ЯЗЫКОВАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АНГЛИЙСКОМ СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ
|
Введение…………………………………………………………………….….…4
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического воздействия в судебном дискурсе
1.1 Дискурс и его анализ в современной лингвистике………………………....6
1.1.1 Понятие дискурса
1.1.2 Подходы к изучению дискурса ………………………….………………..8
1.2 Основные характеристики судебного дискурса…………….……………10
1.2.1. Судебный дискурс с точки зрения социо- и прагмалингвистики…….10
1.2.2 Судебный дискурс как юридический тип институционального дискурса и его жанрово-стилистические особенности
1.3 Стратегии и тактики поведения участников судебного дискурса, как языковых личностей
1.3.1. Языковая личность
1.3.2 Коммуникативные стратегии и тактики, применяемые участниками судебного дискурса
1.3.3 Особенности стратегии психологического воздействия……………….20
Глава 2. Влияние фактора адресата на языковую реализацию стратегии психологического воздействия в судебном дискурсе………………………..25
2.1. Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей
2.1.1 Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей со стороны прокуроров
2.1.2 Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей со стороны адвокатов
2.2. Способы оказания психологического воздействия на обвиняемое лицо..35
2.3. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей……….41
2.3.1. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей со стороны прокуроров
2.3.2. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей со стороны адвокатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений
Приложение
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического воздействия в судебном дискурсе
1.1 Дискурс и его анализ в современной лингвистике………………………....6
1.1.1 Понятие дискурса
1.1.2 Подходы к изучению дискурса ………………………….………………..8
1.2 Основные характеристики судебного дискурса…………….……………10
1.2.1. Судебный дискурс с точки зрения социо- и прагмалингвистики…….10
1.2.2 Судебный дискурс как юридический тип институционального дискурса и его жанрово-стилистические особенности
1.3 Стратегии и тактики поведения участников судебного дискурса, как языковых личностей
1.3.1. Языковая личность
1.3.2 Коммуникативные стратегии и тактики, применяемые участниками судебного дискурса
1.3.3 Особенности стратегии психологического воздействия……………….20
Глава 2. Влияние фактора адресата на языковую реализацию стратегии психологического воздействия в судебном дискурсе………………………..25
2.1. Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей
2.1.1 Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей со стороны прокуроров
2.1.2 Способы оказания психологического воздействия на судей и присяжных заседателей со стороны адвокатов
2.2. Способы оказания психологического воздействия на обвиняемое лицо..35
2.3. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей……….41
2.3.1. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей со стороны прокуроров
2.3.2. Способы оказания психологического воздействия на свидетелей со стороны адвокатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Список сокращений
Приложение
Настоящая работа посвящена изучению языковых средств, реализующих стратегию психологического воздействия в коммуникативной ситуации судебного заседания, в том числе с позиций влияния фактора адресата на выбор коммуникативной тактики.
Актуальность данной работы обусловлена недавним интересом лингвистов к коммуникации в судебном дискурсе ввиду ее значительного влияния на характер выносимых судом решений и необходимости наличия у участников судебного процесса высокой коммуникативной компетенции.
Объектом исследования являются речевые произведения профессиональных участников судебного процесса, оказывающих психологическое воздействие на адресата.
Предметом исследования являются прагматические особенности реализации стратегии психологического воздействия профессиональными участниками судебного дискурса в американском варианте английского языка.
Новизна исследования заключается в том, что реализация стратегии психологического воздействия на материале американского варианта английского языка ранее не становилась предметом отдельного исследования и представляет большой интерес. Особенности психологического воздействия в судебном дискурсе в рамках американской коммуникативной культуры являются еще недостаточно изученными.
Теоретической базой исследования стали работы таких ученых как Т. А. Дейк, О.С. Иссерс, В. И. Карасик, Макаров М. Э.Ш. Никифорова, И. А. Стернин, О. Н. Тютюнова,D.M.Levy, B.Schiffrin и других.
