ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ 6
1.1. Анализ базовых концепций стратегических целей и направлений развития компаний 6
1.2. Современные подходы к выбору компаниями стратегических целей и направлений 11
1.3. Особенности интернет-компаний - как особого типа организации 22
Выводы 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ 34
2.1. Методология анализа текущего состояния интернет-компаний 34
2.2. Анализ выбранных стратегических целей и направлений интернет-компаниями 56
2.3. Методология анализа рыночного спроса на товары и услуги в интернете 65
Выводы 76
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЙ 78
3.1. Разработка новых методик формирования стратегических целей и направлений интернет-компаний 78
3.2. Апробация предлагаемых методик на примере ооо «asiainfo» 88
3.3. Оценка результативности предложенных методик 105
Выводы 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 116
ПРИЛОЖЕНИЯ 122
C наступлением «Индустрии 4.0» и цифровой экономики, в сочетании с внезапной эпидемией, высокотехнологичные компании, представленные интернет-компаниями, несомненно, являются опорой экономического развития стран. В отличие от компаний в других традиционных отраслях, интернет-компании имеют свои отличительные особенности развития бизнеса и организации, поэтому стратегическому менеджменту в интернет-компаниях также присущи свои особенности. Одной из особенностей интернет-бизнеса является низкий барьер для входа, но короткий жизненный цикл. Многие интернет-компании, возможно, были созданы с намерением получить долю дивидендов этой новой отрасли, но у них нет правильной стратегии развития и долгосрочного стратегического видения, поэтому их жизненный цикл еще короче. Кроме того, конкурентная среда интернет-компаний стремительно меняется, в сочетании с резкими изменениями внешней среды. Для того, чтобы поддерживать конкурентоспособность на рынке, интернет-компании вынуждены постоянно изучать тенденции рынка, корректировать свои стратегические цели и направления. И в связи с изменяющимся рыночным спросом и технологическим прогрессом, интернет-компании по-прежнему обладают огромным потенциалом и возможностью развития.
Текущие направления исследований в литературе, связанные с данной темой исследования, делятся на две основные категории: (1) общие методы определения компаниями своих стратегий; (2) методы определения компаниями новых стратегий в эпоху Интернета. Существует относительно небольшое количество исследований, которые специально посвящены определению новых стратегий развития интернет-компаний в новую эпоху.
Исходя из всего вышесказанного, актуальность исследования данной проблемы обусловлена стремлением менеджеров интернет-компаний грамотно выявлять изменяющийся рыночный спрос на товары и услуги в интернете и среду бизнеса, а также корректно разработать новые стратегические цели и направления в будущих периодах. В то же время, данное исследование может внести вклад в эту научную область, предоставив новую методологию для определения направления и целей стратегического развития с конкурентным преимуществом для интернет-компаний сегодня.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и разработанные рекомендации, представленные в данной работе, могут быть использованы для реализации дальнейшего развития интернет-компаний. Кроме того, данное исследование также может дать новые исследовательские идеи для преподавания и обучения в связанной области.
Научная новизна в том, что постановка новой научной проблемы, введение новых научных категорий и понятий, развивающих представление о данной отрасли знаний и разработка, и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий, используемых в экономике и управлении.
Цель ВКР - на основе изучения существующих стратегических целей и направлений развития интернет-компаний и анализа внутренней и внешней среды предложить новый подход к определению стратегических целей и направлений развития интернет-компаний, а также обеспечить теоретическую поддержку развития интернет-компаний.
В соответствии с целью авторами сформулированы следующие задачи ВКР:
• Исследовать важность стратегических целей и направлений деятельности предприятий с теоретической точки зрения;
• Изучить механизмы формирования стратегических целей и направлений развитии компаний;
• Обобщить характеристики компаний в области информационных технологий (ИТ);
• Рассмотреть преобладающие сегодня стратегические цели и направлении деятельности интернет-компаний;
• Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду сегодняшних интернет-компаний с помощью таких методов, как PEST и SWOT;
• Предложить новые методики к определению стратегических направлений и целей, которые могут помочь интернет-компаниям достичь конкурентного преимущества в текущих условиях;
• Апробировать предлагаемые методики на примере конкретной интернет-компании и оценить результативность предложений автора.
Объект исследования – новые стратегические цели и направления развития компаний в сфере информационных технологий.
Предмет исследования – разработка новых стратегических целей и направлений, которые могли бы помочь интернет-компаниям развить и получить дивиденды.
Для проведения исследования были использованы теоретико-методологические подходы: системный, структурно-функциональный, эволюционный, проблемный, процессный, стратегический и др., а также совокупность общенаучных и специально-научных методов исследования: анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительного анализа, статистического анализа, систематизации и др.
