описание и анализ института государственно-частного партнёрства в Российской Федерации, анализ Северного морского пути и аналитическая глава, посвященная проблемам и перспективам применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути, а также заключение.
В первой главе представлена общая информация о практике использования ГЧП для крупных инфраструктурных объектов в России и других странах, проанализированы основные преимущества такой формы взаимодействия государства с частным сектором. Во второй главе обобщена информация по объекту исследования, описаны основные свойства и особенности Северного морского пути, проведён ретроспективный анализ преимуществ реновации и полномасштабного использования морского коридора с географическим, экономическим, политическим и логистическим обоснованием. Третья глава включает в себя обобщающие выводы относительно преимуществ использования формата ГЧП как механизма реновации Северного морского пути и сформированный перечень перспектив и существующих проблем реализации проекта.
В ходе исследования предусмотрено проведение нескольких интервью с основными стейкхолдерами и апробацию наработанных материалов. Основными методами сбора первичной информации являются изучение трудов ведущих авторов и статей по теме, использование вторичных данных, которые базируются на материалах в российской и зарубежной литературе, а также аналитических отчётов и сайтов Министерства транспорта России, федеральных ведомств, региональных органов власти и логистических компаний. В данной работе использованы качественные методы исследования, основанные на анализе научной литературы в описанной области, а также осуществлён анализ отрасли морских международных торговых перевозок, её основных тенденций и действующих нормативно-правовых актов.
Актуальность исследования вопросов, связанных с применением ГЧП в целях развития Северного морского пути, обусловлена нарастающей необходимостью обеспечения бюджета Российской Федерации альтернативными источниками дохода, высоким уровнем заинтересованности частных инвесторов в данном проекте и общей привлекательностью объекта с точки зрения возможности использования крупнейшего морского коридора в качестве транзитного торгового пути.
Исходя из вышесказанного, объектом данной работы является исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. На данный момент не существует сформированного перечня проблем и перспектив механизмов ГЧП для развития Северного морского пути, как и отсутствует утверждённый проект его реновации и эксплуатации, ввиду сложности и огромного масштаба объекта, в связи с чем, формат государственно-частного партнёрства может стать оптимальным для реализации такого проекта. Таким образом, цель данной работы – определение ключевых проблем и перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути.
Для формирования структуры и успешного выполнения выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
● Анализ государственно-частного партнёрства как механизма реализации инфраструктурных проектов в России;
● Анализ текущего состояния Северного морского пути;
● Обоснование привлекательности Северного морского пути для государства и для частных инвесторов;
● Формирование перечня проблем, мешающих осуществлению проекта;
● Апробирование с помощью анкетирования и/или опроса основных стейкхолдеров проекта;
● Разработка предложений по структуре проектов ГЧП в отношении Северного морского пути.
Поэтапное решение поставленных задач определило структуру исследования, включающего введение, три главы: описание и анализ института государственно-частного партнёрства в Российской Федерации, анализ Северного морского пути и аналитическая глава, посвященная проблемам и перспективам применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути, а также заключение.
В первой главе представлена общая информация о практике использования ГЧП для крупных инфраструктурных объектов в России и других странах, проанализированы основные преимущества такой формы взаимодействия государства с частным сектором. Во второй главе обобщена информация по объекту исследования, описаны основные свойства и особенности Северного морского пути, проведён ретроспективный анализ преимуществ реновации и полномасштабного использования морского коридора с географическим, экономическим, политическим и логистическим обоснованием. Третья глава включает в себя обобщающие выводы относительно преимуществ использования формата ГЧП как механизма реновации Северного морского пути и сформированный перечень перспектив и существующих проблем реализации проекта.
В ходе исследования предусмотрено проведение нескольких интервью с основными стейкхолдерами и апробацию наработанных материалов. Основными методами сбора первичной информации являются изучение трудов ведущих авторов и статей по теме, использование вторичных данных, которые базируются на материалах в российской и зарубежной литературе, а также аналитических отчётов и сайтов Министерства транспорта России, федеральных ведомств, региональных органов власти и логистических компаний. В данной работе использованы качественные методы исследования, основанные на анализе научной литературы в описанной области, а также осуществлён анализ отрасли морских международных торговых перевозок, её основных тенденций и действующих нормативно-правовых актов.