Цель исследования состоит в выявлении прагматических особенностей и закономерностей языковой реализации стратегии психологического воздействия профессиональными участниками судебного дискурса в зависимости от фактора адресата.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение дискурса и обозначить подходы к его изучению;
2. Описать отличительные особенности судебного дискурса как подвида юридического;
3. Выявить и описать наиболее частотные тактики, используемые профессиональными участниками судебного дискурса при реализации стратегии психологического воздействия;
4. Определить, какое влияние оказывает фактор адресата на выбор тактики профессиональными участниками коммуникации;
5. Выявить и проанализировать языковые средства, используемые коммуникантами при реализации тактик стратегии психологического воздействия.
Материал исследования составили диалоги и монологические высказывания, выбранные с около 3000 страниц текстов художественных произведений писателей Америки XX-XXI века. Методом сплошной выборки были собраны и проанализированы 85микродиалогов, из них в работу вошло 45.
Методы исследования включают описательный метод, контекстуальный, и метод функционально-прагматического анализа.
Структурно работа состоит из введения, теоретической и исследовательской глав с выводами по каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений источников и приложения
Актуальность данной работы обусловлена недавним интересом лингвистов к коммуникации в судебном дискурсе ввиду ее значительного влияния на характер выносимых судом решений и необходимости наличия у участников судебного процесса высокой коммуникативной компетенции.
Объектом исследования являются речевые произведения профессиональных участников судебного процесса, оказывающих психологическое воздействие на адресата.
Предметом исследования являются прагматические особенности реализации стратегии психологического воздействия профессиональными участниками судебного дискурса в американском варианте английского языка.
Новизна исследования заключается в том, что реализация стратегии психологического воздействия на материале американского варианта английского языка ранее не становилась предметом отдельного исследования и представляет большой интерес. Особенности психологического воздействия в судебном дискурсе в рамках американской коммуникативной культуры являются еще недостаточно изученными.
Теоретической базой исследования стали работы таких ученых как Т. А. Дейк, О.С. Иссерс, В. И. Карасик, Макаров М. Э.Ш. Никифорова, И. А. Стернин, О. Н. Тютюнова,D.M.Levy, B.Schiffrin и других.
Цель исследования состоит в выявлении прагматических особенностей и закономерностей языковой реализации стратегии психологического воздействия профессиональными участниками судебного дискурса в зависимости от фактора адресата.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение дискурса и обозначить подходы к его изучению;
2. Описать отличительные особенности судебного дискурса как подвида юридического;
3. Выявить и описать наиболее частотные тактики, используемые профессиональными участниками судебного дискурса при реализации стратегии психологического воздействия;
4. Определить, какое влияние оказывает фактор адресата на выбор тактики профессиональными участниками коммуникации;
5. Выявить и проанализировать языковые средства, используемые коммуникантами при реализации тактик стратегии психологического воздействия.
Материал исследования составили диалоги и монологические высказывания, выбранные с около 3000 страниц текстов художественных произведений писателей Америки XX-XXI века. Методом сплошной выборки были собраны и проанализированы 85микродиалогов, из них в работу вошло 45.
Методы исследования включают описательный метод, контекстуальный, и метод функционально-прагматического анализа.
Структурно работа состоит из введения, теоретической и исследовательской глав с выводами по каждой из них, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений источников и приложения
В настоящем исследовании был проведен анализ языковых средств и тактик, используемых в рамках стратегии психологического воздействия при взаимодействии коммуникантов-участников судебного дискурса.
Рассмотрев различные точки зрения на понятие дискурса, мы определили его как упорядоченное и систематизированное особым образом использование языка, выражение общественной практики в различных коммуникативных сферах, включающее в себя также социально- и культурно обусловленную ментальность общества. Судебный дискурс рассматривается как статусно-ориентированный институциональный и ритуальный тип дискурса, в котором большую роль играют формализованность, принцип неравенства сторон и концепт истинности.
