Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. 4
1.1 Понятие «коррекционно – развивающая работа» 4
1.2 Характеристика особенностей младшего школьного возраста 7
1.3 Особенности внимания младших школьников 10
Глава 2. Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания. 13
2.1. Пояснительная записка 13
2.2. Цели, задачи, этапы работы, реализация программы 15
2.3 Ожидаемый результат 16
2.4. Организация условий проведения занятия 17
2.5 План коррекционно - развивающего занятия по развитию внимания младших школьников 19
Заключение 21
Список литературы 24
Приложение 1 26
Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно - воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в младшем школьном возрасте формируются основные психические процессы, в частности и внимание. Для учителя начальной школы проблема развития и коррекции внимания является актуальной всегда, так как учебная деятельность требует сосредоточения и внимания.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей, учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности.
Таким образом, цель данного исследования заключается в анализе коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели нами поставлены следующие задачи:
На основе теоретического анализа литературы по проблеме коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у младших школьников нами были сделаны следующие умозаключения.
При планировании и проведении коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у младших школьников необходимо учитывать ряд особенностей:
1. Учитывать специфику коррекционной работы как педагогического феномена. Четко ставить перед собой цели и задачи, необходимые для более гладкого пути к намеченной цели. В соответствии с целями будет выстраиваться вся коррекционная работы.
2. Необходимо учитывать специфику, возрастные и психологические особенности младших школьников. Методы, формы и средства обучения, а также продолжительность рабочего времени для обучающегося должны быть комфортными и соразмерными с его возрастными способностями.
3. Для того, чтобы правильно выстроить цели по коррекции внимания младшего школьника необходимо знать каким внимание должно быть у младшего школьника, его особенности и виды.
4. При составлении программы по коррекции и развитию внимания необходимо учитывать условия для реализации программы.
5. Занятия по коррекционно – развивающей работе должны иметь определенную структуру, а также не должны перегружать и утомлять обучающегося младшего школьного возраста.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 1994. – 254 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. – 457 с.
3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М..1976. – 230 с.
4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974. – 147 с.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 265 с.
6. Гассиева М.Н. Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/3290-korrekchionno-razvivaushaj-rabota.html (дата обращения: 26.09.2017)
7. Коррекционно – развивающая программа направленная на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayuschaja-programa-napravlenaja-na-razvitie-vnimanija-u-slabovidjaschih-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 26.09.2017)
8. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Владос, 1995. – 587 с.
9. Нуркова В.В. Психология. - М.: Юрайт, 2004. – 475 с.
10. Особенности внимания младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://psixologiya.org/vozrastnaya/vnimanie/1559-osobennosti-vnimaniya-mladshix-shkolnikov.html (дата обращения: 26.09.2017