Государственно-частное партнёрство является одним из наиболее эффективных механизмов реализации крупных инфраструктурных проектов, к числу которых относится Северный морской путь. Исходя из проведённого анализа, можно утверждать, что данная форма взаимодействия публичного и частного партнёра лучше всего подходит для проектов, которые имеют ощутимую значимость для государства и в то же время обладают привлекательностью для инвесторов как выгодный для вложения бизнес. На основе представленной в тексте работы информации можно резюмировать, что Северный морской путь, важность которого для России не подвергается сомнению, а привлекательность в качестве инвестиционного проекта затмевает все аналогичные инфраструктурные проекты нашего времени в рассматриваемой сфере нуждается в развитии и грамотном обслуживании, которое может быть достигнуто за счёт консолидации усилий государства и частного сектора.
Объектом данной работы являлось исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. В ходе работы над различными аспектами проекта и составом элементов инфраструктуры была обоснована возможность применения существующих механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути и, как следствие, сформирован перечень существующих рисков, барьеров, проблем, перспектив и возможных последствий реализации такого проекта.. Таким образом, была достигнута основная цель данной работы, а именно определены ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути. Также в ходе работы, для достижения цели, были поставленные задачи, которые позволили получить актуальную и необходимую для качественного анализа объекта работы информацию. Также в течении выполнения работы были проведены интервью с экспертами и представителями основных заинтересованных сторон потенциального проекта государственно-частного партнёрства и осуществлена апробация наработанных материалов. Помимо достижения основной цели и выполнения поставленных задач, работа над данным объектом исследования позволила получить опыт взаимодействия с такими передовыми институтами, как государственно-частного партнёрство и изучить множество факторов, влияющих на осуществление взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день институт государственно-частного партнёрства, приобрёл широкий мировой опыт разработки и осуществления проектов и является весьма привлекательной платформой для взаимодействия государственного и частного сектора. Успех проектов ГЧП на различных уровнях и в масштабах, от локальных социальных соглашений, до международных межотраслевых проектов свидетельствует о том, что механизмы государственно-частного партнёрства способны адаптироваться под изменяющуюся среду контрактных отношений и привнести свою пользу во все сферы жизни общества. В ходе работы также была обоснована привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для реализации морских инфраструктурных проектов. Несмотря на существующее на сегодняшний день количество барьеров и недостатков такой формы взаимодействия государства с бизнесом, в будущем, при грамотном подходе, ГЧП видится одним из основных драйверов ускорения экономического роста.
Касаемо Северного морского пути, в результате проведённого исследования можно резюмировать, что на протяжении всего существования государства, роль и значение данной транспортной магистрали, определялись, прежде всего, потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечения национальной геополитической и экономической безопасности России. На сегодняшний день, перспективы и возможности такого масштабного проекта распространяют своё значение не только на регионы Крайнего Севера или Российскую Федерацию, а имеет большое влияние на всю отрасль морских международных торговых перевозок. Необходимость и важность Северного морского пути для России, в свою очередь увеличивается соразмерно количеству современных экономических потрясений. Данный проект имеет возможность стать «якорем» отечественной экономики, обеспечивающим стабильный рост и развитие вне зависимости от общемировых тенденций. Инвестиции в проект возрождения и эксплуатации Северного морского пути привлекательны в той же мере для частного сектора экономики и бизнес-сферы, поскольку позволяют занять место в процессе освоения северных территорий, богатых на различные ресурсы. СМП может стать не только самым успешным Российским проектом, но и единственным, который обеспечивает взаимодействие с большинством стран мира, вовлечённых в отрасль морской логистики. Невозможно подробно и в деталях оценить положительные последствия полномасштабного использования данного Арктического морского коридора, однако уже на стадии построения возможных внешних эффектов можно резюмировать, что роль Северного морского пути в развитии Российской Федерации невозможно переоценить.
Практические навыки и теоретическая основа данной работы формирует её актуальность как в целях дальнейшего исследования перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития межотраслевых инфраструктурных проектов, к числу которых можно отнести Северный морской путь, так и для детального изучения конкретного проекта реновации и развития важнейшего морского коридора планеты, способного выдвинуть экономику Российской Федерации в число ведущих мировых лидеров.