Под стратегией понимается коммуникативный план говорящего, направленный на достижение определенных целей, реализуемый посредством конкретных тактик. Реализация стратегий и тактик участниками судебного дискурса будет зависеть от национальной принадлежности говорящего, типа адресата, коммуникативной ситуации и преследуемых целей.
Стратегия психологического воздействия, по нашему мнению, заключается в попытке модификации сознания и когнитивных установок реципиента, в апелляции к его эмоциям, чувствам и воле посредством суггестивных и манипулятивных тактик.
Как показало исследование, наибольшей насыщенностью в плане языковых средств отличаются монологические речи, адресованные присяжным, в силу максимальной степени подготовленности и возможности к развертыванию мысли. Однако коммуникативная ситуация взаимодействия со свидетелями превосходит остальные по количеству и разнообразию тактик. Минимальным набором тактик характеризуется коммуникация с обвиняемыми. (Результаты исследования представлены в таблице, приведенной в приложении).Для их реализации используются различные языковые средства.
Так, наиболее универсальным средством реализации тактик можно назвать использование оценочной и эмоциональной лексики, а также лексем определенного семантического поля. В условиях монологической речи такая лексика служит ключевым средством реализации тактики создания «круга своих» и «круга чужих», предупреждения, апелляции к эмоциям и принципам справедливости и интенсификации, а также тактики вежливости и комплимента. В диалогической речи она выполняет вспомогательную функцию при оказании давления, интенсификации, запугивании, высмеивании и упреке. С помощью таких фигур речи как эпитет и метафора в основном апеллируют к эмоциям, а сравнение используется для высмеивания.
На градации строится тактика интенсификации. Лексические повторы используются при апелляции к эмоциям и создании «круга своих» и «круга чужих», а также составляют прием выделения информации в рамках тактики высмеивания. Категория модальности представлена главным образом глаголами с семой долженствования и потому лежит в основе тактик оказания давления и апелляции к принципу справедливости.
Анафора используется для реализации тактики интенсификации, предупреждения, а также оказания давления, навязывания пресуппозиции и экспликации в целях выделения той или иной информации. Параллелизм применяется для создания единого образа, проведения аналогий в тактике создания «круга чужих» и тактике высмеивания.
Вопросительные конструкции в монологической речи могут составлять тактику имитирования диалога и служить цели установления контакта с аудиторией. Риторические вопросы обладают способностью привлечения внимания к выражаемому ими смыслу, поэтому используются при апелляции к принципам справедливости и презумпции невиновности. Они также повышают эмоциональный тон высказывания. Особую роль играют разделительные вопросы. Они являются основным средством тактики перефразирования (наряду с уточняющими) и могут передавать не только точку зрения оратора, но и насмешку, упрек, эксплицированное сомнение; могут способствовать интенсификации и оказанию давления. Вопросы, содержащие новую для реципиента (зачастую им является коллегия присяжных) информацию называются информирующими и реализуют тактику экспликации. Наводящие вопросы, содержащие предположение, которое оратор хотел бы внушить адресату, служат для реализации стратегии навязывания пресуппозиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия психологического воздействия имеет множество способов реализации и является эффективным средством речевого воздействия, активно используемым профессиональными участниками судебного дискурса.
Рассмотрев различные точки зрения на понятие дискурса, мы определили его как упорядоченное и систематизированное особым образом использование языка, выражение общественной практики в различных коммуникативных сферах, включающее в себя также социально- и культурно обусловленную ментальность общества. Судебный дискурс рассматривается как статусно-ориентированный институциональный и ритуальный тип дискурса, в котором большую роль играют формализованность, принцип неравенства сторон и концепт истинности.
Под стратегией понимается коммуникативный план говорящего, направленный на достижение определенных целей, реализуемый посредством конкретных тактик. Реализация стратегий и тактик участниками судебного дискурса будет зависеть от национальной принадлежности говорящего, типа адресата, коммуникативной ситуации и преследуемых целей.
