Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Содержание государственной социальной политики 6
1.1. Сущность и правовая основа государственной социальной политики 6
1.2. Основные направления государственной социальной политики 12
ГЛАВА 2. Текущий и перспективный анализ государственной социальной политики 17
2.1. Текущий анализ государственной социальной политики 17
2.2 Перспективный анализ социальной политики 26
ГЛАВА 3. Актуальные проблемы правового регулирования государственной социальной политики и предложения по его совершенствованию 31
3.1. Актуальные проблемы правового регулирования государственной социальной политики 31
3.2. Разработка предложений по совершенствованию правового регулирования государственной социальной политики 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность темы настоящей работы «Социальная политика РФ» обусловлена, тем она предполагает комплексное научное исследование вопросов организации социального обеспечения незащищенных слоев населения в нашей стране. Статьей 7 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством. Это означает, что государство гарантирует создание условий для обеспечения каждому человеку необходимого экономического уровня жизни, государство гарантирует заботу о здоровье населения, создаёт предпосылки для свободного развития личности и берёт на себя заботу или оказывает помощь тем категориям граждан, которые не могут достойно жить на свои доходы. В рамках данного направления формируется социальная политика государства.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, социальная политика государства является важнейшем направлением деятельности государства. От организации социальной политики зависит качество жизни населения, порядок оказания медицинской помощи, поддержки нуждающимся слоям населения. Социальная политика направлена на повышение эффективности политической и экономической системы, на реализацию социальной защиты наименее обеспеченных слоёв населения.
Несмотря на свою колоссальную значимость социальная политика сталкивается с целым рядом проблем. Кроме того, организация социальной политики вызывает массу спорных вопросов. Так за последние годы существенной критике подверглись вопросы повышения пенсионного возраста, роста цен на лекарства. Открытым остается вопрос социальной поддержки безработных граждан, малоимущих и многодетных семей. Достаточно частой практикой является нарушение норм права социального обеспечения нуждающихся слове населения. Также многие меры не имеют должного уровня эффективности, что не способствует повышению качества жизни населения и росту благосостояния. Меры поддержки ветеранов и инвалидов также недостаточно эффективны. На практике реализация социальной политики сталкивается с большим числом организационно-правовых проблем. Все это доказывает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере социальной политики.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие реализацию социальной политики в нашей стране.
Цель работы – исследовать особенности реализации социальной политики в РФ.
Исходя из всего вышеизложенного, в работе решаются следующие задачи:
1. изучить сущность и правовую основу социальной государственной политики;
2. охарактеризовать основные направления государственной социальной политики;
3. провести текущий анализ государственной социальной политики;
4. представить перспективный анализ государственной социальной политики;
5. выделить актуальные проблемы правового регулирования государственной социальной политики;
6. разработать предложения по совершенствованию правового регулирования государственной социальной политики.
Настоящая работа основана на актуальных нормативно-правовых актах. Основными из них являются Конституция Российской Федерации, федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие.
В настоящей дипломной работе использованы труды известных авторов в сфере права социального обеспечения. Среди основных можно выделить М.А. Афанасьева, Ю.В. Быковской, В.П. Галаганова, И.В. Григорьева, И.И. Дивеевой и других.
Методами исследования права послужили: диалектический метод познания, общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза информации, обобщения. Также широко применялся формально-логический метод, метод системного подхода, юридической герменевтики и другие методы.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Первая глава посвящена общей характеристике организации и правового регулирования социальной политики государства
Вторая глава посвящена исследованию текущего и перспективного состояния социальной политики.
Третья глава посвящена актуальным проблемам организации социальной политики и направлениям их решения.
По результатам проведенного исследования уместно сделать следующие выводы.