Объектом данной работы являлось исследование возможности развития Северного морского пути с применением механизмов ГЧП. В ходе работы над различными аспектами проекта и составом элементов инфраструктуры была обоснована возможность применения существующих механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути и, как следствие, сформирован перечень существующих рисков, барьеров, проблем, перспектив и возможных последствий реализации такого проекта.. Таким образом, была достигнута основная цель данной работы, а именно определены ключевые проблемы и перспективы применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития Северного морского пути. Также в ходе работы, для достижения цели, были поставленные задачи, которые позволили получить актуальную и необходимую для качественного анализа объекта работы информацию. Также в течении выполнения работы были проведены интервью с экспертами и представителями основных заинтересованных сторон потенциального проекта государственно-частного партнёрства и осуществлена апробация наработанных материалов. Помимо достижения основной цели и выполнения поставленных задач, работа над данным объектом исследования позволила получить опыт взаимодействия с такими передовыми институтами, как государственно-частного партнёрство и изучить множество факторов, влияющих на осуществление взаимодействия государства и бизнеса в Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что на сегодняшний день институт государственно-частного партнёрства, приобрёл широкий мировой опыт разработки и осуществления проектов и является весьма привлекательной платформой для взаимодействия государственного и частного сектора. Успех проектов ГЧП на различных уровнях и в масштабах, от локальных социальных соглашений, до международных межотраслевых проектов свидетельствует о том, что механизмы государственно-частного партнёрства способны адаптироваться под изменяющуюся среду контрактных отношений и привнести свою пользу во все сферы жизни общества. В ходе работы также была обоснована привлекательность механизмов государственно-частного партнёрства для реализации морских инфраструктурных проектов. Несмотря на существующее на сегодняшний день количество барьеров и недостатков такой формы взаимодействия государства с бизнесом, в будущем, при грамотном подходе, ГЧП видится одним из основных драйверов ускорения экономического роста.
Касаемо Северного морского пути, в результате проведённого исследования можно резюмировать, что на протяжении всего существования государства, роль и значение данной транспортной магистрали, определялись, прежде всего, потребностями промышленного освоения и успешного функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе районов арктического побережья как важнейшего фактора стабилизации экономики и обеспечения национальной геополитической и экономической безопасности России. На сегодняшний день, перспективы и возможности такого масштабного проекта распространяют своё значение не только на регионы Крайнего Севера или Российскую Федерацию, а имеет большое влияние на всю отрасль морских международных торговых перевозок. Необходимость и важность Северного морского пути для России, в свою очередь увеличивается соразмерно количеству современных экономических потрясений. Данный проект имеет возможность стать «якорем» отечественной экономики, обеспечивающим стабильный рост и развитие вне зависимости от общемировых тенденций. Инвестиции в проект возрождения и эксплуатации Северного морского пути привлекательны в той же мере для частного сектора экономики и бизнес-сферы, поскольку позволяют занять место в процессе освоения северных территорий, богатых на различные ресурсы. СМП может стать не только самым успешным Российским проектом, но и единственным, который обеспечивает взаимодействие с большинством стран мира, вовлечённых в отрасль морской логистики. Невозможно подробно и в деталях оценить положительные последствия полномасштабного использования данного Арктического морского коридора, однако уже на стадии построения возможных внешних эффектов можно резюмировать, что роль Северного морского пути в развитии Российской Федерации невозможно переоценить.
Практические навыки и теоретическая основа данной работы формирует её актуальность как в целях дальнейшего исследования перспектив применения механизмов государственно-частного партнёрства для развития межотраслевых инфраструктурных проектов, к числу которых можно отнести Северный морской путь, так и для детального изучения конкретного проекта реновации и развития важнейшего морского коридора планеты, способного выдвинуть экономику Российской Федерации в число ведущих мировых лидеров.
Подобные работы
- Организация международных цепей поставок с
использованием Северного морского пути
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2019 - Оценка возможностей и направлений освоения природно-ресурсного потенциала арктических территорий
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В СФЕРЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ИЛИ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ)
НА ПРИМЕРЕ ДВФО
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2025 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - МЕСТО И РОЛЬ АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ФОРМИРОВАНИИ
СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В АРКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Культурный обмен между северо-восточными провинциями Китая и Дальневосточным федеральным округом РФ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2019



