Работа над словом на уроках русского языка и литературного чтения
|
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Основы изучения слова в школе.............................................................4
1.1. Слово – центральная категория языка............................................................4
1.2. Работа над словарными словами в начальной школе.................................14
1.3. Изучение многозначных слов........................................................................18
Глава 2. Методика работы над словом на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.1. Методика работы со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.2. Работа над многозначными словами............................................................26
Заключение.............................................................................................................35
Список используемой литературы.......................................................................37
Глава 1. Основы изучения слова в школе.............................................................4
1.1. Слово – центральная категория языка............................................................4
1.2. Работа над словарными словами в начальной школе.................................14
1.3. Изучение многозначных слов........................................................................18
Глава 2. Методика работы над словом на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.1. Методика работы со словарными словами на уроках русского языка и литературного чтения............................................................................................22
2.2. Работа над многозначными словами............................................................26
Заключение.............................................................................................................35
Список используемой литературы.......................................................................37
Анализ приемов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что все ее многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, учителя делают акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. Педагоги избегают употребления сложных лексических терминов и понятий, делая главной целью словарной работы на уроках русского языка – умение правильно писать слова и не делать ошибок в предложениях. Несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно – орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. А наиважнейший элемент развития речи – обогащение словарно – лексического запаса.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.
Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
.............
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается с бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы на уроках русского языка.
Актуальность проблемы определила цель – создать систему словарной работы в начальной школе.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
определить содержание и условия словарной работы на уроках русского языка в начальной школе;
.............
В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Од¬нако в школьный курс лексики входят и некоторые све¬дения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (тол¬ковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологиче-ском словаре).
Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме¬нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп¬пами слов).
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на заня¬тиях по лексике слово изучается как единица лексиче¬ской системы и задача обогащения словаря хотя и сто¬ит, но не является ведущей, в то время как для словар¬ной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опира-ется на знания, приобретенные в процессе изучения лек¬сики.
Роль изучения многозначности слова в школе для повы¬шения культуры речи ученика, а следовательно, и его общей культуры трудно переоценить понимание нескольких значе¬ний многозначных слов и умение правильно их-употреблять в разных значениях обогащает словарь школьника (не расши¬ряя его количественно, увеличивая смысловую нагружу из¬вестных ему слов), предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи учащихся. При правильно поставленном изу¬чении многозначного слова (расширяются синонимические ря¬ды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а следовательно, обогащаются выразительные возможности языка учащихся.
В результате знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований ученик получает воз¬можность распространить приемы определения разных зна¬чений слова на непонятные ему слова; его будут интересо¬вать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершен¬ствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.
Лексика как раздел науки о языке в начальной школе изучают и в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка) и в нормативно-практическом (формирование у них уме¬нии применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими груп¬пами слов).
Несмотря на то, что словарная работа и изучение лексики имеют один и тот же объект — слово, на заня¬тиях по лексике слово изучается как единица лексиче¬ской системы и задача обогащения словаря хотя и сто¬ит, но не является ведущей, в то время как для словар¬ной работы эта задача основная. Однако следует иметь в виду, что расширение словарного запаса учащихся происходит гораздо интенсивнее, если эта работа опира-ется на знания, приобретенные в процессе изучения лек¬сики.
Роль изучения многозначности слова в школе для повы¬шения культуры речи ученика, а следовательно, и его общей культуры трудно переоценить понимание нескольких значе¬ний многозначных слов и умение правильно их-употреблять в разных значениях обогащает словарь школьника (не расши¬ряя его количественно, увеличивая смысловую нагружу из¬вестных ему слов), предупреждает и исправляет недочеты в употреблении многозначных слов, обогащает и упорядочивает синтаксис речи учащихся. При правильно поставленном изу¬чении многозначного слова (расширяются синонимические ря¬ды слов, совершенствуется механизм подбора антонимов, а следовательно, обогащаются выразительные возможности языка учащихся.
В результате знакомства со структурой многозначных слов, типами переносов наименований ученик получает воз¬можность распространить приемы определения разных зна¬чений слова на непонятные ему слова; его будут интересо¬вать закономерности сочетания слова в разных значениях с другими словами, при чтении он будет устанавливать типы этих связей. Он будет думать над языком. Будет совершен¬ствоваться техника целесообразного отбора языковых средств определенного стиля речи, так как при изучении полисемии нельзя не затронуть вопроса о разной стилистической окрашенности, принадлежности слова с разными значениями к определенным стилям речи.
Подобные работы
- Реализация интегрированного подхода в процессе развита речи младших школьников («Русский язык» и «Литературное чтение»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Формирование у младших школьников умения формулировать основную мысль текста (Методика русского языка и литературного чтения, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Обогащение словаря учащихся начальных классов именами существительными - наименованиями одежды в процессе изучения русского языка и литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Особенности работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА АЛГОРИТМОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