Социальная политика – это внутренняя функция государства, направленная на помощь и поддержку граждан своей страны. Её целями являются защита граждан, улучшение уровня жизни, забота о здоровье населения, демографическая политика, поддержка семейных ценностей и борьба с неравенством. Правовые основы социальной политики играют важную роль в определении основных принципов и целей государства в этой сфере. Однако для эффективной реализации конституционных норм необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и практики его применения, а также адаптация социальной политики к изменяющимся условиям общества и международной обстановки.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основные направления социальной политики направлены на обеспечение благополучия и развитие общества. Они включают в себя повышение уровня жизни населения, формирование эффективной системы социальной защиты, регулирование трудовых отношений, занятости и миграционных процессов, совершенствование пенсионной системы и системы здравоохранения и социального страхования. Реализация этих направлений позволит государству обеспечить социальную справедливость, ответственность и гарантии для всех граждан.
Текущий анализ социальной политики РФ позволяет сделать вывод о том, что она является одним из ключевых аспектов функционирования государства, направленным на обеспечение благополучия и социальной защищённости населения. Особенность текущей социальной политики в РФ заключается в том, что она унаследована от советской модели, однако с течением времени ценностный ряд постепенно восстанавливается.
Текущий анализ социальной политики РФ позволяет убедиться в том, что для эффективной социальной защиты граждан требуется регулярный контроль и оценка реализуемых на практике мер. Текущая оценка социальной политика должна учитывать влияние внешних факторов, состояние среды, политические и экономические факторы. Такая аналитика позволяет формировать перспективы развития социальной политики в РФ.
Перспективный анализ государственной социальной политики показывает, что она направлена на обеспечение устойчивого развития общества и повышение качества жизни населения. Реализация приоритетных направлений и мер позволит достичь поставленных целей и создать условия для гармоничного развития граждан. Расходы на социальную политику составят 7,6 трлн руб. в 2025 г. и 7,8 трлн руб. в 2026 г., по сравнению с параметрами действующего трехлетнего бюджета и бюджетного прогноза это на 7 и 4% больше. Траты на нацэкономику сократятся – до 3,3 трлн руб. в 2025 и 2026 гг. При этом в следующем году расходы по этому направлению вырастут на 11% относительно действующего бюджета, а в 2025 г. – снизятся на 9%. Уместно сделать вывод о том, что социальная политика должна учитывать влияние факторов внешней среды. Неблагоприятная политическая и экономическая ситуация в стране снижает качество жизни и требует реализации соответствующих мер поддержки.
Для оценки эффективности реализуемой социальной политики был использован метод опроса. Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что большинство россиян считают социальную политику нашей страны малоэффективной. Так ответили 44 % респондентов. 20 % респондентов признали социальную политику малоэффективной. Многие респонденты отмечают, сто социальная политика несмотря на свой всеобъемлющий характер не решает текущие проблемы современного общества, а также ее реализация на практике вызывает массу спорных вопросов. Проблема прозрачности и открытости, проблема бюрократии, низкий уровень информирования граждан – все это снижает эффективной современной социальной политики.
В качестве достоинства можно отметить тот факт, что 16 % респондентов отметили, что социальная политика за последние годы достигла высоких результатов и позволило преодолеть отдельные социальные проблемы. Согласно данным опроса респонденты отмечают, что в совершенствовании нуждается система здравоохранения, поддержка старшего поколения и система пенсионного обеспечения.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рекомендован ряд мер по совершенствованию социальной политики.
Во-первых, рекомендована создать единую систему категорий граждан, имеющих потенциальное право на меру социальной поддержки, которая будет трактовать определенные характеристики «достижений» лица и оценивать степень необходимости ее предоставления.
Во-вторых, перераспределить финансовые средства федерального бюджета, направляемые на предоставление мер социальной поддержки в целях противодействия неравномерного присвоения права на такую поддержку граждан, находящихся в одинаковой жизненной ситуации.
В-третьих, исключить правовое дублирование нормативно-правовых актов РФ и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Закон, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки и определяющий льготную категорию граждан должен быть один. Тогда, все права граждан будут соблюдены.
В-четвертых, для решения финансовых проблем уместно развивать государственно-частное партнерство и волонтерскую деятельность.