Что касается теоретической основы исследования, в области стратегического управления, важную роль в процессе подготовки ВКР сыграли труды таких ученых как Маленков Ю.А. Салютина Т.Ю., Новиков С.В., Гунина И.А., Жемчугов А.М. В области стратегического развития интернет-компаний существуют исследования следующих авторов: Эрик Шмидта, Васильева Т.В., Соколова Е.С., Го Синьюй. Изучением изменения макро- и микросреды в пост-эпидемическую эпоху занимались Абрахам Маслоу, Логунцова И.В., Комарова И. П., Иванчихина К.Э., Полынков Е.С. и др.
Информационная основа исследования включает в себя: официальные данные государственной статистики; данные газет и журналов; данные научных сборников; аналитические данные министерств и ведомств; законодательные и нормативные акты Российской Федерации; отчеты международных аналитических агентств; российские и зарубежные периодические издания форумы и конференции; данные Российских и зарубежных Интернет-библиотек (https://cyberleninka.ru/; https://elibrary.ru/defaultx.asp; https://www.cnki.net/ и др.); публикации в научных журналах и т.д.
Основная гипотеза исследования в том, что разработка стратегических целей и новых направлений развития интернет-компаний обладают необходимостью в эпоху «Индустрии 4.0», цифровой экономики, и в условиях COVID-19. В то же время, данное исследование предполагает, что, в отличие от прошлого, сегодня должно существовать несколько новых элементов, важных для интернет-бизнеса, вокруг которых можно построить новые и эффективные способы определения стратегического направления и целей интернет-бизнеса.
Работа состоит из трех глав: каждая глава состоит из трех параграфов. Такое деление обусловлено тем, что в первой главе рассматриваются теоретические основы стратегического развития интернет-компаний, во второй главе рассматривается текущее состояние развития интернет-компаний, в частности, выбранные стратегические цели и направления интернет-компаниями, методологию анализа текущего состояния интернет-компаний, и методологию анализа рыночного спроса, третья глава включает предложение новых методики формирования возможных стратегических целей и направлений развития интернет-компаний на основе анализа первых двух глав, апробацию этих методик на примере конкретных интернет-компаний, и определение результативности предложений автора.
Предполагается, что продукт, работа, сервис, технологии, управление талантами и корпоративная социальная ответственность - важные элементы развития для современных интернет-компаний. И если осуществить разработку новых методик формирования стратегических целей и направлений развития интернет-компаний, то возрастет эффективность деятельности компаний в области информационных технологий при резком изменении условий среды.
Для того чтобы выполнить цели и задачи исследования, автор начинает с теоретического исследования, затем анализирует текущую ситуацию развития интернет-предприятий, и, наконец, предлагает новые методики, чтобы помочь интернет-предприятиям определить их стратегическое направление и цели.
В главе 1 автором объясняются понятия стратегического управления, стратегии, стратегических целей и стратегического направления соответственно, а также проясняются взаимосвязи между этими понятиями. Кроме того, автор аобобщает существующие методы, используемые компаниями для выбора стратегических целей и направлений и выделяет основные этапы: анализ внутренней и внешней среды; сформулированы основные стратегические направлении; выбор оптимального направления из ряда альтернативных; уточнение стратегических целей. Автор также определяет, что ИТ компания — это компания, у которой основной деятельностью является предоставление услуг в области цифровой информации для удовлетворения цифровых повседневных потребностей людей путем разработки интернет-программ или обработки данных и т.д. По сравнению с другими отраслевыми предприятиями, интернет-компании характеризуются коротким жизненным циклом, инновационностью процессов, высокой степенью ликвидации на этапе создания и финансирования и др.
В главе 2 автор анализирует несколько методов, используемых для анализа текущего состояния компании, применимых к интернет-компаниям в контексте их особенностей, и объединяет эти методы для получения гибридного метода качественно-количественного анализа. Дальше используя этот метод, проводят полный анализ процесса на примере «Meta», «Tencent» и «Яндекс». И через анализ этих трех компаний можно обнаружить, что даже головные интернет-компании в настоящее время сталкиваются с множеством сложных проблем развития бизнеса. В данной главе также анализируются характеристики интернет-компаний, находящихся на разных стадиях развития, и соответствующие им стратегические цели и направления. Отметим, что интернет-компании, находящиеся на разных стадиях развития, применяют различные стратегии. Кроме того, изучение дифференцированных стратегий американских, китайских и российских интернет-гигантов показывает, что элементами стратегий дифференциации, на которых фокусируются интернет-компании, представленные интернет-гигантами, являются продукты, технологии и люди. Дальше в работе рассматриваются некоторые общие качественные и количественные методы анализа рыночного спроса и анализируются основные потребности и желаемые нужды нынешних пользователей Интернета в контексте современной социальной среды и динамики рынка. Исследование пришло к выводу, что новые основные потребности потребителей к интернет-продуктам или услугам, которые должны быть удовлетворены, включают новые технологии, безопасность данных, простоту управления и дифференциацию продукта.
