ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В
СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА………………6
1.1. Организационно-правовые основы деятельности товарищества
собственников жилья на рынке жилищно – коммунальных услуг…………….6
1.2. Основные направления управления в сфере жилищно-коммунального
комплекса………………………………………………………………………….8
1.3. Оценка эффективности деятельности товарищества собственников
жилья……………………………………………………………………………...19
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРИЩЕСТВА
СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ «ЮЖНЫЙ-ЖИЛЬЕ»…………………………..23
2.1. Организационно-экономическая характеристика ТСЖ «Южныйжилье»…………………………………………………………………………….23
2.2. Анализ системы управления деятельностью ТСЖ «Южныйжилье»…………………………………………………………………………….28
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы управления
товариществом собственников жилья………………………………………....39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….……..…………………..53
Жилищная политика является одним из ключевых элементов
социально - экономической деятельности государства, которая оказывает
существенное влияние на ситуацию в обществе.
В период реформирования жилищно-коммунального комплекса и
значительного повышения размеров платы за жилые помещения и
коммунальные услуги проблемы экономического развития жилищнокоммунального хозяйства являются постоянной обсуждаемой темой. Таким
образом, настоятельной необходимостью в современных условиях выступает
исследование закономерностей, а также научная разработка основных
способов оптимизации управления системой управления ЖКХ.
К институтам управления и развития в области Жилищнокоммунального хозяйства относится Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия
развитию жилищного строительства. Важнейшая задача институтов развития
- создать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов,
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, создание комфортной
городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального
хозяйства, формирование гибкой системы расселения населения.
Основные направление управления в сфере жилищно-коммунальном
комплексе определяются Федеральным агентством по строительству и
жилищно-коммунального хозяйства Министерством регионального развития
Российской Федерации.
Жилищная политика, проводимая правительством Белгородской
области, направлена на создание условий для обеспечения всех категорий
населения доступным, качественным и благоустроенным жильем. Решение
жилищной проблемы является одним из основных направлений реализации
Программы улучшения качества жизни населения области.
При этом организация финансирования содержания и ремонта
жилищного фонда должна обеспечивать его надлежащее использование и сохранность, учитывающая реальные условия финансирования жилищной
сферы на местах и предусматривающая возможность изменения условий
финансирования и конкретного перечня работ, подлежащих выполнению.
Экономический кризис ставит перед ТСЖ серьезные задачи по
управлению и по повышению качества услуг по техническому
обслуживанию многоквартирных домов, экономии всех видов затрат,
повышение качества и ответственности труда сотрудников по проведению
работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Степень научной изученности. Вопросы совершенствования системы
управления в товариществах собственников жилья рассматривают в своих
работах Блохин А.В., Васильев М.В., Вяткина Е.А., Горобец С.А., Козлов
В.А., Кондратьева М.Н., Кушнаренко Т.В., Примак Л.М., Симонов Ю.Ф.,
Тихомиров М.Ю.
Цель исследования - выявление путей совершенствования системы
управления товариществом собственников жилья (ТСЖ).
Цель определяет постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления организацией в
системе жилищно - коммунального хозяйства;
- провести анализ системы управления деятельности ТСЖ «Южныйжилье»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы
управления товариществом собственников жилья.
Объект исследования - Товарищество собственников жилья «Южныйжилье» г. Старый Оскол Белгородской области.
Предметом исследования является система управления деятельностью
товарищества собственников жилья по содержанию и ремонту жилищного
фонда.
Теоретическая и методологическая база исследования: отечественные и
зарубежные авторы в области тех отраслей и направлений науки. Научные методы исследования. В качестве основных методов
исследования использовались общенаучные методы: наблюдения,
группировки, обобщения, методы технико-экономического и финансового
анализа, системный подход, методы принятия решений, метод экспертных
оценок и другие методы.
Информационная база исследования: уставные документы УК,
официальные материалы о деятельности предприятия, статистические
данные государственных органов статистики, муниципальных органов
власти, материалы периодических изданий. Для исследования и для
характеристики объекта и предмета исследования использовались данные
финансовой и управленческой отчетности управляющей компании,
результаты собственных исследований автора.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 6 вопросов, заключения,
библиографического списка использованных источников и приложений.