Уместно признать для повышения эффективности реализации социальной политики требуется системный подход к реализации социальной политики.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ с учетом итогов референдума 2020 г.) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
2 Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 11.06.2021) //Собрание законодательства РФ, 1999, №29, Ст. 3699.
3 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2019) // Собрание законодательства РФ, 2013, № 52 (часть I), ст. 7007
4 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 05.04.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 2 декабря
5 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2015, №29, Ст.4350.
Научная и учебная литература
6 Асжина, М.А. Основы экономической теории. - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1996. 218 с
7 Афанасьев, М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
8 Аверин, А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: РАГС, 2010. 128 с
9 Быковская, Ю.В. Социальная политика в органах внутренних дел зарубежных стран. Монография. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 143
10 Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации : учебник. — Москва : КноРус, 2021. — 153 с.
11 Григорьев, И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
12 Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
13 Гужеченко Л.Т. Социальная политика РФ: содержание, основные проблемы и направления решений / Л.Т. Гужеченко, А.С. Ларина // Вестник ИЭАУ. 2023. № 39. С. 1.
14 Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
15 Дугарская, Т.А. Сущность и содержание понятия «социальная защита населения» // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: сб. науч. статей. Москва,2019. С.112–119.
16 Егорова, Д.Д. Трансформация социальной политики в современной России // Д.Д. Егорова // Вопросы студенческой науки. – 2020. – №8.
17 Замараева, З. П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: учебник для бакалавров. — Москва : Дашков и К, 2018. — 174 c
18 Захарова, Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2019. 170 с.
19 Кожевников, М.В. Социальная защита населения: ее сущность и значение // Социальные науки. 2019. №1. С. 76–81
20 Коренева, К.В. Проблемы правового регулирования социальной защиты населения в РФ // Право современной России: сб. науч. статей. Курск,2020. С. 59–61
21 Кружалина, Н.Ю. Государственное управление социальной защитой // Сборник статей магистрантов ММА–2020: сб. науч. статей.– Москва,2020. С. 240–244
22 Киварина, М.В. Социальная политика государства: сущности, цели, основные направления реализации / М.В. Киварина // Архитектура многополярного мира в XXI веке: экология, экономика, геополитика, культура и образование: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.П. Макаренко. Биробиджан, 2021 – С. 129-134.
23 Михайленко, Ю.А. О видах социального обеспечения / Ю.А. Михайленко // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. – 2021.
24 Павленок, П. Д. Методология и теория социальной работы : учебное пособие. – Москва : Инфра-М, 2020. – 271 с.
25 Право социального обеспечения России: учеб. / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2019. – С. 119–126.
26 Петров, А.В. Концепция социального государства в европейских странах / А.В. Петров // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2022. –№ 58. – С. 42–57
27 Профирьев, Б.Н. Основные направления социально-экономического развития в 2020-2024 гг. и на период до 2035 г. / Б.Н. Профирьев // Проблемы прогнозирования, 2020, №3.
28 Самыгин, С.И., Янкина И.А., Рачипа А.В. Социальная политика: Учебник для бакалавров. – М.: ИТК Дашков и К, 2019. – 224 c.
29 Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2019. 430 с.
30 Стойисавлевич, Д. Социальная политика РФ: состояние и перспективы / Д. Стойисавлевич // Экономика. Общество. Человек: сб. науч. статей. – Белгород,2023. – С.307-310.
31 Тавокин, Е.П. Социальная политика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 157 c.
32 Тонких, Э.В. Социальная защита: сущность понятия в условиях рыночной экономики // Вектор экономики. 2020. №9. С. 31–36.
33 Узнян, В.В. Основные направления социальной политики государства / В.В. Узнян // Инновационные тренды и драйверы устойчивого развития социально-экономических процессов в условиях перехода к цифровому обществу: сб. науч. статей. – Ставрополь,2023. – С. 736-739
34 Фёдорова, Н.В. Государственная и муниципальная социальная политика. – М.: КноРус, 2020. – 1016 c.
35 Основные направления расходов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/09/26/997085-osnovnie-napravleniya-rashodov-v-2024-g
36 Неравенство и бедность: данные статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13723