Стратегия психологического воздействия, по нашему мнению, заключается в попытке модификации сознания и когнитивных установок реципиента, в апелляции к его эмоциям, чувствам и воле посредством суггестивных и манипулятивных тактик.
Как показало исследование, наибольшей насыщенностью в плане языковых средств отличаются монологические речи, адресованные присяжным, в силу максимальной степени подготовленности и возможности к развертыванию мысли. Однако коммуникативная ситуация взаимодействия со свидетелями превосходит остальные по количеству и разнообразию тактик. Минимальным набором тактик характеризуется коммуникация с обвиняемыми. (Результаты исследования представлены в таблице, приведенной в приложении).Для их реализации используются различные языковые средства.
Так, наиболее универсальным средством реализации тактик можно назвать использование оценочной и эмоциональной лексики, а также лексем определенного семантического поля. В условиях монологической речи такая лексика служит ключевым средством реализации тактики создания «круга своих» и «круга чужих», предупреждения, апелляции к эмоциям и принципам справедливости и интенсификации, а также тактики вежливости и комплимента. В диалогической речи она выполняет вспомогательную функцию при оказании давления, интенсификации, запугивании, высмеивании и упреке. С помощью таких фигур речи как эпитет и метафора в основном апеллируют к эмоциям, а сравнение используется для высмеивания.
На градации строится тактика интенсификации. Лексические повторы используются при апелляции к эмоциям и создании «круга своих» и «круга чужих», а также составляют прием выделения информации в рамках тактики высмеивания. Категория модальности представлена главным образом глаголами с семой долженствования и потому лежит в основе тактик оказания давления и апелляции к принципу справедливости.
Анафора используется для реализации тактики интенсификации, предупреждения, а также оказания давления, навязывания пресуппозиции и экспликации в целях выделения той или иной информации. Параллелизм применяется для создания единого образа, проведения аналогий в тактике создания «круга чужих» и тактике высмеивания.
Вопросительные конструкции в монологической речи могут составлять тактику имитирования диалога и служить цели установления контакта с аудиторией. Риторические вопросы обладают способностью привлечения внимания к выражаемому ими смыслу, поэтому используются при апелляции к принципам справедливости и презумпции невиновности. Они также повышают эмоциональный тон высказывания. Особую роль играют разделительные вопросы. Они являются основным средством тактики перефразирования (наряду с уточняющими) и могут передавать не только точку зрения оратора, но и насмешку, упрек, эксплицированное сомнение; могут способствовать интенсификации и оказанию давления. Вопросы, содержащие новую для реципиента (зачастую им является коллегия присяжных) информацию называются информирующими и реализуют тактику экспликации. Наводящие вопросы, содержащие предположение, которое оратор хотел бы внушить адресату, служат для реализации стратегии навязывания пресуппозиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что стратегия психологического воздействия имеет множество способов реализации и является эффективным средством речевого воздействия, активно используемым профессиональными участниками судебного дискурса.
Подобные работы
- ПРЯМОЙ И КОСВЕННЫЙ СПОСОБЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АМЕРИКАНСКОМ СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УСТНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА НА ПРИМЕРЕ РЕЧЕЙ АДВОКАТОВ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Функционирование англоязычного судебного дискурса
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Реализация лингвопрагматических стратегий успешного человека в английском и русском языках (и их применение на уроках английского языка в СОШ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ УСТНОЙ ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (на
материале исследования речевого кода видео «Youtube» канала
«Колдунья Татьяна Московская»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ЯЗЫКОВАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ В ЗАГОЛОВКАХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ СТЕРЕОТИПА В МАНИПУЛЯТИВНЫХ СТРАТЕГИЯХ В ДИСКУРСЕ БРИТАНСКИХ СМИ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ИНФОРМАЦИОННО¬ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ: ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ)
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Речевая агрессия в дискурсе российско-американских политических отношений
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021



