Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Теоретические аспекты проблемы

Работа №13013

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы28
Год сдачи2018
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
602
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. 4
1.1 Понятие «коррекционно – развивающая работа» 4
1.2 Характеристика особенностей младшего школьного возраста 7
1.3 Особенности внимания младших школьников 10
Глава 2. Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания. 13
2.1. Пояснительная записка 13
2.2. Цели, задачи, этапы работы, реализация программы 15
2.3 Ожидаемый результат 16
2.4. Организация условий проведения занятия 17
2.5 План коррекционно - развивающего занятия по развитию внимания младших школьников 19
Заключение 21
Список литературы 24
Приложение 1 26


Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно - воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в младшем школьном возрасте формируются основные психические процессы, в частности и внимание. Для учителя начальной школы проблема развития и коррекции внимания является актуальной всегда, так как учебная деятельность требует сосредоточения и внимания.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей, учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности.
Таким образом, цель данного исследования заключается в анализе коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста. Для реализации данной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы коррекционной работы по развитию внимания
2. Проанализировать понятие коррекционно – развивающая работа
3. Определить психологические и возрастные особенности младшего школьного возраста
4. Проанализировать особенности внимания младших школьников
5. Разработать программу коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста
Объект данной контрольной работы: коррекционно - развивающая работа.
Предмет: коррекционно – развивающая работа по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.



















Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
1.1 Понятие «коррекционно – развивающая работа»

Понятие коррекционно – развивающая работа известно каждому педагогу. Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого - медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. [7]
Как и любая деятельность педагога, коррекционно – развивающая работа имеет ряд специфических черт и особенностей. На основе анализа литературы по данной проблематике нами был сделан вывод об особенностях подобного вида деятельности. Итак, коррекционно – развивающая работа по своей сущности имеет ряд особенностей:
1. создание положительной психологической атмосферы;
2. задания выполняются в игровой форме;
3. отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
4. для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий обучающимися, но на более высоком уровне трудности.
Коррекционно – развивающая работа строится на определенных специфических принципах.
Во – первых: коррекционная работа должна соответствовать возрасту обучающегося. В соответствии с возрастными особенностями ребенка выстраивается линия работы, устанавливается цель и определяются основные методы, формы и средства работы.
Во – вторых: коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период. Стоит обратить внимание на то, что коррекционно -развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства. [11]
В - третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.
В - четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе.
Коррекционно – развивающая работа строится на принципах системности, комплексности, индивидуализации. Принцип системности реализуется по средствам непрерывности, преемственности занятий и программ по коррекционно развивающей работе.
Принцип комплексности лежит в основе любой педагогической деятельности. Комплексный подход есть единство форм, методов и средств достижения результата.
Важно, чтобы коррекционная работа не проводилась лишь в групповых формах занятий, но и индивидуально. Как показывает практика, обучающиеся, с нарушением психических функций довольно часто требуют особого подхода и не всегда работа в группах является комфортной для школьника. Однако, групповая работа способствует раскрытию обучающегося, его творческого потенциала.
Таким образом, коррекционно - развивающая работа имеет ряд функций: коррекция, формирование, развитие и доразвитие. Коррекционная работа подготавливает фундамент для дальнейшего развития ребенка.
Главной целью коррекционно – развивающей работы является компенсация пробелов в развитии психических функций, характерных для определенного возрастного периода развития.






















1.2 Характеристика особенностей младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. На смену игровой деятельности приходит деятельность учебная, она становится ведущей. В младшем школьном возрасте расширяется круг коммуникаций ребенка, он постепенно входит в новый, неизвестный ранее тип общественных отношений. Младший школьные возраст – это период адаптации и перелома привычного образа жизни.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Данные характеристики связаны непосредственно с новым видом ведущей деятельности – учебной.
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако, наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. [12] Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. [12]
Несмотря на то, что младший школьный возраст это закладка фундамента для дальнейшего развития и становления обучающегося в обществе, данный возрастной период являет собой ряд трудностей. Особо сложным для ребенка являются первые месяцы обучения. Ребенок постепенно приучается себя контролировать, концентрировать внимание на учебной деятельности. Действительно, психологи утверждают, что переход ребенка из дошкольной образовательной организации в общеобразовательную – стресс. Именно по этой причине необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в данный период. Задача педагога и родителей заключается в создании комфортных условий для формирования навыков и органически слаженных психических процессов младшего школьника. В таких условиях коррекционно – развивающая работа приобретает особенную актуальность.






















1.3 Особенности внимания младших школьников

Из вышеизложенных положений мы пришли к умозаключению о том, что в младшем школьном возрасте формируются основные психические процессы. Ребенок учится контролировать себя, совершать деятельность произвольно. Для осуществления учебной деятельности ребенку приходится прикладывать ряд усилий.
Не секрет, что учебная деятельность и в принципе образование, требует от обучающегося повышенного внимания. Внимание есть фундамент для запоминания и развития памяти.
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание. Само это внимание становится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием. [10]
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются:
1. сравнительная слабость произвольного внимания
2. Низкий уровень устойчивости произвольного внимания устойчивость. [10]
Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.
Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обра­тить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.
Сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того, как расширяется круг ин­тересов ребенка, и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается. [10]




























Глава 2. Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания.
2.1. Пояснительная записка

Современная система образования предъявляет достаточно серьезные требования к уровню развития психических процессов младших школьников. На сегодняшний день тенденции развития младших школьников лежат в плоскости пониженного развития психических процессов. Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей, учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности.
Рекомендуемый возраст обучающихся: 6-7 лет. Программа рассчитана на 1 учебный год.
Данная программа объёмом 23 часа ориентирована на групповую форму работы. Рекомендуемая численность группы 6-10 человек. В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности.
Данная программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.





