В главе 3 авторское исследование определяет основные конкурентные элементы современных интернет-компаний как «продукты», «клиенты», «внутренние и внешние операции», «корпоративные таланты», «технологические инновации», «корпоративная социальная ответственность». И на основании этого предлагается новые методики к определению стратегического направления и целей интернет-компаний, который состоит из следующих шагов:
• Проанализировать текущую ситуацию компании в этих шести областях, начиная с шести перспектив «Poster» - «продукты», «клиенты», «внутренние и внешние операции», «корпоративные таланты», «технологические инновации», «корпоративная социальная ответственность».
• Сравнить конкурентные сильные и слабые стороны компании в этих шести областях с сильными и слабыми сторонами ее конкурентов.
• Объединить сильные и слабые стороны, определить новые стратегические направления, исходя из этих шести перспектив, и установить сегментированные стратегические цели на основе стратегических направлений. Таким образом, продолжить сохранять свои сильные стороны и восполнять слабые. Например, если выясняется, что финансовая прибыльность компании ухудшается, можно определить новые стратегические направления и цели, связанные с контролем расходов и увеличением доходов.
• Определить альтернативные стратегии.
• Анализировать текущую деловую ситуацию предприятия через его финансовую отчетность и определение наиболее актуальных вопросов развития, стоящих перед предприятием сегодня.
• Определить оптимальные стратегические цели и направления.
Затем автор применяет методики к конкретной интернет-компании, чтобы вывести конкретные стратегические направления и цели, и рассчитает экономическую выгоду от предложенных стратегических направлений и целей с помощью таких методов, как NPV, IRR и ПЭР. Окончательные расчеты показывают, что предложенные стратегические направления и цели являются экономически эффективными, что также в определенной степени свидетельствует об результативности методик.
1. Абабков Ю.Н. Порядок анализа и методы оценки текущего состояния туристской фирмы / Ю.Н. Абабков, Г.Ф. Инга // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. № 3(5). С.108-121.
2. Алдушен Е.С. Анализ позиций российских интернет-компаний // Инновационная наука. 2016. № 4-3(16). С.16-19.
3. Aleksandr V. The Effectiveness of Insular Penal Systems: Why Sakhalin did not Become the Russian Australia / V. Aleksandr, Smirnov, A. Dmitrii, Shestakov, G. Miknail, Minenok, V. Ivan, Teplyashin // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2019. vol.12. № 6. С.925-931.
4. Аль О.С.М. Алгоритм имплементации процессного подхода в стратегическое управление конкурентоспособностью / О.С.М. Аль, А.Е. Плахин // Вестник НГИЭИ. 2019. № 9(100). С.57-67.
5. Андреева А.А. Виды и элементы стратегии развития предприятия // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2010. № 20. С.186-192.
6. Аренков И.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития / И.А. Аренков, Я.Ю. Салихова, М.А. Гаврилова // Проблемы современной экономики. 2011. №4. С.120-125.
7. Баринова Н.В. Выбор методики стратегического планирования как основа устойчивого развития предприятия в условиях нестабильности экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2019. № 5(107). С.100-108.
8. Бирюков Д.Е. Понятие конкурентоспособности и подходы к выбору и формированию конкурентной стратегии / Д.Е. Бирюков, Е.Н. Ноздрачева // Политика, экономика и инновации. 2019. № 2(25). С.17.
9. Бондаренко Е.Е. Особенности стратегического анализа интернет-компаний с позиций теории заинтересованных сторон / Е.Е. Бондаренко, К.С. Солодухин // Современные проблемы науки и образования. 2014. №.4. С.407.
10. Ван Ц. Дифференциация личности: исследование стратегии роста вертикальных компаний интернет-платформ // Китайская промышленная экономика. 2021.
11. Васильева Т.В. Особенности функционирования интернет-компаний в сфере интернет-коммерции // Инновации. 2006. №.6. С.120-122.
12. Вэй Я. Исследование стратегии повышения эмоциональной температуры интернет-продуктов // Packaging Engineering Art Edition 40.20. 2019. С.114-117.
13. В докладе говорится, что Али имеет 58,2% доли рынка электронной коммерции Китая, Цзиндун 16,3%, 12.07.2018. URL: https://tech.sina.cn/i/gn/2018-07-12/detail-ihfefkqr1657891.d.html?from=wap (Дата обращения: 02.12.2020)
14. Гарифуллин Б.М. Виды бизнес-моделей компаний в цифровой экономике / Б.М. Гарифуллин, В.В. Зябриков // Креативная экономика. 2019. Т.13. № 1. С.83-92.
15. Гашева О.В. Конкурентные преимущества–ключевой элемент стратегии предприятия (организации) // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. 2014.
...