Основное содержание работы изложено на 59 страницах
компьютерного текста, включает 12 таблиц, 3 рисунка.
Деятельность ТСЖ значительно зависит от поступлений собственников
жилых помещений и эффективного управления финансовыми средствами в
соответствии с требованиями действующего законодательства.
Государство регулирует отношения в области тарифной политики на
содержание и ремонт жилого фонда многочисленными законодательными и
нормативными актами федерального, регионального и местного значении.
Статистика показывает, что жилищный фонд страны характеризуется
большим износом, который составляется более 50% и требует осуществления
постоянного текущего ремонта и технического обслуживания, капитального
ремонта большого объема жилищного фонда.
Техническое обслуживание и текущий ремонт в большей части
товариществами собственников помещений не проводятся в полном объеме и
осуществляются не в соответствии с требованиями нормативных документов.
Товарищество собственников жилья «Южный - жилье» создано на
основании решения общего собрания собственников жилья и на основании
действующего законодательства.
Экономически обоснованный расчет является основой для
последующего утверждения тарифа для платы за содержание и ремонт
жилого помещения регулирующим органом - это общее собрание
собственников помещений многоквартирного дома (МКД), органы
управления ТСЖ (ЖСК), уполномоченные органы государственной власти и
местного самоуправления. Согласно Постановления Правительства РФ от 13
августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего
имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за
содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и
выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества
в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, ревышающими установленную продолжительность» и в соответствии ст.
39 и ст. 156 Жилищного кодекса, которые регулируют:
- отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на
праве общей долевой собственности собственникам помещений в
многоквартирном доме (далее - общее имущество),
- в том числе определяет состав общего имущества;
- требования к содержанию общего имущества;
- несение собственниками помещений общих расходов на содержание
и ремонт общего имущества;
- контроль за содержанием общего имущества;
- правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого
помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению,
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме
ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность.
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы
управления ТСЖ: разработка и реализация предложений по эффективному
использованию общего имущества собственников помещений (межэтажных
пристроек), организация и реализация мероприятий «Экологической
программы ТСЖ» по сдаче макулатуры, пластмассовых изделий, стекла по
раздельному сбору твердых бытовых отходов, уменьшение оплаты за вывоз
мусора позволяют получить годовой экономический доход 451,1тыс. руб.
Система управления в ТСЖ позволяет получить эффективность, что
является первоочередной задачей в повышении безопасности проживания и
качества жизни собственников жилья, а также решения задач жилищнокоммунальной и социальной сферы городского округа.
Гражданский Кодекс РФ [Текст]: официальный текст.-
м.:Юристь,2016.
2. Жилищный кодекс РФ [Текст]: официальный текст.-м.:Юристь,2016.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ:
фед. закон от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ//Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк «Версия
проф».
4. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 июля 2007 г. № 185-
ФЗ//Справочная правовая система «Консультант Плюс». Раздел
«Законодательство». Информ. банк «Версия проф».
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ: фед. закон
от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
6. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального
комплекса [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2004 № 210-
ФЗ.//Справочная правовая система «Консультант Плюс». Раздел
«Законодательство». Информ. банк «Версия проф».
7. Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями
коммунального комплекса и субъектами естественных монополий,
осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче
тепловой энергии» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ
от 30.12.2009 № 1140// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Раздел «Законодательство». Информ. банк «Версия проф».
8. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов,
надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций
коммунального комплекса [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 14.07.2008 № 520//Справочная правовая система5
«Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк «Версия
проф».
9. Об утверждении Правил содержания общего имущества в
многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и
ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по
управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими
установленную продолжительность [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 13.08.2006 № 491// Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк «Версия
проф».
10. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления
предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого
и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Постановление
Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265// Справочная правовая система
«Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ. банк «Версия
проф».
11. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
«Комплексная программа модернизации и реформирования жилищнокоммунального хозяйства на 2010-2020 годы» [Электронный ресурс]:
распоряжение Правительства РФ от 2.02. 2010 г. № 102-р. // Справочная
правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». Информ.
банк «Версия проф».
12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]
[Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
10.02.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Раздел
«Законодательство». Информ. банк «Версия проф».