2.2. Цели, задачи, этапы работы, реализация программы

Данная коррекционно – развивающая программа направлена на преодоление низкого уровня внимание и его повышение. Цель программы: коррекция и развитие внимание младших школьников. Для реализации цели нами поставлены следующие задачи:
1. Продолжить формирование умений вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание.
2. Продолжить развитие объёма, точности, мобилизационной готовности и уверенности в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Продолжить развитие волевой сферы.
4. Продолжить формирование навыка мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Продолжить формирование социальных и коммуникативных умений, необходимых для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
Этапы работы:
1. Подготовительный. Данном этапе происходит выявление, путем психолого – педагогической диагностики детей, страдающих трудностями в обучении по причине задержек в развитии внимания.
2. Основной этап. Формирование групп. Разработка программы. Составление планов занятий. Непосредственная коррекционно – развивающая работа.
3. Этап диагностики промежуточных результатов. Рекомендуется проводить в промежутке после каждых 10 занятий.
4. Итоговая диагностика. Анализ работы.



2.3 Ожидаемый результат

Прогнозируемый результат: у детей прошедших курс занятий по данной программе:
1. повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания;
2. увеличение объема вербальной и зрительной памяти;
3. формирование приёмов запоминания;
4. повышение уровня развития смысловой памяти;
5. формирование самостоятельности в выполнении заданий.
Систематические, комплексные занятия коррекционно – развивающей работы по развитию внимания способны не только активизировать внимание обучающегося, но и способствуют развитию других психических процессов таких как, память, запоминание, самостоятельность.

















2.4. Организация условий проведения занятия

Данная программа рассчитана на 23 аудиторных часа. Программа составлена для групповой формы работы.
Рекомендуемая численность группы 6-10 человек – оптимальное количество для коррекционной работы. В группу включаются обучающиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности.
Данная программа включает в себя 23 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия составляет 25 - 30 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течении 40 минут проводятся индивидуальные занятия с обучающимися, испытывающими трудности в работе в группе.
Требования к помещению и оборудованию для занятий: кабинет для занятий должен быть оборудован столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности».
В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы.
Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе теоретического анализа литературы по проблеме коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у младших школьников нами были сделаны следующие умозаключения.
При планировании и проведении коррекционно – развивающей работы по развитию внимания у младших школьников необходимо учитывать ряд особенностей:
1. Учитывать специфику коррекционной работы как педагогического феномена. Четко ставить перед собой цели и задачи, необходимые для более гладкого пути к намеченной цели. В соответствии с целями будет выстраиваться вся коррекционная работы.
2. Необходимо учитывать специфику, возрастные и психологические особенности младших школьников. Методы, формы и средства обучения, а также продолжительность рабочего времени для обучающегося должны быть комфортными и соразмерными с его возрастными способностями.
3. Для того, чтобы правильно выстроить цели по коррекции внимания младшего школьника необходимо знать каким внимание должно быть у младшего школьника, его особенности и виды.
4. При составлении программы по коррекции и развитию внимания необходимо учитывать условия для реализации программы.
5. Занятия по коррекционно – развивающей работе должны иметь определенную структуру, а также не должны перегружать и утомлять обучающегося младшего школьного возраста.
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.
2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.
4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.
При построении коррекционно – развивающей работы по развитию внимания младших школьников необходимо учитывать, что учебная деятельность для них нечто новое, неизведанное. Период перехода из дошкольной организации в общеобразовательную, является для обучающихся стрессовым. Для продуктивной коррекционно – развивающей деятельности важно создать благоприятную, комфортную атмосферу занятий, которые бы вызывали у ребенка желание присутствовать на них и получать полезное действие.
Для продуктивного проведения занятий коррекционно – развивающей деятельности необходимо уделять внимание консультативной работе с родителями обучающихся, повышать их педагогическую компетентность, дл я того, чтобы за пределами школы коррекция развития продолжалась и дома.
Важно помнить, что наряду с групповыми занятиями необходимо планировать и проводить индивидуальную работу для детей, склонных к интровертизму.



1. Андреев О.А. Тренируйте внимание. - М,: Просвещение. 1994. – 254 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973. – 457 с.
3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. - М..1976. – 230 с.
4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. - М.; Педагогика, 1974. – 147 с.
5. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 265 с.
6. Гассиева М.Н. Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы. [Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/3290-korrekchionno-razvivaushaj-rabota.html (дата обращения: 26.09.2017)
7. Коррекционно – развивающая программа направленная на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayuschaja-programa-napravlenaja-na-razvitie-vnimanija-u-slabovidjaschih-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 26.09.2017)
8. Немов Р.С. Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Владос, 1995. – 587 с.
9. Нуркова В.В. Психология. - М.: Юрайт, 2004. – 475 с.
10. Особенности внимания младших школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://psixologiya.org/vozrastnaya/vnimanie/1559-osobennosti-vnimaniya-mladshix-shkolnikov.html (дата обращения: 26.09.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